Просмотр содержимого документа
«Экологическая игра-викторина "Хочу всё знать!"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №65/23» г. Пензы
Экологическая игра-викторина "Хочу всё знать!"
(для учащихся 4-х классов)
Учитель:
Шелгунова Юлия Вячеславовна,
учитель начальных классов
Пенза, 2018
Цель: Обобщение изученных знаний об окружающем мире. Задачи:
Обобщать знания о планетах Солнечной системы, о природных зонах России, об органах чувств человека.
Развивать познавательный интерес к изучению окружающего мира. Развивать связную устную речь, логическое мышление, память, воображение.
Прививать любовь и бережное отношение к животному и растительному миру, воспитывать интерес к изучению окружающего мира.
Ход мероприятия
Организационный момент.
Есть на земле огромный дом Под крышей голубой. Живут в нём солнце, дождь и гром, Лес и морской прибой. Живут в нём птицы и цветы, Весенний звон ручья, Живёшь в том светлом доме ТЫ И все твои друзья. Куда б дороги не вели Всегда ты будешь в нём. ПРИРОДОЮ родной земли Зовётся этот дом. (Л.Дайнеко)
Дорогие ребята, сегодня мы с вами побываем в удивительном мире природы: на речке, в поле, в лесу и на полянке. Побываем в гостях у животных, заглянем в царство грибов. Вас ждут интересные вопросы и весёлые игры.
От каждого класса представлена команда из 8 человек. Давайте их поприветствуем!!!
Оценивать ваши знания в ходе соревнования команд будет жюри. Болельщики тоже могут принести своей команде дополнительный балл за правильный ответ, но и за плохое поведение они могут лишить свою команду балла.
« Разминка» Кто больше даст правильных ответов за 1 минуту. ( за каждый правильный ответ по 1 баллу)
Крупное рогатое животное, которого называют «лесной великан».(лось)
Мышь, обитающая в поле. ( Полевка)
Садовый кустарник с красными или черными ягодами. (смородина)
Ядовитая змея. (кобра)
Самая большая хищная рыба. (акула)
Речной или сахарный. (песок)
Какой вред деревьям приносит сбор сока? (дерево засыхает)
Чем стрекочет кузнечик? (ногой о крыло)
Глубокие впадины, образованные временными водными потоками называются (оврагами)
Прибор для ориентирования на местности. (компас)
Дождь, снег, град - это…( осадки)
Облако на уровне земли. (туман)
Прибор для определения скорости и направления ветра. (флюгер)
Маленькая модель Земли. (глобус)
Орган вкуса.( язык)
Жилище птицы. (гнездо)
Животное, которое носит своего детеныша в сумке. (кенгуру)
Что случается с пчелой после того, как она ужалит?(погибает)
Орган обоняния. (нос)
Чем покрыто тело человека? (кожей)
Горы на физической карте обозначаются…(коричневым цветом)
Ровное или слабовсхолмленное пространство земной поверхности называется … (равниной)
Основное свойство почвы. (плодородие)
Перемещение воздуха над поверхностью Земли наз. (ветром)
Уголь, нефть, газ –это …(горючие полезные ископаемые)
Хищная большая полосатая кошка. (тигр)
Кто спит вниз головой? (летучая мышь)
Начало реки называется (истоком)
Тело рыбы покрыто …(чешуёй)
Природные углубления на поверхности Земли, заполненные водой, наз.
(озёра)
Кто бежит, выставляя вперёд задние ноги? (заяц)
Самое крупное млекопитающее животное. (кит)
В каких состояниях бывает вода? (жидком, газообразном, твёрдом)
Тело птиц покрыто… (перьями)
В состав воздуха входят: азот, кислород и …(углекислый газ).
На физической карте равнины обозначены …(зелёным цветом)
Чем сверху покрыты зубы? (эмалью)
Что приводит в движение кровь? (сердце)
I.Первая станция.«Царство растений».
Ведущий.Нашу Землю называют Зелёной Планетой. Кто подарил ей зелёный наряд?
Деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас. На крайнем севере и в жаркой пустыне. Высоко в горах, в лесу, на лугу и у самой воды. Тысячи видов, сотни тысяч названий.
Итак, в путь. Первая станция нашего путешествия «Царство РАСТЕНИЙ».
Когда ты идешь по тропинке лесной, Вопросы тебя обгоняют гурьбой. Одно «почему?» меж деревьями мчится, Летит по пятам за неведомой птицей. Другое – пчелою забралось в цветок, А третье – лягушкою скок в ручеек. «Что?» мышкой шныряет под листьями в норах, «Кто?» ищет в кустах притаившийся шорох Сидит «отчего?» на зеленом листке. «Куда?» полетело верхом на жуке. «Зачем?» вслед за ящеркой влезло на пень. Вопрос за вопросом, и так – целый день! Мы с вами, друзья, по тропинке идем Ответы искать под зеленым шатром.
1-й конкурс. Викторина «Узнай растение».
– Каждая команда внимательно слушает свой вопрос.
На какие группы можно разделить все растения? (Хвойные и цветковые).
Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света. (Одуванчик).
Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну). Почему?
Какие деревья с белой корой? (Береза, осина).
Какая ягода бывает красной, белой, жёлтой, черной? (Смородина).
На этом цветке любят гадать влюблённые девушки. (Ромашка).
Какой газ необходим для дыхания растений? (Кислород).
Это самый первый цветок, появляющийся из под снега. (Подснежник).
Какой цветок называют – царицей цветов? (Роза).
У каких деревьев листья осенью красные? (Клен, рябина).
Листья, какого дерева и без ветра трепещут? (Осина).
– Молодцы, ребята!
2-й конкурс. Кто больше составит слов – существительных из слова ПРИРОДА.
(У каждой команды лист и карандаш. Род, пир, ода, дар, ар, пора, ад, ирод, и др.).
3-й конкурс. Какие листья и плоды и на каком дереве они растут?
А пока команды работают, болельщикам предлагаем отгадать загадки и принести дополнительный балл своей команде.
Загадки
Русская красавица, Всем нам очень нравится. Бела она, стройна, Одежда зелена. (Береза).
Прямо в небо рвутся, ввысь; Ты внимательно всмотрись: Не березы, не осинки, Нет листочков, есть хвоинки. (Ели).
Вот бочонок с шапочкой, С дерева упал. Год прошел – и деревцем Маленьким он стал. (Желудь).
Ветви над рекой склонила, В реку смотрится уныло. (Ива).
Осень тихая настанет, Дивным дерево то станет: Листья – звезды яркие, Золотые, жаркие. (Клен).
Летом знойным зацветет – Сразу пчел к себе зовет. Круглые листочки, Светлые цветочки. Вкусен, сладок их нектар... Кто-то дерево узнал? (Липа).
Что за дерево такое Угощает снегирей? Снег стоит, трещат морозы, Ну а ягоды вкусней. (Рябина).
II. Вторая станция. «Царство Животных».
Лес – это большой дом, где по соседству живут самые разные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу. Послушайте стихотворение Б. Заходера
Про всех на свете.
Все-все, все на свете, На свете нужны, На свете нужны, И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись Без чудищ нелепых И даже без хищников, Злых и свирепых.
Нужны все на свете! Нужны все подряд – Кто делает мед, И кто делает яд!
Плохие дела У кошки без мышки, У мышки без кошки Не лучше делишки!
И если мы с кем-то Не очень дружны, Мы все-таки очень Друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь Лишним покажется, То это, конечно, Ошибкой окажется!
Все-все, Все на свете нужны, И это все дети Запомнить должны!
Ведущий: Главная задача человека сохранить и приумножить животный мир. Мы продолжаем наши конкурсы
Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы).
Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы).
Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери).
Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки).
Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук).
У кого на сучке кладовая? (У белки).
Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина).
Почему весной запрещена охота? (Весной пушные звери линяют, из-за чего мех обесценивается.Кроме того, у зверей весной детеныши).
Какую птицу называют «белобока»? (Сорока).
Есть на речках лесорубы В серебристо-бурых шубах Из деревьев, веток, глины Строят прочные плотины. (Бобры).
Скачет зверюшка: Не рот, а ловушка. Попадут в ловушку И комар, и мушка. (Лягушка).
Над рекою он в полёте, Этот чудо-самолётик. Над водой парит он гладкой, На цветке его посадка. (Стрекоза).
На спине я дом ношу, Но гостей не приглашу: В костяном моём дому Место только одному. (Черепаха).
Лежит верёвка, Шипит плутовка, Брать её опасно – Укусит. Ясно? (Змея).
Волны к берегу несут Парашют – не парашют Не плывёт он, не ныряет, Только тронешь – обжигает. (Медуза).
2-й конкурс. «Забавные зверюшки».
Если понаблюдать за животными, то можно увидеть много интересного и забавного. А сейчас я предлагаю командам изобразить зверей, так чтобы все догадались – КТО ЭТО?
Ведущий. Отгадайте загадку и узнаете, какая нас ждёт станция.
По дорожке, по тропинке В лес за ними мы идём. Если место попадётся, То лукошко наберём. (Грибы).
Среди даров природы, которыми богата наша страна, значительное место занимают грибы – ценный продукт питания. Собирая грибы, мы много времени проводим на свежем воздухе, вдыхаем аромат леса, любуемся красотой природы. Это очень полезное и увлекательное занятие.
А сейчас мы отправляемся за грибами.
Вы любите собирать грибы?
1-й конкурс. Игра «Собери грибочки».
(На поле разбросаны картинки грибов.Выходят по одному члену от команды).
– Кто больше соберёт грибов. (Повторить несколько раз).
– На какие группы можно разделить все грибы? (На съедобные и несъедобные).
Загадки
Вот в траве приметные Шляпки разноцветные. Вспомни ты их имя, Но не ешь сырыми! (Сыроежки).
Очень дружные ребята У пенька живут... (Опята).
Где хвоинок многовато, Поджидают нас... (Маслята).
Под осиной гриб тот, дети, В ярком красненьком берете. (Подосиновик).
У берёзок, посмотри: Здесь один, тут целых три! (Подберёзовик).
Царь грибов живёт в дубраве. Для жаркого нужен маме. (Боровик, белый).
2-й конкурс.«Собери пословицу».
Участники команд получают конвертики с разрезанным на слова текстом пословицы. По сигналу ведущего они должны открыть конверт и склеить пословицу.
(«Грибок к грибку – наберёшь и лукошко»).
Текст пословицы представляется жюри, которое оценивает правильность и скорость выполнения задания.
IV. Четвёртая станция. «Экологическая».
– Ребята, что такое «экология»?
Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее. Но не все люди помнят об этом. Вот послушайте стихотворение о горе – туристах, которые пришли отдохнуть в лес.
Прогулка. (С.Михалков)
Мы приехали на речку Воскресенье провести, А свободного местечка Возле речки не найти! Тут сидят, и там сидят: Загорают и едят, Отдыхают, как хотят, Сотни взрослых и ребят. Мы по бережку прошли И поляночку нашли. Но на солнечной полянке Там и тут пустые банки И, как будто нам назло, Даже битое стекло. Мы по бережку прошли, Место новое нашли. Но и здесь до нас сидели; Тоже пили, тоже ели, Жгли костёр, бумагу жгли – Насорили и ушли! Мы прошли, конечно, мимо – Эй, ребята! – крикнул Дима, – Вот местечко хоть куда! Родниковая вода, Чудный вид! Прекрасный пляж! Распаковывай багаж! Мы купались, загорали, Жгли костёр. В футбол играли – Веселились, как могли: Пили квас, конфеты ели, Хороводом песни пели… Отдохнули – и ушли! И остались на поляне У потухшего костра: Две разбитых нами склянки – Две размокшие баранки – Словом мусора гора. Мы приехали на речку Понедельник провести, Только чистого местечка Возле речки не нашли!
– Как вы думаете, почему в понедельник туристы не нашли чистого местечка?
– А как бы вы поступили на месте этих туристов?
– Какой вред наносят люди таким поведением?
– Какие ещё источники загрязнения природы вы знаете? (Дети перечисляют).
Конкурс«Правила друзей природы».
– Вспомните правила друзей природы ? (Называют правила по очереди).
Молодцы, ребята. Я надеюсь, когда вы будете отдыхать на природе, вы будете помнить о том, как нужно вести себя, чтобы не навредить природе.
– Вот и подошло к завершению наше путешествие в удивительный мир ПРИРОДЫ.
Слово для подведения итогов я предоставляю нашему жюри. (Награждение команд).
Литература:
Как прекрасен этот мир!.. / Ред.-сост. Л. И. Жук. – Мн. : Красико-Принт, 1998.
Учите детей отгадывать загадки / Ю. Г. Илларионова. – М. : Просвещение, 1985.
Самоанализ внеклассного мероприятия
Тема: «Хочу всё знать!»
Перед мероприятием были поставлены следующие цели и задачи:
Цель: Обобщение изученных знаний об окружающем мире. Задачи:
Обобщать знания о планетах Солнечной системы, о природных зонах России, об органах чувств человека.
Развивать познавательный интерес к изучению окружающего мира. Развивать связную устную речь, логическое мышление, память, воображение.
Прививать любовь и бережное отношение к животному и растительному миру, воспитывать интерес к изучению окружающего мира.
Данное мероприятие входит с систему мероприятий плана методической работы школы-интерната на 2015-2016 учебный год. Форма проведения данного мероприятия – экологическая игра - викторина
Психологическое обоснование выбора данного вида и содержания деятельности соответствует общим учебно-методическим задачам, уровню развития данного коллектива, возрастным особенностям обучающихся.
Проведена предварительная подготовка мероприятия. Цели мероприятия раскрыты перед учащимися убедительно, чётко, эмоционально. Работа проходила организованно, интересно.
Достигнуть поставленных целей и задач удалось. Причиной успеха является активная подготовка и участие детей в мероприятии. Проведённая работа имеет большую учебно-воспитательную ценность.
Известно, что всё необычное привлекает внимание. Нетрадиционные формы проведения самой нетривиальностью способов подачи материала вызывают повышенный интерес у учащихся и, следовательно, делают занятия более эффективными.
Для проведения экологической игры - викторины были созданы все условия: учебно-материальные, морально-психологические, эстетические, временные.
Формы работы: индивидуальная, групповая.
На мероприятии я использовала разнообразные виды деятельности, что позволило максимально активизировать деятельность учащихся. В частности такие задания, как:
Игра «Собери пословицу»
Игра «Назови детёныша».
Викторина «Узнай растение».
Конкурс « Кто больше»
Конкурс «Вычеркни лишнее»
Викторина «Лесные загадки»
Игра «Кто как кричит»
Конкурс«Правила друзей природы»
Игра «Собери грибочки».
Управление деятельностью школьников осуществлялось через стимулирование – похвалу, жетоны.
На данном внеклассном мероприятии были реализованы следующие принципы: принцип доступности, связи с жизнью, принцип научности, принцип сознательности, самостоятельности при выполнении заданий.
При подготовке мероприятия были учтены следующие особенности классов:
возрастные особенности (игровые моменты, поощрение словом, награждение)
наличие детей с ослабленным здоровьем (различные виды деятельности).
План внеклассного мероприятия выполнен, поставленные цели реализованы без перегрузки учащихся.
Утомляемость учащихся снималась с помощью смены видов деятельности,