Ход занятия.
1.Вступительное слово учителя. Эмоциональный настрой.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты мой друг.
Крепко за руку возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
- Хорошее настроение у всех?
Учитель: - Ребята! Скоро, а именно 22 апреля, во всем мире, в очередной раз, люди будут отмечать праздник «День Земли». В этот день, те, кому небезразлична судьба нашего общего дома, стараются сделать что-нибудь доброе, полезное для планеты Земля: посадить дерево, убрать мусор, сделать скворечник. А я предлагаю вам стать участниками экологической игры «Мусорознайка».
- Ребята, вы знаете, что такое экология? (Ответы детей)
Учитель: - Экология — это наука о нашем огромном доме, который называется планета Земля.
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце,
дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весенний звон ручья,
Живёшь в том светлом доме ТЫ
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нём.
ПРИРОДОЮ родной земли
Зовётся этот дом.
Учитель: - Что есть на нашей планете?(Ответы детей)
(Учитель объясняет и демонстрирует «Дом планета Земля» )
Учитель: - На планете есть много прекрасного: реки и моря, горы и водопады, деревья, цветы и травы, птицы и звери, насекомые и рыбы. А ещё природа создала людей. И мы все — соседи по планете. На нашей планете есть всё, чтобы всем её обитателям было здесь хорошо и уютно. Но давайте посмотрим вокруг. Действительно ли всё так хорошо?
Просмотр видеоролика « Природа просит о помощи»
2.Проблемная ситуация «Откуда берется мусор?»
Учитель: -Какие чувства у вас вызвали эти кадры? Почему?
- Сегодня на занятии мы поговорим о том , как сделать наш дом чище.
- А какой самый главный враг чистоты? (Ответы детей)
Учитель: - Конечно же, мусор.
- Предлагаю вам послушать одну историю, которая произошла с мальчиками из соседнего двора. (Слайд – чистая детская площадка)
Мини сценка« Во дворе» (Учитель читает текст, двое мальчиков инсценируют прочитанный текст и разбрасывают мусор)
Два друга Паша с Мишей
Гулять однажды вышли.
Есть возле их крылечка отличное местечко:
Недалеко от дома есть поле для футбола,
И разные качели, есть горка, карусели.
Гуляют наши детки,
Пьют сок, жуют конфетки,
Ну а цветные фантики
Бросают в палисадники.
От сока же картонки
Летят во все сторонки…
Весь мусор - мимо урны,
Ведь дети бескультурны!
А утром Паша с Мишей
Во двор опять свой вышли.
Что видят? На площадке
Пакеты, сор, бумажки.
На горке сок разлитый,
А там стекло разбито...
И кто все это «чудо»
Оставил здесь повсюду?
( Ответы детей)
3.Интерактивная беседа.
Учитель: - Вам, ребята, нравится такой двор? Вы хотите играть на такой площадке? Почему? (Слайд – грязная детская площадка)
(Ответы детей)
Учитель: - Кто оставляет весь этот мусор? ( Слайд с изображением мусора)
(Ответы детей. - Его производит сам человек)
(Возвращаемся к макету «Дома»)
Учитель: - Мусор это творение человека. Ни животные, ни растения не создают мусора. Это человек загрязняет Землю. Как вы думаете мусор вредит « Дому Природы» ? (Ответы детей. «Дом» разрушается)
Учитель: - Как же мы с вами можем помочь нашей планете?( Ответы детей)
Учитель: - Предлагаю вам выйти на субботник, собрать весь мусор. -Что такое субботник вы знаете?( Ответы детей)
- А дома вы следите за чистотой? Что вы делаете? И в природе мы тоже будем наводить порядок.
4.Игра « Соберем мусор вместе»
Учитель: - Молодцы, ребята! Снова стало чисто и уютно. Если люди будут выходить на субботники, то будет чище вокруг и люди будут ценить свой труд и труд других людей.
- А теперь давайте посмотрим, что мы выбрасываем? ( рассматривают мусор в обручах)
(Ребята отвечают. Это бумага, крышки от бутылок, пластиковые и стеклянные бутылки, консервные банки, полиэтиленовые пакеты, баночки из-под йогурта, упаковочные коробки, сломанные и изношенные вещи, кожура, фантики и т. д.)
Учитель: - Мы бросаем в мусорное ведро всё, что перестало нам быть нужным. А куда дальше?
(Ответы детей. Мусор из ведра мы выносим на помойку, в контейнер и т.д.)
Учитель: - Приносим опустевшее ведро домой, и опять начинаем копить мусор. И так каждый день! При этом не забудьте, что в городе, как правило, проживает от нескольких тысяч до нескольких миллионов человек, и все несут свой мусор в эти самые контейнеры. (Слайд – контейнер переполненный мусором)
5.Информационный блок «Куда девается мусор ?»
- Каждый современный город решает вопрос: куда девать мусор? А кто из вас, ребята, задумывался, куда девается мусор из контейнеров? Где мы ему найдем место в нашем « Доме Природы»? ( Макет)
( Ответы детей) ( Мусор из контейнеров вывозят мусоровозы и т.д.) (Слайд – свалка за пределами города)
- Свалки за пределами городов, куда свозится мусор, достигают гигантских размеров. От них на большое расстояние распространяется неприятный запах. На свалках размножается большое количество мух, мышей, крыс – переносчиков болезней.
Просмотр видео фильма «Как изменяется мусор?»
Учитель: - Что вы узнали о том, куда девается мусор?
( Ответы детей. - Никуда.)
Учитель:- Что же с ним происходит?
(Ответы детей.- Он превращается во что – то другое.)
Учитель: - И весь этот мусор годами может лежать в земле, засоряя её. А сжигать мусор вредно, потому что выделяются ядовитые газы, опасные для здоровья. Как же быть? Как сократить количество мусора?
(Ответы детей. - Отдельные части мусора можно перерабатывать и создавать новые вещи. Так мы и экономим, и убираем лишний мусор.)
Учитель: - Вещи, которые можно переработать в новые (утилизировать), в настоящее время помечают специальным знаком.
(Слайд – знак переработки)
6. Игра « Найди знак переработки».
(Детям предлагается найти среди собранных предметов те, на которых есть знак « переработка».)
Учитель: - Очень трудно из общей мусорной кучи вытащить отдельные нужные фрагменты, годные к переработке. Поэтому нужно научиться сортировать мусор уже дома. Во многих страна, а сегодня и у нас в России есть специальные контейнеры. Они выкрашены в разные цвета и мусор в них надо класть по-отдельности.
(Слайд – контейнеры разного цвета)
В синий контейнер - бумагу, в жёлтый — пластик, а в зелёный – стекло.
Учитель: - Вещи, которыми мы пользуемся, делают из разных материалов: бумаги, картона, стекла, металла, пластмассы. Сейчас мы с вами попробуем определить, из какого материала сделан тот или иной предмет. Я буду показывать какой-то предмет из мусора, а вы говорите, из какого материала он сделан. (Показывает фантик от конфеты, коробку из-под печенья, рваный носок, пластиковую бутылку, консервную банку.)
(Ребята отвечают.)
Учитель: - А теперь предлагаю игру.
7.Игра « Сортируем мусор правильно»
(Детям предлагаются контейнеры с условными знаками, командам надо рассортировать мусор, который они собрали в обручи. Команды становятся напротив контейнеров, возле специальных ориентиров. Игроки команд по очереди добегают до обруча с мусором, берут мусор и несут к контейнеру с нужным условным знаком. Побеждает та команда, которая не только быстро, но и правильно рассортировала мусор.)
Учитель: - Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием. А теперь давайте посмотрим куда дальше отправится наш мусор.
Просмотр видео фильма «Куда девается мусор из контейнера?» - -Куда отправили мусор из контейнеров? Что там с ним происходит?
Учитель:- Итак, кое-что из бытового мусора можно переработать, чтобы лишний раз не загрязнять окружающую среду. Однако его все равно остается очень много.
Учитель: - Но некоторые предметы мы просто торопимся выбросить в мусор, не задумываясь, что они ещё могут послужить людям. Вот, например, стеклянные бутылки и банки. Их можно использовать много раз. Наверняка дома мама и бабушка варят варенье, солят огурчики, и банки могут в этом пригодиться. Очень часто дети ломают игрушки и выбрасывают их. А ведь можно пришить оторванную лапу плюшевому мишке, починить машинку или отдать надоевшую игрушку тому, кому она больше нужна, например, в детский сад или другу. Есть люди, которые умеют дать вторую жизнь, казалось бы, ненужным вещам.
(Слайд – поделки из бросового материала)
Учитель:- Ребята, а как вы думаете, раньше, лет 100 -200 назад , мусор был?
(Ответы детей)
- Сейчас мы вернемся в прошлое и постараемся ответить на этот вопрос.
(Слайд с изображением – глиняной посуды, рушника, деревянных ложек, железного утюга, лаптей, плетеной хлебницы и т.д.)
8. Виртуальная экскурсия «Страничка истории»
Учитель: - Почему раньше мусора не было?
( Ответы детей)
Учитель: - Деревянное, если ломалось, сжигалось в печи;
- негодные железные вещи переплавлялись в кузнице на что- то другое;
- одежда была такая крепкая, что передавалась от бабушки к внучке.
- Когда природа была чище? ( Ответы детей)
9. Заключительное слово.
Учитель: Сегодня мы лишь чуть приоткрыли двери важной экологической проблемы .Мы знаем, что рыбе – нужна чистая вода, зверю – чистые леса, птице – чистый воздух. Давайте охранять нам «Дом Природы» от разрушения. Сохраним порядок в нем, защитим от мусора. Ведь это зависит от каждого из нас.
( Макет «Дома Природы» восстанавливается )
10. Игра «Это зависит от каждого из вас».
(После произнесенной мной фразы вы должны сказать соответствующее слово – «хорошо», положительное влияние на природу; «плохо», отрицательное влияние на природу.)
- Бросай, куда попало мусор.
+ Дай вещи «вторую жизнь».
- Оставляй мусор в лесу, около водоёма, на месте отдыха.
+Сортируй мусор правильно;
+Экономно используй тетради, бумагу (например, оборотную сторону).
-Беспокоить животных, разорять муравейники, птичьи гнёзда.
+Оборудовать и очищать места отдыха
-Ломать растения, срывать цветы
+Оберегать и подкармливать животных и птиц
+ Участвуй в субботниках
Учитель: - Если каждый из нас будет выполнять эти правила, окружающий нас мир станет чуточку чище.
11. Итог занятия
Учитель: - Наше занятие подошло к концу. Понравилось ли вам оно? Если да – покажите солнышко.
Если нет – тучку.
-Что нового и интересного вы узнали? ( ответы детей)
- К какому выводу пришли, о чем задумались? ( ответы детей)
Учитель: Давайте помнить, что наша планета – наш общий дом, это земля и твоя, и моя. Ребята, будем беречь нашу Землю, не бросать мусор в лесу, в реки, пруды, а будем думать, какое найти ему применение. Вы согласны о мной?
- Тогда предлагаю дать клятву «Юного защитника природы».
Клятва «Юного защитника природы»
- Мы природу защитим
И в обиду не дадим,
Будем мы её беречь
И от мусора стеречь!