Просмотр содержимого документа
«Экологическая сказка «В тридевятом царстве». »
Экологическая сказка «В тридевятом царстве».
(На стенах класса висят плакаты и рисунки о защите природы, созданные учащимися. Стена украшена цветами, ветками. Сбоку сухое дерево, на нем пластилином прикреплены веточки. Они нужны для сценки.)
Ученик:
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь.
Ученик:
Утром солнышко встает,
Всех на улицу зовет.
Выхожу из дома я, -
Здравствуй, улица моя!
Я пою – и в вышине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
Ты скорей, дружок, расти.
Отвечаю травам я,
отвечаю ветрам я,
отвечаю солнцу я, -
здравствуй, Родина моя!
Ученик:
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нами понято было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И безумно, безжалостно рвали.
В нас молчало безумное «стой!».
Нам казалось все мало, все мало.
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало
И не видели, как из-под ног
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обреченно глядел василек,
безнадежно гвоздики глядели…
Учитель:
Много в природе есть лекарственных растений.
К нам на праздник пришел Айболит.
Вот заданье Айболита, врачевания урок:
И ромашки и малину
Собирайте летом впрок,
Находите листья мяты,
Валерьяну, Иван-чай,
Травам скажем мы, ребята:
«От болезней выручай!».
Лечит ландыш,
Подорожник,
От недугов всевозможных,
Потому что Айболит
Запасать их всем велит.
Займитесь все полезным делом,
Пусть каждый станет сильным, смелым!
А у кого что заболит
Так вам поможет Айболит.
Отгадайте загадки Айболита:
Травка та растет на склонах
И на холмиках зеленых.
Запах крепок и душист,
А ее зеленый лист
Нам идет на чай!
Что это за травка? Отвечай? (душица)
Беленькие горошки на зеленой ножке…(ландыш)
Тонкий стебелек у дорожки,
На конце его – сережки,
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
Нам он как хороший друг,
лечит раны рук и ног. (подорожник)
А вот рассказ лекарственных трав о себе:
ВАЛЕРЬЯНА.
Я высокая, в рост человека, с бородчатыми листьями и мелкими, собранными в пучок, цветами. Из моего корня делают волшебные лекарства, которыми лечат заболевания сердца.
ЛАНДЫШ.
Я зацветаю в мае, «когда весенний первый гром, как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом». Живу я в тени под дубравами, цветки мои очень ароматны. Но меня любят не только за нежную красоту, но и за то, что я помогаю людям избавиться от болезней. Капельки моего сока укрепляют сердечную мышцу, но, к сожалению, я становлюсь очень редким растением.
ШИПОВНИК,
Мои красивые ягоды созревают поздно – в октябре. Из них получается очень вкусный и полезный напиток. Он укрепляет здоровье, помогает больным скорее восстановить силы.
БАГУЛЬНИК.
Я – багульник. Стройный, высокий, с мелкими продолговатыми листочками. Я избавляю людей от коклюша, лечу ревматизм и кожные болезни.
ЗВЕРОБОЙ.
Меня называют травой от 99 болезней. Расту я всюду: в степи, в лесу, на обочинах дорог. Посмотрите на меня: мелкие листочки, желтые цветочки. Я убиваю вредные микробы, очень быстро залечиваю раны и царапины.
МАТЬ-И-МАЧЕХА.
Цветки мои золотистые, желтые, красивые, листья большие. Собирают мои соцветия и листья. Излечиваю от кашля и бронхита.
Сценка «Девочка-ромашка».
(Девочка сидит с букетом лекарственных трав в руках.)
Ромашка:
Много трав растет полезных
На земле страны родной.
Могут справиться с болезнью
Мята, пижма. Зверобой.
Травяная ведьма:
Я хочу тебе, дружок,
Дать в букет еще цветок.
(протягивает пучок дурмана)
Ромашка:
Разгадала твой обман!
Посмотрите, вот дурман-
Ядовитая трава.
Разболится голова
От подарка твоего
Забирай назад его.
(травяная ведьма убегает)
Ромашка:
Ох уж эта травяная ведьма. Так и норовит сделать гадость. То корешок ядовитый подсунет, то траву несъедобную.
(крадучись, возвращается травяная ведьма)
Я одумалась, ребята,
Лучше вместе в лес пойдем,
Соберем шалфей и мяту,
Нежных ландышей нарвем.
Дома их поставим в воду.
Ромашка:
Поняла я, братцы, сразу
Хитрый замысел ее.
(Загораживает ребят от ведьмы. Она грозит Ромашке кулаками и убегает.)
Ромашка:
Мы растенья эти знаем,
Бережем и охраняем
От таких лихих, как эта,
Собирательниц букетов.
В книгу Красную они
Уж давно занесены.
Мы их рвем не на потеху,
Отнесем мы их в аптеку.
Из даров лесного царства
Люди делают лекарства.
Ребята, а кто знает, что такое Красная книга природы?
Один из ребят:
Это книга, в которую заносят редкие виды растений и животных. Представителей природы, занесенных в Красную книгу, нужно охранять особенно бережно.
Ученик 1:
С целым миром спорить я готов,
я готов поклясться головою в том,
Что есть глаза у всех цветов
И они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы как люди плачут
И росу роняют на песок.
Ученик 2:
Мы безмерно богаты.
В наших чащах и рощах
Столько всяких пернатых –
Просто диву даешься.
Но спросите иного,
пусть ответит толково –
и гляди, удивится:
как же, фауна, дескать,
как же наше богатство –
на полях, в перелесках,
так сказать, птичье царство…
Ученик 3:
Птичье царство, и только?
Ну, дрозды,
Ну, синички…
Где запомнишь все клички,
Просто птички – и только!
А цветы разве знаем
На лугах?
Разве ценим?
Все травой называем,
А подкошены – сеном.
И с деревьями то же:
Роща, в общем и в целом…
Ель от пихты не можем
Отличить грешным делом.
Ученик 4:
И, конечно, тревожно,
Что порой мы безбожно
Не храним, что имеем,
Не щадим, не жалеем.
Ни за что не в ответе.
Словно самую малость
Нам на этой планете
Жить и править осталось.
Не хозяева вроде,
Так добро свое губим.
А гордимся природой
И отечество любим.
Ученик 5:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы –
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
Ученик 6:
Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра.
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер.
И, сыпля искры впереди поляны,
Багровые лохмотья распростер.
Ученик 7:
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес пошел,
Как вспуганная стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
Сценка «Белая черемуха» (по З.Александровой)
(девочка идет и читает стихотворение, показывая на дерево)
Девочка:
Расцвела черемуха около ручья,
На апрельском солнышке
Ветками шепча.
Легкая как облачко,
Чистая как снег.
Радовался деревцу каждый человек.
Приходили девочки
Посидеть под ней.
И могла цвести она
Много-много дней.
(любуясь черемухой, проходят мимо две девочки).
- Это чья черемуха?
- Да она ничья.
Белая снегурочка около ручья.
(идет группа мальчиков, оглянувшись по сторонам, они обламывают все ветки с дерева)
Прибежали девочки,
А снегурки нет.
Лишь в пыли валяется
Вянущий букет.
А была черемуха
Чистая, как снег,
Радовался деревцу
Каждый человек.
Ученик 1:
Доброе дерево, старые ветви.
В листьях запутались шумные ветры.
Сколько птенцов под густою листвою
Ты укрывало от стужи и зноя!
Старые ветви ночами не спали,
Чтобы на землю птенцы не упали,
Чтобы им с дерева, словно с порога,
В синее небо открылась дорога,
Лето промчится, и перед зимой
Дерево птицам помашет листвой.
Ученик 2:
Будет потом ему сниться и сниться,
Как по весне возвращаются птицы.
Их не пугают опасные кручи,
Белые молнии, черные тучи.
Птицы на родину мчатся уверенно,
Зная, что помнит их доброе дерево.
Сценка «На лесной опушке»
(исполняют девочки в пестрых сарафанах с лукошками в руках).
Лапы елок прикрыли избушку,
Где живет дядя Вася – лесник.
Приходите к нему на опушку –
Всех приветливо встретит старик.
Дядя Вася про птиц нам расскажет,
Вспомнит, как подстерег он лису,
Самый лучший малинник покажет
И грибные местечки в лесу.
(Дядя Вася выходит и садится на пенек. Дети подходят к нему и присев на корточки, слушают его.)
Дядя Вася:
Лес не только для нашей забавы,
Он – богатство нашей страны.
Все деревья в нем, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
Каждый куст берегите, ребята!
Где росток ты увидишь простой,
Может вырасти дуб в три обхвата,
Березняк иль малинник густой.
А уж сколько орехов и ягод!
Так, пожалуй, считать – не сочтешь!
Сердцу любо, коль знаешь, что за год
В сосняке разрослась молодежь.
Хорошо здесь, в избушке просторной,
Дядя Вася гостям своим рад.
Сценка «Ребенок и мотылек».
Мальчик:
Мотылек, как же так?
Целый день ты летал
И совсем не устал?
Расскажи, как живешь?
Что ты ешь? Что ты пьешь?
Где твой мир? Где твой дом?
Расскажи обо всем.
Мотылек:
Я живу на лугах, и в садах, и в лесах.
Я летаю весь день в голубых небесах.
Солнца ласковый свет озаряет мой кров,
Мне еда и питье – ароматы цветов.
Но живу я недолго – не более дня.
Будь же добрым со мной и не трогай меня.
Сценка «Мы в ответе за нашу природу!»
Ученик 1:
Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится –
На траве кровавой вздрагивала птица.
Ученик 2:
Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди!
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц – не небо!
А море без рыб – не море!
А земля без зверей – не земля!
Ученик 3:
Люди-исполины, люди-великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы.
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,
И должно быть сердце. Сердце человечье!
Ученик 4:
Люди-человеки, страны и народы.
Мы теперь навечно должники природы.
Надо с этим долгом как-то расплатиться.
Пусть расправит крылья раненая птица!
Ученик 5:
Природа. Я – великий мастер.
Вечный мастер жизни. Я могу,
Человек, тебя за соучастие наградить –
В моей это власти! –
Гриб в лесу, ромашку на лугу, небо в час
Восхода и захода, иву над рекой…
И, наконец, солнцем прокаленный, рыжеватый
Хлебный колос! Как всему венец…
Только ты мой дар, мое ученье
Не прими за дань: я не раба.
Не забудь: ты сам – мое творенье!
И у нас с тобой одна судьба!
Да, ты вырос. Ты простился с детством.
Шире – что ни год – твои шаги…
Но не занимайся самоедством!
И былинку даже, что в наследство
Я тебе вручила, береги!
Даже волка – вдруг да он последний…
Уничтожить (зверь не карандаш) –
С помощью сложнейших вычислений
И машин новейших не создашь.
Мы с тобой дорогою одною
Катимся – ни часу врозь, ни дня…
И не можешь быть ты надо мною,
Как не можешь быть и вне меня.
Человек – он ведь тоже природа.
Он ведь тоже закат и восход.
И четыре в нем времени года.
И особый в нем времени ход.
Песня:
Изменения в природе
Происходят год от года
С виду все нормально, вроде,
Даже если непогода.
Только присмотритесь лучше:
Гибнут травы, гибнет лес!
А назвать как это можно?
Идет «технический прогресс»!
Вас приветствует агитбригада:
БОЛОТО!
Бойтесь
Очень
Люди
Остаться
Только
Одни!
Проводится перекличка:
- Водяной,
-Я.
- Баба-Яга,
- Я.
- Лягушка-путешественница,
-Я.
- Лягушка-попрыгушка,
- Я.
- Лягушка-хохотушка,
- Я.
- Леший,
- Я.
- Иван-Царевич,
- Я.
Водяной:
Итак, начинаем наш большой болотный совет. У кого какие предложения?
Лягушка-путешественница:
Облетела много стран,
Видела я стыд и срам.
Все болота осушают
Без разбора тут и там.
Если дальше так пойдет,
Все живое перемрет.
Лягушка-попрыгушка:
Раньше были мошки,
А теперь ни крошки.
Лягушка-хохотушка:
Раньше были комарики,
А теперь снятся кошмарики.
Водяной:
Будут жалобы еще?
Леший:
Правда, правда, то Яга,
Старая мудрит карга.
Получает из болот
свой нетрудовой доход.
Запасет лягушек гору
И сдает в заготконтору!
Баба-Яга:
Слушай, Леший, ты дурак
По субботам или как?
Я – фольклорный элемент,
У меня есть документ.
Я вообще могу отсюда
улететь в любой момент.
За болезни, за пургу
Все бранят меня, Ягу!
А во мне вреда не больше,
Чем в ромашке на лугу.
Иван-Царевич:
Я бродил по белу свету
И любовь свою искал.
Я ее, лягушку эту,
В сновиденьях видеть стал.
Все болота обошел,
А лягушки не нашел.
Говорят, для медицины
Лучше не найдешь вакцины.
Правда это или нет?
Дайте мне скорей ответ.
Водяной:
Без всяких унижений
Жду ваших предложений.
Все:
Чтобы нам болото от гибели спасти,
Надо его в книгу Красную внести!
Леший:
Ну-ка брось, народ, хандру и лень,
В дорогу собирайся каждый день!
Лягушка-путешественница:
Заболел ты, не беда:
Съешь лягушку из пруда.
Нет надежней медицины,
Чем болотная среда.
Лягушка-попрыгушка:
Знают все, в болоте малом,
Ручеек берет начало.
А потом из ручейка
Начинается река.
Лягушка-хохотушка:
И еще такой разрез
Представляет интерес:
Изменяет ли болото
Климатический процесс?
Здесь всего один ответ:
Без болота жизни нет!
Бойтесь, люди, остаться одни!
Ученик:
Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней.
Берегите Землю!
Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Ястреба, парящего над полем,
Полумесяц над речным пологом,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю!
Берегите,
Чудо песен,
Городов и весей,
Мрак глубин и волю поднебесий,
Старости последнюю отраду,
Женщину, бегущую к детсаду,
Небо в звездах, океан и сушу
И в бессмертье верящую душу,-
Всех судеб связующие нити!
Берегите молодые всходы
На зеленом празднике природы.
Берегите Землю!
Берегите!
Времени крутые повороты,
Радость вдохновенья и работы,
Древнего родства живые свойства,
Дерево надежд и беспокойства.
Откровения земли и неба,
Сладость жизни, молока и хлеба.
Берегите доброту и жалость,
Чтоб она за слабого сражалась.
Берегите будущего ради
Это слово из моей тетради.
Все дарю
И все от вас приемлю
Только берегите эту Землю!
На последнем занятии экологического кружка перед летними каникулами вместе с ребятами подвели итог о проделанной работе. Ребята предложили новые объекты для исследования в новом учебном году.
Вот и подходит к концу наше путешествие по экологической тропинке. Заключительное слово учителя:
Чтоб могли леса цвести,
И сады, и реки.
Все живое береги
Ты на этом свете.
Ты природу полюби,
Каждую травинку,
С птицами давай дружи,
Береги былинку.
Мусор, друг, не оставляй
В лесу на полянке,
Реки ты не засоряй,
Бой объявим склянке.
Не неси домой ежа,
Бабочку не трогай,
Школьник, помни ты всегда –
Их не так уж много.
Страшно даже представить нашу планету безжизненной. Жизнь на протяжении миллионов лет создавала ту красоту, которая окружает нас, которую мы привыкли считать естественной.