Чуткость – внимательность и сердечное отношение к людям,
способность чувствовать проблемы другого.
План мероприятия
1. Организационный момент.
2. Объявление темы и постановка проблемных вопросов.
3. Мотивация.
4. Слово учителя о дружбе.
5. Стихотворения детей о дружбе.
6. Просмотр презентации «Как мы учились дружить» .
7. Игра «Если ты хороший человек, то должен...»
8. Составление ассоциативного куста.
9. Пословица.
10. Игра «Хорошо — плохо»
11. Выступление детей.
12. Выставка рисунков.
13. Рефлексия.
І. Организационный момент.
Дети приветствуют друг друга, садятся за парты.
Учитель читает стихотворение:
Дружит с солнцем ветерок, А роса – с травою. Дружит с бабочкой цветок, Дружим мы с тобою. Всё с друзьями пополам Поделить мы рады! Только ссориться друзьям Никогда не надо!
-- Ребята, о чём мы сегодня с вами будем говорить?
(высказывания детей)
Сегодня мы с вами поговорим о самом ценном сокровище, которое имеет каждый человек – о дружбе.
( Словарик:
Дружба – приятельские отношения, тесное знакомство вследствие привязанности и расположенности.)
ІІ. Объявление темы и постановка проблемных вопросов.
Следовательно, тема нашего воспитательного часа
«Дружба - самое ценное сокровище» - это, дети, не просто слова, это народная мудрость.
Вопрос. А что же такое сокровище?
Как вы понимаете эту пословицу?
Чем же измеряется дружба?
Можно ли это сокровище, это богатство измерять деньгами?
ІІІ. Мотивация.
Нужно ли вообще иметь друзей? Можно ли прожить и без друзей? Для чего они нужны?
-- Вот об этом мы и поговорим на нашем воспитательном мероприятии.
IV. Слово учителя о дружбе.
Дружба — отношения между людьми, основанные на доверии, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Настоящая дружба объединяет только тех людей, которые способны простить и понять недостатки других.
Обратите внимание на эпиграф нашего воспитательного часа
«Если будем в дружбе жить, нас никому не сломить».
Как вы понимаете эти слова? (высказывания детей)
Эта пословица-эпиграф напомнила мне сказку «Родительское завещание». В ней рассказывается о том, как отец, позвав трех сыновей, дал им по прутику и попросил переломить. Они сломались очень легко. Потом отец собрал все прутики вместе и опять дал переломить сыновьям. Как вы думаете, легко ли им было это сделать?
(высказывания детей, дети тоже пробуют переломить прутики)
Вы уже все записаны в нашей школьной библиотеке и районной, можете взять эту сказку и прочитать. Узнаете, почему же учил отец своих сыновей жить вместе.
Следовательно, дружба должна быть крепкой, чтобы ее никто не мог сломать, как те прутики. Но она не может быть крепкой, если в ней нет места честности и взаимоуважению.
Как нужно относиться к людям, чтобы у тебя появились друзья?
Говорит народная мудрость: «Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы они относились к тебе».
В Библии сказано: «Поэтому все, чего только желаете, чтобы делали вам люди, то же делайте им и вы».
-- Дети, а что для дружбы самое важное ? (высказывания детей)
Следовательно, другом мы называем того, кому доверяем. Где нет полной откровенности, не может быть и дружбы.
«Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду говорит», – так говорит народная мудрость. Друг всегда поможет в беде, защитит, поддержит, он же первый скажет прямо о недостатках, предложит их исправить.
V. Стихи о дружбе.
--- Давайте послушаем стихотворения, которые подготовили ребята.
1 ученик.
Мне сегодня хочется сказать, Что такое дружба в мире нашем, Чтобы каждый смог ее принять, Осознать, что нету дружбы краше.
2 ученик. Дружба – это фея доброты, Дружба – это фрейлина надежды, Дружба много выше суеты, Ей пренебрегают лишь невежды! 3 ученик. Дружба нам дарует тех людей, С кем нестрашно в путь или в разведку, С ростом же количества друзей Шанс растет взять высшую отметку. 4 ученик. Ведь с друзьями вдвое веселей, Втрое безопасней и надежней, Вчетверо с друзьями мы смелей, Впятеро к врагам мы осторожней!
5 ученик.
Прожить без дружбы можно, Но только очень сложно. Вокруг тоска и скука, Когда нет рядом друга.
6 ученик. Тогда так одиноко И на душе тревога...
Поэтому желаю всем Побольше истинных друзей!
7 ученик.
8 ученик.
------ Дети, а что мешает дружбе? Без чего же не может быть дружбы? Взаимоуважение, чуткость, вежливость — непременные признаки дружного класса. Недопустимы в классе обидчивые прозвища, неприличные шутки относительно дружбы мальчиков с девочками, неуважение к девочкам, грубость во взаимоотношениях (как правило, так ведут себя те ученики, которые сами не умеют дружить).
Дружбу можно разрушить грубыми, неуместными шутками. У некоторых людей бытует грубое обращение друг к другу: „Эгей, ты”, „Катька”, „Вовка” и т.д.. Красиво ли это, а может кто-то из вас так говорит? Будет ли у таких учеников много друзей?
Такая форма обращения свидетельствует о некультурности, невоспитанности, пренебрежительном отношении к другим.
VI. Просмотр презентации «Как мы учились дружить» .
В 1 классе, когда впервые пришли в школу, вы познакомились друг с другом и тоже стали строить дружеские отношения. Поднимите руки те, кто нашел себе друзей в классе. Давайте вспомним эти приятные минуты, как это все происходило?
----- Правда приятные воспоминания?
Каким же должен быть друг?
VII. Составление ассоциативного куста.
чуткий
хороший
ДРУГподельчивый
покладистый
щедрый
честный
верный
сердечный
----- А теперь давайте немножко поиграем и проверим, как вы поняли все то, о чем у нас идет речь.
VIII. Игра «Если ты хороший человек, то должен...»
Условия игры. Если хороший человек это должен делать, то вы хлопаете в ладони, а если нет, то тихонько топаем ногами.
1. Помогать маме мыть посуду.
2. Делать кому-то плохо, если никто не видит.
3. Не умываться.
4. Беречь родную природу и охранять её.
5. Уважать труд других людей.
6. Шуметь, когда кто-то отдыхает.
7. Быть воспитанным, сдержанным человеком.
8. Обманывать, хвастаться.
9. Насмехаться из чужого горя.
10. Хорошо учиться, много читать.
11. Не слушаться родителей.
12. Помогать друзьям в беде.
13. Делиться тем, что у тебя есть.
14. Обижать других.
15. Защищать более слабого.
16. Спать на уроках.
17. Воровать.
18. Любить своих родителей.
ІX. Пословица.
------ Дети, а сейчас вы немного потрудитесь. Скажите, легче работать в одиночку или вместе? Вспомните сказку, о которой мы говорили.
Работа в парах. У вас на партах лист бумаги, на котором записаны пословицы. Ваша задача выбрать только те пословицы, которые относятся к теме воспитательного часа.
Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать.
Не бойся врага умного, бойся друга глупого.
Кто много читает, тот много знает.
Дружба как стекло: разобьёшь - не сложишь.
Лето припасиха, а зима прибериха.
(Ребята выбирают и зачитывают пословицы о дружбе)
X. Игра «Хорошо — плохо» (в командах)
Задание.
Разложить слова в две коробочки. Плохие поступки — в коробочку с названием «Плохо», а хорошие поступки – с названием «Хорошо».
( Учитель образует группы. )
ПЛОХО
разорвал
оскорбил
поссорился
отобрал
толкнул
ударил
разрушил
загрязнил
напугал
схитрил
обманул
ХОРОШО
защитил
посетил
обогрел
помог
поделился
успокоил
подарил
пожалел
навестил
прочитал отремонтировал
Подведение итогов игры.
XI. Выступления детей.
Выходят дети с табличками : доброта, чуткость, благосклонность.
Доброта.
Зло всегда порождает зло. А потому злой человек сам себя уничтожает.
Будьте всегда добры друг к другу.
Чуткость.
Нужно, чтобы добро побеждало зло. Я уверена, если преобладает чуткость, то нет обмана и боли.
Любовь.
Если в мире господствует любовь, то нет войны, а дети растут счастливыми и радостными.
Благосклонность.
Если есть благосклонность, то нет задавак и забияк, а все люди друг к другу относятся дружественно, благосклонно, с уважением.
Доброта.
Мы не допустим к нашим детям зло. Пусть оно идет от них далеко-далеко. Кто людям добра желает, тот и себе имеет. Учитесь творить добро и дружить с хорошими людьми.
Ученик. Важнее что всего на белом свете? Ответы ищут много-много лет Артисты, музыканты и поэты – Наверное, ответа просто нет! Зато мы знаем, что всего дороже – Дороже дружбы нету ничего.
Ученик.
Дружба — это тёплый ветер, Дружба — это светлый мир, Дружба — солнце на рассвете, Для души весёлый пир.
Ученик.
С дружбой не страшны ненастья, С дружбой — жизнь весной полна. Друг разделит боль и радость, Друг поддержит и спасёт. С другом — даже злая слабость В миг растает и уйдет.
XII. Выставка рисунков.
----- Дети, а скажите, когда мы говорим о дружбе, какое слово преобладает «Я» или «Мы»? (Прикрепляю к доске слово «Мы»). У вас было домашним заданием нарисовать рисунки, на которых вы изобразили игры или отдых со своими друзьями. Мы видим, что вы все их приготовили.
А теперь давайте вот что сделаем, вокруг этого слова по очереди прикрепите ваши рисунки .
------ Дорогие дети, желаю вам, чтобы вы всегда были в окружении друзей, как на этой выставке рисунков. Чтобы рядом с вами всегда были настоящие, надежные друзья. Потому что друзья всегда вместе, независимо от расстояния и условий жизни!
XIII. Рефлексия.
---- А теперь все станьте в круг, закройте глаза. Пусть каждый возьмет за руку своего соседа и подержит её в своей.
----- Что можно сказать о руках, какие они? (Теплые, нежные, мягкие, хорошие, гладкие...)
----- Неужели можно обидеть человека, если у него такие теплые, мягкие руки? Поэтому, если хочется оскорбить кого-нибудь из товарищей, вспомните об их хороших руках. Пусть руки помогут вам подружиться еще больше.
( Дети поют песню «Настоящий друг», слова М.Пляцковского, музыка Б.Савельева)
----- Пусть дружба будет вашим самым ценным сокровищем. Берегите ее, чтобы никакие проблемы или неурядицы не смогли ее сломить.
Верь, храни, цени же дружбу, Это высший идеал. Тебе она сослужит службу. Ведь дружба — это ценный дар!