kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительная общеобразовательная программа для организации внеурочной деятельности школьников «Юный эколог»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы: формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы.

Задачи программы:

1)Предметная: формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения.

2)Метапредметная: развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды.

3)Личностная: формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа для организации внеурочной деятельности школьников «Юный эколог»»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Нижегородский Губернский колледж»



УТВЕРЖДЕНО

Директором школы

_________________

«___»________2019г





Дополнительная общеобразовательная программа

для организации внеурочной деятельности школьников

«Юный эколог»

Возраст детей: 10-11 лет

Срок реализации: 1 год





Автор: Наумкина Мария Алексеевна













Нижний Новгород

2019г

Пояснительная записка

В настоящее время перед обществом остро стала проблема загрязнения окружающей среды. К сожалению, общество осознало это, когда уже стали ощутимы отрицательные последствия потребительского отношения людей к природе, когда состояние среды обитания отрицательно сказалось на здоровье огромного количества людей, когда на планете практически не осталось уголков нетронутой природы. Рост промышленности, нерациональное использование природных ресурсов и мн.др. ведет к гибели природы, а значит и человечества. Основным из решений данной проблемы является воспитание «нового» человека, становление экологической культуры личности и общества. Поэтому экологическое воспитание подрастающего поколения - это одна из важнейших, актуальнейших задач всей системы народного образования, которая реализуется во всех её звеньях. Начальная школа – это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой. Отсюда вытекает задача формирования у детей ответственного отношения к природе, начиная с первого этапа обучения.

Именно детям этого возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды учебной и внеклассной деятельности детей, так как внеклассная работа учащихся имеет ряд преимуществ. Здесь учитываются интересы детей и их желания; программа внеклассной работы не связана рамками обязательных учебных программ; она имеет большие возможности для организации различных видов деятельности детей и позволяет использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.

Иногда дети ломают ветви деревьев, кустарников, разоряют птичьи гнезда и мучают животных. Объясняется это тем, что у них вовремя не был поддержан интерес к окружающей природе и на основе этого здорового интереса их не познакомили с жизнью растений и животных. Дети самостоятельно не могут объяснить многие интересующие их явления природы, а потому, если взрослые не помогут им в этом, интерес к природе угаснет. Необходимо заинтересовывать, привлекать учеников к разгадыванию загадок природы, включая его в практическую деятельность во внеурочное время.

Направленность программы: социальная.

Актуальность программы: Актуальность программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников.

Воспитывая любовь к родному краю, гордость за его историю, развиваем гармоничную личность, чуткую к окружающей среде, людям, живым существам.

В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.

Программа позволяет реализовывать актуальный в настоящее время личностно-ориентированный подход.

К числу важнейших задач курса относятся также воспитание гордости за свое село, свою Родину, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно- научных и обществоведческих дисциплин в основной школе. При этом средствами программы целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности. В соответствии с экологической направленностью курса программы, особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Экологическая целостность мира- важнейший для нас аспект фундаментальной идеи целостности, которая реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком.

В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования;

  • Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

  • Системность организации учебно-воспитательного процесса; раскрытие творческих способностей ребенка и формирования у младших школьников патриотического воспитания.



Педагогическая целесообразность:

Педагогическая целесообразность программы и методов связана с возрастными особенностями детей данного возраста:

-любознательность, наблюдательность;

-интерес к динамическим процессам;

-желание общаться с живыми объектами;

-предметно-образное мышление, быстрое овладение умениями и навыками;

-эмоциональная возбудимость.

Курс носит развивающую, деятельностную и практическую направленность.

Цель программы: формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы.

Задачи программы:

1)Предметная: формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения.

2)Метапредметная: развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды.

3)Личностная: формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни.

В ходе реализации программы используются:

Основные формы работы

- экскурсии

- целевые прогулки

- экологические и интерактивные игры

- экологические акции

- практическая деятельность

- экологические викторины

- заочное путешествие

Методы

- наблюдения и практические работы

- дидактические игры

- беседы

- фиксирование результатов (дневник наблюдения)

Возраст детей: 10-11 лет.

Срок реализации программы: 1 год.

Формы обучения: групповые, индивидуальные и коллективные.

Режим занятий: 1 час в неделю

Планируемые результаты и формы их оценки

Личностные результаты:

- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

- развитие морально-этического сознания;

- получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым

ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Метапредметные результаты:

- овладение начальными формами исследовательской деятельности;

- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- формирование коммуникативных навыков.

Предметные результаты:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- осознание места и роли человека в биосфере;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Формы оценки планируемых результатов реализации программы:

  • Творческий отчет, презентации

  • Участие в мероприятиях различного уровня.

  • Внешняя экспертиза коллективного творчества

  • Материалы рефлексии

  • Самоанализ

Форма подведения итогов реализации программы:

Для подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы проводятся контрольные, самостоятельные и творческие работы, собеседования, оценка результативности выполнения упражнений. 



Учебно-тематический план обучения

п/п

Тема

Всего часов

Теория

Практика

1

Введение

1

1


2

Среда обитания

6

3

3

3

Жизнь животных

4

2

2

4

Реки и озера

8

7

1

5

Человек и животные

8

6

2

6

Сельскохозяйственный труд

7

5

2


Итого:

34

24

10







Содержание программы обучения

«ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ» - 34 часа

«ВВЕДЕНИЕ».

Тема 1. Введение. Жизнь на Земле 

Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке. Беседа о целях занятий в новом учебном году. Работа со схемой Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и животным миров разные эпохи развития Земли.

Раздел 1. «СРЕДА ОБИТАНИЯ»

Тема 2. Времена года на Земле

Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков

Тема 3. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе

Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели.

Тема 4. Изменения окружающей среды

Смена естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь (количество растительности – численность травоядных – численность хищников)

Тема 5. Практическое занятие «Осень на пришкольном участке»

Виды сельскохозяйственного труда, выращиваемые культуры и их значение. Инструктаж по технике безопасности при работе с с/х инвентарем.

Тема 6. Условия жизни растений

Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые растения

Тема 7. Разнообразие животных, условия их жизни

Представление о классификации животного мира. Местообитание животных в экосистеме. Цепи питания.

Раздел 2. «ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ»

Тема 8. Динозавры – вымерший вид животных

Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков

Тема 9. Просмотр видеофильма о жизни динозавров 

Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров.

Тема 10. Экологический проект «Почему нужно защищать природу?

Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих видов? Подбор и обрабатывание материала к теме проекта.

Тема 11. Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений

Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Ставропольского края. Разгадывание загадок.

Раздел 3. «РЕКИ И ОЗЕРА »

Тема 12. Реки и озера 

Пресная вода. Осадки.

Тема 13. Получение кислорода под водой

Жители рек - рыбы. Как работают жабры, другие способы получения кислорода (личинки комаров через трубочку, жук-карусельщик носит под крыльями воздушный пузырь)

Тема 14. Пресноводные животные и растения

Беседа об обитателях пресных вод. Рыбы, амфибии. Сообщения детей о жите­лях пресных водоемов

Тема 15. Жизнь у рек и озер

Обитатели берегов рек и озер. Водоплавающие млекопитающие (перепончатые конечности)

Тема 16. Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов»

Кислотные дожди, нитраты. Сброс отходов, плохая очистка точных вод - причина загрязнения водоемов

Тема 17. Околоводные птицы

Особое питание, перья и другие приспособления. Составление цепи питания

Тема 18. Подготовка акции «Сохраним первоцвет!»

Чтение рассказов о первоцветах, рассматривание первоцветов в Красной книге края.

Тема 19. Акция «Сохраним первоцвет!»

Доклады учащихся о раннецветущих растениях. Составление обращения к жителям станицы (составление и распространении листовок – призывов.

Раздел 4. «ЧЕЛОВЕК И ЖИВОТНЫЕ »

Тема 20. Жизнь среди людей 

Жизнь в городах. Человек и животное. Изготовление кормушек

Тема 21. Ролевая игра «Это все кошки» 

Тема 22. Домашние животные

Знакомство с разновидностями домашних животных. Рассказы детей о своих питомцах. Конкурс загадок о животных. Работа в группах: аппликация – декупаж.

Тема 23. Викторина «Собаки – наши друзья»

Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии). Игра – викторина «Породы собак».

Тема 24. Уход за домашними животными

Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки).

Тема 25. Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил».

Подбор и обработка материала к проекту. Работа в группах.

Тема 26. Люди и паразиты

Понятие – паразиты. Питание за счёт других. Работа со справочной литературой.

Тема 27. Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями

Жизнь бактерий и вирусов под микроскопом. Полезные и вредные вирусы и бактерии. Иммунная система человека. Мини- сочинение «Защити себя»

Раздел 5. «СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД »

Тема 28Почва

Представление о необходимости перекопки и рыхления почвы, о способах перекопки. Развивать умение работать с лопатой и граблями. Практическая работа «Изучение механического состава почвы» (глинистые, песчаные, суглинистые).

Тема 29Семена овощных и декоративных культур 

Беседа о многообразии семян различных культур. Различать семена по внешнему виду. Закрепить знания о правилах хранения и посева семян.

Тема 30. Заботы хлебороба весной

Закрепить представления о сезонности труда людей. Дать представление о видах и значении труда людей весной в поле.

Тема 31.Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений

Изучение площади питания семян культурных растений для распределения их на «Посадочной ленте». Приклеивание семян овощных и цветковых растений на ленту клейстером, приготовленной из пшеничной муки.

Тема 32Подготовка почвы на пришкольном участке

Инструктаж по технике безопасности с сельскохозяйственным инвентарём. Перекапывание участка, внесение органических удобрений.

Тема 33. Высадка рассады на участке. Составление графика полива

Инструктаж по технике безопасности. Составление плана – проекта клумбы (по цветовой гамме, по высоте, по времени и периоду цветения). Работа в группах.

Тема 34. Декоративные растения Декоративные растения и цели их выращивания. Закреплять понятие об основных органах растений; учить закладывать растения в гербарные папки. Закрепить понятия «кустарник», «дерево», «травянистое растение».

Отчет по пройденному материалу. Показ презентаций творческих работ по экологии.



Методическое обеспечение программы

п/п

Тема

Форма занятия

Методы проведения

Дидактические материалы, ТСО

Формы подведения итогов

1

Введение. 

Жизнь на Земле

Беседа

Иллюстрированный рассказ

Таблицы по технике безопасности, дополнительная литература

Тестирование

2

Времена года на Земле

Беседа, лекция

Объяснение, демонстрация наглядного материала.

Книги, наглядные пособия

Анализ выполнения работы.

3

Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе


Беседа, наблюдение

Демонстрация наглядного материала.

картины,

фотографии, компьютерные программные средства

Опрос

4

Изменения окружающей среды

Лекция

Рассказ, объяснение

Плакаты , фотографии, видеофильм

Анкетирование

5

Осень на пришкольном участке


Практическое занятие

Иллюстрированный рассказ

Схемы по технике безопасности, дополнительная литература

Коррекция по возможности. Оценка работ педагогом и детьми

6

Условия жизни растений

Беседа

Демонстрация наглядного материала

Фотографии, специальная литература

Опрос



7

Разнообразие животных, условия их жизни

Беседа, практическая работа.

Иллюстрированный рассказ


Фотографии, видеозапись, доп.литература


Анализ выполнения работы

8


Динозавры – вымерший вид животных

Беседа

Объяснение, демонстрация, работа с учителем.

Этапы выполнения работы , плакаты с изображениями животных

Самооценка

9

О жизни динозавров 


Беседа

Просмотр видеофильма


Видео-фильм


Опрос

10

Почему нужно защищать природу?

Беседа , практическая работа.


Объяснение, рассказ


Фотографии, специальная литература



Защита проектов


11

Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений


Беседа

Демонстрация наглядного материала

Фотографии, специальная литература

Опрос

12

Реки и озера 

Беседа, лекция

Объяснение, демонстрация наглядного материала.

Книги, наглядные пособия

Анализ выполнения работы.

13

Получение кислорода под водой

Беседа

Объяснение, демонстрация

Видеозапись , этапы выполнения работы

Самостоятельная работа

14

Пресноводные животные и растения

Лекция

Иллюстрированный рассказ

Иллюстрации

Опрос

15

Жизнь у рек и озер

Лекция

Объяснение, демонстрация

Фотографии, специальная литература

Тестирование

16

« Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов»

Беседа

Объяснение, демонстрация наглядного материала.

Видеозапись , аудиозапись , этапы выполнения работы

Защита экологического проекта

17

Околоводные птицы

Лекция

Демонстрация наглядного материала.

Плакаты , фотографии, видеофильм

Анкетирование

18

«Сохраним первоцвет!»

(подготовка)

Беседа

Рассказ, объяснение

Иллюстрации , этапы выполнения работ

Опрос






19

«Сохраним первоцвет!»

Дискуссия

Иллюстрированный рассказ

Плакаты , фотографии, видеофильм

Написание эссе



20

Жизнь среди людей 

Беседа

Рассказ, объяснение

Иллюстрации ,

этапы выполнения работ

Опрос




21

«Это все кошки» 

Беседа

Ролевая игра

Костюмы , аудиозапись

Анкетирование



22

Домашние животные


Беседа

Объяснение, демонстрация

Видеозапись , этапы выполнения работы

Самостоятельная работа



23

«Собаки – наши друзья»

Беседа

Иллюстрированный рассказ

Плакаты

Проведение викторины



24

Уход за домашними животными

Лекция

Демонстрация наглядного материала.

Плакаты , фотографии, видеофильм

Анкетирование



25

«Ты в ответе за тех, кого приручил

Беседа

Объяснение , рассказ

Видеозапись , фотографии , этапы выполнения работы

Защита творческого проекта

26

Люди и паразиты

Дискуссия

Иллюстрированный рассказ

Плакаты , фотографии, видеофильм

Написание эссе

27

Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями

Беседа , лекция

Объяснение , рассказ

Плакаты, дополнительная литература

Самостоятельная работа

28

Почва

Беседа

Демонстрация наглядного материала

Фотографии, специальная литература

Опрос

29

Семена овощных и декоративных культур 

Беседа

Иллюстрированный рассказ

Плакаты

Защита рефератов

30

Заботы хлебороба весной

Беседа

Рассказ, объяснение

Фотографии, плакаты, видеофильм

Тестирование

31

Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений

Практическое занятие

Рассказ,

объяснение

Этапы выполнения работ

Выставка работ

32

Подготовка почвы на пришкольном участке

Практическое занятие

Объяснение

Плакаты по технике безопасности

Коллективный анализ работ

33

Высадка рассады на участке. Составление графика полива

Практическое занятие

Объяснение , работа с учителем, работа в группах

Доп.литература

Коллективный анализ работ

34

Декоративные растения

Лекция

Иллюстрированный рассказ

Плакаты , фотографии, видеофильм

Написание эссе



















Литература для педагога:
  1. Моисеева, Л.В., Никитина Ю.Г. Формирование экологической компетентности младших школьников // Педагогическое образование в России. - 2011. - №2. С. 203-210

  2. Моисеева, Л.В., Никитина Ю.Г. Формирование экологической компетентности младших школьников // Педагогическое образование в России. - 2011. - №2. С. 203-210.

  3. Бобылева Л.Д., Бобылева О.В. Экологическое воспитание младших школьников. // Начальная школа. - 2010. - № 5. - С.64-75.

  4. Волков Б.С. Психология младшего школьника: учебник / Б.С. Волков. - М.: Академический проспект, 2011. - 208 с.

  5. Горшеков С.П. Экология и географические основы охраны природы: учеб. пособие для учителей начальных классов. / С.П. Горшеков. - М: Просвещение, 2008. - 257 с

  6. Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю., Клемяшова Е.М., Снитко И.В., Цветкова И.В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2009. - 64 с

Литература для родителей и детей:
  1. Александрова, Ю. Н. Юный эколог  Текст  /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.

  2. Моложавенко, В. С. Тайна красоты  Текст  / В. С. Моложавенко. – М., 1993.

  3. Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики  Текст  /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009.

  4. Плешаков, А. А. Зелёные страницы  Текст  /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2015.

  5. Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2016.

  6. Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – М.: Просвещение, 2015.

  7. Энциклопедия. Неизвестное об известном. – М.: РОСМЕН, 2012.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Наумкина Мария Алексеевна

Дата: 29.05.2019

Номер свидетельства: 512640


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства