-развитие умения находить информацию из разных источников.
Познавательные:
-развить умение формулировать определение понятий;
-обогащать словарный запас учащихся, развитие устной речи.
Коммуникативные
умение работать в малых и больших группах;
умение помогать товарищу, поделиться своими знаниями с одноклассниками.
Тип занятия: изучения новых знаний.
Форма занятия:исследование.
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный;
- частично-поисковый;
- словесно-логический;
- метод самостоятельной работы учащихся
Виды деятельности и формы работы:
- фронтальная работа;
- работа в парах;
- работа в группах;
- работа с учебником;
- индивидуальная работа на местах;
- практическая работа.
Оборудование:компьютер
Межпредметные связи: литературное чтение, изобразительное искусство, музыка, окружающий мир.
Ход урока
I.Организационный момент.
-Ребята, вы обратили внимание, какой сегодня замечательный солнечный день
«Улыбка»
Вы видите перед собой на рисунке красивое солнышко, которое вам улыбается. Улыбайтесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней.
Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу . Подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, беспокойство, злость. Вдохните в себя свежесть осеннего дня, тепло солнечных лучей, чистоту рек.
Какие чувства у вас возникли, когда вы улыбались друг другу? Когда мы улыбаемся – мы делимся своим хорошим настроением! Я желаю вам хорошего настроения и удачи на нашем занятии.
Наше занятие будет необычное. Это будет занятие – исследование. Значит, сегодня мы - юные исследователи. Нам будут нужны ваши знания, внимание, поддержка и помощь.
Вам на занятии придется работать в парах и группах. Давайте вспомним правила нашего учебного сотрудничества.
– Какие учебные желания вы бы хотели исполнить на занятии?
– Это наши желания. Можем ли мы сразу удовлетворить свои желания? Почему?
Если вы правильно разгадаете кроссворд и выполните тест, то сможете вспомнить, о чем шла речь у нас на прошлом занятии и самостоятельно сформулировать тему сегодняшнего занятия.
1,2 группа – работаем коллективно – кроссворд.
3, 4 группа – работаете в парах - тест.
Кроссворд.
Как называлось Славянское государство предков русских, украинцев, белорусов? (Киевская Русь)
Древний город (Танаис)
Царство, расположенное на Дону и на Волге, разгромили кочевники? (Хазария)
Великая битва которая произошла 8 сентября 1380? (Куликовская)
Племя кочевников жившие в нашем крае (Скифы)
Тест «История Донской земли»
1. Кому принадлежат слова: Лучше пасть в бою, чем жить в неволе»?
А) А. Невскому
Б) Ярославу Мудрому
В) Петру Первому
К) Игорю Святославовичу
2. В каком веке произошло сражение князя Игоря с половцами?
А) XII
Б) XIII
B) X
Г) IX
3. Царство, расположенное на Дону и на Волге, разгромили кочевник?
А) Киевская Русь
Б) Дикое поле
З) Хазария
4. Как называется историческое общество в городе Белая Калитва Шолоховкого района?
А) Боян
Б) Караул
В) Стрела
Г) Русичи
5. Великая битва которая произошла 8 сентября 1380?
А) Монголо-татарское нашествие
Б) Отечественная война
В) Революция
К) Куликовская битва
к
а
з
а
к
III.Формулировка темы и целей занятия
- Как вы думаете, о ком пойдет речь на занятии?
- Какие задачи нам предстоит решить?
- Какова тема нашего занятия?
Девиз урока
«Казаки умеют с врагами сражаться,
И народу служить своему.
Лучше быть, чем казаться,
Жизнь – Отечеству,
Честь – никому!»
IV.Мотивация учебной деятельности.
На прошлых занятиях мы пытались заглянуть в прошлое и разгадать тайны донской земли, узнать, что за люди жили в наших степях, чем они занимались.
Донской край называют казачьим краем.
- Что обозначает слово «КАЗАК»?
Некоторые ученики нашего класса получили домашнее задание и сейчас они вам расскажут.
Нет единого толкования слова «казак». Одни исследователи считают, что «казак» состоит из двух монгольских «ко» ‐ броня, латы, защита; и «зах» ‐ граница т.е. «казак» ‐ защитник границы, другие, что название произошло от народов, живших когда-то вблизи Дона (касоги, х(к)азары, от турецкого («каз» (гусь).
V.Восприятие и осознание нового материала.
Откуда же появились казаки?
- Из каких источников мы можем узнать более подробно о далёком прошлом нашего края ?
Вы правы, о прошлом могут рассказать различные источники. Но казаки в начале своего расселения в донских степях не вели летописей.
Сегодня на занятии мы более подробно познакомимся с двумя версиями о происхождении казачества: Казаки – потомки скифов;
Казаки – потомки бродников.
Откуда мы на занятии может найти необходимую информацию о происхождении казаков? (из учебника)
V.Релаксация
Дружно встали! Раз! Два! Три!
Мы теперь казаки.
Буквой Л расставим ноги
Точно в танце руки в боки
Наклонились влево – вправо
Получается на славу!
VI. “Открытие” детьми нового знания. Работа по учебнику с.93-97
Работа в группах:
Казаки – потомки скифов (с. 93-94)
Казаки – потомки бродников (с. 94-95)
3. Сравните рисунки скифского воина и донского казака.
- Есть ли что общего во внешнем облике?
- Какое оружие использовали воины в ближнем бою?
- А какое оружие подходило лучше для дальнего боя?
Сделайте вывод.
4. Сравните рисунки бродника- воина и донского казака.
- Есть ли что общего во внешнем облике?
- Какое оружие использовали воины в ближнем бою?
- А какое оружие подходило лучше для дальнего боя?
Сделайте вывод.
В результате выступлений на доске появляется запись:
Казаки – потомки скифов.
Казаки – потомки бродников.
При изучении темы мы пытались ответить на вопрос о происхождении казаков. Подтвердились ли наши предположения?
VII.Итог занятия. Рефлексия.
Итак, ребята, наш урок-исследования подходит к концу.
- Какие цели мы ставили перед собой вначале занятия?
- Как вы думаете, добились этих целей?
-Откуда же появились казаки?
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что бы ещё хотели узнать?
Сейчас мы превратим табло наших желаний в табло результатов урока. Присоедините , пожалуйста, к центральной фигуре.
карточки самых удавшихся своих действий на уроке.
Я очень довольна вами и вашей работой на занятии.
Если вам было интересно на занятии и всё было понятно поднимите – синий прямоугольник;
если вам было интересно, но возникали,
трудности при ответах на вопросы – жёлтый;
если вам было не интересно и всё было непонятно - красный.
Соедините эти прямоугольники, синий- желтый- красный.