Доклад на родительском собрании на тему: «Духовно-нравственное воспитание в школе и семье».
Доклад на родительском собрании на тему: «Духовно-нравственное воспитание в школе и семье».
Духовно-нравственное воспитание-один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающим поколением и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад на родительском собрании на тему: «Духовно-нравственное воспитание в школе и семье».»
МБОУ «Вечкенинская СОШ»
Доклад на родительском собрании на тему:
«Духовно-нравственное воспитание в школе и семье».
Подготовила: воспитатель ГПД Семенова Р.П.
январь 2023 г.
«Наши дети- это наша старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед страной»
А.С. Макаренко
«Ребёнок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца»
В.А. Сухомлинский
Сущность нравственного воспитания
Воспитание - навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.
Нравственность - правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение. Будет нравственность, почти наверняка будет духовность, не будет нравственности - не будет ничего, никакого воспитания.
Актуальная задача духовно-нравственного развития и воспитания
Приобщение детей к духовным традициям нации, формирование в их среде нравственных ориентиров и ценностных установок – актуальная задача духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Нравственный человек, кто это?
Духовно-нравственное воспитание молодого поколения на идеях академика Д.С.Лихачева, сейчас, как никогда актуально.
1. Не прибегать к убийству.
2. Не начинать войну.
3. Не считать свой народ врагом других народов.
4. Не красть.
5. Не присваивать себе плодов труда своего ближнего.
6. Стремиться лишь к правде в науке и не использовать ее во вред кому бы то ни было или в целях собственного обогащения.
7. Уважать идеи и чувства других людей.
8. Уважать своих родителей и предков.
9. Сохранять и уважать их культурное наследие.
Воспитание духовной личности - это социальная потребность жить и действовать «для других». С категорией духовности соотносится потребность познания мира, себя, смысла и назначения своей жизни.
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания.
Основным содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях народа, передаваемые от поколения к поколению.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Что же представляет собой нравственное воспитание?
Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в семье. Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.
Рациональный, или умственный, уровень содержит моральные знания - понятия о смысле жизни и счастье, добре и зле, чести, достоинстве, долге. Кроме понятий, к моральным знаниям относятся также принципы, идеалы, нормы поведения, моральные оценки. Для возникновения нравственной потребности ребёнка необходима моральная среда. Такой средой должен быть добрый мир семейного или иного окружения.
Нравственные потребности начинаются
С отзывчивости, которую мы понимаем, как способность человека понять затруднительное положение или состояние другого. Отзывчивого человека обычно называют чутким, сердечным. Отзывчивость - это целый спектр чувств — сочувствие, сострадание, сопереживание. Воспитывать отзывчивость в ребёнке нужно ещё до того, как у него сложатся представления о добре, зле, долге и других понятиях.
Другой важнейший элемент нравственных потребностей – нравственная установка, которую можно сформулировать так: «Не вредить никому, а приносить максимум пользы». Её нужно формировать в сознании ребёнка с того времени, когда он начинает говорить. Благодаря этой установке ребёнок всегда будет стремиться к добру.
Еще одним важным структурным элементом нравственных потребностей является способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем проявлениям зла. Действенность добра успешно формируется у детей всем примером жизни взрослого семейного окружения и поэтому важно, чтобы у последнего не расходилось слово с делом.
В чем причины духовно-нравственного упадка в обществе ?
Нарушены устои семьи:
иерархия семейных взаимоотношений;
традиционный уклад семейной жизни;
традиционные отношения послушания, почитания, уважения родителей;
родовые и семейные связи между поколениями.
Современный уклад жизни (работа, успехи в профессиональной области, стремление к материальному благополучию) приводит к недостатку физических и душевных сил у родителей в процессе воспитания ребенка, что провоцирует разрушение традиционных семейных связей.
Ребёнок и общество, семья и общество, ребёнок и семья. Эти тесно связанные понятия можно расположить в такой последовательности: семья – ребёнок - общество . Ребёнок вырос, стал сознательным членом общества, создал семью, в которой опять родились дети...
Из этого можно сделать вывод, что от того, насколько нравственными, добрыми и порядочными будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества .
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Таковы элементы нравственных потребностей.
Знание их поможет родителям воспитать детей добрыми счастливыми людьми.
СИТУАЦИЯ :
Мальчик был наказан. Он получил две двойки. Отец серьёзно с ним поговорил и в наказание не разрешил выходить ему из дома. Пришли друзья и позвали его сходить в кино. Мама пожалела сына и стала уговаривать отца отпустить его с друзьями. Между родителями произошёл конфликт.
Как правильно поступить, чтобы избежать конфликта ?
ЗАКОН:
Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку.
СИТУАЦИЯ:
Родители решили поехать за город, поработать на даче. Все нашли себе работу, кроме Пети. Ему предлагали пополоть грядки, принести воды из родника, но он отказался от всех предложений. Бегал по саду за бабочками, кричал, мешал работать. Почему сложилась такая ситуация?
ЗАКОН:
Основы трудолюбия должны закладываться с детства.
СИТУАЦИЯ :
Девочке очень хотелось сделать сюрприз для мамы. Она пришла из школы, помыла посуду, приготовила обед.
Пришла с работы мама. Девочка бросилась к ней и поцеловала её. Мама была не в настроении и никак не отреагировала на поцелуй. Затем дочь пригласила её к столу ужинать. После ужина мама сказала спасибо и ушла в свою комнату. Как бы вы поступили на ее месте?
ЗАКОН:
Ребёнок нуждается в ласке, похвале.
СИТУАЦИЯ :
Мама пришла с работы, сын встретил её у подъезда, чтобы помочь нести сумки на пятый этаж. Дома предлагает ей тапочки и накрывает на стол. После ужина мальчик сел выполнять домашнее задание по русскому языку вместе с мамой, так как не мог справиться сам. Мама объяснила ему задание, проверила дневник, похвалила за «5» и нежно обняла его.
Как вы думаете, какие взаимоотношения сложились между членами этой семьи?
ЗАКОН:
Уважительного отношения членов семьи друг к другу.
Противоположенным примером этому может служить хорошая и поучительная сказка, в которой рассказывается о том, что молодые родители, имея старенького отца, не разрешали ему кушать за общим столом. А чтобы он, не дай бог, не разбил тарелки из фарфора, купили ему деревянную тарелку и ложку, из которой он практически не мог есть. Через некоторое время они застали своего четырёхлетнего сына за тем, что он пытался что-то мастерить из деревянной чурки. На вопрос родителей о том. что ребёнок мастерит, малыш ответил, что он делает посуду для своих родителей, чтобы они могли из неё кушать, когда состарятся. Это ли не иллюстрация переживаемых ребёнком эмоций и чувств в собственном доме?
СИТУАЦИЯ:
В семье двое детей: брат и сестра. Брат ходит в 4 класс, сестра — в детский сад. Сестре уделяют больше внимания, так как она ещё маленькая. Ей чаще покупают игрушки, чем брату, опираясь на то, что он вышел из этого возраста. Мальчик очень обижается, но родители не реагируют на это.
О чем мы не должны забывать при воспитании детей разного возраста?
ЗАКОН:
В семье должно быть правильное и равномерное распределение материальных и моральных средств для детей.
ВЫВОД : Если эти законы в семье выполняются, значит, ребёнок состоится как личность.
Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации как нужно вести себя, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. Может быть наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети—свидетели, они учатся жить у жизни.
ЕСЛИ:
Ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
Ребёнок живёт во вражде, он учится быть агрессивным.
Ребёнок живёт в упрёках, он учится жить с чувством вины понимать других.
Ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других.
Ребёнка хвалят, он учится быть благородным.
Ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым.
Ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей.
Ребёнка поддерживают, он учится верить в себя.
Ребёнка высмеивают, он учится быть замкнутым.
Ребёнок живёт в понимании и дружбе, он учится находить любовь в мире.
Семья — это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь.
Родители составляют первую общественную среду ребёнка.
Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно.
Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.
Цель и мотив воспитания ребёнка – это счастливая, творческая, полезная людям, а значит нравственно богатая, жизнь этого ребёнка.
На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.
Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения.
Нравственность ребёнка – это необходимое условие его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности, духовности.
Таким образом, мы с вами должны объединять усилия именно в воспитании доброго, убежденного, честного человека.
При этом всегда нужно помнить слова А. С. Макаренко:
«Ребенок - это живой человек, это вовсе не орнамент нашей жизни, это отдельная, полнокровная и богатая жизнь. По силе эмоций, по тревожности и глубине впечатлений, по чистоте и красоте волевых напряжений детская жизнь несравненно богаче взрослой».
И пусть в этой жизни у ребят всегда будет рядом добрый и надежный друг, родитель, наставник, именно от вас зависит каким вырастет ваш ребенок.
Школа — что-то скорректирует, но мы лепим из того, что уже замешано.