Доклад на городском семинаре "Системно-деятельностный подход как основа ФГОС" учителей начальной школы
Доклад на городском семинаре "Системно-деятельностный подход как основа ФГОС" учителей начальной школы
Семинар состоялся 16 декабря 2014 года в г.Симферополе Республики Крым в СОШ №34.Был посвящен системно-деятельностному подходу, как основы ФГОС. На нем присутствовали руководители МО начальных классов образовательных учреждений города Симферополя, Организатором семинара являлся Городской методический центр.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад на городском семинаре "Системно-деятельностный подход как основа ФГОС" учителей начальной школы »
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЁЖИ
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО
Учитель начальных классов
высшей категории,
старший учитель
УВК «Школа-сад» № 15
Ливада Т.А.
Симферополь 2014
Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО
Наша школа переживает сейчас сложный и в то же время интересный период реформирования. В современной начальной школе происходит системное обновление материала и переход к новой структуре обучения.
Развитие творческого потенциала личности трактуется сегодня как основная задача школы. Для её реализации необходимо рассмотреть в первую очередь ученика не как результат внешних влияний, а как целостную, активную, действующую личность. Ученик – не объект обучения, а в первую очередь – творец своего собственного «Я». От творческой активности ученика на уроке, умения доказывать, размышлять, аргументировать, умения общаться с учителем, учениками зависит, насколько успешно и осознанно он усвоит школьную программу.
Новые задачи начальной школы предполагают использование таких средств и методов обучения, которые призваны облегчить непосредственное и косвенное познание мира. Задача учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с образовательными задачами.
В современной педагогике понятие «средства обучения» дополняет такой инструментарий, как «технология». Педагогическая технология – это направление педагогики, которое имеет цель повышения эффективности образовательного процесса, гарантии в достижении запланированных результатов обучения.
Ученики младших классов с большим интересом готовы вступать в сотрудничество, работать в группах или парах, вести диалог с учителем и с товарищем, обсуждая вопрос, вступать в дискуссию, решая проблемную ситуацию. Учитывая, что у детей данного возраста наглядно-образное восприятие, следует использовать на уроках такие педагогические технологии, которые вызывают у детей интерес и оживление на уроке. Эти педагогические средства позволят сделать урок интересным, увлекательным, где каждые ребёнок будет чувствовать себя уверенно и надёжно.
Важно на этапе перехода из детского сада в школу учитывать и то, что ведущим видом деятельности была игра. Это значит, что вырвать ребёнка из мира игры в одночасье нельзя. На уроках следует использовать игровые приёмы, которые разнообразят урок и сделают его для семилетнего ребёнка интересным и доступным.
Ведь ещё К.Д. Ушинский говорил, что «для ребёнка игра – это действительность и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интересна она для ребёнка потому, что понятнее, а понятнее потому, что, отчасти, есть его собственное сознание». В игре дитя живёт, и следы этой жизни глубже остаются, чем следы действительной жизни.
К педагогическим технологиям, способным воздействовать на учащегося с целью развития его познавательного интереса относятся:
игровые технологии
технологии сотрудничества
проектная деятельность
использование информационно-коммуникационных технологий
В дошкольном детстве основным видом деятельности детей была игра, которая предоставляла им большие возможности для общения. С приходом в школу меняется вид деятельности: ведущей становится учебная. Однако резкая смена деятельности вызывает у учащихся негативное отношение к обучению в школе. Учебная деятельность трудная и непонятная детям, поэтому через некоторое время они не хотят идти в школу. Ребята хотят играть, что соответствует психологическим особенностям семилетних детей. Учебная деятельность должна «вырастать» из игровой. Поэтому и на этапе школьного обучения игра должна занимать определённое место. В.А. Сухомлинский писал, что «чудесный мир природы, игры, музыки, сказки, который окружал ребёнка до школы, не должен закрыться перед ним дверью класса. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. В школьный период игра приобретает наиболее развитую форму.
Именно в игре педагогу легче сформировать у ребёнка такие способности, как сообразительность, находчивость, умение логически мыслить, сравнивать, а также реализовать насущные воспитательные задачи. Благодаря игре процесс обучения становится менее утомительным и гораздо более эффективным.
Игра одновременно преследует три цели: воспитательную, игровую и учебную. Огромное положительное влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально-пассивных детей, на детей, испытывающих трудности в обучении. Такие дети в игре способны выполнить такой объём работы, который никогда не выполнят в обычной учебной обстановке. Для таких детей важно создать ситуацию успеха. Даже в игре надо предложить такие задания, с которыми они могли бы справиться.
Игра способствует умению рассуждать, высказывать своё мнение, не боясь при этом ошибиться, ведь каждый ошибочный ответ рассматривается не как неудача, а как поиск правильного ответа, решения.
Роль взрослого в дидактической игре двойственна: с одной стороны, он руководит познавательным процессом, организует обучение детей, а с другой – выполняет роль участника игры, партнёра, направляет каждого ребёнка на выполнение игровых действий, а при необходимости даёт образец поведения в игре.
Игра является ценным средством воспитания действенной активности детей, активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В игре дети преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.
Я заметила, что встречи детей со сказочными героями, которые приносят им какие-либо задания или просят о помощи, не оставляют их равнодушными, развивают интерес и облегчают процесс восприятия и овладения информацией. Стоит обычный предмет назвать «волшебным», рассказать о нём маленькую сказочную историю, так сразу глаза детей загораются, появляется интерес, желание преодолеть препятствие, открыть тайну.
Мы, учителя начальных классов, играя и рассказывая сказки своим ученикам, прививаем детям потребность учения, желание познавать новое.
Цели, которые мы перед собой ставим, используя на уроках различные творческие задания, это:
развивать творческое мышление школьников, применять знания в новых, нестандартных условиях;
учить детей решать проблемы и принимать целесообразные и продуктивные решения;
учить детей самостоятельному поиску, включая элементы проблемности, будящие мысль учеников;
воспитывать такие качества творческой личности, как любознательность, независимость суждений, склонность к фантазии, находчивость.
По виду деятельности учащихся выделяют следующие виды игр.
Игры –путешествия.
Игры-путешествия способствуют закреплению учебного материала, позволяют устанавливать взаимосвязи. Активизация учащихся так же достигается интересным сюжетом игры, личным участием детей, их устными сообщениями, переживаниями.
Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно.
Игры-поручения
Игровая задача и игровые действия в них, основаны на предложении что-то сделать, помочь сказочному герою: «Помоги Буратино определить, с какого дерева упали листья», «Проверь домашнее задание у Незнайки», спаси Зайчика и т.д.
Игры-предположения
«Что было бы…?», «Что бы я сделал…», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?». Иногда началом такой игры может послужить картинка. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создаётся ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы…?» или «Что бы я сделал…». Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами. Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщённо-доказательные. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей.
Игры-загадки
Загадки создавались самим народом, входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребёнка. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться – доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщение, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.
Игры-беседы (диалоги)
В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В игре-беседе учитель часто идёт не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Однако игра-беседа таит в себе опасность усиления приёмов прямого обучения. Воспитательно-обучающее значение заключено в содержании сюжета, в возбуждении интереса к тем или иным аспектам объекта изучения, отражённого в игре. Познавательное содержание игры не лежит «на поверхности»: его нужно найти, сделать открытие и в результате что-то узнать.
Среди прочих игр выделена и деловая игра. Делова игра – метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путём игры, по заданным правилам. Этот вид деятельности способствует закреплению системы знаний, развитию творческого мышления, совершенствованию навыков принятия коллективных решений, развитию коммуникативных умений разного рода.
Игры помогают:
активизировать учебную работу в классе, повысить активность и инициативу школьников;
учат детей подчиняться правилам;
дать ощущение свободы и раскованность, особенно нервным, слабым и неуверенным в себе детям;
укрепить дружеские отношения в классе.
Игра для ребёнка – важный источник информации об окружающем мире. Кроме того, игра, поскольку это порождение деятельности, посредством которой ребёнок пытается преобразовать действительность, изменить мир, помогает формированию и проявлению потребности ребёнка воздействовать на окружающий мир, стать субъектом, «хозяином» своей деятельности. Разрешение какой-то определённой задачи в игре связано с умственным напряжением, с преодолением трудностей, что приучает ребёнка к умственному труду. Во время игры развивается логическое мышление. В игре дети учатся наблюдать, сравнивать, классифицировать предметы по тем или иным признакам; упражнять память, внимание; проявлять сообразительность, находчивость, а главное – обретают интерес к учебной деятельности. Занимательность игры даёт учителю возможность не только по-новому преподнести научные знания, но и значительно расширить средства для формирования и развития представлений и понятий учащихся о тех или иных природных явлениях, развития у учащихся интереса к изучению окружающего мира. Она даёт возможность детям в увлекательной, яркой, игровой форме усваивать новый материал, обогащать ранее полученные знания. Уроки с применением игр становятся радостными, увлекают учеников, подталкивают к поисковой деятельности, ставят перед задачей решить проблемную ситуацию, найти самостоятельное решение.
2. Технология сотрудничества (групповые формы работы)
Групповая работа – одна из форм деятельностного метода обучения. Такая организация учебного процесса создаёт благоприятные условия для включения всех школьников в активную работу на уроке. При работе в парах и группах каждый ученик мыслит, выражает своё мнение. В группах рождаются споры, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. Особенно важно, что групповая форма работы позволяет реализовать индивидуальный подход в условиях массового обучения, организовать взаимодействие детей для выявления их индивидуальных их индивидуальных возможностей и потребностей. При правильном педагогическом руководстве и управлении реализовываются основные условия коллективности: ученики привлекаются к коллективной творческой деятельности, осмысленному общению и взаимодействию. Таким образом, дети приобщаются к важным навыкам жизни: действенному общению, умению слушать, умению соглашаться с точкой зрения другого, умению разрешать конфликты, умению работать сообща для достижения общей цели. Умение управлять как собственной, так и совместной деятельностью в группе даёт возможность учащимся быть активными участниками учебной деятельности.
Групповая форма работы позволяет учащимся осуществлять контроль и оценку собственной и групповой деятельности, так как постоянно есть возможность сравнивать собственную деятельность с деятельностью других учащихся. Вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причём важно, что эта эффективность касается не только интеллектуального развития учеников, но и нравственного. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи – вот какие цели преследует такая форма организации деятельности.
Систематическое использование данной технологии обучения в сотрудничестве имеет свои преимущества:
Не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее пройденный материал. А при работе в малых группах, при совместной деятельности, ученики выясняют всё, что им непонятно. В случае необходимости не боятся все вместе обратиться за помощью к учителю.
Учащиеся учатся сами видеть проблемы и находить способы их решения.
У учащихся формируется собственная точка зрения, они учатся её аргументировать, отстаивать своё мнение.
Ученики начинают понимать, где и как они смогут применить полученные на уроках знания.
Формируются коммуникативные умения.
Развивается чувство товарищества, взаимопомощи.
Коллективные виды работ решают следующие задачи:
делают урок более интересным, живым, насыщают урок эмоциями;
воспитывают у детей сознательное отношение к учебному труду;
активизируют мыслительную деятельность;
дают возможность многократно повторять материал;
повышается интерес к обучению.
Групповая работа особенно эффективна, если учителем организован процесс распределения учебных заданий и продумана технология обсуждения их в коллективе.
Для современного этапа развития начальной школы групповая форма обучения в наибольшей степени способствует развитию у младшего школьника умения проявлять инициативу, творчество, самостоятельность в учении.
3. Информационно-коммуникационные технологии
Не менее важное место в современном образовании занимают и информационно-коммуникационные технологии (далее ИКТ). Использование ИКТ на уроках обусловлено не только интересами учителя, как это было раньше, но и требованиями современных учебных программ и образовательного стандарта. Ранее информацию по любой теме ребёнок мог получить по разным каналам: учебник, справочная литература, лекция учителя, конспект урока. Но, сегодня, учитывая современные реалии, учитель должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации. Возникает вопрос, зачем это нужно? Мозг ребёнка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспримет предложенную на уроке информацию с помощью медиасредств.
Использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным. Ценность эффективного применения информационных технологий состоит в повышении уровня познавательного интереса учащихся. Использование ИКТ учитывает преобладание визуального восприятия над слуховым у большинства учащихся начальной школы. Красочное оформление урока, его чёткая организация и продуманность и есть путь к повышению интереса учащихся. Данное направление облегчает процесс запоминания изучаемого материала учащимися, позволяет сделать урок более интересным и динамичным. За счёт использования мультимедийных технологий также происходит развитие наглядно-образного мышления школьников, а возможность моделировать объекты и явления способствует повышению познавательной активности и мотивации к учению. Повышение эффективности образовательного процесса происходит за счёт одновременного изложения материала учителем и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися, и, безусловно, повышает интерес к изучаемому материалу.
Современную жизнь уже довольно сложно представить без использования информационных технологий. У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника положительные эмоции.
ИКТ вызывает у младшего школьника интерес; анимационные фрагменты приближают изучаемые процессы к жизни ребёнка. Успешность, как один из основных мотивов, обеспечивается тем, что компьютерные программы позволяют: сделать обучение интересным и разнообразным по форме; показать в динамике сложные для понимания процессы; вступить в диалог с компьютерной программой, легко пользоваться справочным материалом, выполнять небольшие исследования и проекты. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомим, творческим, настойчивым и трудолюбивым.
4. Проектная технология
Сегодня организация проектной деятельности заслуживает особое внимание педагогов, т.к. именно в ней заложен большой потенциал для развития познавательного интереса школьников. «Человек рождён для мысли и действия», - говорили мудрецы. Эти слова отражают суть проектной деятельности. Каждый человек должен уметь мыслить и действовать. А окружающая жизнь – это своеобразная творческая лаборатория, где и происходит процесс познания. Организация проектной деятельности как педагогический «инструмент» - метод обучения использовался в отечественном образовании в начале 20 века, т.е. он не новый, но именно в 21 веке стал особо значимым. Сегодня его понимают гораздо шире, чем метод- как педагогическую технологию, направленную на формирование умений принимать решение, а значит, умений адаптироваться в стремительно изменяющемся мире.
В основе технологии проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Одна из основных трудностей усвоения знаний в школе состоит в том, что ребёнок не может найти им применения на практике. Кроме того, младших школьников не удовлетворяет далёкая перспектива обучения: заниматься в школе, чтобы применять свои знания во взрослой жизни. Они хотят получить практический результат сейчас, а не через годы. Проектная деятельность предоставляет детям возможность увидеть и прочувствовать практическое применение добытых ими знаний.
При разработке Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых предопределяет успешность всего последующего обучения. В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать через организацию проектной деятельности.
Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.
Во время работы над проектом учащиеся сталкиваются с трудностями и учатся их преодолевать, их как интуитивно, так и посредством новых знаний, которые необходимо добывать для достижения поставленной цели.
В начальной школе по продолжительности целесообразно проводить мини-проекты или краткосрочные, чтобы у учащихся не потерялся интерес к деятельности.
Для младших школьников важным моментом является оценка выполнения проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрён каждый ученик, участвовавший в выполнении проекта. Это позволяет каждому ученику почувствовать свою важность, уверенность в своих силах. Безусловно, поощрение станет стимулом для желания участвовать в дальнейших проектах, стать более активным.
Проектная деятельность в начальной школе эффективно способствует разностороннему развитию ребёнка, его воспитанию и обучению, а также развитию творческих способностей. У школьников формируются познавательные мотивы обучения, так как дети видят конечные результаты своей деятельности, которые возвышают их в собственном представлении о себе и вызывают желание совершенствовать свои умения, знания и личностные качества.
Рассмотренные нами педагогические технологии лишь небольшая толика тех педагогических средств, которые способствуют развитию познавательного интереса младших школьников.