Тема: Правила переноса слов.
Цель: Изучение правил переноса слов
Тип урока: Открытие нового знания;
Использование технологий: Проблемно-диалогическая технология
Задачи педагога: формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.
Формирование УУД:
Познавательные УУД:
1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) представлять информацию в виде схемы;
3) выявлять сущность, особенности объектов;
4) на основе анализа объектов делать выводы;
5) обобщать и классифицировать по признакам;
6) ориентироваться на развороте учебника;
7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД:
1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
1) развиваем умение слушать и понимать других;
2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) оформлять свои мысли в устной форме;
4) умение работать в паре.
5) формируем умение планирования учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
Личностные результаты:
1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Этап, цель
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Результат
I. Мотивация учебной деятельности.
Цель: Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.
Приветствие.
- Проверим готовность.
Руки? – НА МЕСТЕ
Ноги? – НА МЕСТЕ
Локти? – У КРАЯ
Спина? – ПРЯМАЯ
Все готовы к полету, в страну белоснежную и очень полезную. На пути нас ждут большие испытания, а на финише – победа, радость, знания!
Вспоминают критерии, проверяют свою готовность.
Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность
II.Актуализация знаний
Цель: Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»
Работа в тетради.
- Чистописание.
- Работа с рядом слов
- Прочитайте слово, в котором:
(На доске записаны слова)
Моль, платье, съел, объявил, рыбы.
- ь – разделительный
- ь – обозначает мягкость согласного звука
- есть хитрые буквы, почему хитрые?
- состоит из 3 слогов
- из 2 слогов
- односложные слова.
- Какие знания понадобились?
- Как проверить, правильно ли подсчитали слоги?
- Обозначим.
- Работа с рядом слов
- Прочитайте ряд слов.
(На доске карточки со словами с пропущенными буквами)
Суббота, сорока, класс, группа, тонна, масса,
- Я считаю, что все эти слова двусложные. Кто считает, что я права?
- Почему ты считаешь, что я права (не права)?
- Какое задание можно выполнить со словами?
- Давайте выполним задание: найти лишнее слово.
- Какое слово здесь лишнее?
(Учитель подводит детей к тому, что лишнее слово – сорока, т.к. не содержит удвоенную согласную) (Возможны и др. варианты.)
Учащиеся работают с рядом слов:
Моль, платье, съел, объявил, рыбы.
Роль Ь, правило определения слогов.
Обозначить гласные буквы.
Учащиеся читают ряд слов:
Суббота, сорока, класс, тонна, группа, масса,
Учащиеся делают выбор.
Обоснование детьми своего выбора?
Варианты детей (списать, подчеркнуть орфограммы, разделить на группы, найти лишнее слово и т.п.)
Предположения детей.
Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций,
III.Выявление места и причины затруднения.
Цель: Мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого.
1. - Уберём лишнее слово и запишем остальные слова, объясняя орфограммы.
(учитель пишет на доске слова или один из учащихся)
- Слово не входит на строку.
- Что же делать?
- Что значит перенести?
2. - Поработайте в парах и подумайте, как можно перенести это слово?
- Какие у вас идеи?
(Учитель фиксирует варианты переноса на доске.)
- Посмотрите, сколько вариантов переноса 1 слова.
- Задание было одно?
- Почему результаты получились разные?
- Чего мы пока не знаем?
- Как вы думаете, какая тема урока?
3.Учитель фиксирует тему на доске или включает Слайд 1 «Правила переноса слов».
- Прочитайте внимательно тему урока.
- В каком числе стоит слово ПРАВИЛА?
- О чём это нам может говорить?
-Действительно, этих правил несколько, и вы сами попробуете их открыть.
- Какие задачи поставим перед собой?
Записывают в тетради число, записывают слова с комментированием.
Надо слово перенести.
Часть слова оставить, а другую записать на новой строке.
Дети работают в парах и пишут на листе, как можно перенести это слово.
Дети предъявляют результат своего труда. (Варианты переноса могут быть разные: ма-сса, мас-са, масс-а…)
Да.
Как переносятся слова.
Как переносить слова, правила переноса слов.
Во множественном.
Наверное, их много, несколько.
Открыть правила переноса, научиться переносить слова.
Фиксация во внешней речи причины затруднения.
Формулировка учебной задачи как темы урока.