Просмотр содержимого документа
«Доброта и Милосердие. Внеурочное занятие ( духовно-нравственное направление)»
Внеурочное занятие на тему Доброта и милосердие
( духовно-нравственное направление)
Цель:формирование у обучающихся представления о доброте и милосердии как важнейших духовно-нравственных ценностях.
Задачи:
- ознакомление с представлением о милосердии и сострадании ;
- усвоение понятий: милосердие, сострадание.
- осознание значимости заботливого, доброго и милосердного отношения к людям.
Формирование УУД:
личностные:нравственно-этическая ориентация; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
регулятивные:целеполагание, контроль, оценка;
познавательные: общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели), постановка и решение проблемы (самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера); логические (анализ, классификация);
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение выражать свои мысли.
Основные понятия: милосердие, сострадание, сочувствие, сопереживание, любовь , ответственность.
Формы и виды деятельности: беседа, участие в учебном диалоге, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационно-деятельный этап:
Добрый день! Эти слова мы произносим ежедневно, желая тем, к кому обращаемся, добра.
-Сегодня мы поговорим с вами о качестве, без которого человек не может называться человеком.
УЧИТЕЛЬ: Слово это серьезное,
Главное, важное,
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважней, чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец доброта! Слайд 1 (1 часть)
- Если человек делает добро, заботится, сочувствует, помогает от сердца это называется? (Милосердие)Слайд 1 (2 часть)
- Тема нашего занятия: ДОБРОТА И МИЛОСЕРДИЕ Слайд 2
Более двух тысяч лет существует, изложенный в Библии духовный закон, раскрывающий , как жить человеку на земле, что он должен делать и чего избегать. Заповеди и нравственные идеалы, отраженные в них признаваемы всеми народами как неоспоримо истинные, говорят о ближнем, об отношении к нему. Одна из нравственных истин гласит
« Возлюби ближнего своего, как самого себя». (СЛАЙД № 3)
Возлюбить - значит со-переживать, со-чувствовать и со-страдать другому, как самому себе.
- Кто же тот ближний, которого надо любить? Сосед? Одноклассник? Родственник? Да, но не только!
Ближний – это человек, которому нужна твоя помощь.
Закон прост - будь милосердным, помогай ближнему.
Милосердный обращает внимание на нужду ближнего не делая различий: бедный или богатый, добрый или злой , знакомый или чужой, нравится ли тебе этот человек или нет.
Не отказать , не устраниться, проявить доброту и милосердие - важнее из общечеловеческих добродетелей. Милосердие- это активная доброта.
- Доброте надо учиться ? Почему? ( Потому что рядом с ним идет и зло)
-Чтобы делать добро, надо им обладать.
-Сегодня на занятии мы все вместе пройдем как бы по цепочке : добрые слова – добрые мысли – добрые поступки - добрые дела—добрые сердца.
Мы как бы посадим необычное дерево- дерево Доброты и Милосердия.
А наше дерево будет вот таким, ( СЛАЙД № 4)
где:
ДОБРЫЕ СЛОВА- КОРНИ
ДОБРЫЕ МЫСЛИ - ЛИСТЬЯ
ДОБРЫЕ ДЕЛА- ЦВЕТЫ
ДОБРЫЕ СЕРДЦА- ПЛОДЫ
Ваши родители будут вам помощниками, раз уж нам выпало такая возможность- _поработать вместе. Для того, чтобы легче было работать, чувствовать локоть товарища, помогать друг другу, мы разделимся на группы. Групп будет несколько. У каждого из вас есть сердечко определенного цвета. Просим вас объединиться в соответствии с цветом сердечка: желтый, голубой, бронзовый. Ведь ТВОРИТЬ ДОБРО ВМЕСТЕ ВЕСЕЛЕЕ!
II. Поэтапная работа.
-Приступаем к работе.
- Главное слово сегодня- ДОБРОТА! Слайд 5. Слушаем 1 куплет песни о доброте
1 Этап - ДОБРЫЕ СЛОВА
Сейчас каждой группе нужно будет подобрать родственные слова к слову доброта. А какой корень у этого слова? (Корень – ДОБР-) Запишите родственные слова на листиках. Для этого вам дается 1 минута.
( Пока дети подбирают слова – звучит музыка – Слайд № 5)
Проверка по Слайду № 6 (прилепить к корню Дерева)
-У нашего дерева появились корни.
Слайд № 7 и слайд 8 - изречения великих… (Слушаем 2 куплет песни о доброте)
2 ЭТАП - ДОБРЫЕ МЫСЛИ
- Издавна люди стремились к добру, ненавидели зло. Эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста. Это кладезь народной мудрости. Мы думаем, что вы знаете пословицы о доброте. У вас на разных листках написаны части пословиц. Работая в группах, соберите их правильно. В этом вам помогут родители.
Доброе слово лечит, а худое калечит.
Доброго чтут, а злого не жалуют.
Злой не верит, что есть добрый. Делай другим добро, будешь сам без беды.
Живи добрее, будешь всем милее. Добрые вести прибавят чести.
Доброе дело питает и душу и тело.
Добрый человек в добре живёт век. Худо тому, кто добра не творит никому.
(Пословицы дети пишут на листиках и, зачитывая их, прикрепляют к дереву)
-На нашем дереве появились листья.
Слайд 9 (Слушаем 3 куплет песни о доброте)
3 ЭТАП - ДОБРЫЕ ПОСТУПКИ или ДОБРЫЕ ДЕЛА.
- А как вы думаете, добрые слова и добрые мысли, во что могут превратиться? Правильно, в добрые дела!
- А какие добрые дела вы можете совершить сами? (ответы детей)
Работа в группах: в файле на каждом столе лежат листики . на которых уже записаны дела. А выбрать вы должны сами, какие дела добрые, а какие – нет!
сделать уборку в доме;
навести порядок в школьном дворе;
накормить бездомную собаку;
подготовить концерт для пожилых людей и инвалидов;
отнести вещи в организацию по социальной защите населения;
помочь детям сиротам и инвалидам;
сделать кормушки птицам зимой;
сделать скворечники весной;
помочь пожилому человеку нести сумку.
Не будем брать листочки с записями:
обидеть маму;
поссориться с товарищем;
равнодушно пройти мимо плачущего малыша;
замахнуться палкой на собаку;
не покормить домашнего питомца;
не позаботиться о младшем братике или сестрёнке;
подраться с мальчиками;
не позаботиться о пожилой бабушке.
Итог: зачитываем некоторые дела. Почему вы не взяли некоторые листочки?
Почему эти дела нельзя назвать добрыми? (приклеиваем цветочки)
-На нашем дереве появились цветы.
Ш. ОТКРЫТИЕ НОВОГО
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ Слайд 10 (Иван)
- Угадайте сказку. О чем она?
-Обрадовался ли Иван, когда увидел, что стрела попала к лягушке?
-Почему он не отказался от нее, не ушел , ведь никто не видел, куда угодила стрела Ивана?
-Что он сделал?
-Как к этому отнеслись его родные?
-Почему же Иван все - равно не отказался от лягушки? Каким человеком оказался Иван по отношению к своей лягушке? (добрым, …)
-Да, ведь это мог сделать только добрый и милосердный человек.
-Но быть милосердным не так – то просто. Быть милосердным к красивому, здоровому – легче. Поэтому Иван что сделал? (Сжег шкуру)
- Легко ли быть милосердным? (Нет)
-Что же помогло Ивану стать счастливым человеком? (доброта, милосердие, любовь)
- Иван сочувствовал лягушке, взял ее в жены, заботился о ней ,помогал ей, поддерживал ,сострадал - а все это называется одним словом – МИЛОСЕРДИЕ.
Слайд 11 (Схема: Сочувствие, сострадание и т.д.)
-Что же такое милосердие? Слайд 12( Милосердие –это…)
- Только ли в сказке встречается и проявляется милосердие и доброта?
-Давайте посмотрим, где может проявляться доброта в современном обществе:
(Показ слайдов о милосердии №№ 13 - 20 ) - Вы знаете, что в нашем государстве проводятся так называемые акции добра, в некоторых из них принимаем участие и мы с вами.Добрые дела – Акции
Фонд «Подари жизнь» Чулпан Хаматова и Дина Корзун
«Завтра будет поздно. Помогите сейчас!» — этими словами в эфире Пятого канала проходит на ежедневной основе по четвергам акция «День добрых дел». Каждый четверг журналисты канала рассказывают историю ребенка, остро нуждающегося в лечении, рассказывают о том, кто нуждается в экстренной помощи, и кому только вот так — объединившись всей страной — можно помочь.
Не случайно символ акции может вызывать ассоциации с Цветиком- Семицветиком. Этот волшебный цветок из доброй сказки Валентина Катаева — настоящий символ чуда, и каждый из нас может его совершить. Важно — не оставаться равнодушным к беде маленького человека, для которого так важен каждый лепесток из Вашего Цветика -Семицветика.
Новая благотворительная акция, которая стартует на Первом канале, организована совместно с Российским фондом помощи. Это - крупнейшая организация в России, которая уже 15 лет занимается сбором средств на лечение тяжелобольных детей. В конце мая на Первом уже прошёл 10-дневный благотворительный марафон "Добрый свет". Тогда удалось собрать почти 80 миллионов рублей и спасти жизни маленьким пациентам в клиниках нескольких городов нашей страны. И конечно, ещё многие дети нуждаются в дорогостоящем и своевременном лечении. Часто счёт идёт на дни.
Благотворительная акция «Белый цветок» на курской земле. Мы все принимали активное участие в этой акции. (Газета « Друг для друга»- собрано за 2 дня 800 тыс.рублей )
Мероприятие «Белый цветок» ассоциируется с чем-то чистым, светлым, таким же, как и сам белый цветок. За два дня в Курске было собрано 800 тыс. рублей .Эти деньги пойдут на лечение больных детей ..( Газета «Друг для друга» )
Милосердию нужно учиться.. Как спортсмены тренируют тело, так и нам с вами надо закалять свою душу. Не хочется ехать к бабушке, «лучше» поиграть в компьютер – а надо заставить себя оторваться от бессмысленной игры.
Чтобы воспитать доброе сердце, требуется творить добрые дела.
Иногда нет возможности сделать доброе дело – тогда можно помолиться за человека, попросить Бога, чтобы Он помог тому, кто в беде.
Но иногда мы не можем и молиться… Не умеем, например. Тогда можно просто хорошо подумать о ком-то, пожелать ему добра. Наши добрые дела начинаются с добрых мыслей. Вот почему ни о ком никогда не нужно думать плохо, надо отгонять эти мысли от себя.
По велению своего сердца вы, я уверена, будете делать добрые дела. Хотя сердце не может видеть и слышать, оно только бьется и чувствует. И прежде всего, надо помогать тем, кто рядом с вами- вашим родным и близким.
Они приготовили для вас свои советы Предлагаю вам послушать советы ваших родителей! ( читают родители )
Если ближний замерз - согрей, Если он неодет – одень, Если голоден – накорми, Если жаждет он - напои. Если он скорбит - утешай, Заболеет он - навещай. Жизнь тебе Господь подарил, Для того, чтоб ты всех любил.
За все умей благодарить
Учись понять других тревогу,
Умей упавшего поднять,
И с нищим поделиться хлебом,
Убогого учись понять,
Он, как и ты, дарован небом.
Дарите людям доброту, Заботу и любовь, И пониманье и мечту – Дарите вновь и вновь!
Обиды все забыть сумей,
Хотя бывает очень сложно…
Умей ценить, любить умей,
Жить по – другому невозможно!!
IV. ИТОГ
СЛАЙД 21
Живет в селе Банчены Черновицкой обл. священник, настоятель Свято-Вознесенского мужского монастыря - Михаил Лонгин. В монастыре было свое хозяйство, были коровы. В начале 90‑х 20 века время было голодное. И он стал жертвовать в местный дом малютки молоко. Медсестры в благодарность решили показать батюшке, кому идет это молоко. Условия, в которых находились дети, потрясли отца Михаила. Он схватил в охапку двух малышей и унес их с собой. Так было положено начало «детскому дому семейного типа», как теперь официально называется монастырский приют, а отец троих детей, рожденных в браке, стал отцом пятерых. Потом отец Михаил усыновил еще 27. А затем в его паспорте кончились страницы, куда записывают детей. Следующих детей он взял под опеку.
Батюшка, который усыновил 253 малыша. А еще построил для них дома, основал два монастыря и строит приют для инвалидов.
Ведь у этих детей не было ничего: ни семьи, ни дома, ни здоровья. Их и самих как будто не было…Многие из них инвалиды, без рук, без ног, слепые , с ДЦП и другими тяжелыми болезнями. Вот таких детей возлюбил батюшка и стал их отцом. Таких детей собирал батюшка по всей области. Поедет куда-нибудь по делам — обязательно привезет..
Потому что у этих детишек была безудержная жажда жизни.
Предлагаю вашему вниманию видео об этом батюшке и его детях как пример истинного милосердия и безграничной доброты. Этот фильм надо смотреть всем!
(Отрывок из документального фильма Михаила Шадрина «Форпост» )
- Наша встреча завершается. Посмотрите еще раз, какое необыкновенное Дерево Доброты и Милосердия получилось у нас! Помните все добрые слова, поступки, мысли, что «выросли» на нем. Опора нашего Дерева, как и у любого другого – ствол - основа всего. А в основе всего лежит ДОБРОТА и МИЛОСЕРДИЕ (приклеиваю вертикальный лист со словом Доброта).
- На нашем дереве нет плодов. Ваше МИЛОЕ СЕРДЦЕ, сердце, наполненное добротой, и будет плод нашего необычного дерева. И если ваше сердце готово понимать и принимать другого, значит вы «Слышите» свое сердце, можете приклеить его, пусть и из бумаги, на наше дерево ДОБРОТЫ И МИЛОСЕРДИЯ.
- Наша встреча завершается, но… Перед тем, как расстаться
И уйти по домам,
Хочется нам попрощаться, Пожелав при этом Вам:
Чтобы добрыми вы были,
Слов волшебных не забыли,
Чтобы добрыми словами
Говорили вы с друзьями!
Расстаемся мы сейчас, Добрый путь вам! В добрый час