Просмотр содержимого документа
«Дистанционный образовательный ресурс для обучения младших школьников "Что такое экология"»
Учитель Леонова Ирина Николаевна
Тема: Почему мы часто слышим слово «экология»?
Цель: 1.Обобщить природоведческие знания и представления учащихся;
2.Воспитывать экологическую культуру школьников.
Ход урока.
Начало урока.
Приветствие.
Звучит мелодия «Голоса леса»
1 Новая тема урока
Учитель - Прежде чем мы начнём наш урок, подумайте и ответьте:
- Какая наука учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле?
- А поможет нам ответить на этот вопрос разгаданный вами кроссворд:
Живёт без тела, говорит без языка.
Никто его не видит, всякий слышит. (Эхо)
Дитя ещё не родился,
1
2
э
к
3
5
о
4
л
о
6
г
и
8
я
А уже отдан на воспитание. (Кукушка)
Днём спит, а ночью летает
И прохожих пугает. (Сова)
На горе шумит,
А под горой молчит. (Лес)
Мягок, а не пух,
Зелен, а не трава. (Мох)
7
В лесу на одной ножке
Выросла лепёшка. (Гриб)
Как зовут меня скажи –
Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок,
Синеглазый… (василёк)
Зимой - белый,
Летом – серый. (Заяц)
2. Чтение текста в учебнике с. 120 - 121.
Учитель - Подумайте, что вы сделали хорошего для Земли?
Ответы детей.
-Чтобы не допустить ошибок и не навредить окружающей природе, надо много о ней знать.
Чтение стихов о природе, подготовленных детьми.
Вдруг появляются «хулиганы»
- А мы недавно в поход ходили…
(Каждый из этих детей произносит слова из стихотворения С. Михалкова.)
Мы купались, загорали.
Жгли костёр, в футбол играли –
Веселились, как могли!
Пили квас, консервы ели,
Хоровые песни пели…
Отдохнули и – ушли!
И осталось на полянке
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки,
Две размокшие баранки –
Словом, мусора гора!
Учитель - Какие ошибки совершили эти ученики? Придётся вам объяснить. Ну-ка, ребята, скажите, как нужно вести себя в лесу?
1. уч. Лес – это дом многих зверей и птиц. В чужом доме не шумят. Сейчас многие птицы сидят на гнёздах, ждут птенчиков. У многих зверей малыши, а вы подняли шум, притащили в лес музыку…
2. уч. Нельзя жечь костёр в неприспособленных для этого местах.
3. уч. Мусор из леса нужно уносить с собой или закапывать в ямку мусор, который быстро разлагается.
Игра «Наведи порядок» На скорость собрать разбросанные бумажки. Выигравший получает грецкий орех – подарок от «белочки».
Учитель - Давайте, ребята, вспомним из предыдущих уроков - сколько мусора один человек выбрасывает за год?
4. уч. За год один человек выбрасывает в отходы: 90 банок из-под напитков, бумагу, на которую уходит 2 дерева, 107 стеклянных банок и бутылок, 70 консервных банок, 45 кг пластика. (Из урока № 15. Тема: Откуда берётся мусор? Откуда в снежках грязь?
Учитель - Подумайте, куда лучше вывезти и как лучше утилизировать мусор?
Ответы детей.
Учитель - Ребята, а что же мы будем делать с этими ребятами? Посмотрите сколько у них всякого мусора! Это они бросают в речку битые бутылки, консервные банки, разные пакеты, крошат пенопласт и всячески портят красоту. Может из-за таких, как они, наш Ваня порезал ногу, когда купался.
5. уч. Мы их так не отпустим! А ну-ка, выбрасывайте всю эту гадость!
(Приносит ведро для мусора, туда бросают «хулиганы» весь свой мусор.)
6. уч. Пусть садятся и слушают, пока не поймут как надо себя вести в природе.
У каждого на парте лежат уже написанные строки, дети читают.
7.уч. Про природу люди перестали думать.
Разрушаю, портят, убивают, мутят.
8.уч. И зверей, и птиц жестоко убивают.
Мусором, отходами речки загрязняют.
9.уч. А мы хотим, чтоб птицы пели,
10.уч. Чтоб вокруг леса шумели,
11.уч. Чтобы были голубыми небеса,
12.уч. Чтобы речка серебрилась,
13.уч. Чтобы бабочка резвилась
14.уч. И была на ягодах роса.
15.уч. Мы хотим, чтоб солнце грело,
16.уч. И берёзка зеленела,
17.уч. И под ёлкой жил смешной колючий ёж,
18.уч. Чтобы белочка скакала,
19.уч. Чтобы радуга сверкала,
20.уч. Чтобы летом лил весёлый дождь.
Учитель - Не забывайте, что в лесу нужно соблюдать чистоту, чтобы не оставалось после вас кучи мусора!
1.уч. Лес зелёный охраняй,
Никого не обижай,
Не губи деревья ты,
Сохраняй в лесу цветы!
Игра «Знаешь ли ты растения, которые растут у нас на Белгородской земле?»
Учитель - Итак, да – хлопок, нет – молчок. Слушайте внимательно.
Яблоня, груша, малина, мимоза.
Ель, саксаул, облепиха, береза.
Вишня, черешня, лимон, апельсин.
Липа, клён, баобаб, мандарин.
Учитель - Смотри–ка, молодцы! А сейчас – быстро буду называть.
Слива, осина, каштан.
Кофе, рябина, платан.
Дуб, кипарис, алыча.
Тополь, сосна, каланча.
Учитель - А что вы смеетесь? Разве каланча не может расти на Белгородчине? А где же тогда растёт каланча?
Учитель - Молодцы, ребятки! Вы хорошо знаете деревья. А я вот хочу проверить ловкие ли вы.
Игра «Пронеси – не урони»
На голову ребенку укладывается мешочек с орешками. Нужно пронести мешочек вокруг каждого из трёх стульев и не уронить его. Кто справиться в награду получает орешек.
Учитель - А сейчас, ребята, я проверю, как вы знаете птиц. Я буду перечислять названия птиц
И если вдруг вы услышите что-то другое, можете хлопать. Итак, слушайте внимательно!
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…
Что, неправильно?
А мухи – это кто? Правильно, насекомые!
И ещё раз
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки,..
Даже совы – сплюшки,
Лебеди и утки –
И спасибо шутке!
Учитель:
- Ну что ж, ребятки, подведём итог нашего урока.
- О какой науке мы сегодня с вами говорили?
- Как же люди могут сохранить окружающую природу?
- Перечислите правила поведения в природе. Эта просьба обращена к «хулиганам». Остальные дети им помогают.
Они выходят к доске и записывают правила рядом со словом нельзя.
1 шуметь
2 мусорить
3 бить стёкла
4 бросать консервные банки
5 обижать птичек и зверюшек
6 ломать деревья и кусты
Н Е Л Ь З Я
2. уч. Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Учитель - Спасибо вам, ребята.
За помощь, доброту.
За то, что были рады
Откликнуться в беду.
Ведь рыбы, птицы, звери
В душу людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не обижайте зря!
Все вместе:
Ведь море без рыб – не море.
Небо без птиц – не небо.
А земля без зверей – не земля!
Учитель - Понравился ли вам наш сегодняшний урок? У каждого на парте лежит «барометр», прибор, который указывает погоду, отметьте на нем свое отношение к уроку, поставьте + в выбранной вами ячейке.
Солнечно
Туманно
Пасмурно
Ясно
Тоскливо
Сыро
Понятно
Скучно
Малопонятно
- Спасибо за Ваше внимание и отзывчивость. Хочется надеяться, что после нашего сегодняшнего урока вы будете внимательнее относиться к нашему общему дому. До свидания, ребята, урок окончен!