Работа с интернетресурсами, Алянский Ю. «Азбука театра». Ленинград: «Детская литература», 2006.
Ход мероприяти
1. Организационный момент.
- Настроение каково? - Во!
- Все такого мнения? - Да!
-Все без исключения? – Да!
- А девиз у нас какой? – Всё, что нужно под рукой!
- Садитесь.
2. Актуализация субъектного опыта учащихся.
- Ребята, вчера я смотрела хороший классный час во 2а классе на тему «Настроение». Как вы думаете, что влияет на настроение?
- А сейчас мы с вами оригами сделаем один предмет, потом вы мне скажите, этот предмет влияет на настроение или нет.
- Оригами выполняем кошелёк.
Бывают они медные,
Блестящие, бумажные,
Но для любого из людей,
Поверьте, очень важные! Что это такое? (Деньги)
- Деньги влияют на настроение? К этому вопросу ещё вернёмся в конце урока.
- А что такое деньги?
- Отгадаете ребус и узнаете, что такое деньги? Слайд1
- Деньги - особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги. Слайд2
- Для чего человеку деньги?
- Деньги меняем на тетрадь, куртку, обувь, то есть на другой товар.
У вас заболел зуб, вам вылечили больной зуб, оказали медицинскую услугу. За лечение нужно заплатить деньги.
Деньги служат «мерой стоимости».
- А у вас есть деньги? Как называются ваши деньги?
- Значит, какая тема нашего сегодняшнего разговора?
- Как вы думаете, почему тема финансовой грамотности актуальна даже в вашем возрасте? (– Чтоб научиться, как правильно тратить карманные деньги)
- Так что же такое «карманные деньги»?
(- Это небольшая сумма денег, которую вам дают родители, вы носите их чаще всего в кармане и можете потратить на какие – то мелочи).
- Ваш одноклассник выполнил исследовательско- проектную работу на тему «Карманные деньги». Давайте его послушаем. (Выступление ученика)
- В современном мире деньги нужны всем: мне, вам, вашим родителям.
- А откуда у ваших родителей деньги?
(ответы детей)
- Заработная плата родителей, пенсии бабушки и дедушки, стипендия старшего брата или сестры, пособие на младшего братишку или сестрёнку – это доход семьи. Слайд 3.
- Как много денег в семье.
- Но как говорил Вини - Пух, мед если есть, то его сразу нет. Так же и деньги. Как только они появляются, тут же куда – то сразу исчезают.
- Куда исчезают деньги?
- А на что тратят родители деньги?
- Каждая семья тратит деньги: Слайд 4.
На питание
На одежду и обувь
На оплату жилья, транспорта
На обучение и лечение
На книги, игрушки
На посещение театров, музеев
На отдых, туристические поездки
- Всё что вы перечислили – это расходы семьи.
Родители обеспечивают вас всем необходимым, покупают вам всё, что вы у них попросите, и при этом дают вам ещё деньги на карманные расходы, зная, что вы можете потратить их на всякие мелочи. Они об этом знают и всё же дают вам деньги. А зачем они это делают? (порадовать нас)
Мне вечером выдали Деньги карманные. Но деньги карманные, Очень уж странные: В кармане штанов, Только ночь скоротали, А утром... Конфетно-жевачными стали.
- Скажите, пожалуйста, что случилось с деньгами?
- На что были потрачены деньги?
- А что сказано об этом в твоей работе?
(Отвечает ученик выполнивший проектную работу)
- Откуда у вас ещё могут появиться деньги? (подарок на день рождения, нашли)
- А ещё деньги можно заработать. Например, летом можно в лесу собирать ягоды вместе с родителями. Потом эти ягоды можно продать.
- Родители вам выделяют карманные деньги, чтобы вы как можно раньше научились с умом тратить деньги, самостоятельно совершать покупки.
Посмотрим сценку «В магазине» (выступают заранее подготовленные ученицы)
Сценка «Магазин».
Девочка:
-Здравствуйте!
Продавец:
-Здравствуйте!
- Какой большой магазин. А что Вы продаёте?
- Игрушки и продукты.
- Ой, какие красивые игрушки! У меня есть деньги, мне мама дала на карманные расходы. Я хочу у вас купить игрушку. А сколько стоит вот эта игрушка?
- 50 рублей.
- А вот этот набор игрушек?
- 200 рублей.
- Я у вас куплю набор игрушек за 200 рублей. Вот деньги.
- Возьмите, пожалуйста, игрушки.
- Спасибо.
- До свидания.
- До свидания.
На следующий день:
Девочка:
-Здравствуйте!
Продавец:
-Здравствуйте!
- Я вчера у вас покупала игрушки.
- Да, я это помню.
- Сегодня на улице так жарко. Я очень хочу пить. У вас есть сок?
- Да, есть.
- Сколько он стоит?
- 60 рублей.
- Ой, а у меня только 50 рублей.
- Тогда я вам не могу продать сок. У вас не хватает денег.
- А что же делать?
- Вам нужно научиться тратить свои карманные деньги.
- До свидания.
- До свидания.
- Купила ли девочка сок?
- Почему нет?
- Что ей посоветовал продавец?
- А вы, ребята, умеете тратить карманные деньги?
3. Практическая работа. Работа в группах.
- Вы сказали, что умеете тратить карманные деньги. Сейчас мы будем работать в группах. Узнаем, как вы умеете тратить карманные деньги.
- Представьте себе, что у каждой группы 500 рублей. Это ваш доход.
- На что потратите, собираемся в группы, работаем.
сладости – 110 руб. (слайд 5)
игрушки - 250 руб.
одежда – 160 руб.
кафе – 100 руб.
отдых – 150 руб.
подарок другу – 140 руб.
аттракционы – 300 руб.
- На что потратила свои деньги 1 группа?
- Сколько денег потратили?
- Подведём итог. Первая группа потратила …. рублей.
- Вторая ..
- Третья…
- Четвёртая..
- Правильно ли вы потратили свои деньги, мы узнаем чуть позже. На этот вопрос ответить нам помогут мудрые советы тётушки совы.
4. Закрепление. Просмотр видеофильма «Уроки тётушки Совы» 4 серия «Карманные деньги» (смотрим 2 часть фильма)
- Героям мультфильма и нам с вами тётушка Сова даёт мудрые советы, как правильно расходовать карманные деньги.
- Что она предлагает сделать с деньгами?
- Она предлагает их поделить на части.
- Какие?
Доска:
Потратить
Накопить
Отдать
- Потратить понятно, а на что можно копить деньги?
(отвечает ученик выполнивший проектную работу)
Стихотворение (читает подготовленный ученик)
Саша, друг мой, изменился,
Саша экономным стал,
Так, как раньше, не считая,
Деньги тратить перестал.
Себе не покупает он
Жевательной резинки
И даже самой яркой
Переводной картинки.
Что стало с ним?
Во всем дворе никто не понимает.
А тем, кто задает вопрос,
Наш Саша объясняет:
«Я покупаю только то,
Что мне необходимо.
А если вещь мне не нужна,
Пройду, не глядя, мимо.
Чтоб мог ко дню рождения
Купить подарок маме я,
Нужна мне эта строгая,
Ребята, экономия».
- На что откладывал, копил деньги Саша?
-Как вы думаете, какие чувства испытывала мама, когда сын купил ей подарок?
- (Мама обрадовалась подарку).
- Но больше всего мама радовалась тому, что сын умеет тратить свои карманные деньги.
- А когда своих денег не хватает, где их можно взять?
- Можно взять в долг. Но если мы берём в долг то, что обязательно должны сделать? (Долг вернуть).
5. Итог занятия, рефлексия.
- Итак, давайте вспомним, тему нашего классного часа.
- Чему научились?
- Когда же и как деньги влияют на настроение?
- Как правильно потратить карманные деньги?
- Стали бы вы лучше учиться, если бы родители платили деньги за хорошие отметки?
- Карманные деньги – это не награда за хорошие оценки и хорошее поведение, не плата за помощь по дому. Вы должны знать, что вашим родителям деньги достаются кропотливым трудом. И если родители не дают вам денег на карманные расходы, или дают, но не столько, сколько бы вам хотелось, то ведь от этого вы их любить меньше не будете.
- Лучше будет, если вы вместе с родителями обсудите, сколько карманных денег вам надо.
-На что вы их собираетесь потратить?
- А в магазине если что – то купили, то не забудьте взять сдачу.
- А ещё ребята бывают дополнительные непредвиденные расходы.
- Что это за расходы?
- Свои сбережения можно потратить на добрые дела.
- Что такое добрые дела?
- А сейчас возьмите лист бумаги и выпишите себе чек, какая сумма вам необходима на карманные расходы.
- Хорошо. У вас есть карманные деньги. На что будете тратить? Встаньте, пожалуйста, те, кто потратит на добрые дела. А теперь встаньте, пожалуйста, те, кто потратит на сладости. А кто оставил деньги , чтоб копить?
-Молодцы , ребята, сегодня очень хорошо работали на уроке, но помните, что за деньги не всё можно купить