Цели: углубить знания детей о достопримечательностях Тюменской области; формировать положительное отношение к таким качествам, как любознательность, пытливость; способствовать формированию эстетического чувства; воспитывать уважение к природным объектам и памятникам культуры и искусства, воспитывать художественный вкус; побуждать детей к расширению своего кругозора, к изучению культуры и истории своего края, формировать гордость за свой край.
Задачи:
Прививать интерес к родному краю;
Развивать желание у детей больше знать о своем крае, развивать коммуникабельные навыки;
Воспитывать любовь к Родине, к родному краю, к людям, проживающим в нашей местности;
Развивать речь, артистические умения и навыки;
Совершенствовать навыки коллективной (групповой) работы.
Планируемые УУД:
В сфере личностных учебных действий будут сформированы: уважительное отношение к своей Родине, бережное отношение к достопримечательностям родного края. Содержание занятия опирается на жизненный опыт учащихся, на характерные особенности среднего школьного возраста.
В сфере регулятивных учебных действий учащиеся научаться планировать свои действия в соответствии с постановленной задачей; выполнять действия в речевой и умственной форме; определять границы своего знания и незнания.
В сфере познавательных учебных действий: осуществлять поиск информации; строить речевое высказывание в устной форме.
В сфере коммуникативных универсальных действий: формировать собственное мнение и позицию; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; работать в группе.
Ход классного часа
1 Мотивация к учебной деятельности.
Край далёкий, край кому-то близкий
Тундра, степь, озёра, лес — простор!
Если уж размах — размах сибирский
От Приобья до уральских гор.
Если уж тайга — до океана,
Если стойкость — стойкость кедрача
Если поступь — поступь великана,
Если вэмах — то со всего плеча,
Дай, Сибирь, свою красу и силу.
Твой размах мне близок и далёк.
Если песня, то на всю Россию.
Если уж конёк, то горбунок.
- Кто догадался, о каком крае пойдет речь? Да, ребята, тема нашего классного часа:
Наш край – Тюменская область.
- Каковы цели поставим? (дети называют)
- Что означает слово край?
- Работа со словарем
(Находят информацию самостоя тельно и рассказывают друг другу)
- Край — слово многозначное. Посмотрим все его значения в толковом словаре. (1) Конечная линия, предельная часть чего-либо. Например: край одежды, на краю обрыва, налить стакан до краев. 2) Страна, область. Например: теплые края, в наших краях (в нашей местности). 3) В России: крупная административно-территориальная единица.
- А ещё?
(там где родился,пошёл в школу, бегал с друзьями на речку, в лес, край где родился, живёшь)
2. Познавательная деятельность.
-Знать историю своего края для каждого человека очень важно, ведь это наша с вами Родина
А) Прочитайте текст. Придумайте вопросы по тексту.
Путешествовать нам поможет карта. (карта Тюменской обл. на каждой парте)
– На что похож контур нашей области?
– Еще считают, что контур Тюменской области напоминает сердце – сердце России.
Тюменская область образовалась 4 августа 1944 года. Сколько лет нашей области, сосчитайте. Наша область огромна – на многие (около 2100) километры вытянулась она с севера на юг. На ее территории разместились бы такие страны, как Франция, Великобритания, Австралия и Дания, вместе взятые. Не случайно Тюменский край заслужил славу области-великана, где есть все-все: и степи, и тайга, и тундра. Море есть Карское, океан – Северный Ледовитый. А реки, какие широкие реки! Их надо увидеть, чтобы говорить о них. От Казахстана до Арктики – таков наш край.
Б) Работа по карте
- Какой город является главным на нашей территории?
- Это наш край, наша малая Родина. Где расположен наш край?
Кто наши соседи? Каков наш край в сравнении с соседями? с другими округами, республиками, краями?
В какой природной зоне мы живем?
В) А это что за карта?
- карта нашего Уватского района
Наш родной край, наша малая Родина. А почему мы свой край называем Родиной?
здесь мы родились, здесь мой родной дом, здесь живут мои родители, родственники).
- Родиной мы называем дом, в котором растём, дом, где живёт моя семья. - Кроме того, когда люди говорят о своей Родине, многие думают своём дворе, улице, где играли с друзьями, о школе.
Г) Надо рассказать о достопримечательностях нашего Уватского района
Готовят рассказ на тему «Что расскажу туристам о моем крае».
Каждая группа представляет свою информацию. (в каждой группе есть карточки- помогайки)
1группа – музей «Легенды седого Иртыша»
Музею уже около полувека, но большая часть экспозиции оформлена в последнее десятилетие.
Больше всего нравится выставка чучел животных традиционных обитателей таежной зоны. Причем они показаны в привычных местообитаниях. Кто на дереве, кто на земле, кто в воздухе. В экспозициях используются натуральные листья, шишки, деревья. Больше всего поражают своими размерами и натуральностью лось и медведь. А красотой всех затмевают песец и лиса.
2 группа - река Иртыш
На карте хорошо просматривается река Иртыш: наполовину река Иртыш принадлежит Казахстану, и на такую же по длине половину – нашему краю. К тому же водоем является полноводным – это основной приток Оби!
Общее описание
В длину река Иртыш – 4 248 км. Ее площадь равна 1 643 000 кв. км. Самые значительные притоки – Чар, Тобол, Камышловка, Омь, Тара, Уй, Шиш, Ишим и Оша. В речное русло по его ходу заходят тысячи горных и равнинных ручьев.
Стоит на реке Иртыш город Тобольск и наше село Уват. В ней водятся щука, окунь, породы осетровых рыб.
3 группа - ФОК
ФОК
В нескольких углах холла на первом этаже кубки, грамоты и медали, полученные спортсменами района. Здесь есть мягкий детский городок. Для детей до 7 лет.
Еще один притягательный объект - бассейн. Очень большой и чистый.
4 группа Биатлонный центр
Располагается он недалеко от Гранд Отеля Уват. .Биатлонный центр стоит на федеральной трассе, для перехода через дорогу сооружен надземный пешеходный переход. Есть прокат лыж и других снаряжений. Есть здесь и горка. На ней не бывает много народу - меньше риск столкновений, и соответственно не бывает очередей.
Для лыжников условия разные - более ровные дороги и склоны разной крутизны.
Природа здесь живописная, дороги чистятся специальной машиной. Кроме катания с горок можно просто прогуляться и полюбоваться окрестностями. Лес смешанный. Чем дальше от дороги, тем больше в лесу хвойных пород. Вот трогательная картина - ель обвивает своими пушистыми лапами тонкую березку.
5 группа – Памятник в селе Уват
Памятник павшим землякам-уватцам.
В нашем районе 2876 уватцев ушли в годы Великой Отечественной войны защищать родину, 1442 из них не вернулись с полей сражений. Для того, чтобы увековечить память о героях тех страшных дней, было принято решение создать памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны в с. Увате. Наш народ всегда чтил и чтит память о своих героях, отдавших свою жизнь за Победу над врагом, за мир и счастье будущих поколений.
6 группа
Паромная переправа
летом зимой
Уватская переправа располагается на 421-м километре реки Иртыш, соединяет левый и правый берег районного центра. Являясь основной транспортной артерией как в летний, так и в зимний сезон, переправа считается одним из самых красивых мест Уватского района. Ее по праву называют эксклюзивной достопримечательностью нашего региона.
В летнее время стоит прокатиться на пароме и не отказать себе в удовольствии насладиться теплым дуновением ветра. Нежное покачивание на волнах Иртыша успокоит вас, заставит на миг забыть жизненную суету и погрузиться в мир необыкновенной гармонии и радости.
В зимнее время, с 15 ноября по 15 апреля, это ледовая переправа, ее длина составляет около 650 метров. Ширина одной автомобильной полосы – 35 метров, ширина полосы для пешеходов – 5 метр
3 Рефлексия
-Какую цель урока мы ставили?
-Что мы называем родным краем?
-О чём нам может рассказать административная карта России?