воспитывать усидчивость, умение доводить до конца начатую работу;
Формируемые универсальные учебные действия:
личностные: формирование внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
регулятивные: принимать и сохранять учебно - творческую задачу;
познавательные:
высказываться в устной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
строить рассуждения об объекте.
коммуникативные: учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
Оборудование: компьютерная презентация «Россия и Белоруссия: общая история, общая судьба», видеоролик песни «Две сестры – Белоруссия и Россия» в исполнении Руслана Алехно, Алексея Гомана.
Ход мероприятия
I. Организационный момент
Прежде чем начать наш час общения давайте создадим хорошее настроение.
«Доброе утро!» - я вам говорю,
Доброе утро я людям дарю,
И улыбаются добрые люди,
Видно, слова они добрые любят!
Молодцы, занимайте свои места, готовьтесь к занятию.
Все расселись по местам, никому не тесно?
По секрету скажу вам:
Будет интересно!
Здравствуйте! Я очень рада всех вас видеть.
Послушайте стихотворение. Слайд 1
Если скажут слово “Родина”,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор…
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
- Ребята, о чем стихотворение?
Ученик: О родине.
- А как вы думаете, а что такое родина?
Ученик: Это место где мы родились и выросли.
- Молодцы! А какая страна является для нас Родиной?
Ученик: Россия.
- Совершенно верно! Как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить?
Ученик: О Родине, о России.
О, Россия!
С нелегкой судьбою страна.
У меня ты, Россия, как сердце, одна.
Я и другу скажу, я скажу и врагу
- Без тебя, как без сердца,
Прожить не смогу.
II. Постановка учебной задачи
Учитель: Начать наш часобщенияя хотела бы стихотворением Евгения Нефедова «В пути»:
III. Открытие нового знания. Первичное закрепление
- О чем говорится в этом стихотворении?
Ученик: В данном стихотворение говорится о двух городах, Москве и Минске.
Слайд 2
- Что вы о них знаете?
Ученик: Москва - столица России, Минск - столица Белоруссии.
- Давайте найдем их на карте
(ученик показывает эти города на карте)
- Знаете ли вы, что их связывает?
(ученики предполагают)
Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем разговаривать?
Ученик: Сегодня мы будем говорить о России и Белоруссии.
До чего же прекрасны Беларусь и Россия! И под небом единым Они – сестры родные.
- Россия и Белоруссия издавна считались кровными сестрами. Не случайно, у них общие корни: обе русые, светлые, чистые.
- Итак, тема нашего часа общения «Россия и Белоруссия: общая история, культура, судьба» слайд 3
- Все ли слова в теме вам понятны? Предположите, что обозначают словосочетания в теме: общая история, культура, судьба
Ученик: У нас много общих бед и радостей. Между Минском и Москвой нет границ: родственники, друзья могут ездить друг к другу в гости. У наших народов общая история и корни. Наши народы вместе пережили многие испытания, которые сплотили нас. Прибавьте к этому миллионы людей – жителей Беларуси и России, которые выросли в одной стране – Советском Союзе.
- Мы живем в России. Слайд 4
Россия, Россия – края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют просторы родные,
Раздольные русские песни поют!
А все ли вы знаете о своей стране? Назовите важные исторические события, происходившие у нас.
Ученик: ВОВ 1941-1045г., война с французами 1812 г., объединение Крыма и России и др.
- Ребята, давайте назовём наши государственные символы.
- Скажите, пожалуйста, под какой цифрой изображен на слайде наш герб?
Слайд 5
Ученик: Наш герб изображен под цифрой 3.
Учитель: Молодцы! Скажите, пожалуйста, под какой цифрой изображен наш флаг?
Слайд 6
Ученик: Наш флаг изображен под цифрой 1.
- Знаете ли вы, что обозначают цвета нашего флага?
Ученик: Белый цвет– чистота, мудрость, надежность. Синий цвет - красота и величие, слава и честь. Красный цвет - мужество, храбрость и смелость, любовь и великодушие.
- Молодцы!
Задание «Художник»
- Сейчас я предлагаю вам стать художниками. Но рисовать вы будете не красками, а словами. Вам необходимо составить словесную картину о нашей Родине. Я вам называю прилагательные, а вы объясняете, как они связаны с нашей Родиной.
Например: Синеглазая - у нас много красивых рек, озер. В полях цветут синии васильки.
Зелёная – много лесов, лугов, полей.
Лучшая – потому что- это наша Родина.
Дружелюбная – русские – народ дружелюбный и гостеприимный.
Красивая - красивые города, деревни, улицы.
Толерантная- в России живут добрые люди.
- Замечательная картина получилась у нас.
- Знаете ли вы, что у нашей страны есть очень близкие сестры? Назовите их.
- А что вы знаете о Белоруссии? А знаете ли вы, почему она так называется?
Ученик: Происхождение названия «Белая Русь» одни исследователи связывают со словом «белая» в значении «независимая, свободная», другие - с обликом населения либо цветом национальной одежды.
- Географическое положение Белоруссии удивительно. На востоке она граничит с Россией, на юге с Украиной, на западе с Польшей, на северо-западе с Литвой и Латвией. И это, конечно же, сказывается на её развитии. Сегодня Белоруссия-это крупнейшая экономическая и политическая держава. Слайд 7
- Столицей Белоруссии является красивейший город Минск-город воинской славы, город-герой. Слайд 8
- У Белоруссии, как и всех других стран, есть государственная символика: флаг, герб и, конечно же, гимн Республики. Посмотрите, пожалуйста, на герб и флаг Белоруссии. Слайд 9
Физминутка
- Культура России и Белоруссии связаны между собой. Мы, российские школьники, отмечаем с вами праздник осени, мы называем его «Капустник» или «Арбузник», а в Белоруссии отмечают праздник под названием «Бульбаш». Как вы думаете, чему посвящен этот праздник?
Ученик: Этот праздник посвящен картошке.
- Правильно ребята, это картошка. А как вы догадались?
Ученик: В названии праздника говорится о бульбе, а это картошка.
- Молодцы, ребята. В Белоруссии также как и в России очень любят картошку. Вы помогаете родителям сажать дома картошку?
Ученик: Да
- Сейчас мы посмотрим, кто же делает это лучше. Я предлагаю вам сыграть в игру «Посади и собери картошку или, как говорят в Белоруссии, бульбу. Послушайте правило: ваша задача, сидя на своих местах посадить картошку. По команде вы «Старт» передаете, друг другу миску с картошкой и оставляете у себя на парте по одной картошке. А потом собираете ее, возвращая миску с последней парту на первую.
(дети выполняют задание под веселую музыку)
- У России и Белоруссии есть общий праздник – День единения, который отмечается 2 апреля. Именно в этот день в 1996 году Президенты России и Белоруссии подписали в Москве Договор об образовании Сообщества Беларуси и России, строящегося на принципах суверенитета и равенства. Слайд 10
- Для граждан России и Белоруссии 2 апреля - День единения народов - не просто дата — это особый праздник, наполненный для каждого из нас своим, личностным смыслом.
- У народов России и Белоруссии много общего. У них похожие языки, имеются сходства и в религии, в Белоруссии, как и в России христианство.
- Давайте еще раз убедимся в этом, для чего посмотрим видеоролик песни «Две сестры – Беларусь и Россия» в исполнении Руслана Алехно, Алексея Гомана. Слайд 11
(дети смотрят видеоролик)
С историей не спорят,
С историей живут,
Она объединяет
На подвиг и на труд.
Едины государства,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.
Во славу тех героев
Живет одной судьбой,
И этот день единства
Мы празднуем с тобой.
- Перед вами изображены народные костюмы России и Белоруссии. Посмотрите на слайд. Какие они яркие и как похожи между собой.
Слайд 12
IV. Самостоятельная работа.
- Мы, русские и белорусы, хотя и очень похожи, но живем в разных государствах, и нам, ребятам из нашей школы, предстоит выполнить важное задание: у вас на парте лежат листочки, вам нужно написать на них пожелания вашим ровесникам в Белоруссию.
Союз народов будет вечным, Как братья мы, мы как родня, В соединении бесконечном, Мы вместе как одна семья!
Ты белорус иль россиянин, В России, в Минске, в стороне, В беде не бросим мы друг друга, Народ пусть дружит наш везде!
V. Рефлексия
Учитель: Итак, подходит к концу наш час общения, давайте подведем итог. закончите фразы, которые вы видите на слайде
Сегодня я узнал о…
Больше всего мне запомнилось…
Больше всего меня заинтересовало…
Я задумался о…
А мне хотелось бы закончить наш разговор стихотворением:
Пускай будут дружны народы, Чтоб с каждым днем и каждым годом Дружба крепче становилась, Что бы в мире не случилось!
России Беларусь — сестра, Друг другу только лишь добра Должны желать народы наши, Ведь это, правда, очень важно!