Данная методическая разработка может быть использована педагогами, классными руководителями и воспитателями группы продлённого дня, чтобы научить учащихся чтить и уважать традиции русского народа, понимать и любить культуру своей Родины.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Структура описания методической разработки воспитательного мероприятия:
1. Пояснительная записка
1.1. Тематическое направление
1.2. Тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора (актуальность)
1.3. Целевая аудитория воспитательного мероприятия (с указанием возраста/ класса)
1.4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность)
1.5. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия
1.6. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора
1.7. Педагогическая технология/методы/приемы, используемые для достижения планируемых результатов
1.8. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.)
1.9. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей
2. Основная часть
2.1. Описание подготовки воспитательного мероприятия
2.2. Описание проведения воспитательного мероприятия (сценарий, конспект, дидактическая карта мероприятия и др.)
1.Пояснительная записка
Самовар вот уже почти три века считается исконно русским символом гостеприимства и неотъемлемой частью жизни славянского народа. Но, как сейчас ни прозвучит странно - история этого древнейшего приспособления насчитывает несколько тысячелетий.
В настоящее время школьники мало знают об укладе жизни, культуре и верованиях своих предков. Поэтому, рассматривая народные традиции как основу национальной культуры, мы знакомим с ними наших учащихся.
Россия славится своей богатой историей. Главным способом объединения людей на протяжении многих веков служили традиции, зародившиеся еще в Древней Руси. В народных традициях, как нигде, отражаются черты народного характера, присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности, чести. Наша задача научить наших учащихся видеть проявления нравственных качеств в жизни. Познавая свои национальные истоки, дети смогут с уважением и пониманием относиться к культуре других народов.
Воспитание на традиционных культурных ценностях должны идти с рождения. Семья должна быть носителем, хранителем и передатчиком культурного наследия. Но с изменением культурных ценностей, в данный момент эту традицию призваны поддерживать образовательные учреждения.
1.1Тематическое направление методической разработки воспитательного мероприятия - духовное и нравственное воспитание
1.2 Актуальность:
Н. М. Карамзин писал: «Народ, который не знает своей культуры и истории – презрен и легкомыслен». Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня, и не возможно её успешно решить без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры и национальных традиций. Обряды в России гармонично соединяют в себе прошлое и настоящее. Некоторые традиции имеют корни в язычестве, зародившись до крещения Руси. Русский народ продолжает отмечать национальные праздники, верит в старинные приметы и предания, передавая их из поколения в поколение. Ребенок впитывает культуру своего народа через знакомство с народным творчеством, культурными традициями, с предметами старины, посредством общения со своими родными и близкими разных поколений, постепенно впитывая в себя русскую бытовую культуру.
1.3 Целевая аудитория.
Учащиеся 2-А класса,7-8 лет, учитель Шестакова И.Н., родители.
1.4 Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя.
Данное мероприятие соответствует возрастным и психологическим особенностям детей, направлено на реализацию поставленных целей и задач, занимает важное место в системе воспитательной работы по направлениям: духовное и нравственное воспитание; воспитание культуры поведения и этического сознания.
Внеклассное мероприятие предоставляет возможность для проявления и развития индивидуальных творческих способностей обучающихся. Данный материал может использоваться в межпредметных связях: на уроках русского языка, литературного чтения, русского родного языка и литературного чтения на родном языке, изобразительного искусства, технологии.
1.5 Цель. Познакомить учащихся с чайной культурой, возникновением чайной церемонии; расширить знания о чайных традициях народов мира, прививать интерес и эстетический подход к чайной церемонии; способствовать развитию здорового образа жизни.
Задачи:
Образовательные:
- формирование у учащихся эмоциональной отзывчивости к народным традициям;
- знакомство с традициями народных праздников и игр;
- познакомить учащихся с понятием «традиция», с традициями народов;
- воспитывать любовь к Родине, к русскому народу;
- пробудить у детей познавательный интерес к прошлому посредством знакомства с самоваром и его историей.
- создание условий для личностного развития учащихся в процессе ознакомления с традиционными народными праздниками и играми.
Воспитательные:
- прививать бережное отношение к культурным традициям народов;
-воспитать чувство принадлежности к родному народу, его истории и культуре.
- воспитание желания участвовать в сохранении традиций народного празднования и игр.
- воспитывать творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки.
- научить чтить и уважать традиции русского народа, понимать и любить культуру своей страны.
Планируемые результаты воспитательного мероприятия.
Данная методическая разработка включает цели и задачи внеклассного мероприятия, сценарий внеклассного мероприятия.
Личностные УУД:
- развитие доброжелательности, любознательности, активности;
- уважительное отношение к традициям России;
- проявление чувства гордости и любви к истории страны;
- проявление чувства патриотизма.
Предметные УУД:
- учатся анализировать свои действия;
- узнают назначение и историю самовара, особенности его внешнего вида, разновидности;
- узнают о его значении в укреплении и сохранении семейных традиций.
- формулируют ответы на поставленные вопросы.
Метапредметные УУД:
- проявляют интерес к новой информации;
- развивают навыки сотрудничества с другими участниками коллектива.
1.6 Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора.
Внеклассное мероприятие проведено в форме групповой творческой работы. Форма проведения воспитательного мероприятия- дистанционный урок -презентация, беседа по вопросам с уклоном на опорные знания учащихся. Такая форма работы повышает познавательную мотивацию учеников, снижает уровень тревожности, некомпетентности в решении каких-либо задач. Именно групповая работа способствует умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения, слушать и слышать друг друга, работать в коллективе.
1.7 Педагогическая технология/методы/приемы, используемые для достижения планируемых результатов.
Для достижения планируемых результатов применялись технологии:
● КТД И. П. Иванова, основанные на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях;
● здоровьесберегающие технологии: создание благоприятного психологического климата на уроке, пропаганда здорового образа жизни.
Во время внеклассного мероприятия были использованы следующие
- наглядный (составление коллажа по итогам домашнего конкурса «Если пьешь ты черный чай, будешь умным невзначай»);
-практический метод (роспись самовара).
и приёмы:
-игры, викторина, коллективная работа.
1.8 Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия
Для успешного проведения внеклассного мероприятия немаловажное
значение имеет предварительная работа по подбору необходимых ресурсов:
● методической литературы, источников информации из интернета;
● материально-технических средств;
● технических средств обучения.
К материально-техническим относится наличие компьютера, наглядный материал (фотографии, самовар, mp3 запись песни Д. Тухманова, Ю. Энтина «Русский самовар», карандаши, альбом).
1.9 Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей
Данная методическая разработка может быть использована педагогами, классными руководителями и воспитателями группы продлённого дня, чтобы научить учащихся чтить и уважать традиции русского народа, понимать и любить культуру своей Родины.
2. Основная часть:
2.1 Описание подготовки воспитательного мероприятия.
Классный руководитель разрабатывает сценарий мероприятия, подбирает игровой материал, музыку, видеоматериалы, оборудование и оформление классного часа, координирует взаимодействие участников воспитательного воздействия, даёт им предварительные задания.
2.2 Описание проведения воспитательного мероприятия.
Конспект мероприятия
I. Организационный момент. Мотивационная беседа.
- Здравствуйте, ребята! Я желаю всем доброго утра, славного хорошего дня!
Пусть этот день подарит нам много приятных минут и мгновений!
Пусть в этот день нам удастся осуществить все намеченные планы!
II. Самоопределение к деятельности. Вступительное слово учителя.
Учитель:
- Отгадайте загадку:
В нем вода, но он не речка.
Хоть и с клювом, но не грач.
Он не печка, хоть и печка,
От углей он стал горяч.
И пузат, и добродушен,
Он гостей собрал на ужин,
Чай налил, дымится пар!
Ой, спасибо,… (самовар).
Поэт Борис Садовской писал: “Самовар в нашей жизни бессознательно для нас самих, занимает огромное место. Как явление чисто русское, он вне понимания иностранцев. Русскому человеку в гуле и шепоте самовара чудятся с детства знакомые голоса: вздохи весеннего ветра, родимые песни матери, веселый призывный свист деревенской вьюги. Этих голосов в городском европейском кафе не слышно”.
III. Этап мотивации.
- Как вы думаете, какая тема нашего мероприятия?
- Да, верно, это самовар. И сегодня мы собрались все вместе, чтобы устроить праздник хорошему, доброму, старому Самовару.
- Прием «Оратор». За 1 минуту убедите своих одноклассников в том, что знакомство с данной информацией просто необходимо и очень интересно.
- Прием«Фантазёр» Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.
IV. Постановка учебных задач.
- А вы знаете, что самовар и сегодня остается популярным объектом в искусстве? (Ответы детей).
- Очевидно, что многого можно не знать, но надо стремиться к обратному. Попробуем разобраться. Я приглашаю вас в увлекательное путешествие в гости к САМОВАРУ. Познавательные станции помогут вам расширить ваши знания и в увлекательной форме ответить на возникшие вопросы.
- Сформулируйте задачи нашего мероприятия. ( Самовар - символ русской культуры. Познакомиться с историей русского самовара; научиться уважать традиции русского народа).
V. Этап актуализации.
Учитель: Какой символ достатка и домашнего уюта вы знаете? (Ответы детей).
Для каждого человека, наверное, символ домашнего уюта представляется по-разному. Для кого-то это спокойная атмосфера в доме, улыбки домашних и любовь в глазах. Для кого-то - ворсистый ковер под ногами у небольшого диванчика перед телевизором. Для многих - запах свежевыпеченных пирожков и вкусного чая. Или это детский смех на кухне в субботнее утро и довольный кот, дремлющий на диване, нежные розовые цветы герани в марте на окошке и голоса родных тебе людей, всё то, что дорого каждому человеку.
И, конечно, же - самовар. А, что мы о нём знаем? Для того, чтобы проверить с какими знаниями о самоваре мы подошли к нашему мероприятию, давайте поиграем в игру «Верно-неверно».
Игра «Верно-неверно» 1.Верите ли вы, что самовар — это изобретение немцев? (Неверно, он появился на Руси в начале XVIII века, а немцы называли его русской чайной машиной) 2. Верите ли вы, что большинство людей предпочитают мешать чай левой рукой? (Неверно, чай лучше всего мешать ложечкой.) 3. Верите ли вы, что выражение «чайком побаловаться» возникло в русском языке потому, что долгое время этот напиток пила только знать, а мещане и купцы пили его по особым случаям? (Верно, а для бедняков чай был очень дорог, они не могли себе позволить его купить.) 4. При длительном хранении чай теряет свой аромат. (Верно.)
5. Чай бывает только чёрного цвета. (Неверно.)
6. Чайную заварку можно употреблять в течение нескольких дней. (Неверно.)
- Ребята,вот такая необычная у нас сегодня тема занятия. И знакомая, и не очень.
VI.Основная часть.
Звучит песня Д. Тухманова, Ю. Энтина «Русский самовар».
- Давайте вместе с вами отправимся в путешествие в прошлое. А прошлое всегда интересно и необычно.
Станция 1«Давно на белом свете живет годами стар, поэтами воспетый пузатый самовар».
Учитель: «Самовар – водогрейный для чая сосуд, большей частью медный, с трубкою и жаровнею внутри»,- такое определение мы встречаем уже в 1860-е годы в Толковом словаре В.И. Даля. В нем указано функциональное назначение самовара – нагревать воду. Другая версия, основана на созвучии слова «самовар» с татарским «санабар» (чайник).
Русский самовар – это таинство. Его включали в девичье приданое, передавали по наследству, дарили. Тщательно начищенный, он красовался на самом видном и почётном месте в комнате. Много историй и тайн хранит самовар. Самовар всегда был для русского человека самобытным символом семейного очага, уюта, счастья, дружеского общения. Наличие в доме самовара говорило гостям о материальном достатке хозяина. За самоваром часто решались серьезные деловые вопросы, без самовара не обходились в жарких дружеских спорах. Самовар был необходим и в доме зажиточного помещика, и в трактире, и в жилище небогатого человека. На протяжении XIX и XX веков самовар стал символом русского быта, центральным предметом чаепития, которое уже в XIX веке в России стало частью национальной культурной традиции. Самовары появились в 1679 году. Первые самовары изготовили на Урале, а затем их начали делать по всей России, особенно в Туле. К середине XIX века в Туле уже существовало около 80 самоварных фабрик. Известно, что первый самовар был изготовлен в Туле в 1778 г. в Заречье Назаром Лисицыным. Вскоре последователей у Лисицына нашлось много.
Самовар видели все, но не все знают, как он устроен. Внутри самовара находится труба. В неё засыпали сосновые сухие шишки или древесный уголь. Поджигали их лучиной и раздували огонь сапогом. Закипала в самоваре вода. В специальное приспособление наверху в самоваре устанавливался заварной чайник. Главным материалом для изготовления самоваров служили медь зелёная (латунь) и красная (сплав меди и цинка). Иногда самовары серебрили и золотили.
С момента своего создания самовар прочно обосновался в русском искусстве. Он был и остается самым притягательном объектом домашней утвари, своеобразным символом достатка и домашнего уюта. Он увековечен на полотнах многих художников, а позже и в фотографии.
Ученик 1.
Старый медный самовар
Сверху на буфете.
Для чего нам самовар? –
Нелегко ответить.
Ученик 2.
Из него не день, не год,-
Много лет никто не пьет.
Для него нужны дрова,
Чтобы греть, сгорая.
Ученик 3.
А для дров нужна пила.
А еще – сараи.
Но, как много лет назад,
Он и весел, и пузат.
Ученик 4.
Этот старый самовар —
Чудо для ребенка.
Дети смотрятся в него
И смеются звонко!
Ученик 5.
В самоваре, как в кино:
Кухня, с облаком окно.
Пусть сейчас не вьется пар,
И не слышно пения,-
Но как прежде, самовар
Дарит настроение! Л. Меньшикова
Станция 2«Чай-напиток бесподобный, это скажет вам любой».
Учитель: Своим появлением самовар обязан чаю. В Россию чай был завезен в XVII веке из Китая и применялся, в то время как лекарство среди знати. Есть в Китае родственный прибор, в котором тоже есть труба и поддувало. Но настоящего самовара нет больше нигде, хотя бы потому, что в других странах кипятком сразу заваривают чай, примерно как кофе. Чай ввозился в Москву, а позднее и в другие города России. Чайная торговля являлась одним из обширных и выгодных коммерческих предприятий. В XIX веке чай стал русским национальным напитком. Многие русские поэты и писатели посвятили немало прекрасных строк самовару. Описывая русский уклад жизни, они не раз обращались к теме чаепития, с которой неразрывно связано понятие о самоваре как его неотъемлемой части.
В Россию чай завозили, представляя его как большую ценность — пуд чайной заварки обменивали на меха и золото. Сначала ни вкус, ни предназначение напитка не оценили, но позже терпкий и ароматный отвар пришелся по вкусу даже самому императору. Чай применяли редко и преимущественно в лекарственных целях — от простуды и болей в животе, ведь напиток был ценным и доставить его из Китая было очень непросто. Такой товар привозили караванами, и старалась не доставлять по водному пути, чтобы он не сырел в дороге.
Чай на Руси тоже имеет долгую историю: появлению чая предшествовали совершенно другие традиции русского народа — в жару пили охлажденный квас, а зимой согревались горячим сбитнем. В освежающих и лечебных целях заваривали разнообразные травы. Летом пили свежезаваренные растения, а на зиму заготавливали сухие травяные сборы, помогающие от болезней — листья ежевики, смородины и малины, липовый цвет и мяту. На основе трав и меда варили душистый сбитень, который, кстати, готовился в заварочном приборе, похожем на самовар — сбитеннике. По особой технологии заготавливали, сушили и ферментировали иван-чай — траву, похожую на чай вкусовыми качествами, способу заготовки и употреблению. Но с постепенными распространением китайского и индийского чая и его доступностью для простых людей русские традиционные напитки отошли на второй план, а вскоре для заваривания чая придумали удобное для каждой семьи приспособление — самовар.
Чаепитие на Руси — это душевная традиция, которая, независимо от количества гостей и важности мероприятия, всегда выглядела праздничной и щедрой. Во главе стола ставился медный или латунный самовар, а предназначенный для него заварник был из фарфора или фаянса. Вода в самоваре кипятилась благодаря трубе с поддувалом, расположенной в корпусе самовара. Разжигали водогрей лучинами, щепками или углями, а раздували огонь специально предназначенным для этой цели «сапогом». Самовары встречались и самые простые — округлой формы, ничем не украшенные, добросовестные хозяйки до блеска начищали его корпус. Богатые люди могли позволить себе обзавестись посудой для заваривания чая, украшенной живописными узорами. За чаепитием обычно собиралась вся семья — разговаривали, делились новостями, привечали гостей. Внимательные хозяйки всегда ставили водогрей на поднос, чтобы горячие угли и капли кипятка не попадали на обеденный стол. Отдельно вносился чайник для заварки, который обычно также размещали на подносе. Для чаепития подавали чайные чашки с блюдцами и ложками, на столе обязательно находилось место для молочника со сливками или молоком, сахара, меда, варенья, куличи, пирогов, пышек.
Ученик 6.
Чая вкусней
Ничего не найдёте.
Сладости, может,
Больше в компоте,
Кофе, наверно,
Больше бодрит,
Сок красивее
Намного на вид,
Ну а кефир,
Говорят, здоровей,
Только вот чай
Всё равно всех вкусней.
Просто за чаем,
Так получается,
Вечером наша
Семья собирается.
Станция 3.Интересные факты о самоваре «А знаете ли вы...»:
а) Первые самовары изготовили на Урале в 1740 году
Наряду с пряником, самовар считается одним из символов Тулы, где их массово производили еще с конца XVIII века. Однако первое упоминание о "водогрейной машине" историки нашли в документах 1740 года - речь идет о медном самоваре, произведенном на уральском заводе предпринимателей Демидовых в городе Суксун.
б) Для разогрева использовали шишки
Первые самовары были жаровыми (состояли из трубы и жаровни). Для нагрева воды в них использовались любые горючие материалы: уголь, дерево, шишки. В отличие от дерева, шишки быстро прогорают, зато придают воде аромат хвои. Подобные устройства используют и сегодня, но шишки добавляют к основному топливу уже перед самым закипанием.
в) Самовары начищают кирпичом
Самовар радует блеском только в том случае, если он хорошо начищен. Раньше их чистили абразивными материалами – мелким мокрым песком или золой. В ход шли даже тертые кирпичи. Начистить самовар – дело, требующее немало времени, поэтому занимались этим чаще всего перед праздниками.
г) Бывают нескольких десятков видов
Самовары отличаютс формой ручек, кранов и основного сосуда. Самые дешевые и распространенные – в виде "банки". Делали самовары и в форме пушки, и пули, закругленные книзу; и круглые, как арбуз, в формах груши, валенка и разных животных. На Пасхальную неделю на стол ставили яйцеобразные самовары. Популярен был и дорожный вариант – прямоугольной или кубической формы со съемными ножками.
д) Продавались на вес
В начале XIX века цена самовара зависела от веса и материала, из которого он был изготовлен. Сначала их делали из меди, но они быстро выходили из строя после чистки. Поэтому мастера переключились на латунь, мельхиор и томпак. Большой вес свидетельствовал о качестве самовара: толстые стенки служат дольше, чем тонкие, вода внутри медленнее остывает, да и вмятины на корпусе появляются реже.
е) Были образцы для эгоистов
Самый распространенный объем самовара – от 3 до 8 литров. Меньшего встречаются реже, так как они сложнее в изготовлении и, соответственно, дороже. Бывают и самовары на один стакан - их еще называют "эгоист". А на два – "тет-а-тет". Детям императора Николая II в 1909 году тульские мастера изготовили пять самоваров объемом в один стакан. Форма каждого была уникальна. Сегодня их можно увидеть в музее "Тульские самовары".
ж) Самый большой рассчитан на 2 000 человек
Самый большой действующий самовар в мире вмещает 555 литров воды и может “напоить” сразу 2220 человек. Его высота с трубой – 2,5 м, а без трубы – 1,72 м. Его автор – Александр Новокшонов . Самовар был изготовлен из нержавеющей стали в 2014 году в Перми и отмечен в «Книге рекордов России».
з) Цена на самовар доходила до 274 400 фунтов стерлингов
В 2004 году на аукционе Sotheby’s за такую сумму был куплен самовар «Леший», изготовленный легендарным ювелиром Карлом Фаберже в 1899-1908 гг.. Для декора использовалось серебро, позолота, корпус покрыт литыми элементами, штампами и выколоткой. После покупки самовар вернулся в Россию, но кто пьет из него чай - неизвестно.
и) Удостоен нескольких памятников
Памятники можно увидеть на родине самовара – в городе Суксуне Пермского края, и конечно в Туле. Четырехметровый бронзовый красавец со связкой бубликов установлен и в бывшем купеческом городе Елабуге.
Монументы также стоят в Кунгуре (в XIX веке город считался чайной столицей России) и в Городце, что под Нижним Новгородом.
VII.Обобщение полученных знаний. Практикум.
1. Рубрика «Познаём в игре»
Ученик 7.
Мы играли в самовар Я пыхтел как самосвал, Юля кружечкой была, Оля ложечку взяла.
Юра - главный по заварке, Коля нас снабжал водой, А близняшки,Таня с Валей, Взять хотели чай домой.
Станция 4. Практическое занятие «Мы играли в самовар».
А сейчас мы с вами приготовим самовар для чая. Как это сделать? (дети отвечают, учитель подсказывает, исправляет)
- Наливаем воду;
- Закрываем крышку;
- В жарочную трубу кладём угли (шишки) до плечиков. 3ажигаем лучину и опускаем в трубу;
- Накрываем жестяной трубой (или разжигаем угли сапогом).
Через несколько минут наш самовар начинает шуметь, звенеть, не просто кипеть, а пыхтеть. Так поёт русский самовар!
-Что же заставляет его петь? (пузырьки воздуха)
Сотни тысяч маленьких пузырьков воздуха при нагревании воды поднимаются вверх и лопаются. При этом возникают своеобразные звуки. Говорят, что чайник шумит, а самовар поёт. Песня самовара создаёт атмосферу уюта, располагает к задушевной беседе. А когда вода закипит, самовар перестаёт петь.
Станция 5. «Ты представь себе на миг, как бы жили мы без книг?». - Сказки знаете? Любите? А угадайте автора и название сказки?
Сказка нам добро несет, тот, кто знает – тот поймет!
а) «А на белой табуреточке
Да на вышитой салфеточке
Самовар стоит,
Словно жар горит...» (Корней Чуковский «Федорино горе»)
б) Самовар Иван Иваныч!
На столе Иван Иваныч!
Золотой Иван Иваныч! (Даниил Хармс «Иван Иваныч Самовар»)
в) Муха по полю пошла, Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар И купила самовар. (Корней Чуковский «Муха-Цокотуха»)
г) Что вы знаете про старый
Русский, тульский самовар?
д) В нём пылал когда-то жар,
В нём бурлил когда-то пар,
В золотой, пузатый бок
Глухо бился кипяток. (Сергей Михалков «Самовар»)
е) Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
А пузатый от меня
Убежал, как от огня. (Корней Чуковский «Мойдодыр»)
ж) Стал старик молоком чай белить, чай белить – Сову хвалить, к себе в гости звать, уваживать. (Виталий Бианки “Сова”)
Станция 6. Игра «Баба, баба самовар, чайник кипятила»
- Ребята, давайте с вами отдохнём и поиграем в игру. Слушайте внимательно правила игры.
Выбирается водящий. Он закрывает глаза и отворачивается к стене. Дети по очереди проговаривают: «Баба, баба самовар, чайник кипятила», а водящий пытается по голосу узнать его. Если ребенок угадал, водящим становится тот, кого узнали.
Станция 7 «Творческая мастерская»
Ученик 8.
Мы за чаем не скучаем-
Все нам интересно!
И сейчас мы вам покажем
Наши все умения!
- Ребята, предлагаю отдохнуть и нарисовать
свой самовар, используя фантазию и
информацию, полученную на мероприятии.
Станция 8. «Отгадай-ка»
а) Город, что назван недаром
Столицею самоваров,
Здесь каждому творению
Не сыщешь повторения! (Тула)
б) У тульской невесты,
Всем давно известно,
Есть всегда в приданом
Тот предмет желанный! (Самовар)
в) Есть напиток ароматный, Он и вкусный, и приятный, Он энергию дает, Пьет его любой народ. Есть он черный и зеленый, С ним в жизнь будешь влюбленный. Как зовется, угадай! Всем известно, это … (Чай)
г) Не сравнится с ним конфета, Мармелад, печенье. Очень вкусно варит внукам Бабушка… (Варенье)
е) Словно солнышко, красотки, Загорелы и вкусны. К нам на стол со сковородки, Аппетитные... (Блины)
ж) Сладкий, а не сахар, Липкий, а не клей, Вкусный, а не конфета. (Мёд)
2. Рубрика «Домашние заготовки»
Станция 9.Составление коллажа по итогам домашнего конкурса «Если пьешь ты черный чай, будешь умным невзначай».
Станция 10. Семейный фотоконкурс «Чай душевно наливай, душу этим согревай!»
Станция 11.Играем с родителями “Путешествует всегда, наша спутница – вода!”
Для чая нам нужна вода, надо ложками перенести воду из одного стакана в другой. Игроки носят по - очереди, побеждает тот, кто быстрее и аккуратнее перенесёт воду.
VIII. Итог занятия. Рефлексия.
-Ребята, чему посвящено было занятие?
- Почему и за что так любили и любят русский самовар?
- Почему чай из самовара считают самым вкусным?
Мы познакомились сегодня с символом достатка и домашнего уюта - самоваром, с русским обычаем чаепития. И хотя в быту чаще всего используются электрические чайники, но традиция семейного чаепития по-прежнему сохраняется во многих семьях.
Список литературы
1. Б. А. Садовский. Страшно жить без самовара…
2. Иванова Е.А., Русские самовары. - Л. – 1971.
3. Князева О.Л., Маханева М. Д., «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».