| Вводная часть | 1.Организационно-мотивационный момент Здравствуйте, мои друзья, Вас рада вновь увидеть я. Скажите, как у вас дела? Я думаю отлично. Да? Начнем мероприятие с улыбок, комплиментов, Чтоб мир наш состоял из радостных моментов. (Дети по очереди говорят друг другу комплименты) «Берегись бед, пока их нет» «Тише едешь, дальше будешь» -Кто объяснит значение этих пословиц. Сегодня эти пословицы будут нашим девизом на уроке. 2. Актуализация знаний и целеполагание - Как вы понимаете значение этих слов? - Назовите слова близкие по значению. (Предусмотрительный, осторожный, неторопливый). Посмотрим видеоролик и сформулируем тему занятия. (просмотр) - Чтобы найти безопасный путь в школу, как вы думаете что для этого надо знать? -Правильно, надо вовремя выходить из дома, хорошо ориентироваться на дороге, знать правила дорожного движения и избегать опасности. | | Формулируют тему занятия и цель занятия |
| Основная часть | Создание проблемной ситуации -Послушайте рассказ про сказочного героя Буратино. – Буратино собрался в школу. Но чтобы по дороге до школы с ним ничего не случилось, давайте будем ему помогать. Как только вы услышите, что Буратино делает что-то неправильно, сразу хлопаете в ладоши, т. е. предупреждаете. -Ребята, вы помогли Буратино благополучно добраться до школы. А ведь могла случиться беда. Какие правила хотел нарушить сказочный герой? (Переходить улицу перед близко идущим транспортом, переходить улицу на красный свет светофора, идти по тротуару не по правой стороне и мешать встречным пешеходам) – Что бы вы посоветовали таким детям, как Буратино? (Изучать правила дорожного движения) - Когда человек учится читать, ему показывают буквы. Из букв он складывает слова, из слов - предложения. У дорожного языка тоже есть буквы - знаки. Их нужно складывать в слова. Один знак – одна дорожная буква означает целую фразу - дорожный сигнал. - Вы можете спросить: «А зачем мне знать эти знаки, я же не водитель?» Но ведь грамотный пешеход будет особенно внимателен там, где находится знак с указанием «Скользкая дорога». Будет осторожен, если впереди железнодорожный переход, или идут ремонтные работы. Ведь дорога говорит что-то, улица кричит о какой-то опасности, а пешеход «без языка» идет себе беспечно, потому что дорожного знака не понимает, сигнала на перекрестке не видит, об опасности на улице не слышит. Незнание дорожного языка опасно. Случается, за такую безграмотность пешеход расплачивается жизнью. - Случайных знаков не существует, все они придуманы для пользы дела. Тридцать лет назад было всего полсотни знаков, а сегодня больше ста. Почему? (Ответы детей). -А какие знаки встречаются чаще всего на вашем пути по дороге в школу? Физминутка “Светофор” У меня три круга: красный, жёлтый и зелёный. Что обозначает красный цвет? Желтый? Зелёный? (дети отвечают) - Вам мигает весело На прощанье светофор. И для вас горят они Светофоровы огни: Красный - стой! Жёлтый - жди! А зелёный - проходи! Беседа «Дорога в темное время суток» - Любая дорога в темное время суток становится сложнее и опаснее ведь значительная часть учебного года приходится именно на осенне-зимний сезон, когда рано темнеет и поздно светает. Замечено, что количество ДТП с наступлением сумерек возрастает. В этом нет ничего удивительного: в это время года ухудшается погода, чаще идут дожди. Еще вечером было сухо и ясно, а утром видимость ухудшается. Не полагайтесь на то, что водитель увидит вас,- будьте внимательными, предусмотрительными! Желательно позаботиться о том, чтобы в любую погоду и в темноте ваша фигура была бы заметна водителю. Этому могут помочь… «фликеры». - Когда вы были маленькими, сам маршрут в школу и его схему для вас составляли родители или другие взрослые. - Сегодня каждый школьник должен знать, что улица очень опасна для того, кто не умеет правильно ходить по ней. -Но тот, кто твёрдо знает и точно выполняет строгие правила дорожного движения, может не опасаться самой быстрой машины. Давайте повторим эти правила. . - Давайте вспомним ваш путь на карте (каждый учащийся имеет возможность по карте показать свой путь в школу). - Чтобы найти безопасный путь в школу, как вы думаете что для этого надо знать? -(Правильно, надо вовремя выходить из дома, хорошо ориентироваться на дороге, знать правила дорожного движения и избегать опасности). -У каждого из вас лежат файлы со значками и клей. Давайте составим «Путь от дома до школы». Он должен быть подробным и иметь обозначения всех опасных мест. Возможны меры таких обозначений, линии можно выделить и разным цветом: красный - опасные участки, зелёный – возможный путь. Любые препятствия на пути, связанные с ремонтом фасадов, дорог, рытьем траншей и т. п., вынуждающие выходить на проезжую часть, должны быть отражены на схеме. - Продумайте маршрут, покажите и объясните, почему вы выбрали тот или иной путь. Он должен быть по возможности коротким, проходить по благоустроенным тротуарам, пешеходным дорожкам, иметь как можно меньше пересечений с проезжей частью дороги. | -Итак, Буратино взял «Азбуку» и отправился в школу. Все люди шли по тротуару, и сказочный человечек тоже. Но вот дорога. До машины ещё три большущих шага, и Буратино решил, что успеет перебежать. (Дети хлопают в ладоши) – Ребята, почему вы предупреждаете Буратино? (Нельзя переходить дорогу перед близко идущим транспортом) – Пропустил Буратино машины и перешёл дорогу. Времени до начала занятий в школе было ещё много, ведь Буратино пораньше вышел из дома. Тогда он решил читать все вывески, которые встречались на его пути. – Мальчик, осторожнее! Не считай ворон. Иди правильно – говорили прохожие. (Дети хлопают) (По тротуару надо ходить по правой стороне, чтобы не мешать людям, которые идут навстречу) – Пока Буратино читал вывески, до начала уроков уже осталось мало времени. – Надо торопиться, – решил деревянный мальчуган. А впереди ещё одна дорога. Светофор всем приветливо мигал красным глазом. – Перейду дорогу, – решил Буратино. Ведь машин нет. (Дети хлопают в ладоши). (Буратино хотел перейти дорогу на красный свет светофора. А так переходить нельзя, если даже нет машин. Надо дождаться, когда загорится зелёный свет). – Но вот загорелся зелёный свет светофора. Все пешеходы, и Буратино тоже, перешли дорогу. А вот и школа! Практическая работа в парах: Выберите из предложенных только те знаки, которые вы встречаете на пути в школу. Дайте им названия. Я буду показывать их вам по одному, а вы должны выполнять движения: Жёлтый - хлопки в ладоши; Зелёный - ходьба на месте; Красный - приседания. Индивидуальная работа над правилами Практическая работа Составление схемы «Путь от дома до школы» Выступление учащихся (рассказ по схеме). | Выявляют ошибки при решении ситуационной задачи по ПДД и называют основные правила безопасного поведения пешехода на дороге Различают и называют основные дорожные знаки, встречающиеся по пути в школу Перечисляют значение световых сигналов светофора Составляют и называют основные правила перехода дорог и хождения по тротуарам Выбирают наиболее безопасный маршрут из дома до школы Разрабатывают (составляют) маршрут своего безопасного пути Объясняют свой безопасный маршрут |
| Заключительная часть | -Молодцы! А теперь давайте разгадаем кроссворд и вспомним основные понятия дорожной азбуки. Поможем Буратино отгадать: 1) Полосатая лошадка, Её зеброю зовут. Но не та, что в зоопарке – По ней люди все идут (переход) 2) По дорожке во дворе Мчится Коля на коне. Не машина, не мопед, А простой (велосипед) 3) Из края города в другой Ходит домик под дугой (трамвай) 4) Не живая, а идёт. Неподвижна, а ведёт (дорога) 5) Я глазищами играю День и ночь, Я машинам помогаю И тебе хочу помочь (светофор) 6) Дом по улице идёт, На работу нас везёт. Не на курьих ножках, А в резиновых сапожках (автобус) 7) … свет – предупрежденье. Жди сигнала для движенья (желтый) 8) По обочине дороги Как солдатики, стоят. Все мы дружно выполняем Всё, что нам они велят (знаки) 9) Мчат по улицам машины, Там хозяйничают шины. Мы спустились в переход, Там хозяин… (пешеход) 10) Чтоб тебе помочь Путь пройти опасный. Горит и день, и ночь Зелёный, жёлтый, … (красный) 11) Ожидаешь ты посадки На отведённой площадке, Не нужна тебе сноровка, Это место … (остановка) 12)Чтобы я тебя повёз, Совсем не нужен мне овёс, Накорми меня бензином, На копыта дай резину, И тогда, поднявши пыль, Побежит … (автомобиль) - Молодцы! Вы отлично справились с поставленной задачей и помогли Буратино ответить на все вопросы. Итог. Рефлексия. - Какое ключевое слово в этом кроссворде мы разгадали? (осторожность) - Как это слово связано с темой урока? Какой должен быть ваш путь от дома к школе и обратно? (ответы детей) -Скажите, для чего мы с вами сегодня составляли маршрут своего движения? Как это нам пригодится? -А теперь давайте зажжём тот свет светофора, который нам сопутствовал на уроке… У кого всё получалось и было интересно - зажгите зелёный свет. У кого не всё получалось – жёлтый. Кому было трудно и непонятно – красный. -Всем спасибо за работу! Молодцы! | | Называют основные понятия «Дорожной азбуки» Оценивают свою деятельность на уроке |