Просмотр содержимого документа
«Беседа:"Курить - здоровью вредить!"»
Филиал «Вечкенинская СОШ» МБОУ «Парапинская СОШ»
Беседа:
«Курить – здоровью вредить»
Подготовила: воспитатель ГПД Семенова Р.П.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ
Формирование отрицательного отношения к курению.
ЗАДАЧИ:
Образовательная – углубление знаний, представлений, учащихся о вреде курения организма человека; формировать понятие «здоровый образ жизни»;
развивающая – способствовать росту самосознания и самооценки школьников, развивать умение анализировать и применять полученные знания в жизни, коммуникативных навыков, развитие мышления, памяти, развитие творческих возможностей детей;
воспитательная – воспитание бережного отношения к собственному здоровью, к окружающей среде, воспитывать неприязнь к вредным привычкам, сформировать навыки личной гигиены.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ
Словесная и наглядная информация, активные формы познавательной деятельности, постановка кукольного спектакля, анализ полученной информации.
ПОДГОТАВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Подготовка к мероприятию начинается за месяц проведения (изготовления плакатов и рисунков на тему мероприятия; репетиции кукольного спектакля; подготовка детей, ведущих (сердце, легких, головногомозга, сигареты, знаек.))
ФОРМИРУЕМЫЕ УУД
Личностные УУД:
формирование у учащихся активной жизненной позиции по данной проблеме, желание приобретать новые знания.
Коммуникативные УУД:
участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, слушать и отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в группе, показать сказку кукольного театра.
Регулятивные УУД:
определять цель учебной деятельности.
Познавательные УУД:
Соотносить новую информацию с имеющимися знаниями; учить учащихся задуматься о необходимости быть здоровыми, приобщение к здоровому образу жизни.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИ: табак,никотин, полезные и вредные привычки.
ОБОРУДОВАНИЕ:анкета, проведенная до мероприятия; результаты анкеты; плакаты на тему мероприятия; ширма, декорации, куклы для кукольного спектакля; презентация «Курить-здоровью вредить!»;компьютер, цветные карандаши, ромашка из цветной бумаги.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Педагог: Здравствуйте, дети! Я очень рада вас видеть! А теперь повернитесь к нашим гостям и поприветствуйте их! Присаживайтесь.
До нашего мероприятия я раздала вам анкеты, из которых я поняла, что все хотят иметь отличное здоровье. Каждый человек при рождении получает замечательный подарок – здоровье. Оно, как волшебная палочка, помогает выполнять самые заветные желания. Какого же человека можно назвать здоровым?
Ответы детей: У здорового человека ничего не болит, и т того он ощущает себя лёгким, сильным. Красивым. Улыбаясь окружающим, он дарит им частичку своей удачи. Здоровому человеку по плечу любая работа, поэтому он счастлив сам и может сделать счастливым сам и может сделать счастливым своих друзей и т. д.
Педагог.Здорового человека легко узнать: у него прекрасная фигура, белозубая улыбка, блестящиеглаза, лёгкая походка. Здоровье человека во многом зависит от него самого. Одни люди заботятся о своём здоровье, стараясь сохранить этот волшебный дар.Каждый день они «строят» самисебя, стремясь к тому, чтобы стать сильнее, крепче, умнее, добрее. Другие безумно тратят здоровье, разрушая себя. Как же уберечь и сохранить здоровье, когда кругом столько пагубных соблазнов?! Каждый человек имеет те или иные привычки. Одни из них педагог приносят пользу организму, другие не эстетичны, третьи, наконец, вредные для здоровья.
На доске две планеты, на которых живут люди со своими привычками. Расскажите о привычках людей каждой из планет, а помогут вам в этом картинки на планетах.
Ответы детей: …
Педагог: На какой же планете вы не хотели бы жить? Да, ребята, на этой планете люди с вредными привычками. И сегодня мы с вами поговорим об одной из них.
Сигарета: Моё имя – сигарета,
Я красива и сильна,
Я знакома с целым светом,
Очень многим я нужна!
Мозг и сердце я дурманю
Молодым и старикам,
Независимо от знаний.
Скажем прямо – слабакам!
Педагог: О какой вредной привычке пойдёт речь?
Ответы детей: о курении
Правильно, о курении. Это самый распространённый легальный наркотик 21 века. Слайд№3,Слайд№4.
Курение прочно вошло не только в наш быт, но и в культуру. А ведь были времена, когда курение считалось несовместимым с обликом цивилизованного человека. Откуда же пришла к нам эта пагубная привычка? Давайте рассмотрим это с исторической стороны.
Ребята, кто знает, откуда к нам в страну попал табак?
Ответы детей: из Америки.
Может кто-то знает Родину табака, кто вообще его открыл?
Ответы детей: Колумб.
Историческая справка в докладе знайки.
Слайд №5.
Табак – родом из Америки. Открытие табака связано с именем великого путешественника Христофора Колумба. История приобщения европейцев к курению началась так.
12 октября 1492 года матрос с корабля «Пинтас» знаменитой флотилии Колумба закричал: «Впереди земля !». В числе подарков, преподнесённых Колумбу местными жителями, были сушёные листья растения « петум ». Аборигены курили эти листья, свёрнутые в трубочки.
В Россию табак был завезён английскими купцами в 1565 году через Архангельск.
Слайд №6
По религиозным мотивам в Италиитабак был объявлен «забавой дьявола»
Римские папы предлагали отлучать от церкви курящих людей.
Пять монахов, уличённых в курении, были заживо замурованы в монастырской стене
В России в царствование царя Михаила Фёдоровича попавшийся на курении в первый раз наказывался 66 ударами палок по стопам, во второй раз – отрезанием носа и ушей.
А царь Пётр 1, следуя примеру европейских королей, разрешил ввоз табака в Россию. Так началось быстрое распространение табака по всей России.
Так забава, превратилась в привычку, от которой и сегодня общество не может избавиться.
Слайд №7
Педагог:А как вы думаете, почему дети начинают курить?
Ответы детей: Любопытство, пример друзей и взрослых, желание выглядеть взрослым, баловство, чтобы успокоиться, уйти от проблем, за компанию, для удовольствия, чтобы похудеть.
Педагог: Учёные установили несколько причин, но выделили, основную – стремление казаться взрослым и независимым. Курить в школьном возрасте, как правило, начинают те, кто ничем и никак не проявил себя ни в учёбе, ни в труде, ни в школьной жизни. Сначала все считали, что курение – это только забава, а потом уже не могли отказаться от этой привычки. А как курение влияет на здоровье? (Ответ детей.) Наукой установлено, что нет такого органа в теле человека, который не страдал бы от курения.
(Знайки читают стихотворения)
Сердце: Мне так плохо, я так устало,
И нет уж больше сил стучать.
Наверное, осталось мало ...
Могли бы только вы понять –
Мне не хватает кислорода,
Меня так душит никотин,
А этот яд непобедим.
Мои сосуды кровяные
В дыму сгорают день за днем,
И если вы нас не спасете,
Мы только от куренья пропадем!
Головной мозг:
Иссушил меня проклятый злодей,
Нет больше светлых идей,
Он мои нейроны украл
И на пачку сигарет поменял.
Я теперь и за долгий срок
Не могу выучить данный урок.
И внимания, и памяти нет:
Все от этих проклятых сигарет.
Не искупить бедой вину,
Строг приговор:
За страсть к куренью
Пустеет комната ума,
Где был мир идей, теперь там тьма.
Лёгкие:
Ой, мы бедные, сожженные совсем,
Мы хотим спросить вас, люди:
А вы курите зачем?
Нас полоний отравляет,
Никотин нам -- страшный яд,
Наши бронхи он сжигает.
Кто же в этом виноват?
По утрам ужасный кашель
Раздирает горло в кровь.
Кто же нам теперь поможет,
Чтобы стать здоровым вновь?
Чтоб вдыхать нам полной грудью
Свежий, чистый кислород,
Чтобы газам ядовитым
Не давать к нам больше вход!
Слайд №8,Слайд №8
Педагог: Понимаете, в чём дело, сигарета состоит из табака, который при сжигании образует дым, в этом дыме множество вредных веществ, но самыми вредными из них считаются никотин, угарный газ и табачные смолы. Никотин заставляет наше сердце биться быстрее, из-за этого оно изнашивается, а главное – заставляет человека привязаться к сигарете, привыкнуть к ней и стараться курить всё больше и больше. Угарный газ мешает получать организму столь необходимый для всех органов кислород, а табачные смолы загрязняют наши лёгкие и приводит их к болезни. Поэтому многие курильщики часто кашляют. Никотин расширяет сосуды мозга, усиливая в них кровоток, затем резко сужает, что приводит к недостаточности мозгового кровообращения.
А к каким заболеваниям приводит употребление табака?
Ответы детей:Заболевание бронхолёгочной системы, к снижению сопротивляемости организма, бронхитами, аллергии, витаминной недостаточности, злокачественными опухолям,рождению нездорового потомства.
Слайд № 10
Педагог:Эти болезни могут возникнуть и у некурящего человека, который часто дышит табачным дымом. Поэтому во многих странах мира курить разрешается только в строго отведённом месте, а в общественном транспорте вообще запрещается курить. К сожалению, многие люди курят в общественных местах и ставят под угрозу не только своё здоровье, но и здоровье людей, не имеющих этой вредной привычки. Сейчас во всём мире принимаются меры по запрету курения в общественных местах. В местах, где курить не разрешается, мы увидим вот этот знак.
(Показ знака )
Педагог: Вызывает особую тревогу то, что слабый пол тоже не прочь покурить. Вот идёт по улице стройная, красивая элегантная девушка, а в руках – сигарета. Для девочек это, прежде всего ранняя старость, неприятный запах изо рта и от одежды. Риск в будущем родить мёртвых детей.
(две девочки поют частушки у одной сигареты)
Подружка моя, ты меня послушай,
О вреде курения пропою частушки.
Подружка моя, пой, не сомневайся,
Я пока что покурю, ты не удивляйся.
Подружка моя, ты бы не курила,
Помнишь, что биологичка наша говорила.
Подружка моя, я бы и не стала,
Но ведь это модно так, я не устояла.
Подружка моя, как тебе не стыдно.
У тебя уже бронхит – разве же не видно.
Подружка моя, разве только бронхи!
Тебе нужен «Блендамед», ты скажи-ка маме.
Подружка моя, зубы хоть не видно.
Но лицо ты посмотри – вот ведь что обидно.
Подружка моя, что ж с лицом-то стало.
Было белое, как мел, серым оказалось.
Подружка моя, веришь или не веришь,
Брось быстрее ты курить, враз похорошеешь.
Педагог: Ребята, а теперь отгадайте загадку: Почему курильщик стариком не будет, собака его не укусит, вор в его дом не залезет?
(Отгадки: Потому что до старости не доживет .Собака не укусит потому что с палкой будет ходить от болезней .А вор не залезет в дом ,потому что всю ночь будет кашлять).Слайд № 11
А теперь знайки хотят сообщить нам об этом «мраке табачного дыма».
1-й Знайка: Говорят, что капля никотина
Убивает крупную скотину.
До чего ж вынослив человек,
Если он со смертью ходит рядом,
Отравляясь никотинным ядом,
И живёт довольно долгий век!
2-й Знайка: Колумб Америку открыл,
Великий был моряк.
Но плохо то, что приучил
Он всех курить табак.
От трубки мира у костра,
Раскуренной с вождём,
Привычка вредная пошла
В масштабе мировом.
3-й Знайка: А я хочу сказать о вреде курения так:
«Знать, не зря говорят,
Пишут в объявлениях,
Что куренье – это яд,
Вредное явление!»
Педагог: Ребята, а кто-нибудь знает пословицы о вреде курения(ответы детей-
«Кто курит табак – тот сам себе враг»,
«Табак уму не товарищ»,
«Курильщик – сам себе могильщик» и т. п.
Уже в вашем возрасте, дети становятся чувствительны к своей внешности, так как начинают обращать внимание на противоположный пол.
Давайте составим портрет курильщика с длительным стажем. Перед вами рисунок симпатичной девушки. Вспомните, какие изменения произойдут с лицом курящего человека. Эти изменения давайте нанесём на рисунок.
Ответы детей: Цвет кожи приобретет желтый оттенок, зубы темнеют, появляется постоянный запах изо рта, морщины.
И это только то, что мы можем видеть, а во что превращаются внутренние органы, мы уже знаем.(ответы детей )
Вам нравится такой человек?
Ответы детей: нет.
Тогда делайте выводы курить или не курить.
Перед вами лежит четверостишие, давайте прочитаем его вместе, громко.
Брось сигарету! Табачный дым
Полон химических ядов.
Брось сигарету – мы говорим!
Себя отравлять не надо!
Мы говорим курению НЕТ!
Курить-здоровью вредить!
Педагог. Некоторые дети говорят ,что курят от нечего делать. Так ли на самом деле нечего делать?
Перед вами весит цветок. Чем можно заменить сигареты. Давайте на каждом лепестке напишем.
Ответы детей- спорт, чтение книг ,прогулки на свежем воздухе, занятие в кружках ,велосипед ,помощь родителям по дому, общение с домашними животными, с некурящими детьми, походы, кино и т. д.
Правильно дети!
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ Сегодня, ребята, вы узнали много нового о вреде курения. Надеюсь, это поможет вам трезво рассуждать, предвидеть последствия своих поступков. Вспомните о последствиях курения и подумайте, может ли трезвомыслящий человек так необдуманно обрекать себя на тяжелые болезни и даже преждевременную смерть.
- Что вы поняли из сегодняшнего занятия? Над чем задумались?
- Какие чувства вызвала наша сегодняшняя встреча?
Ответы детей:
- Понял, что курение - это наркотик и от него попадают в зависимость.
- Понял, что лучше не начинать курить.
- Понял, что даже одна сигарета может вызвать привыкание.
- Понял, что нельзя верить рекламе табака, нужно к ней относиться критически.
- Задумался о том, что реклама - это не просто красивые слова, а воздействие на меня.
- Задумался о том, какой вред наносят себе мои родные, которые курят.
- Появилось чувство опасности, тревоги.
- Появилось чувство уверенности в том, что не буду курить.
Так почему курить – плохо?
Ответы детей: курение разрушает организм, приводит к неизлечимым болезням, снижает физическую активность, портит цвет кожи, никотин забирает свободу, человек становится его рабом.
Почему не курить – хорошо?
Ответы детей: человек будет здоровым, красивым, активным.
Что бы вы пожелали курящему человеку?
Ответы детей: бросить курить.
Помните, что здоровье потерять очень легко, а восстановить его – трудно, а иногда уже невозможно.
Вы можете выбрать увлечение себе по душе, но оно не должно оказывать вреда вашему здоровью. А здоровье - это красота. Так будьте же всегда красивыми, не растрачивайте попусту то, что дано вам природой, поддерживайте и сохраняйте свое здоровье.
Слайд №12
А в заключении нашего мероприятия дети из нашего объединения Театр кукол приготовили сказку которая называется «Курить – здоровью вредить» (показ кукольного спектакля)
«Курить – здоровью вредить»
Дятел: Я, дятел, врач лесного царства.
Лечу я без лекарства:
Тук-тук, тук-тук, тук-тук
Проснулись в гнезде птицы: папа, мама и птенец-сын.
Дятел: Как здоровье?
Медведь: Как приятно быть здоровым!
Ранним утречком вставить,
И еловым, и сосновым,
Чистым воздухом дышать!
(прижимает к себе то с одной стороны деревце, понюхает, то с другой).
Музыка. Идёт медведь по лесу, раздвигает лапами ветки.
Медведь: Не боюсь я, Мишка бурый,
Свежей утренней росы.
Под моей мохнатой шкуркой
Сердце бьётся как часы (прислушивается к сердцу):
Тук-тук, тук-тук.
Поднимает указательный палец вверх и говорит: «О!»
Я с утра в лесу гуляю,
Не боюсь я никогда,
Мне здоровье закаляет,
Солнце, воздух и вода!
Автор: Шёл, шёл медведь по лесу, да вышел на полянку.
А на полянке из земли торчит пенек, а на нём лежит трубка, кисет и самодельная зажигалка. Оставил кто-то своё добро, потерял! Подошёл медведь к находке, взял в лапы.
Медведь: Ох, горячая какая!
Бросил, потом осторожно поднял, понюхал (чихает 2-3 раза). Чихнуть-то чихнул, а бросить жалко. Вертел, вертел, потом взял и лизнул. Невкусно, плюёт. Понюхал снова, а бросить жалко. Взял и сунул трубку в пасть, затянулся, заливается слезою.
Медведь: Ладно, возьму.
Музыка. Появляется медведь с трубкой у дерева. Раннее утро. Лучи солнца зазолотили верхушки деревьев. Что это такое? Что за дым в лесу? Проснулись птицы, кашляют, чихают. Под деревом лежит медведь и мрачно курит.
Лиса: Здравствуй, Мишка!
Ты ли это?
Мы не виделись всё лето.
Как ты бедный похудел,
Будто целый год не ел!
Что с тобою?
Ты больной?
Медведь(жалобно): Сам не знаю, что со мной!
Нездоровится мне что-то,
Лезет шерсть, в костях ломота,
Колет сердце, в лапах дрожь.
Лиса(участливо): Что ж ты к дятлу не пойдёшь??
К дятлу надо обратиться,
Он у нас такая птица,
Сразу скажет, что к чему!
Не ленись, сходи к нему!
Медведь: Вот недельку обожду,
Станет хуже, я пойду!
Играет музыка.
Автор: Вот прошла неделя, прошла другая:
(Медведь идёт, на палку опирается, курит, кашляет)
Медведь: Вот привык к заразе этой,
Больше сил моих уж нету.
Волк(идёт навстречу): Слушай, Миша – Михаил,
Что ты делал, как ты жил?
Провалилися бока,
Шкура стала велика.
Ты хвораешь?
Медведь (грустно): Да, хвораю.
Волк(участливо): Что с тобой?
Медведь: Сам не знаю.
Нездоровится мне что-то,
Лезет шерсть, в костях ломота.
Ничего почти не ем,
Аппетита нет совсем,
Ноет сердце, в лапах дрожь,
Пропадаю:
Волк: Пропадёшь!
Если к дятлу не пойдёшь,
Надо к дятлу обратиться,
Он у нас такая птица,
Разберётся, даст совет,
Да, так да! А нет, так нет!
Медведь: Завтра я к нему пойду!
Волк: А найдёшь его?
Медведь: Найду!
Музыка. Подходит к дереву Медведь, поднимает голову.
Медведь: Дятел, дятел!
Старый друг!
Ты спустись на нижний сук!
Дятел (спускается на нижний сук):
Ба! Топтыжкину – привет!
Ты здоров ли!
Медведь: Видно, нет!
Нездоровится мне что-то,
Лезет шерсть, в костях ломота,
Ничего почти не ем,
Аппетита нет совсем,
Стал я раньше спать ложиться,
Да не сплю, совсем не спится,
Кашель душит по утрам,
Дурнота по вечерам,
Ноет сердце, в лапах дрожь!
Дятел (качает головой): Верно куришь, коль не пьёшь?
Медведь(удивлённо): Да, курю! Откуда знаешь?
Дятел: Больно дымом ты воняешь,
Ну-ка, сядь на этот сук!
Дай-ка спину! Тук-тук-тук! (выслушивает да высматривает медведя)
Да-с! Выслушивать непросто,
Медведей такого роста!
Медведь(тяжело, уныло сопит).
Дятел: Не дышать и не сопеть!
Ты больной, хоть и медведь!
Ну-с! Мне всё как будто ясно.
Медведь(испуганно): Не смертельно? Не опасно?
Дятел: Накопилась в лёгких копать,
От куренья вся беда!
Ты, Топтыжка, хочешь топтать?
Брось куренье навсегда!
Медведь: Как же так? Это невозможно!
Бросить? Трубку? Зажигалку?
И с сухим листом кисет?
Дятел: Точно так!
Медведь: Выполняй-ка мой совет!
А не-то в своей берлоге,
Ты протянешь скоро ноги!
Автор: Поплёлся медведь домой. Одышка замучила, еле доплёлся. Лёг под
дерево и закурил. Выбегает собачка.
Собака:Тяв-тяв-тяв!
Лесник: Ой, медведь-то настоящий,
Да к тому ж ещё курящий,
Он от курева ослаб.
И стрелять его не надо,
И взять его не надо!
Автор: Лесник взял да и вынул у медведя из пасти трубку. А медведь покорно
стоит и дожидается, что с ним дальше делать будут. Только голову
поворачивает, за лесником наблюдает, жалкий такой Мишка!
Лесничиха: Что привёз из леса Федя?
Лесник: Что привёз? Привёз медведя! (показывает на сани)
Лесничиха(всплескивает руками): Настоящий?
Лесник: Настоящий!
Да к тому ж ещё курящий!
Завтра утром на возу,
В город, в цирк его свезу,
Он для них готовый номер.
Тю: (смотрит на медведя),
Да он как будто: помер!
Музыка.
Автор: Меховой магазин. Город, фасад углового дома с большой вывеской.
У выхода в магазин чучело медведя с табличкой «Не курить!».
Все вместе:Что тут много говорить – постарайтесь не курить!
(Артисты выходят из-за ширмы кланяются, все аплодируют).
Конец
РЕФЛЕКСИЯ
Педагог: Сегодня мы пытались бороться с табакокуреним оружием правды. Что дало вам это мероприятие? Прибавило уверенности? Оставило равнодушными? Породило страх и сомнения?
На столах лежат таблички со значками, возьмите ту, которая по итогам мероприятия вам больше подходит.
!! -информация интересная, я обязательно расскажу своим друзьям.
!- было интересно, расскажу дома.
.- я это уже все знал, ничего нового я не услышал.
ДОМАШННЕЕ ЗАДАНИЕ
Пусть каждый из вас составит памятку на тему «Мои аргументы против курения».
Спасибо всем за активное участие в нашем мероприятии.
Приложение №1
Анкета
Изучение осведомленности обучающихся о вредных привычках
Укажите свой пол (подчеркни): девочка
мальчик
Возраст _________
1.Знаешь ли ты, что такое вредные привычки?
А) да, знаю;
Б) нет, не знаю;
В) предполагаю, но не уверен
2.Имеешь ли ты вредные привычки?
А) да, имею;
Б) нет, не имею;
В) не знаю
3.Имеют ли вредные привычки
Твоиродители?
А) да, имеют;
Б) нет, у моих родителей нет вредных привычек;
В) не знаю
4. Имеют ли вредные привычки твои друзья?
А) да, имеют;
Б) не имеют;
В) не знаю
5. Разговаривают ли родители с вами о вреде вредных привычек?
А) разговаривают часто;
Б) разговаривают редко;
В) неразговаривают
6. Проводит ли ваш классный руководитель с вами беседы о вреде вредных привычек?
А) проводит часто;
Б) проводит, редко;
В) не проводит
7. Знаешь ли ты, как бороться с вредными привычками?
А) знаю;
Б) не знаю;
В) не уверен
8. Хотели бы вы, чтобы у вас не было вредных привычек?
А) хотел(а) бы;
Б) оставил(а) бы всё так, как есть;
В) не хотел(а) бы
9. Как ты считаешь, какие из перечисленных ниже привычек являются