kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Берёзка-символ России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект нравственно-патриотического занятия "Берёзка символ России" в 1 классе. Посредством игры со сказочным персонажем Бабой Ягой дети рассказывают всё о русской березе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Берёзка-символ России"»

КГБОУ «Змеиногорская общеобразовательная школа-интернат для детей с ОВЗ»











Конспект образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию



«Берёзка – символ России»











Занятие подготовила Горькова Е.В.

воспитатель 1 класса























Змеиногорск 2024



Конспект образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию

«Березка-символ России»

Цель: Продолжать знакомить детей с понятиями Родина, символы страны. Расширить представления детей об образе березы, как символа страны.

Задачи:

образовательные:

- дать представления о самом почитаемом дереве в России – березке.

развивающие: -развивать память, внимание, логическое мышление;

- развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия

Воспитательные: воспитывать эмоциональную отзывчивость, бережное отношение к природе, уважение к русским традициям.

Предварительная работа: совместная работа с родителями, рисунки на тему «Моя Родина», с участием родителей, разучивание стихотворений о березе, загадок.

Материалы и оборудование:

Ход занятия:

Песня: От чего так в России березы шумят.

1.Организационный момент:

Воспитатель:

Ребята давайте поздороваемся друг с другом и с нашими гостями:

Здравствуй ласковое утро

Здравствуй легкий ветерок

Нам здороваться не лень

Дружно скажем добрый день.

2. Вводная часть:

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня необычное занятие. Обращает внимание на глобус. Читает стихотворение.

Шар большой, на нём страна,

Город в ней, а в нём дома.

Дом на улочке одной,

Неприметный, небольшой.

Этот дом, страна, земля – Это Родина моя!

А чтобы рассказать, что такое Родина для вас ребята, давайте с вами подойдем к вашим творческим работам и каждый расскажет, что же значит для него родина, что нарисовали в своих рисунках.

Ответы детей:

Воспитатель: С чего начинается Родина?

Наверное, с белых берёз!

С их царства, сквозного, молочного

И с пухлых ребяческих грёз.

Ребенок: Ты красива в весеннем наряде Россия,

Ты прекрасна во все времена,

Я люблю твои реки и горы

И горжусь тобой Родина я!

Ребенок: Родина – это России просторы

И над рекою откос

Чистое золото осени поздней

Шум белоствольных берёз

Воспитатель: Не случайно мы начали наш разговор именно с этих слов. Берёзка- символ России, символ молодости, прекрасного поэтического. Именно так мы назовем наше занятие (Воспитатель вывешивает название занятия на доску) Где бы ни росла русская берёзка, везде она людям радость, везде она людям свет.

Стоит она красавица русского леса и ветерок шелестит его ветвями, благодатный дождик поливает её, солнышко греет. Какое сердце не отзовется радостью, глядя на нашу берёзку! Это же сама Россия наша, смотрит гордыми и светлыми очами в мир.

Песня «Березки России»

3.Основная часть:

Посмотрите, к нам сегодня в гости пришла березка. Подойдем к ней.

На улице уже весна и ей уже не терпится нарядиться в зеленый сарафан. Поможем ей?

Воспитатель: Давайте вместе с вами придумаем слова, которыми мы можем описать это удивительное дерево. Каждый называет слово и вешает на дерево зеленый листик. Береза какая? (кудрявая, белоствольная, русская, высокая, стройная, родная, красивая, грустная, плакучая, пышная, нарядная, гибкая, тонкая.)

Воспитатель: Вот какая у нас теперь нарядная береза!

1.Улыбнулись сонные берёзки

Растрепали шелковые косы

Шелестят зелёные сережки

И горят серебряные росы.

2.Средь сосен суровых меж темных ракит,

В серебряном платье березка стоит.

Склонились деревья, цветы и кусты

Пред гордым величьем ее красоты.

Воспитатель: Русский народ выбрал березку символом России:

за её красоту;

за её нежность;

за её белизну и свет;

за её полезность;

Из всех деревьев русского леса всех милее нам берёза. Она просыпается первой после зимней стужи. Она символ жизни, расцветающей природы, её красоты. Если бы все деревья сейчас превратились в людей, то дуб стал мудрым старцем, клён — добрым молодцем, а в кого же превратится берёзка? Дети: В девушку, красавицу, принцессу.

Воспитатель: Недаром берёза любимая героиня русских народных сказок. Ребята, а вы любите сказки? Ой, ребята, прислушайтесь! Грохот, шум, тарарам- это кто стучится к нам?

(За дверью слышится грохот, влетает Баба Яга, охая, потирая бока, волоча метлу).

Баба Яга: — Ох, бедные мои косточки! Так и вторую ножку недолго сломать! Ну, погоди ж, негодная.

Воспитатель: — Бабушка Яга, как ты к нам попала, что с тобой случилось?

Баба Яга: — Да свезлась я! Как бы это по-современному сказать? Во! – отказ двигателя. Метла-то обветшала, истерлась, еле тянет. Вот прямо на ваши сосенки и катапультировалась. А у вас тут праздник, что ли?

Воспитатель: — Праздник, бабушка! Мы сегодня березку – красавицу славим, о ней песни поем, стихи читаем.

Баба. Яга: — Славите, значит! Березку! Да из-за нее, негодницы, пожилая женщина чуть жизни не лишилась! Эх, топора нет, а то бы я с ней поговорила.

Воспитатель: — Бабуленька, да за что ж ты так на березку рассердилась? Что она тебе плохого сделала?

Баба Я: — Она хорошего мне не сделала! Прутьев пожалела на новую метлу. Говорит: «У меня сокодвижение начинается, нельзя сейчас ветки резать, попозже приходи». А мне до ее «попозже» на голой палке летать! У – Не прощу. До сих пор все кости болят.

Воспитатель: — Ну, если дело все в метле, то его легко поправить. Мы с ребятами тебе новую метлу подарим. Ты, я вижу, бабушка продвинутая, о современных технологиях слыхала? Вот тебе метла – синтетическая, новая, с бантиком.

Б. Я.: — Синте… — что?

Воспитатель: — Син – те – ти – ческая. Значит, из искусственных материалов. Она не стирается, не ломается – сверх износоустойчивая, со светоотражающим эффектом.

Б. Я.: Сверх. – что? С каким эффектом? Ну и словечки у вас! А это для чего?

Воспитатель: — Чтобы ты в темноте видела, где метла стоит. Вдруг срочный ночной вылет.

Б. Я.: — А как она летать-то будет?



Воспитатель: — Со свистом: и вверх, и вниз, и задом наперед! Можешь испытать хоть сейчас. Только сильно не разгоняйся, а то ребят наших напугаешь.

Б. Я. испытывает метлу, летает, остается довольна.

Воспитатель: — Что, бабушка, какая метла лучше: березовая или синтетическая? Все еще сердишься на березку, где она, кстати растет?

Б. Я.: — Да у избушки моей и растет, вообще-то с ней мы ладим. Дровишками она меня обеспечивает, веничком березовым люблю попариться в баньке – тоже от нее. А весной соком угощает, да и просто в тенечке посидеть под нею и поболтать с ней люблю. Зря я, видно, на нее пеняю, надо будет помириться, как вернусь.

Воспитатель: Баба Яга, а хочешь мы с ребятами тебе расскажем какое замечательное дерево-берёза.

Баба Яга: Конечно, хочу!

Воспитатель: -Ребята давайте расскажем Бабе Яге как можно отличить берёзу от других деревьев.

1.Ребёнок: Её узнаешь по простой примете,

Нет деревца белей её на белом свете!

Воспитатель: (Слайд). Берёза единственное в мире дерево, у которого белый ствол.

Во всем мире не сыщешь дерева с такой ослепительно белой корой.

Ребята, а как называется кора берёзы? (береста)

На что она похожа? (на бумагу).

-Раньше, в старые времена, когда ещё не было бумаги, люди писали на бересте письма. Берестяные грамоты хорошо сохранились, потому что береста долго не гниёт в земле и даже в воде.

(Слайд) Воспитатель: Ещё, ребята, издавна из бересты плели лапти — это такая обувь, которую носили в старые времена.

лукошки для ягод и грибов.

различные шкатулки и предметы для домашнего хозяйства. Они получались очень красивые!

(Слайд) Воспитатель: — А что это за полоски на коре у берёзки? (чечевички)

Для чего они нужны берёзке? (берёзка через них дышит).

Листочки у березки какие? (Зеленые, резные, блестящие, гладкие, остроконечные.)

А что говорят в народе о ее ветвях? Какие они? (Кудрявые, похожи на девичьи косы).

(Слайды)Воспитатель: Берёза красива во все времена года! Неповторима и нарядна!

И в то же время для каждого времени года характерны свои черты и образы.

Прелестны нежность весенней листвы, блеск и аромат остроконечных листиков. Розовые отблески просыпающихся солнечных лучей, несмело пробегающих по белоснежной коре, зачаровывают взор.

Зелень обсыпных гирлянд на длинных тоненьких прутьях ветвей, ниспадающих до земли в летнее время, подтверждает торжество природы, расцветающей во всей своей красе.

Золото березовой «одежды», сияющее под голубой лазурью осеннего неба, наряжает всю землю потрясающими оттенками, насыщая церемонию прощания до весны неповторимым красочным убранством.

И, конечно же, сказочная зима, которая превращает красавицу-березу в огромный фонтан снежных брызг и льдинок, застывших на ветвях и сверкающих бриллиантовым блеском в солнечных лучах ясного морозного дня. (На экране демонстрируются слайды с изображением берёзы на каждое время года).

(Слайд) Воспитатель: — А как цветёт берёзка? (Ранней весной у берёзки появляются серёжки, в которых образуются семена, похожие на маленькие орешки).

Воспитатель: с давних пор берёза пользуется на Руси особым почетом и уважением. Связано это не только с тем, что белоствольная лесная красавица стала своеобразным символом весны, света, любви к родине, но и с её многочисленными целебными свойствами.

Не случайно березу называют деревом жизни и здоровья.

В старину берёзка была доброй помощницей людям, о ней говорили:

(Слайд) 1. Первое дело — мир освещать

Ребёнок: длинными, зимними вечерами, когда люди не знали про электричество, избы освещала берёзовая лучина. Она горела ярко, но не быстро и не коптила.

(Слайд) 2. Второе дело — тепло давать:

Ребёнок: Берёзовыми дровами топили печи. Они давали много жара и долго не сгорали.

(слайд) 3. третье дело — больных исцелять:

Ребёнок: Берёза может исцелить от многих болезней. Люди пьют отвар из берёзовых почек в нём много витамина С, он успокаивает боль и заживляет раны.

Воспитатель: из древесины берёзы делают активированный уголь — лекарство, которое помогает при болезнях кишечника.

Четвёртое дело — чистоту соблюдать:

Ребёнок: Раньше люди мылись в банях и парились берёзовыми вениками, так как в берёзовых листочках много полезных веществ.

Воспитатель: Послушайте стихотворение:

На берёзе поутру

Дятел продолбил кору.

Льётся на песок

Золотистый сок,

А лесной народ

Сок душистый пьёт.

Ребята, как вы думаете, о чём это стихотворение? (о берёзовом соке). Правильно!

Угощает берёзка сладким и целебным соком и животных, и птиц, и, конечно же людей!

Когда можно собирать берёзовый сок? (ранней весной). Правильно!

Воспитатель: Баба Яга, а ты знаешь, как правильно собирать сок с берёзы, чтобы не навредить ей? Сейчас мы тебе расскажем.

Сок добывают из стволов березы ранней весной, как только начинается соко- движение и начинают набухать почки. У хорошего, крепкого дерева с раскидистой кроной и диаметром ствола не менее 20 см, проделывают отверстие глубиной 2-3 см, и подставляют емкость, в которую начинает капать сок. С одного дерева можно собрать 1-2 литра сока, больше собирать не рекомендуется, чтобы дерево не погибло.

Что нужно сделать после того как сок собран, чтобы не навредить берёзе? (замазать ранку специальной замазкой).

Вывод воспитателя: Берёзовый сок обладает лечебными свойствами. В нём очень много витамин и полезных веществ. Он укрепляет здоровье и восстанавливает силы.

Воспитатель: Молодцы, ребята, много знаете о берёзе. Как вы думаете, чего боится берёза и чему радуется?

Ребята, как вы думаете, что боится береза и чему радуется? Радуется солнцу, тёплому ветерку, весне, лету, речке, росе, ребятишкам, добрым людям. Боится урагана, мороза, молнии, вредных насекомых, плохих людей.

Воспитатель: а что мы с вами можем сделать хорошего, доброго для этого деревца?

Дети: Беречь, не ломать ветки, не ранить кору, ранки на стволе обязательно заклеивать, защищать берёзку, ведь она живая!

Воспитатель: — Ну что, Бабуленька, помиришься с березкой? Вот тебе ленточка, прилетишь, подари березке, завяжи на ней ленточку, доброе слово скажи…

Баба Яга: Спасибо, ребята, за такой интересный рассказ. Я столько интересного узнала о берёзах! Я обязательно помирюсь со своей берёзкой, и подарю ей ленточку. И за метлу спасибо. Теперь я не буду ломать ветки на берёзке, а буду летать на синтетической, сверх износоустойчивой, со светоотражающим эффектом! Вот выговорила наконец-то (запинается, когда произносит слово)! А ещё я подарю ленточку берёзкам, которые растут на территории вашей школы! До свидания, ребята! (Баба Яга улетает).

Заключительная часть:

Воспитатель: Ой, ребята, а вы знаете, что у березы даже есть свой праздник. В июне месяце на Руси справляли праздник «Русской березки». Утром все нарядные отправлялись в березовую рощу. Девушки выбирали одну из березок и украшали ее цветными ленточками, лоскутками. Вокруг водили хороводы, плясали и заводили игры. И мы с вами поиграем в игру «Ручеек», под мотивы русской народной песни «Во поле береза стояла».






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Берёзка-символ России"

Автор: Горькова Евгения Викторовна

Дата: 17.05.2024

Номер свидетельства: 650787


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства