kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Басни И.А.Крылова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Берегите прирорду жыфвдажвлэплзщкеазирю сп.и.джевдхэек.юСЧЯМЫВУА
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Басни И.А.Крылова»

Урок-викторина по басням И.А. Крылова



Цель: закрепить и обобщить полученные знания учащихся по творчеству И.А.Крылова.

Задачи:
— развивать внимание, память, воспитывать любовь к литературе;
— развивать творческие способности учащихся;
— развивать устную речь.

Методы : словесные, наглядные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Форма организации деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
Возрастная категория:4

Здравствуйте, ребята! Начинается конкурс знатоков басен замечательного русского поэта И.А.Крылова. Его басни дойдут до потомства и никогда не потеряют в нём своей силы и свежести, ибо они обратились в народные пословицы, а народные пословицы живут с народом и их переживают В.А.Жуковский 

I. Орг.момент

Ведущий 1:

Викторина будет снова,
Вспомним басни мы Крылова.
Разобрать, понять их суть
Предстоит. Ну что же, в путь!
Ведущий 2:

Пусть вовсю кипит работа.
Сильней соревнование.
Успех решает не судьба,
А только ваши знания!

Учитель: Родился Иван Андреевич Крылов 13 февраля 1769 г. В г. Москве, в семье бедного дворянина. Жизнь Крылова сложилась так, что ему не пришлось даже учиться в школе. Но стремления к образованию у него было настолько сильным, что он самоучкой овладел итальянским и французским языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком.

Ведущий 2: 
За всю жизнь Крылов написал более двухсот басен. 
Так как дедушка Крылов по- прежнему царствует над басенным миром у нас сегодня конкурсная программа «По страницам басен Крылова».

Ведущий 1:

Давайте познакомимся с нашими командами! (2 команды)

А сейчас первый конкурс-разминка:
— Назовите, героиню, которая увидела свой образ в зеркале. (Обезьяна)
— У кого к зиме под листом «был готов и стол и дом»? (у Стрекозы)
— Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»? (Моська)
— Кого «по улицам водили как будто на показ»? (Слона)
— Какого цвета было для стрекозы лето? (красное)
— На дереве какой породы восседала ворона? (ель)
— Что пленило лисицу? (сырный дух)
— Какой первой частью тела вороны восхитилась лисица? (шея)
Молодцы! 

2 задание .Мимикой и жестами изобразить, показать героя басни так, чтобы другая команда смогла узнать.

-- Лисицу.

Из басни «Ворона и лисица»

-Рака.

Из басни «Лебедь, щука и рак»

Учитель: Вот уже много лет дети читают басни Ивана Андреевича Крылова. Читают и любят их. И вы, ребята, знакомы с ними с самого детства. Еще до школы вы слышали грустную, но поучительную историю про Стрекозу и Муравья; смеялись над глупой Вороной, поддавшейся на лесть Лисицы; жалели бедного маленького Ягненка, возмущались злым, жадным Волком. В школе вы изучаете басни Крылова на уроках литературного чтения. Сегодня наша литературная гостиная посвящена жизни и творчеству великого баснописца. Мы услышим его бессмертные произведения, поговорим о его биографии, узнаем некоторые занимательные факты его жизни.

А сейчас мы немного поговорим о жизни великого баснописца.

1 ученик. Родился Ванечка Крылов в лютые февральские морозы, 2 февраля 1769 года (13 февраля по новому стилю) в Москве. Отец его, Андрей Прохорович, был беден и неудачлив в карьере: долгое время прозябал в чине армейского капитана, а офицерский чин получил только после долгой и изнурительной тринадцатилетней солдатской службы. Мать, Марья Алексеевна, был очень набожной, тихой и скромной женщиной. После того, как в 1775 отец Крылова вышел в отставку, вся семья поселилась в Твери, где жила бабушка Крылова по отцовской линии.

2 ученик. Бедная семья, перебиваясь с копейки на копейку, не могла обеспечить Ивану достойное образование, но от отца ему достался целый сундук книг, а сам мальчик был очень способным и упорным. Занимаясь самообразованием, Крылов смог стать одним из самых просвещённых и грамотных людей своего времени.

Вскоре умирает его отец, оставляя семейство без всяких средств к существованию. На этом беззаботное детство Ванюши Крылова закончилось: ему пришлось идти работать на должность писца в Тверской суд, несмотря на то, что ему тогда исполнилось всего 10 лет! Его скудного заработка не хватало, а поэтому мать приняла решение уехать в Петербург, чтобы там выхлопотать себе пенсию по потере мужа.

3 ученик. В северной столице мать так ничего и не добилась, но Крылов удачно устроился канцеляристом в Казённую палату, а затем начал активно заниматься литературным творчеством. Его первые пьесы имели большой успех в петербургском обществе и сделали его имя знаменитым в литературных и театральных кругах.

4 ученик. Почти 10 лет своей жизни (1791-1801) посвятил Крылов путешествиям по провинциям, деревенькам и маленьким городкам. Он побывал на Украине, в Тамбове, Нижнем Новгороде, Саратове и везде находил для своих басен новые сюжеты. Он ни на минуту не переставал писать, но его произведения подвергались самой жёсткой цензуре и лишь редкие произведения попадали в печать

Учитель. Крылатые выражения.

Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.(М. В. Исаковский)

-А вы знаете и сможете ли продолжить выражения, которые стали уже крылатыми?

3 задание. Давайте проверим

1. «Ты всё пела? Это дело:…» (так поди же, попляши
2. «А вы, друзья, как не садитесь…» (все в музыканты не годитесь)
3. «Кукушка хвалит петуха …» (за то, что хвалит он Кукушку)
4. «У сильного всегда…»( бессильный виноват)
5. «Слона — то я и не ….» (приметил)
6. «А Васька слушает да …» (да ест)
7. «Когда в товарищах согласья нет…» (на лад их дело не пойдет)
8. «И в сердце льстец всегда отыщет…» (уголок)

4 задание. Назови басню.

Из каких басен эти строки?(Слайд.)

— «Очков с полдюжины она себе достала; вертит Очками так и сяк…»
— «Нет уж дней тех светлых боле, как под каждым ей листком был готов и стол, и дом»
— «Спой, светик, не стыдись!»
— «А только воз и ныне там!»
— «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать»
— «Ты сер, а я приятель сед, И волчью вашу я давно натуру знаю»

(«Мартышка и очки», «Стрекоза и муравей», «Лисица и ворона», «Лебедь, рак да щука», «Волк и ягнёнок», «Волк на псарне»)

5 задание. Путаница. Мы с вами так долго ехали, что совсем запутались. Помогите нам: необходимо найти и исправить ошибки(Слайд.)

— «Плутовка к берегу на цыпочках подходит, вертит хвостом, с Кукушки глаз не сводит».
— «Ворона гавкнула во все воронье горло».
— «Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз впряглись».
— «Почуя серого так близко собаку, Псы залились в полях и рвутся вон на драку».

6 задание. Кто быстрее?
— Скажите, что такое антонимы?
Конечно же, мы должны уметь сравнивать поступки героев басен и находить то, что можно противопоставить глупости, хитрости, грубости и т.д
Нам необходимо подобрать слова-антонимы к следующим словам:(Слайд.)

глупый –
трудолюбивый –
хитрый –
скромный –

вежливый – 

7 задание. Работа с карточками и иллюстрациями. (слайд)

Задание: узнай басню по иллюстрации, назови мораль и пословицу.

8 задание. Нарисовать иллюстрацию к басне за 5 мин. Рисует команда

9 задание.

  1. Кто был четвертым персонажем басни «Квартет»? Мартышка, Осел, Козел и …(Косолапый Мишка.)

  2. Назовите предмет, которым была пленена лисица в басне «Ворона и лисица». (Сыр.)

  3. На что нанизывала очки Мартышка в басне «Мартышка и очки»? (На хвост.

  4. Чем занималась все лето Стрекоза в басне «Стрекоза и Муравей»? (Пела.

10 задание.

Узнайте басню по следующим словам?

  1. Ручей, волк, темный лес, грех, ягненок. (Волк и ягненок.)

  2. Овчарня, псарня, гончие, волк. (Волк на псарне.)

  3. Воз, Щука, поклажа, Рак, Лебедь. (Лебедь, Щука и Рак.)

  4. Лето, зима, Муравей, стол, дом, песни, кумушка. (Стрекоза и Муравей.)

11 задание.

Узнай басню по рисунку.

  1. Очки. (Мартышка и очки.)

  2. Воз с поклажей. (Лебедь, Щука и Рак.)

  3. Слон. (Слон и Моська.)

  4. Стол под листком. (Стрекоза и Муравей.)

  5. Тарелка с ухой. (Демьянова уха.)

  6. Сыр. (Ворона и Лисица.

12 задание. «Что? Где? Когда?».

- Что было в руках у музыкантов? (альт, бас, 2 скрипки)

- Когда какой-то птицелов наловил по рощам Соловьёв? (весной)

- Где и когда Муха встретилась с Пчелой? (в саду, весной)

- Что увидела голодная кума Лиса в саду? (виноград).

- Что нашёл Петух, навозну кучу разрывая? (Жемчужное зерно)

- Где Мартышка увидела свой образ? (в зеркале)

- Когда Волк повал на псарню? (ночью)

- Что Ворона выронила из клюва? (сыр)

- Когда Ягнёнок пришёл к ручью напиться? (в жаркий день)

- Где Свинья наелась желудей досыта, до отвала? ( под дубом вековым)

- Когда Стрекоза пришла к Муравью? (осенью)

- За что Кукушка хвалит Петуха? (за то, что хвалит он Кукушку)

13. Инсценировка басни «Ворона и лисица»

Заключение
— А сейчас прочитайте эпиграф к уроку:
«Его басни дойдут до потомства и никогда не потеряют в нём своей силы и свежести, ибо они обратились в народные пословицы, а народные пословицы живут с народом и их переживают» (В.А.Жуковский) 
— Согласны ли вы со словами русского поэта

Ведущий. Литературные заслуги его увековечены памятником, поставленным ему в Летнем саду в С.-Петербурге. Замечательный русский скульптор Петр Карлович Клодт выполнил персонажи басен в бронзе. В 1855 г. в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображен сидящим в кресле, он задумчив. А рядом с ним, чуть ниже, фигурки персонажей его басен. Этот памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России. 

Спасибо. Награждения команд

5.Работа с пословицами.

а) К какой басне можно отнести эти пословицы?

- Кто не работает, тот не ест. (Стрекоза и муравей»)

-На языке медок, а на душе ледок. («Ворона и лисица»)

- В пустой бочке звону много. («Слон и Моська», «Кукушка и петух»)

- Делу - время, потехе – час. («Стрекоза и муравей»)

- Личиком белёнок, а душой чернёнок. («Ворона и лисица»)

- Не хвались сам, а жди, когда другие похвалят. («Кукушка и петух»)

б) Какому герою из какой басни вы бы посоветовали прислушаться к этим словам?

- За добро добром и платят. (Волку «Волк и журавль»)

- Не стыдно не знать, стыдно не учиться. (Мартышке «Мартышка и очки»)

- Один за всех и все за одного. («Лебедь, Щука и Рак», «Квартет»)

1. Назовите басни Крылова о:

лисе («Ворона и лисица», «Лисица и виноград», «Волк и лисица», «Добрая лисица», «Лиса», «Лисица и осел»);

волке («Волк и ягненок», «Волк на псарне», «Лев и волк», «Влое и кот», «Волк и пастухи», «Волки и овцы»);

медведе ( «Квартет», «Медведь у пчел», «Пустынник и медведь», «Трудолюбивый медведь», «Крестьянин и работник»);

обезьяне («Зеркало и обезьяна», «Мартышка и очки», «Обезьяны», «Обезьяна», «Квартет»);

людях («Крестьянин и работник», «Кот и повар», «Ларчик», «Любопытный», «Демьянова уха», «Крестьянин и змея», «Два мальчика»).

Ведущий. Литературные заслуги его увековечены памятником, поставленным ему в Летнем саду в С.-Петербурге. Замечательный русский скульптор Петр Карлович Клодт выполнил персонажи басен в бронзе. В 1855 г. в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображен сидящим в кресле, он задумчив. А рядом с ним, чуть ниже, фигурки персонажей его басен. Этот памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России. 






































































Литературная викторина по басням И.А. Крылова. «Его басни переживут века»



1. Назовите басни Крылова о:

лисе («Ворона и лисица», «Лисица и виноград», «Волк и лисица», «Добрая лисица», «Лиса», «Лисица и осел»);

волке («Волк и ягненок», «Волк на псарне», «Лев и волк», «Влое и кот», «Волк и пастухи», «Волки и овцы»);

медведе ( «Квартет», «Медведь у пчел», «Пустынник и медведь», «Трудолюбивый медведь», «Крестьянин и работник»);

обезьяне («Зеркало и обезьяна», «Мартышка и очки», «Обезьяны», «Обезьяна», «Квартет»);

людях («Крестьянин и работник», «Кот и повар», «Ларчик», «Любопытный», «Демьянова уха», «Крестьянин и змея», «Два мальчика»).







Басни Крылова называют кладезью народной мудрости. Викторины помогут глубже понять мудрые басни автора. За правильный ответ викторины команды получают 1 балл. (Вопросы для викторины для детей с ответами) Мудрые басни 1. Сколько всего басен написал И. Крылов: 100, 200 или 300? 2. Как называется басня про четырех неудачливых музыкантов? 3. На какое дерево взгромоздилась ворона, чтобы съесть сыр? 4. На какое парнокопытное животное хотела быть похожа лягушка, когда пыталась надуться? 5. Какое насекомое отказало в помощи попрыгунье стрекозе? 6. Чье пение больше понравилось ослу: соловья или петуха? 7. Какие клички были у собак, которые вели разговор про идущего по улице слона? 8. Какое общее дело хотели сделать Щука, Лебедь и Рак? 9. Поняла ли Мартышка, что в зеркале было ее отражение? 10. Какую любезность оказал Волку Журавль? 11. Какая третья птица упоминается в басне «Кукушка и Петух»? 12.Что в конце басни Мартышка сделала с очками? 13. В какой басне бессильный всегда виноват у сильного? 14. Как случилось, что волк попал на псарню, хотя ему нужна была овчарня? 15. Как советует И. Крылов поступать с завистниками в басне «Прохожие и собаки»? 16. Чем похожи сказка «Лисичка-сестричка и волк» и басня «Волк и лисица»? 17. Какая басня учит не смеяться над чужим горем? 18. Кого Крыса из басни «Мышь и Крыса» считала самым сильным зверем: льва или кошку? 19. Что так и не смогла достать лиса в саду, подпрыгивая целый час? 20. Какой из четырех человеческих недостатков высмеивал И. Крылов в басне: «Свинья под дубом»: жадность, трусость, невежество или лень?

Ответы: 1. Около 200 басен. 2. «Квартет». 3. На ель. 4. На вола. 5. Муравей. 6. Петуха. 7. Моська и Шавка. 8. Везти воз с поклажей. 9. Нет. Она думала, что это одна из ее подружек. 10. Вытащил, застрявшую в горле кость. 11. Воробей. 12. Ударила об камень и разбила. 13. «Волк и ягненок». 14. Была ночь и он перепутал строения. 15. Не обращать на них внимания. 16. В обоих произведениях лиса обманывает волка, и он остается голодным. 17. «Чиж и голубь». 18. Кошку. 19. Виноград. 20. Невежество.

Викторина по басням И. А. Крылова

1. Кого просила Стрекоза «накормить и обогреть» ее?

а) Слона

б) Муравьеда

в) Таракана

г) Муравья +

2. В какой басне была такая мораль?

«Беда, коль пироги начнет печи сапожник, А сапоги тачать пирожник, И дело не пойдет на лад».

а) «Свинья под Дубом»

б) «Лебедь, Щука и Рак»

в) «Щука и Кот»  +

г) «Прохожие и Собаки»

3. Кто сказал такие слова?

«Друзья! К чему весь это шум? Я ваш старинный сват и кум...»

а) Волк («Волк на псарне»)   +

б) Петух («Кукушка и Петух»)

в) Щука («Лебедь, Щука и Рак»)

г) Барс («Лев и Барс»)

4. Какие персонажи брались везти поклажу в одной из басен И. А. Крылова?

а) Ворона и Лисица

б) Ворона и Курица

в) Лебедь, Рак и Щука   +

г) Лягушка и Вол

5. Из какой басни этот отрывок?

«Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица, При красоте такой и петь ты мастерица...»?

а) «Ворона и Лиса»   +

б) «Ворона и Курица»

в) «Лисица и Сурок»

г) «Квартет»

6. Как звали собаку, которая лаяла на слона?

а) Тоська

б) Моська   +

в) Доська

г) Амвроська

7. Кто в басне И. А. Крылова не знал, что делать с очками?

а) Профессор

б) Вол

в) Мартышка    +

г) Моська

8. Кто из зверей не является героем басни «Квартет»?

а) Мартышка

б) Лев    +

в) Осел

г) Козел

9. Из какой басни этот отрывок?

«Хоть видит око,

Да зуб неймет...»

а) «Лебедь, Щука и Рак»

б) «Синица»

в) «Прохожие и Собаки»

г) «Лисица и виноград»   +

10. Сколько скрипок было у животных в басне «Квартет»?

а) три

б) одна

в) две    +

г) четыре

11. Что хотела сделать с морем главная героиня басни «Синица»?

а) выпить

б) купить

в) сжечь   +

г) очистить

12. О каком событии, произошедшем в России, идет речь в басне «Волк на псарне»?

а) об Отечественной войне 1812 года   +

б) о восшествии на престол Александра I

в) о дне рождения Николая II

г) об отмене крепостного права

13. У кого предлагал поучиться пению Осел в басне «Осел и Соловей»?

а) у канарейки

б) у попугая

в) у вороны

г) у петуха   +


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Басни И.А.Крылова

Автор: Уразова Латифа Сабировна

Дата: 20.06.2023

Номер свидетельства: 634136


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства