ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Проведение методик: «Цветик-семицветик», «Хорошо- плохо», «Загадай желание», изучение «Азбуки-школа вежливости», проведение бесед по нравственному воспитанию, рисование на тему «Добро и зло».
ОБОРУДОВАНИЕ ЗАНЯТИЯ.
Песня «Улыбка» (муз. Шаинского, «Волшебная шапочка», «Свитки», на доске изображение солнца с лучами, на них написаны слова: «доброта, внимание, заботливость», кроссворд, рисунки-схемы, передающие эмоциональное состояние людей, драматизация этюдов на отображение положительных и отрицательных черт характера. Подвижная игра «Цветик-семицветик». Упражнения для глаз. Формирование прослеживающей функции глазодвигательных мышц по опорным схемам.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Вступительная беседа.
-Дети, мы с вами очень много беседуем о взаимоотношениях в классе, что надо быть добрым, уступчивым и терпимым друг к другу, много рисовали на темы «Добро и зло», читали много стихотворений. Давайте стараться, чтобы в классе у нас были доброжелательный отношения, чтобы у нас никогда не было грусти, зависти. Жадности. Чтобы все были справедливы друг к другу к людям. Давайте вести с другими так, ка другие относятся к вам, доставлять другим радость, давайте совершать добрые поступки, как мы читаем в сказках. А сейчас давайте мы попробуем сами стать волшебниками.
Звучит песня «Улыбка» Шаинского.
-Дети, занятие сегодня у нас не простое, а волшебное, и знаете почему?
-Потому, что сегодня попробуем стать волшебниками, как вы думаете, что для этого надо сделать?
- Надо попробовать попасть в сказку и понаблюдать за волшебниками. Попробуем?
-В какую сказку вы хотите попасть? (Дети называют любимые сказки «Золушка», «Морозко» и др.)
-А вы можете помочь доброму человеку? Как? А помешать злому? (Ответы)
-Значит и вы можете быть волшебниками, ведь главное волшебство-это доброта. Не случайно народная мудрость гласит: доброта, что солнце.
-Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей)
-Да, солнышко, как мама, ласковое, тёплое. Когда светит солнышко, хочется улыбаться, сделать что-нибудь доброе. Солнышко всех озаряет своими лучами и от этих лучей, что мы ощущаем, повышается настроение. Посмотрите, на доске нарисовано солнце, на его лучах написаны слова: ТЕПЛОТА, ВНИМАНИЕ, ЗАБОТЛИВОСТЬ.
- И так, каждый лучик солнышка дарит людям теплоту, заботливость и внимание, верно? Получается, что лучик волшебный? Давайте проверим. Вот я беру волшебную палочку, взмахиваю ею и … лучик летит к Косте. Он делает тебя внимательным и заботливым.
-К кому бы ты хотел проявить своё внимание и заботу?
-Что бы ты сделал? Почему?
-Кто ещё хочет взмахнуть волшебной палочкой и послать солнечный луч?
(Воспитатель даёт возможность играющим взмахнуть волшебной палочкой и послать луч доброты близким, сверстникам.)
-Теперь пусть каждый совершит своё волшебство. Для этого он запишет своё чудо на волшебном свитке, и оно обязательно сбудется.
Используем приём свитка. На каждую первую парту каждого ряда кладётся лист бумаги. Дети записывают своё желание и заворачивают край листа, что- последующий не видел сделанной записи, и передаёт другому.
-да свершится чудо. Какое? Какое каждый пожелает, и оно обязательно сбудется. Обратите внимание, на свитке стоит печать. Она обозначает, что чудеса происходят в нашем классе, который находится в детском саду. Записываем свои желания.
В итоге получаются свитки желаний, которые воспитатель, разворачивая, читает в слух,
-Видите, как много доброго вы хотели бы сделать по отношению к близким, к себе, одноклассникам. А когда очень хочешь сделать добро, оно исполняется. Такова волшебная сила. Может быть, именно потому в древней азбуке буква «Д» обозначала добро, «М» - мысль, «З» - землю, «Л» - людей. Пусть наши желания исполнятся.
А сейчас давайте отгадаем кроссворд.
ВОПРОСЫ:
Вы пришли в школу. Какое первое слово вы должны сказать? («Здравствуйте»)
Вам помогли раздеться, повесить одежду, что вы должны сказать? («Спасибо»)
Человек сделал доброе дело и его очень хочется отблагодарить. Какое слово вы должны сказать? («Благодарю»)
Когда к нам приходят гости, мы испытываем что? («Радость»)
Вы шли по коридору и нечаянно кого-нибудь толкнули, какое слово вы скажете? («Простите»)
Чтобы вам с удовольствием помог человек, нельзя забывать одно очень доброе слово. Какое? («Пожалуйста»)
Когда у близких вам людей день рождения, мы пишем … («Поздравление»)
- Вот видите, какое таинственное слово было зашифровано в этом кроссворде:
«ДОБРОТА». (Эти слова и другие дети выбирают и нужное подставляют.)
-А сейчас мы выполним упражнения для глаз.
I. И.П.-стойка, ноги вместе, носки разведены, руки опущены.
1-2-подняться на носки, руки поднять дугами, потянуться.
3-4-вернуться в И.П. (4р.)
II. И.П.-стоя у стола, правая нога на носке, левая на полной ступне, корпус наклонён вперёд, кисти опираются о стол.
1-2-сменить положение ног. (1-2 мин.)
III. Самомассаж обеими руками задней поверхности шеи снизу вверх. (3-4 р.)
IV. И.П.-основная стойка, смотреть вверх, запрокинув голову назад.
1-2-наклон головы влево и вернуться в И.П.
3-4-то же вправо. (5-10 р.)
- А сейчас поиграем в игру «Цветик-семицветик».
-Кто хочет стать лепестками цветика-семицветика? Пусть наш волшебный цветик-семицветик ещё раз поможет убедиться в силе добра. Желающие дети (7 человек) становятся в круг, берутся за руки, образуя «лепестки». Со словами:
«Лети, лети лепесток
Через запад на восток,
Через север, через юг.
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснёшься ты земли,
Быть, по-моему, вели» …
один лепесток отрывается и летит к кому-нибудь из класса. Он обращается к другу с добрыми пожеланиями и ласковыми словами.
-Ну вот, убедились, что вы можете быть волшебниками. Оставайтесь ими и дальше. Пусть наше занятие помогает вам в этом.
-А сейчас мы с вами попробуем показать и оценить поступки детей.
Этюд «Наглец».
Мальчик сел с гармошкой на скамейку под окнами и громко заиграл. Из подъезда вышла женщина и попросила мальчика перейти на другое место: «Ты играешь как раз под нашими окнами, а у меня только-только заснула больная девочка.»
-А мне-то что? – сказал сквозь зубы мальчик и заиграл ещё громче.
Оценки детей. Да, он поступил очень плохо. Надо было извиниться и уйти в другое место.
Этюд «Мороженное».
Мама дала девочке деньги на мороженное. Девочка вприпрыжку побежала по дороге, и не заметила, как у неё из кармана они выпали. Вот и киоск, где продают мороженное. Опустив руку в карман, девочка денег не обнаружила. Она пошла по дороге назад. «Где же я их потеряла?» -думает девочка. А деньги нашёл мальчик. Он тоже решил на них купить мороженное. Мальчик поравнялся с девочкой. Девочка сказала: «Мама дала мне денег, на мороженное, а я их потеряла». «Вот они», - ответил мальчик и протянул деньги девочке. «Ты честный»,- сказала девочка. Она купила мороженое и угостила мальчика.
Оценки детей. Да, мальчик поступил правильно, благородно.
- А сейчас мы рассмотрим рисунки-схемы с изображением различных видов мимики. Мимика-это выражение лица (грустное, весёлое, злое, доброе и т.д.)
Определите, какое настроение, какие чувства выражает каждый рисунок.
удивление испуг радость грусть улыбка
злость слёзы
-А можем ли мы говорить без слов? Да, иногда можем. С помощью помощников устного слова как жесты, а мимику мы уже рассмотрели.
-Слушаем. Вы решаете задачу, усиленно думаете, какие жесты используете.
-Поднимаете глаза к потолку, почёсываете затылок.
-Вы пришли домой радостные и молча сообщаете маме, что получили «5». Ваши жесты,
-Поднимаете руку с раздвинутыми пальцами и улыбаетесь.
Итог занятия. Вот и заканчивается наше занятие. Мы узнали много нового, интересного. Самое главное, что надо усвоить, что надо быть добрыми. Быть добрыми-значит бороться с плохим, а для этого надо быть смелым, решительным, настойчивым. Там, где один не может справиться со злом, несправедливостью, надо действовать сообща, поддерживать друг друга, и тогда победит добро.