«Активизация познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ (ЗПР) на уроках окружающего мира»
«Активизация познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ (ЗПР) на уроках окружающего мира»
Проблема обучения школьников с ограниченными возможностями здоровья приобрела в настоящее время особую актуальность. В последние годы отмечается значительный рост количества детей с ограниченными возможностями здоровья, среди которых, наиболее многочисленной категорией являются дети с ЗПР.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Активизация познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ (ЗПР) на уроках окружающего мира»»
«Активизация познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ (ЗПР) на уроках окружающего мира»
Учитель начальных классов: Помелова Ирина Николаевна
Проблема обучения школьников с ограниченными возможностями здоровья приобрела в настоящее время особую актуальность. В последние годы отмечается значительный рост количества детей с ограниченными возможностями здоровья, среди которых, наиболее многочисленной категорией являются дети с ЗПР. Для них характерны: нарушения произвольности и целенаправленности познавательной деятельности, трудности планирования заданной психической операции, нестойкость произвольного внимания и контроля. У большинства учащихся отсутствует учебная мотивация или она выражена крайне слабо. Снижение познавательной активности рассматривается как одна из важнейших причин трудностей обучения детей с ЗПР. Поэтому проблема активизации познавательной деятельности особенно актуальна в работе педагога с этой категорией учащихся. В процессе активизации формируются важнейшие свойства личности учащегося, его активный отклик на окружающее, его творческие устремления. Активизация познавательной деятельности школьников – это прежде всего, активизация их мышления, основанная на тесной связи усвоения знаний с применением их к решению задач, требующих от учащихся поиска нового, отбора данных, действий инициативы, настойчивости.
Выдающиеся педагоги М.С. Певзнер, В. А. Сухомлинский, К.Д Ушинский, К.С. Лебединская, Л. С. Выготский и другие показали, что влияние деятельности на развитие детей зависит от эмоционального отношения к ней. «Деятельность, выполняемая с желанием мобилизует психические и физические силы организма и способствует их развитию, радует детей, когда им удаётся решить поставленную задачу, достигнуть намеченную цель, получить хороший результат, радость успеха окрыляет ребёнка».
Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически невозможна. Он является одним из ведущих фактором понимания детьми необходимости изучения того или иного материала. Если познавательный интерес не сформирован достаточно, то усвоение программного материала вызывает у школьников определенные трудности. Преодоление этих трудностей должно осуществляется уже на начальном курсе обучения. Младший школьный возраст является весьма благоприятным для развития учебно-познавательной деятельности. Именно в начальной школе происходит смена основного вида деятельности с игры на учебу, в наибольшей степени проявляется интерес к познанию нового.
Однако используя лишь традиционные методы и средства обучения не всегда возможно осуществить достаточное развитие познавательных качеств личности. Возникает проблема поиска новых методов и средств активизации познавательной деятельности младших школьников.
Возможности для решения этой проблемы представляют уроки «Окружающего мира». Дети очень любят эти уроки, потому что на них можно «поиграть», «поговорить, о чем интересно», «узнать много нового об окружающем мире, природе, людях».
Учебный предмет «Окружающий мир» является специфическим для обучения младшего школьника с ЗПР, что обусловлено отставанием обучающегося в общем развитии от своих сверстников.
Изучение окружающего мира оказывает благотворное влияние на развитие разных сторон личности ребенка, и прежде всего его интеллекта, особенно ребенка с ЗПР.
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно- развивающие технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании, активизации их познавательной деятельности. В настоящее время развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения, появляются новые подходы к организации этого процесса. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, способы повышения качества образования.
Овладение современными педагогическими технологиями, их применение учителем – обязательная компетенция профессиональной деятельности каждого педагога.
Изучив современные педагогические технологии, я выделила ряд технологий, которые возможно применить на уроках «Окружающего мира» с учащимися с ЗПР для активизации познавательной деятельности. В процессе обучения педагог может выбрать как один активный метод, так и использовать комбинацию из нескольких методов.
- технология разноуровнего обучения;
- технология проблемного обучения;
- метод проектов;
-игровые технологии;
- информационно- коммуникативные технологии;
- групповые технологии;
-здоровьесберегающие технологии.
Моя педагогическая система строится на внедрении в учебный процесс различных форм, методов, средств обучения для повышения познавательной активности учащихся. И она реализуется через систему учебной деятельности, методическую работу.
Технология разноуровнего(дифференцированного) обучения строится на учете индивидуальных особенностейкаждого ребенка, создающая комфортные психолого-педагогические условия для активизации познавательной деятельности учащихся, развивающая их мышление, самостоятельность. Технология разноуровнего обучения – это технология организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, но не ниже базового, в зависимости от особенностей и индивидуальных способностей каждого ученика. Цель данной технологии состоит в том, чтобы все школьники овладели базовым уровнем знаний и умений и имели возможности для своего дальнейшего развития. Дифференцированный подход делает процесс обучения доступным для детей с различным уровнем психофизиологического и личностного развития и тем самым способствует созданию для каждого ученика ситуации успеха в его учебной деятельности, поддержанию и развитию интереса к процессу обучения.
При использовании этой технологии учитель должен опираться на познавательные возможности ученика, прочность, осмысленность, знаний, его восприятие, памяти, мышление, для того чтобы объединить их в уровневые группы.
В своей работе я использую дифференцированные задания для активизации познавательной деятельности на уроках окружающего мира. И различаются они по разным уровням.
Учитывая реальные возможности ученика, его уровень работоспособности, темп работы я дифференцирую задания по объему учебного материала
Для поддержания интереса к предмету, повышения уровня усвоения знаний, для того чтобы сильные учащиеся работали в полную силу дифференцирую задания по уровню сложности.
Большое внимание уделяю тому, какого характера и объема необходима помощь ученику, поэтому дифференцирую задания по степени оказания помощи ученику со стороны учителя, по степени самостоятельности учащихсяпри выполнении задания. Это особенно важно для слабых учеников. Работа организуется так, чтобы со временем степень самостоятельности школьников возрастала, а доза помощи снижалась. Для подобной дифференциации в своей практике использую образцы выполнения заданий, памятки-опоры, памятки-алгоритмы. помощь в виде подготовительных упражнений, помощь в виде карточек-подсказок, памяток, записей на доске, наводящих вопросов. Подбирая задание, зная возможности своих детей, готовлю карточки - помощницы индивидуально для каждого нуждающегося в помощи ученика.
Также использую различные виды карточек с заданиями на уроках «Окружающего мира» для проверки знаний, на этапе закрепления пройденного материала. Карточка с красной полоской - для сильных учеников, с зеленой -для средних, синяя- для слабых.
Дифференциация заданий по объёму учебного материала.
Какое еще растение можно назвать лишним, и по каким признакам?
Этот способ дифференциации предполагает, что учащиеся со средним и высоким уровнем выполняют кроме основного ещё и дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним .
Как правило, дифференциация по объёму сочетается с другими способами дифференциации. В качестве дополнительных предлагаются творческие или более трудные задания, а также задания, не связанные по содержанию с основными, например, из других разделов программы.
Дополнительными могут быть задания на смекалку, нестандартные задачи, упражнения игрового характера. Их можно индивидуализировать, предложив ученикам задания в виде карточек, перфокарт. Подобрав упражнения из альтернативных учебников или тетрадей на печатной основе.
УМК: «Школа России»
3 класс
Тема: «Что такое природа»
Задание 1. Какая бывает природа? Приведи примеры.
Задание 2. Прочтите предложения. Вместо точек впишите пропущенные слова.
Природа бывает … и ... . Солнце, …, …, … - это … природа. …, животные, …, …, … - это … природа.
Задание 3. Какие изменения происходят в неживой природе осенью? Напиши. Как изменения в неживой природе влияют на жизнь растений и животных? Напиши.
Дополнительное задание.
Приведи примеры (3-4) взаимосвязи в природе.
Дифференциация помощи по степени самостоятельности.
При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно.
Степень самостоятельности учащихся различна. Для высокого уровня группы предусмотрена самостоятельная работа, для среднего уровня – полусамостоятельная. Для низкого уровня – фронтальная работа под руководством педагога. Школьники сами определяют, на каком уровне им следует приступить к самостоятельному выполнению задания. При необходимости они могут в любой момент вернуться к работе под руководством педагога.
УМК: «Школа России»
3 класс
Тема: «Природа в опасности. Охрана природы».
Задание 1. Какие животные исчезли по вине людей? Какие животные и растения внесены в Красную книгу?
Задание 2. Какая работа по охране природы ведется в нашей стране? Закончи предложение.
Заповедники – это участки земли, где … .
Задание 3. Придумай свой «запрещающий» знак. Нарисуй его и подпиши.
Дифференциация работы по характеру помощи учащимся.
Такой способ, в отличие от дифференциации по степени самостоятельности, не предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе. Но, тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь. Наиболее распространенными видами помощи используют: а) помощь в виде вспомогательных заданий, подготовительных упражнений; б) помощь в виде «подсказок» (карточек-помощниц, карточек-консультаций, записей на доске). Различные виды помощи при выполнении учениками одного задания часто сочетаются друг с другом.
карточки, в которых содержится по 2—4 вопроса, дающие возможность учителю проверить уровень усвоения материала по изученной теме, умение размышлять и обобщать. Вопросы в карточках этого типа разные по уровню трудности, поэтому с их помощью можно индивидуально подойти к проверке каждого обучающегося.
Карточки к теме «Насекомые и птицы летом и осенью».
Группа «Синие»
1. Перечисли 3—5 видов насекомых
2. Какие изменения происходят с насекомыми осенью?
3. С какими изменениями в неживой природе эти изменения связаны?
Группа «Зелёные»
1. Подпиши названия бабочек, изображенных на рисунке.
(На рисунке изображены боярышница, крапивница, капустница, павлиний глаз).
2. Что ты знаешь о подготовке насекомых к зиме?
3. Какие из бабочек зимуют взрослыми?
Группа «Красные»
1. Назови признаки насекомых.
2. Почему паук — это не насекомое?
3. Почему количество насекомых осенью уменьшается?
Технология проблемного обучения. Сущность этой технологии состоит в том, что знания не предлагаются учащимся в готовом виде. Учащиеся приобретают эти знания в процессе обсуждения противоречий заложенных в ситуации. Младшие школьники с ЗПР рассматривают весьма простые противоречия, строят элементарные гипотезы, но и для них этот путь наиболее интересен и продуктивен.
На своих уроках предлагаю детям проблемную ситуацию (проблемный вопрос), доступную и учитывающую роль их развития. Формулирую проблему, а затем предлагаю детям высказать предположения (гипотезу) и организую процесс их доказательства.
Применяю для сообщение темы урока мотивирующий прием «Актуальность»-обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы урока для самих учащихся. Это можно проследить на следующем примере эпизода урока окружающего мира в 1 классе по теме «Почему радуга разноцветная?»
– Однажды Муравей-Вопросик попал под сильный дождь и спрятался под листочком. А когда дождь почти закончился, появилось солнце. Счастливый Муравьишка посмотрел вокруг и вдруг на небе он заметил чудо…
– Какое?
– Отгадайте загадку:
Что за чудо-красота!
Расписные ворота
Показались на пути.
В них ни въехать, ни войти?
– Что появилось на небе? (Правильно. Радуга.)
(На доске (экране) появляются картинки: Муравьишка, дождь, солнце, радуга.)
Главная ценность создания проблемных ситуаций на уроке в том, что дети получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение.
Постановка проблемных вопросов в ходе частично-поисковой беседы.
В качестве иллюстрации приведем следующий пример. Урок по теме: «Комнатные растения», 2 класс
В ходе беседы о комнатных растениях учитель задает вопрос
- Почему, несмотря на изменения, которые происходят в неживой природе зимой, комнатные растения по-прежнему остаются зелеными, а некоторые из них даже цветут?
Ответы учащихся самые разнообразные: «Эти растения держат в помещении, а там тепло» «Человек ухаживает за комнатными растениями».
Учитель рассказывает о том, как однажды взяв березку домой и посадив ее в землю заметил что, с приходом осени, несмотря на тепло в помещении и уход, березка сбросила листочки и всю зиму стояла голая. В ходе рассуждений учащиеся обращают внимание на то, что родина этих растений – жаркие страны, и они являются вечнозелеными.
Применение технологии проблемного обучения способствует развитию мотивации, активизирует познавательную деятельность ученика , что становится возможным при разрешении возникающих противоречий. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками. У большинства школьников формируется положительная мотивация к изучению предмета.
Игровая технология Практика показывает, что уроки с использованием игровых ситуаций, делая увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. На таких занятиях складывается особая атмосфера , где есть элементы творчества и свободного выбора. Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников с ЗПР и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным.
На уроках окружающего мира в своей практике я применяю следующие игры: подвижные игры, когда провожу урок на свежем воздухе ребята активно проводят время, получают заряд бодрости и параллельно закрепляют или повторяют пройденный материал) Например игра с мячом «Овощи-фрукты», ловим мяч, когда называем овощи (фрукты). Ролевые игры «Имитация», «Правила поведения в транспорте», «Соблюдение правил дорожного движения» и т.д.. Игры-путешествия –«Экологическая экскурсия в лес». Дидактические игры «Лото», «Кто, где живет?», разгадывание ребусов, составление и решение кроссвордов.
Дидактическая игра имеет огромное значение для уточнения и систематизации знаний детей, для развития основных компонентов учебной деятельности – умения действовать в соответствии с правилами, подчинять свои действия действиям других участников игры и т.д. Чем младше учащийся начальной школы, тем больше места на уроках окружающего мира должна занимать игра, особенно в первом и втором классах. Во время игры дети получают возможность высказать неправильное суждение и не получить отрицательной оценки, не боятся сделать что-то не так как обычно. Для многих игра является средством психологической реабилитации. Многие ученики младшего возраста болезненно реагируют на каждое замечание учителя и очень переживают. В игре отсутствие знаний или их неточность растворяются в сюжете, становятся воображаемыми. Поэтому ребёнок не опасается сказать что-то не так (ведь это говорит его герой).
Дидактическая игра выполняет несколько функций:
- обучающую, воспитательную
- ориентационную (учит ориентироваться в конкретной ситуации, применять знания для решения нестандартной учебной задачи)
- мотивационно - побудительную (мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательного интереса).
При отборе игры необходимо обратить внимание на наличие и чёткость её структурных компонентов: дидактическую цель (задачу), игровое правило, игровое действие.
Дидактическая цель – это то требование, усвоение которого учитель хочет проверить.
Например, игра «Что изменилось?» при изучении темы «Времена года»: проверить умение замечать происходящие изменения, проявлять наблюдательность, ориентирование в пространстве.
Игра «Кто это? При изучении темы «Животные» развивать умение детей составлять характеристику животного, выделять особенности его внешнего вида и характера.
Игра «Назови предмет и его свойство» при изучении темы «Свойства предметов». В мешочке сложены предметы с разными свойствами (стеклянный, деревянный, круглый, шершавый, бархатный и т.д.) Играющий берёт в руку предмет и, не вынимая из мешочка, определяет его свойство.
Игра « Хорошо или плохо?»
Разделившись на две команды, ребята дают ответы на вопрос: «Хорошо или плохо нарвать большой букет ландышей, ромашек?».
Хорошо:
- Цветы красивые, можно подарить кому-нибудь.
- Хорошо пахнут.
- Когда дома стоят цветы, становится уютно.
Плохо:
- Быстро завянут, и их выбросят.
- Если будешь рвать большие букеты, нанесёшь вред природе.
- Они быстро исчезнут.
- Лес станет некрасивым, пустым.
Уроки окружающего мира особенно ценны для развития ролевой игры, а значит, воображения. Начало игры — это создание воображаемой ситуации, постановка перед детьми задачи: «Представьте себе...», «Как будто бы...», «Если бы...» Например, при изучении темы «Сезонные изменения осенью» учитель предлагает детям поиграть в «лесное собрание»: «Представьте себе, что все мы — лесные жители, кто — насекомые, кто — звери, кто — птицы...
Наступила осень. Заволновались в лесу звери и птицы, насекомые и пресмыкающиеся — скоро наступят холода. Решили собрать лесное собрание и узнать, кто как готовится к зиме...»
Дети распределяют роли: медведь — председатель собрания, дятел — секретарь. На собрание пришли еж, заяц, лиса, прилетели бабочки и птицы, приползли муравьи, жуки и ящерицы. Сначала нужно обсудить с детьми, что представляет собой этот персонаж, каковы его игровые действия, что он может рассказать про себя. В процессе игры, исправляя (дополняя, уточняя) высказывания ребенка, учитель не должен делать при этом никаких замечаний и порицаний.
Чтобы игра развивалась интересно, учитель должен заранее сам наметить возможные варианты развития сюжетной линии: кого встретит герой, о чем пойдет разговор, что может произойти и т. п. Тогда игра не зайдет в тупик, потому что учитель вовремя предложит интересное продолжение сюжета.
Наибольший интерес у детей вызывают:
а) Игра-упражнение. Её используем при закреплении материала, проверке знаний учащихся, во внеклассной работе. Пример: «Пятый лишний».
б) Игра-поиск. Для проведения таких игр не требуется специального оборудования, они занимают мало времени, но дают хорошие результаты.
в) Игра-соревнование. Данные игры можно проводить как на уроке, так и во внеклассной работе. Сюда можно отнести конкурсы, викторины.
г) Сюжетно-ролевые игры. Их особенность в том, что учащиеся исполняют роли, а сами игры наполнены глубоким и интересным содержанием, соответствующим определённым задачам, поставленным учителем.
д) Познавательная игра-путешествие. В игре могут сообщаться и новые для учащихся сведения и проверяться уже имеющиеся знания. Обычно проводится после изучения темы с целью выявления уровня знаний учащихся.
Применяя игру как форму обучения, учителю важно быть уверенным в целесообразности её использования.
Проектная деятельность как средство активизации познавательной деятельности рассматривается как составная часть современных педагогических технологий. Он позволяет повысить познавательный интерес к предмету, способствует повышению интеллектуального и творческого потенциала ученика. Особенно актуальна проектная деятельность для детей с ЗПР, так как у них наблюдается пониженная мотивация к учебной деятельности, а метод проектов дает возможность заинтересовать учеников новыми формами работы, что повышает активизацию познавательной деятельности. При организации данной работы на уроках окружающего мира я учитываю возрастные психолого-физиологические особенности детей, а именно темы детских проектов выбираю из содержания учебного предмета, ограничиваю время 1-2 неделями в режиме урочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками. При работе над проектом задаю материал с учетом возможностей ребенка, что позволяет принять участие каждому ученику, помогаю в поиске источников, способных помочь в работе над проектом, выступаю в роли консультанта., привлекаю родителей. Основная работа над проектом начинается с 3 класса.
Проект «Школа кулинаров»- индивидуальный проект.
Цель: Узнать в ходе работы над проектом, какие продукты полезны для здоровья
Из полезных для здоровья продуктов научиться готовить интересные блюда
План проект
Узнать из разных источников, спросить у родителей информацию о полезных продуктах
Вместе с родителями отыскать в разных кулинарных книгах или придумать самостоятельно рецепты интересных блюд.
Под руководством родителей приготовить блюдо по рецепту. Главное чтобы блюдо было полезным для здоровья.
Сделать презентацию и рассказать о продуктах и рецепте приготовления.
Выбрать, по мнению учеников, самое удачное блюдо, соответствующее всем параметрам.
Дети совместно с родителями выполняли задания, фиксировали ход работы фотографиями, делали презентации. После выполнения проекта защищали свою работу в классе, выступая перед классной аудиторией.
Проектная деятельность позволяет решить мою главную задачу как учителя- активизация познавательной деятельности.
Компьютерные технологии я рассматриваю, как еще одно значительное средство активизации познавательной деятельности. Уроки окружающего мира в большей степени, чем другие предметы, требует наглядности для лучшего усвоения материала.
Эта технология помогает мне создать комфортные условия на уроке и достичь высокого уровня усвоения материала. С помощью ИКТ я создаю дидактические материалы (памятки, таблицы, варианты заданий и т.д.), презентации на определенные темы, использую готовые программные продукты, в соей работе активно использую интерактивную доску SMART. Она позволяет использовать различные стили обучения: визуальные, слуховые, кинестетические, что активно вовлекает учащихся в процесс познавательной деятельности на уроке. Работа у электронной доски помогает детям преодолеть страх, стеснение, легко вовлекает в учебный процесс. Конечно, я не забываю о том, что ИКТ выступает как вспомогательный элемент учебного процесса. Учитывая психологические особенности младшего школьника с ЗПР, работа с ИКТ мной четко продумывается и дозируется.
ИКТ вызывает у младшего школьника интерес; анимационные фрагменты приближают изучаемые процессы к жизни ребенка. Особенно интересны для детей «Виртуальные экскурсии», ребенок как будто присутствует в данном месте и видит все своими глазами. Труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИТК, повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии.
Групповая технология, на мой взгляд - это уникальная форма активизации познавательной деятельности учащихся с ЗПР. У нее много положительных сторон: 1. Способствует реализации воспитательных целей, приучая к ответственности, взаимопомощи.2. повышает производительность труда учащихся, развивает познавательную активность, самостоятельность. 3. Расширяет межличностные отношения детей.
Групповую форму работы я использую при закреплении, повторении, обобщении пройденного.
Организуя на уроке групповую работу, я по- разному формирую состав групп.Для более четкой и быстрой организации групповой работы мною, совместно с детьми, были разработаны «Правила работы в группе».
Например, при изучении темы «Все профессии важны» я использовала групповую форму работы. Класс разделен на 2 группы. Каждая группа выбрала профессию, которую считает в современном мире важной, обсудив, подобрав аргументы, изучив материал учебника (домашнее задание), приготовила сообщение для всего класса, если нужна помощь, выступаю консультантом. По ходу выступления группы перед классом я, по необходимости, дополняю, уточняю излагаемый материал.
Предмет «Окружающий мир» содержит широкое применение поле деятельности для реализации Здоровьесберегающих технологий.
В его составе изучаются большие разделы «Здоровье и безопасность» во 2 классе и
«Мы и наше здоровье» в 3 классе. Так, по теме «Режим дня» дети рассказывают о
своем распорядке дня, сравнивают его с днем своих одноклассников и делают выводы о необходимости соблюдения режима дня, санитарно-гигиенических правил.
Учащиеся приходят к осознанию соблюдения данных правил, так как они являются
основой профилактики болезней и сохранения здоровья. Такие уроки не только дают конкретные сведения по основам здоровья, но и формируют у учащихся жизненно важные гигиенические умения, навыки и полезные привычки
Сам материал уроков «Окружающего мира» позволяет говорить о правилах личной
гигиены, о профилактике простудных заболеваний, о правильном питании, о
лекарственных растениях и т.д.
Не меньшее внимание уделяется и темам «Безопасность на дорогах», «Домашние
опасности», «Лесные опасности», «Экология», «Животный и растительный мир».
Уроки по данным темам часто проходят в нетрадиционной форме: уроки -
путешествие, уроки- экскурсии, уроки-КВНы, что дает возможность каждому ученику принимать участие в достижении цели урока. Такие уроки не только дают конкретные сведения по основам здоровья, но и формируют у учащихся жизненно важные гигиенические умения, навыки и полезные привычки при обучении школьников доступным физкультурным знаниям, двигательным умениям и навыкам. Применяя такой метод, обязательно учитывается возраст учащихся. Важно не допускать переутомления школьников, направляя их действия, контролируя нагрузку.
Неотъемлемой частью моей работы является использование здоровьесберегающих технологий. Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах моего урока при обучении детей с ЗПР, поскольку предусматривает четкое чередование видов деятельности. В урок включаю физминутки, двигательно-речевые упражнения, упражнения на релаксацию, дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз, , пальчиковую гимнастику. Изменение рабочей позы во время урока оказывает полезное действие на функции организма и активизирует детей. Смена поз может происходить 2-3 раза в течение урока.
Использование на уроках элементов личностно-ориентированного обучения также служат для усиления активизации познавательной деятельности младших школьников с ЗПР:
Эмоциональный настрой перед началом урока
«Быстро прозвенел звонок –
Начинается урок
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем»
Создание ситуации выбора и успеха: Создание благоприятного эмоционально-психологического микроклимата на уроках также играет важную роль (одобрение, поддержка,
доброжелательность, чтобы учеба приносила ученику радость,
Приемы рефлексии: - Что получилось лучше всего? - Что вызвало затруднения?
- Какие задания показались наиболее интересными?
Заключение
Анализируя полученные результаты, я пришла к выводу, что применяемые мною в системе приемы и формы активизации познавательной деятельности учащихся с ЗПР на уроках окружающего мира эффективны. А наиболее эффективны они тогда, когда их используешь в совокупности.
Использование современных образовательных технологий для активизации познавательной деятельности младших школьников с ЗПР оживляет процесс обучения, углубляет процесс познания, развивает познавательный интерес.
У учащихся вырабатывается личностный подход к получению знаний, который ведет к созданию в классе атмосферы доброжелательности, раскрытию индивидуальных способностей.