8 февраля и в нашей стране, и в других странах отмечается дата, как День юного героя – антифашиста. Именно этот день считается, как день мужества и патриотизма/
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«8 февраля – День мужества и патриотизма.»
15
Государственное Бюджетное Общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 14 «Центр образования» имени кавалера ордена Ленина Н. Ф. шутова городского округа сызрань самарской области СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ, РЕАЛИЗУЮЩЕЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ «ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ»
Методическая разработка
Внеурочного мероприятия, посвященного Дню юного героя – антифашиста
Тема: 8 февраля – День мужества и патриотизма.
Номинация: Патриотическое и духовно – нравственное воспитание граждан Российской Федерации
Исполнитель: Портнова Наталья Викторовна
Педагог дополнительного образования
Объединение «Чудо – мастерица»
nat_60_00@mail.ru
Содержание работы.
1 Введение Стр 3
2 Пояснительная записка Стр 3
3 Подготовительный этап Стр 3
4 Цель и задачи Стр 4
5 Технологическая карта Стр 5
6 План – мероприятия Стр 5 - 6
7 Сценарий мероприятия Стр 6 - 14
8 Литература, использованные источники Стр 14 - 15
9 Фото отчёт Стр 16
Введение.
Важной составляющей воспитательной системы в дополнительном образовании является проведение внеурочных мероприятий в объединении, где создаются условия для всестороннего развития личности на базе готовности к непрерывному образованию, формированию умений, компетентностей, усвоению знаний в различных предметных областях и обеспечивают возможности учащегося осуществлять самостоятельно деятельность учения, целеполагания, контроля и оценивания процесса и результатов обучения.
Патриотическое воспитание молодёжи, подготовка её к защите Родины, эти вопросы всегда были и остаются главными направлениями государственной политики России… Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть, до самопожертвования к его защите.
Данное занятие в объединении «Чудо – мастерица» стимулирует обучающихся к познанию о маленьких героях большой войны и тех трудных, великих днях, которые приближали наш народ к Победе над фашистскими захватчиками.
Пояснительная записка.
Данная методическая разработка рассчитана на детей 9 – 11 летнего возраста и может использована на внеурочном мероприятии, посвященному «Дню юного героя- антифашиста»; празднику «День Великой Победы».
День Победы является важнейшим Государственным праздником, поистине народным, утвержденным бывшим Советским Союзом, в ознаменовании победы над немецким фашизмом.
На данном занятии будет разговор о сверстниках, которые совершили героические поступки, защищая свою Родину в Великой Отечественной Войне. Эта тема очень важная для каждого из нас, потому что дает возможность гордиться юными пионерами – героями, брать с них пример, заново открывать страницы истории, прочитывая её в прозах, стихах и песнях.
Подготовительный этап.
1 Разучивание стихов о войне.
2 Разучивание песен «Солнечный круг»; «Вставай, страна огромная!».
3 Посещение музея Дворца творчества «Необъявленные войны».
4 Посещение Краеведческого музея.
Тема: 8 февраля – День мужества и патриотизма.
Цель: Формирование патриотических чувств к героическому прошлому нашей Родины.
Задачи:
Образовательная: Познакомить детей с историей Дня юными героями – антифашиста, пионерами - героями в Великой Отечественной войне.
Развивающая: Пополнить словарь новыми словами: пионер, подвиг, герой, героизм, отвага, патриот, патриотизм, самоотверженность. Расширять знания обучающихся о Великой Отечественной войне, развивать и обогащать речь детей, повышать эрудицию и интеллект.
Воспитательная: Воспитывать любовь к Родине, к своему народу, такие качества как храбрость, сила духа, вера в свои силы, гордость за свой народ и сохранения памяти о подвиге своих сверстниках в Великой Отечественной войне.
Оборудование: Презентация о войне, проектор, магнитофон, фотографии пионеров - героев, плакаты слов, аудиозапись песен «С чего начинается Родина?», «Было время грозовое», «Пионеры – герои», «Вставай страна огромная!», «Взвейтись кострами синие ночи», «Нам этот мир завещено беречь», «Солнечный круг», шкатулка с пословицами и поговорками о Родине, мини – выставка детской литературы о пионерах – героях.
Технологическая карта занятия.
Тема: 8 февраля – День мужества и патриотизма.
Возраст: 9 – 11 лет
Методические приёмы: просмотр слайдов, прослушивание песен, исполнение песен.
Формы работы на занятии: групповая
Метод обучения: словесный: рассказ, беседа
Наглядный: просмотр слайдов, плакаты юных героев, мини - выставка детской литературы о войне.
Тип занятия: комбинированный.
Вид деятельности: познавательный
Межпредметные связи: литература, история, музыка.
Основные методы и технологии занятия:
- развивающее обучение.
- технология обучения и сотрудничества.
- коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств обучающихся.
Учебные задачи, направленные на достижения личностных результатов обучающихся:
1 Формирование уважительного отношения к иной точке зрения.
2 Расширять знания обучающихся о подвигах юных героев, о Великой Отечественной войне.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
1 Формирование умения работать с информацией;
2 Развивать умение обучающихся выступать в диалоге;
3 Формировать познавательную рефлексию;
4 Развивать умения анализировать, синтезировать и обобщать информацию из источников.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
Воспитывать патриотизм, любовь к Родине, к своему народу, к наследию своего народа.
Планируемые результаты:
Предметные: знать историю о подвигах ровесников в Великой отечественной войне.
Метапредметные: уметь оценивать учебные действия.
Личностные: определять личностный смысл учения, осознавать себя частью народа и всей страны.
План мероприятия
1.Организационный момент.
2. Актуализация необходимых знаний.
3. Мотивация познавательной деятельности.
4.Основной этап.
5. Подведение итогов.
6 Рефлексия.
Сценарий мероприятия
Организационный момент.
- Здравствуйте, дорогие ребята! Тихо садитесь.
Вступительное слово педагога.
- Сегодня 8 февраля и в нашей стране, и в других странах отмечается дата, как День юного героя – антифашиста. Именно этот день считается, как день мужества и патриотизма с 1964 года, так как во время Великой Отечественной войны в разные годы, но в этот день погибли французские школьники на демонстрации – это Жана Мари Аргуса, Пьер Бенуа, Жана Бодрее, Пьер Грела, Люсьен Легро, 15 –летний школьник Даниэль Фери, который протестовал против войны в Алжире. В Иране от пыток погиб 15 –летний Фадыл Джамаль. Он не выдал своих товарищей фашистским властям. 8 февраля 1943 года гитлеровцами расстреляны герои молодёжноё подпольной организации города Краснодона Олег Кошевой, Любовь Шевцова, Дмитрий Огурцов, Виктор Субботин, Семён Остапенко, Сергей Тюленин и другие.
Во время Великой Отечественной войны дети становились воинами. За особые заслуги, мужество и героизм, проявленные в борьбе с фашистами, 3,5 миллиона подростков были награждены медалями, а 7 000 удостояны званиями Героя Советского Союза. Они были мальчишками и девчонками, но в Указах о награждении не указаны возраст, только фамилия, имя и отчество.
(звучит аудиозапись песни из кинофильма «Сказка о Мальчише Кибальчише «Было время грозовое»)
«Было время грозовое день и ночь отцы сражались,
За свободу, шли герои, сабли в битвах накалялись!
В буре той сражались мы, ребята, в битвах жарких, как солдаты, как солдаты, как солдаты.
Шли мальчишки не за славой в бой просились со слезами,
Умирали в чёрных травах, стон последний сжав губами.
В битве той мужали мы, ребята, в битвах жарких, как солдаты..»
Ответьте на вопрос:
- О ком эта песня? (дети отвечают)
2 Актуализация необходимых знаний.
Педагог:
- Сегодня мы познакомимся с юными птонерами - героями, вашими ровесниками, которые защищали свою Родину, нещадя своей жизни. Они были очень молодыми, но в армии нет детей и взрослых, в армии все воины – защитники, выполняющие приказы своих командиров.
- Прослушайте песню А. Пахмутовой «Пионеры – герои».
(звучит аудио запись песни)
«Шумела гроза над землёю,
Мужали мальчишки в бою.
Знает народ, Пионеры – герои
Навечно остались в строю.
Шли они сквозь бурю, шли они сквозь ветер,
И ветер песню, песню их берёг!
У нас один, один лишь путь к победе
И нету других дорог.»
- Ребята, а эта песня о ком? (дети отвечают)
3 Мотивация познавательной деятельности.
Педагог:
- Что же значит Родина? Как вы понимаете это слово.
(дети отвечают: Родина – это страна, где ты родился, - это населённый пункт: город, село, деревня – где ты живёшь)
-Правильно. Где родился – там и пригодился. Наш город – это малая Родина, а наша страна – Россия.
Педагог:
- Родина, подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляем ему сил. Всякое дерево имеет корни, питают его, связывают его с землёй. Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад, - это история, где привыше всего ценилось мужество, патриатизм героев, борющихся за добро и справедливость, это наши прадеды, деды, отцы.
Послушайте песню «С чего начинается Родина?»
(дети слушают фрагмент аудиозаписи песни «С чего начинается Родина?»
«С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях,
У нас никому не отнять!»
(на доску вывешиваются слова с пояснениями:
Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.
Мужество – это храбрость, присутствие духа в опасности.
Героиз – это отвага, решительность и самопожертвование в критической ситуации.
- Героями не рождаются, героями становятся. Возможность для подвига существует в жизни каждого человека. Героические поступки не совершаются случайно. К ним идут через повседневность, на первый взгляд незначительными, но временами становится самым трудным испытанием. Люди жертвуют своей жизнью ради защиты своей Родины, ради спасение других людей.
- Ребята, а какие пословицы и поговорки о Родине вы знаете?
- Давайте вспомним вместе!
(Выносится шкатулка «Народная мудрость»). Выбирайте из этой шкатулки листочки с пословицами, читайте их громко и объясните их смысл).
(дети выбират листочки с пословицами)
А) Родина – мать, сумей за неё постоять!
Б) Кто за Родину горой, тот истинный герой!
В) Любовь к Родине сильнее смерти!
Г) Нет ничего краше, чем Родина наша!
Д) Где кто родится, там и пригодится!
Е) Главное в жизни – служить Отчизне!
Ж) С родной земли – умри, не сходи!
З) Своя земля и в горсти мила!
И) Человек без Родины, что соловей без песни!
К) Один в поле не воин!
Л) Смелость города берёт!
М) Смело иди в бой, Родина за тобой!
Н) Человек без Родины, что птица без гнезда!
О) Одна у человека мать, одна и Родина!
Педагог:
- В Советской стране, в каждой школе, в 3 классе детей принимали в пионерскую организацию. Каждый ученик перед лицом своих товарищей давал клятву: «Горячо любить свою Родину, жить, учиться, бороться и защищать её!» Каждому ученику на шею повязывали красный трёхугольный галстук.
- Как повяжешь галсту – береги его!
Он ведь с красным знаменем цвета одного!
А под этим знаменем в бой идут бойцы
За Отчину бьются братья и отцы!
- Послушайте песню – гимн пионерии «Взвейтись кострами синие ночи» (звучит аудио запись песни «Взвейтись кострами»)
«Взвейтись кострами синие ночи
Мы пионеры, дети рабочих.
Близится эра свтлых годов
Клич пионера : «Всегда будь готов».
- До войны это были самые обычные мальчики и девочки. Учились, играли, бегали, дружили, но пришёл час и они показали каким огромным может стать маленькое детское сердце. как разгорается в нём священная любовь к Родине и ненависть к врагам – фашистам.
(звучит аудиозапись песни «Вставай, страна огромная!»
(вывешиваются слова на доску)
Фашизм – это течение, которое несёт за собой войну, зло, уничтожение.
Антифашисты – это люди против фашистов, против зла, против войны.
4 Основной этап.
- Вместе со взрослыми ребята в краснух галстуках встали на защиту Родины рядом с именами легендарных героев: Зои Космодемьянской, Александра Матросова, Дмитрия Карбышева, Ивана Панфилова, Николая Гастело и многих других, и мы называем имена юных героев: Зина Портнова, Володя Дубинин, Валя Котик, Марат Казей, Лёня Голиков, Галя Комлева, Костя Кравчук, Лара Михеенко, Вася Коробко, Саша Бородулин, Витя Хоменко, Володя Казначеев, Надя Богданова, Валя Зенкина, Нина Куковерова, Аркадий Каманин, Лида Вишкевич. После войны их имена узнала вся страна.
Зина Портнова – Герой Советского Союза. (20 февраля 1927 – 10 января 1944 года), погибла в возрасте 17 лет.
Летом 1941 года она с сестрой Галей приехали из Ленинграда в деревню Зуи к бабушке, что в Витебской области Белоруссии и девочки оказались на аккупированной территории. В 1942 году она стала бойцом подпольной организации «Юные мстители». У юных подпольщиков была связь с местным партизанским отрядом имени Ворошилова, откуда к ним поступали задания и взрывчатки. Взорвали кирпичный, торфяной заводы, подорвали единственную водокачку. На поиски деверсантов фашисты бросили все силы.
Отправившись на очередное задание Зина попала в засаду и была схвачена немцами. На допросе она сумела схватить со стола следователя пистолет и убить его. Выбегая из здания она сумела застрелить ещё двух офицеров. Она сумела добежать до оврага и уже собиралась переплыть реку, но не успела. Фашисты её схватили, долго пытали. 10 января 1944 года в тюрме города Полоцка была расстрелена.
Володя Дубинин – Герой Советского Союза (29.08.1927 – 04.01.1942) погиб в возрасте 14 лет
Володя родился в семье рыбака в Керчи. За хорошую учёбу и победу на городских соревнованиях по авиамоделированию (модель планера Володи установил рекорд) и в 1941 году юный конструктор был премирован путёвкой в лучший пионерский лагерь Артек. Он успел отдохнуть до того, как началась Великая Отечественная война. Враг стремительно подкрался к Керченскому полуострову, который славился большим количеством заброшенных каменоломен, которые для партизан могли стать неприступной крепостью. Володя с друзьями был принят в партизанский отряд. В каменоломнях было много узких проходов, где могли пролезть только дети. Они были ценейшими разведчиками. 13 ноября 1941 года прошла первая боевая операция – партизаны атаковали штаб немецких войск. Фашисты пытались уничтожить партизан, которые доставляли много хлопот немцам. В катакомбах заливали цементом выходы. Володя,как самый маленький, он единственный кто мог выбираться из катакомб наружу и безошибочно запомнить численность вражеских формирований, находящихся в разных местах. Зимой 1941 года в одной из вылозок Володя Дубинин узнал, что немцы собираются затопить катакомбы. За несколько часов до начала карательной операции, он рискуя жизнью, на глазах противника проник в каменоломни и предупредил товарищей. Партизаны спешно соорудили систему плотин и избежали гибели более ста человек и продолжали борьбу за освобождение Родины. Керченский полуостров был освобожден от фашистов, благодаря наступлению советской армии, которая проводилась с 26 декабря 1941 года по 2 января 1942 года. Покидая полуостров гитлеровцы успели заминировать подходы к катакомбам, где по – прежнему укрывался партизанский отряд. Юные партизаны помогали сапёрам разминировать выходы. 4 января Володя Дубинин и четыре сапёра подорвался на мине.
В нашем городе есть сквер имени Володи Дубинина за магазином «Усадьба» по улице Рабочей.
Марат Казей – Герой Советского Союза (10.10.1929 – 11 мая 1944 года 14 лет)
Марат родился в деревне Станоково, Минская область и окончил 4 класса когда началась война. Мать Анна Александровна помогла скрыть раненых партизан, выхаживала их. В 1941 году была казнена фашистами. Марат и его 17 летняя сестра ушли из родной деревни и вступилив ряды партизанского отряда. В отряде наравне со взрослымивели активную подпольную борьбу с гитлеровскими войсками. Германское командование постановило цель – во чтобы то ни стало уничтожить белорусских партизан , всех до единого. Зимой 1942 года для борьбы с подпольщиками с фронта прибыло несколько фашистских дивизий. Полуголодные, плохо вооруженным отрядам пришлось выстоять в ожесточенных боях. Бесстрашный и сильный паренек вызывал восхищение даже у боевых солдат. Вскоре молодой солдат вступил в ряды 200-й партизанской бригады имени маршала Рокоссовского, где служил разведчиком. Казей выходил в рейды и устраивал диверсии, вырывался из вражеского окружения и приводил помощь захваченным партизанам. Советское командлвание оценило смелость мальчика, наградив его медалью «За отвагу» и орденом «Отечественной войны». Марат бесстрашно сражался в боях, ходил в разведку, добывал вражеские карты, планы расположения командования и другие документы. Бой под Хоромицкие, состоявшийся в мае 1944 года стал последним для Марата Казея. Возвращаясь с разведки с командиролм Михаилом Лареным, были окружены полицаями и карателями. В ходе ожесточенной схватки Ларин был убит, а молодого партизана настигли фашисты. Своих преследователей отважный пионер встретил, держа в руках две гранаты. Бросив одну из них в немцев, он уничтожил несколько вражеских солдат. Вторую взорвал, когда немцы подобрались совсем близко, унеся жизнь самого Марата Казея. Звание Героя Советского союза молодому бойцу присвоили посмертно. Он стал символом тех страшных лет, на своём примере доказав, что для подвига и отвагине важны возраст, национальность и пол.
Лёня Голиков – Герой Советского союза (17.06.1926 – 24.01.1943 (16 лет)
Родился в маленькой деревни Лукино Новгородской области. В августе 1941 года его деревня оказалась в окурации, а в марте 1942 года была освобождена основной Советской армией. Партизаны создавали бригады диверсантов, для забрасывания в немецкий тыл. Лёня тоже записался в партизаны. За него поручился школьный учитель, который хорошо знал семью. Лёня наравне со взрослыми воевал за родную землю: подрывал мосты стратегического значения; убил 3 х фашистов из 5, подорвал легковой автомобиль с генерал майором инженером фашистских войск. На его считу 78 фашистов, два моста. Погоб 24 января 1943 года. Похоронен в деревне Острая Лука Псковской области.
Валя Котик – Герой Советского Союза (11.02.1930 – 17.02.1944 (14 лет)
Родился на Украине в селе Хмелёвка, Шепетевского района, Каменец – подольской области. Вместе с братом пошёл в школу раньше своего возраста. Его успехам в школе радовались и родители и преподаватели, он был самым лучшим учеником в классе. Через год семья переехала в Шепетовку, вскоре Валя вступил в пионерскую организацию. На начало войны Валентину едва исполнилось 11 лет. Постоянно проходили немецкие артиллерийские обстрелы, нужно было эвакуироваться, но немцы не дали и погнали всех беженцев обратно.. Началась нелёгкая жизнь в оккупации. Немцы громили памятники, непокорных убивали, издевались над пленными. Валентин принимает решение участвовать в движении сопративления. Над городом то и дело пролетали советские самолёты, которые сбрасывали листовки, в которых рассказывалось о положениидел в стране. Советская пропаганда в противовес немецкой давала людямхоть какую – то надежду. Валентин ночами собирал эти листовки и расклеивал их по городу. Его родные об этом и не догадывались, постоялец в их доме Степан Диденко стал догадываться. Валя думал, что это Степан сотрудничает с немцами, но как оказалось пожже, Диденко бежал из плена и он красноармеец и сотрудничает с партизанами. Валя вместе с братом Виктором начали помогать партизанам и принесли большую пользу. Ребята собирали на полях сражения брошеное оружие и прятали его, узнавали, где нахолдятся фашистские скалады, расположение немецких солдат, их численность. Вместе с партизанами принимал участие в минировании дорог, но однажды на взрывном устройстве подорвался мирный житель, этот факт заставил партизан сменить тактику. Стали взрывать немцев напрямую, гранатами. 11 февраля 1944 года Валя узнаёт, что его город Шепетовку освободили от немцев и он слезно просит командира взять его с собой для участия в освобождении соседнего города Изяслав. Валя был тяжело ранен при штурмеэтого города. Его похоронили в родном городе. В его честь названы улицы в Донецке, его памятники установлены во многих городах нашей страны. Юный герой стал легендой Великой Отечетсвенной войны. Его чтут наравне с такими героями, как Зина Портнова, Лёня Голиков, Марат Казей, Володя Дубинин.
- Ребята, давайте молча почтим память пионеров – героев погибших за счастье и сободу.
(Зажигается большая свеча)
(звучит 2 и 3 куплеты песни А. Пахмутовой «Пионеры – герои».
«Шагают они на параде, равняя невидимый ряд.
Правофланговые в каждом отряде,
Ребята герои стоят, ребята герои стоят.
Шли они свозь бурю, щли они сквозь ветер
И ветер песню, песню их берёг.
У нас один, один лишь путь к победе
И нету других дорог.»
Сегодня мой друг и росестник
Дорогой героев пойдём
Подвиги их мы запомнем, как песню
И сами её допоём, и сами её допоём».
Заключительное слово педагога.
- В жизни всегда есть место подвигу, но путь к нему лежит через воспитание в себе чувства долга, ответственного отношения к своим обязанностям, нравственной стойкости. Мужество, стойкость к победе, честность и доброжелательность – всё это высокие нравственные качества рождаются не обязательно в борьбе с огнём, но и в борьбе с ленностью, недисциплинорованностью, неорганизованностью, ложью, В победе над своим слабостями, недостатками и рождается тот героический характер человека, который необходим всем ради свободы. Запомните какие замечательные слова удивительного русского писателя Владимира Куприна «У нас нет запасной Родины, только Россия».
- Сегодня мы упомянули немногих. А сколько их было, отдавших свою жизнь за счастье людей! Свято чтите память, старайтесь быть похожими на них!
- Через года, через века, помните,
О тех, кто не придёт никогда! Пожалуйста, помните!
- «Представить бы их всех посмертно к ордену, тех что сказали твёрдо, как один: «Мы можем жизнь отдатьза нашу Родину, а Родину за жизнь не отдадим!»
- Горько и больно говорить, что и сейчас нет мира. На территории Украины идут ожесточенные бои с фашистами и террористами. Жертвами становятся десятки тысяч мирных людей и детей. Ломаются судьбы, уничтожаются материальные ценности, и каждый из нас понимает, что такого не должно быть! Каждый день над землёй должно вставать мирное солнце и добрый вечер. Каждый день должны рождаться тысячи детей. Они появляются на свет, чтобы жить и видеть прекрасное!
(звучит аудиозапись песни «Нам мир завещени беречь»
Для дружбы,для улыбок и для встреч
В наследство получили мы планету.
Нам этот мир завещено беречь
И землю удивительную эту.
Нам этот мир завещено беречь,
Нам этот мир завещено беречь,
Нам этот мир завещено беречь
И землю удивительную эту.
5 Подведём итог нашего мероприятия.
Что вам запомнилось? Назовите имена пионеров – героев.
(дети поочерёдно рассказывают, что запомнили)
6 Рефлексия.
Мероприятие, посвященное памяти юных героев – антифашистов, пионерах - героях закончилось.
- Ребята, все вместе споём песню А. Пахмутовой «Солнечный круг»
«Солнечный круг, небо вокруг -это рисунок мальчишки.
Нарисовал он на листке и подписал в уголке.
Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я!»
- Пусть всчегда будет Мир!
Литература, используемые источники.
Анна Печорская «Юные герои Великой Отечественной», Издательство: Детская литература, 2020