2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний. | -Сегодня мы с вами поговорим еще о композиторе ХХвека. Посмотрите на портреты, на них изображены композиторы, которых мы с вами уже знаем и третий остается пока неизвестным. (назвать композиторов, изображенных на портретах, второй неизвестен), давайте познакомимся с композитором Равелем Морисом. У вас на столе листок с биографией композитора, прочтите ее. После прочтения второй ряд, возвращает мне листочки, а первый ряд задает вопросы по прочитанному.Что основное из биографии мы должны записать? (записывают где родился, где учился, известные произведения, где умер). -Мы с вами знакомились с разными композиторами, с какими? ( А.Г.Шнитке, А.И.Хачатурян и т.д), а также с их творчеством: балетами, симфониями и сюжетами к балетам и операм. Посмотрите на иллюстрации и вспомните сюжеты пройденных произведений и соотнесите к ним картинки. (остается одна не знакомая). Действительно, вы не знакомы с этим произведением. Это балет М.Равеля «Болеро» О чем мы сегодня в вами будем говорить? Сформулируйте тему урока. (Творчество М.Равеля и его балет «Болеро») | Выявление известного и неизвестного при решении различных учебных задач, обсуждать проблемные вопросы |
3. Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания. | -Прежде чем начать знакомиться, вспомним, что такое балет? Как вы думаете, что такое «Болеро»? Болеро – испанский танец, хореографическая картина. Если болеро это танец, то какая музыка будет в балете? (быстрая, подвижная) Произведение «Болеро» первоначально задуманное как музыка для балетной постановки, вдохновлённой испанским танцем болеро, в последующим исполнялась как музыка для оркестра. Но вы с вами познакомимся именно как с балетом. Посмотрите видеофрагмент и скажите, какая главная задумка, какой сюжет? как звучит музыка?(жанр народно-бытовой, «испанская сценка», действие которой происходило в мрачном кабачке с темными стенами и сводами. Почти всю сцену занимал огромный стол-платформа, над которым свисала яркая лампа с абажуром. Александр Бенуа одел танцоров в одежду, «подсмотренную» им на офортах Франциско Гойи. На столе танцевала Ида Рубинштейн, изображавшая экзотическую испанскую плясунью. За ее страстными движениями жадными глазами наблюдали окружившие стол мужчины. Музыка нарастала, чувственная атмосфера танца сгущалась. В финале на стол вспрыгивал молодой испанец превосходный танцовщик, и впечатляющий дуэт завершал этот пятнадцатиминутный спектакль, в музыке изменяется динамика, т.е. громкость звучания, и меняется тональность в конце. Неизменным остается темп и оказывает завораживающее воздействие на слушателя, мелодия повторяется в ровном, умеренном темпе и построена на повторении одной и той же интонации.) -Известный дирижер Тосканини при исполнении Болеро делал заметное ускорение, на что сам Равель заметил «так разрешено только Вам и никому другому!» У: А какой лад? Правильно, мажорный, жизнеутверждающий. А мелодия тоже остается неизменной и звучит поочередно у разных инструментов, какие это инструменты, назовите их? (Начало выплывает из тишины, на фоне еле слышной дроби малого барабана. Мелодию начинают флейты и фагот, постепенно нарастает динамика. Новые солирующие инструменты – труба и саксофон, звучание становится компактным, увесистым. Тему перехватывают скрипки и уже в самом конце к ним присоединяются большой барабан, тарелки и там-там.) Скажите, сколько здесь музыкальных образов? (один) Верно, один – это образ испанского народного танца в грандиозном развитии. Многие исследователи видели в «Болеро» трагическую картину неминуемо надвигающейся катастрофы. Запомните это сочинение Равеля. В своей жизни вы не раз еще будете с ним встречаться. Это одно из любимых произведений дирижеров и слушателей. | Участвовать в коллективном обсуждении, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения |
4. Первичное закрепление. | Вокально-хоровая работа (распевание). -Сегодня мы будем изучать новую песню, прослушайте, о чем в ней поется и с какой интонацией? (ответы). Давайте ее с вами разучим. (Разучивание песни, работа над дикцией и артикуляцией) | Прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, слушать собеседника и вести диалог |