Тема урока: Значение инструментальных эпизодов в опере Н.А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»
Цель урока: выявить особенности музыкального языка композитора, анализ инструментальных эпизодов. Формирование музыкальной культуры.
Задачи:
Образовательные:
- эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания;
- познакомить учащихся с оперой-сказанием Н.А. Римского-Корсакова, фрагментами его жизни и творчества;
- познакомить учащихся с понятием цветопись и звукопись в музыке.
- расширить знания о жанре оперы.
Развивающие:
- развивать умение анализировать произведение;
- развивать умение выразить свое отношение к природе Родине в процессе слушания, исполнения.
- совершенствовать вокально-хоровые навыки.
Воспитательные:
- формировать эмоционально-ценностное отношение к музыке, звучащей на уроке;
- прививать чувство любви к Родине, патриотические чувства, дружеские отношения к одноклассникам;
- воспитывать музыкальный вкус.
Оборудование: компьютер, медиа проектор, музыкальный центр, ТВ
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений класса, для которого проектируется урок:
Учащиеся 5 «а» класса любят петь, размышлять над проблемной ситуацией, рассуждать о музыке, отвечать на заданные вопросы. Но внимание не устойчивое, поэтому в данном классе чаще используются проблемно-игровые ситуации.
Этап урока
Виды деятельности учащихся
Формируемые виды УУД
1.Организации
1. Вход в кабинет под музыку
2. Приветствие (T5|3 ).
3.Исполнение песни «Все мы делим пополам» муз В. Шаинского, сл.
М. Пляцковского.
Регулятивные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели урока.
2.Новый материал
1) Вступление к опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии ».
2) Слушание инструментального эпизода «Сеча при Керженце» (работа с текстом исторической песни «Как за речкою, да за Дарьею»).
1. Просмотр видео фрагмента из к/ф «Садко».
2.Слушание оркестрового вступления.
3.Коллективная дискуссия (цветопись, изобразительность).
4.Слушание вступления (видео).
5.Определение соответствия образного содержания картин и музыки.
1.Коллективная дискуссия.
2.Слушание «Сеча при Керженце»
3. Работа с текстом партитуры.
4.Работа с картиной Н. Рериха.
5. Видео слайды «Сеча при Керженце »
Познавательные: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
Регулятивные: выстраивание самостоятельного маршрута общения с искусством
Коммуникативные: умение слушать и слышать мнение других людей, способность излагать свои мысли о музыке.
Познавательные: умение находить главные темы в инструментальном эпизоде
Личностные: формирование духовно-нравственных, патриотических основ
Регулятивные: способность контролировать время на выполнение заданий; осознание качества и уровня усвоения материала
Коммуникативные: умение слушать и слышать мнение других людей, способность излагать свои мысли о музыке