Просмотр содержимого документа
«жизнь и творчество выдающегося русского композитора С.С.Рахманинова.»
РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ
«Музыкальная литература» четвертый год обучения.
Тема: жизнь и творчество выдающегося русского композитора С.С.Рахманинова.
Задача: Познакомить уч-ся с творчеством С.С. Рахманинова.
Его значение в мировой музыкальной культуре.
Особенности музыкального стиля.
Цели: 1. Воспитательная –
формировать всесторонне развитую личность на
примере жизни и творчества известных людей.
Воспитывать чувство гумманности и любви к
окружающему миру.Воспитывать любовь к клас-
сической музыке. Формировать эстетический вкус
и чувство прекрасного.
2. Образовательная –
познакомить уч-ся с наиболее известными произ-
ведениями композитора, направлением творчест-
ва, исторической обстановкой, в которой жил и
творил С.С.Рахманинов.
3. Развивающая –
развитие общего уровня интеллекта на примере
лучших произведений мировой класс. музыки.
Умение переносить свои знания в новую ситуа-
цию.Пробуждать интерес к различным жанрам
искусства на основе музыкального материала.
Методы: словесный,наглядный, практический.
Оборудование:фортепиано, проигрыватель,сборники произведений С.С.Рахманинова.
Тип урока: комбинированный.
1.Ход урока: Организационный момент. Приветствие учителя.Объявление темы урока.
Уч. С.С.Рахманинов родился в Новгородской губернии в усадьбе Онег. Дом был деревянный, одноэтажный с мезонином. В семье Рахманиновых очень любили музыку. Вот что писала княгиня Голицына, соседка по имению, вспоминая об атмосфере, царившей в имении Рахманиновых. «Мы просыпались обычно под звуки музыки Шопена, Филда или Мендельсона, ведь Аркадий Рахманинов едва встав с постели, садился за фортепиано... Впрочем,после чая он занимал свое место у фортепиано...Это музыцирование обычно начиналось арией из опер «Руслан и Людмила».
Семья Рахманиновых была богатой и уважаемой. Придерживалась строгих традиций. Поначалу брак выглядел счастливым. В семье родились две дочери и сын. Вскоре родился Сережа, он был четвертым ребенком в семье.
Музыкальная жизнь России тогда находилась на подъеме. Были открыты две консерватории в Санкт-Петербурге и Москве.
Мать Рахманинова была хорошей пианисткой и поощряля увлечения маленького Сережи музыкой. Когда ему исполнилось шесть лет родители пригласили преподавателя фортепианной игры Анну Орнатскую, выпускницу С-Петербургской консерватории. Однако, семейное благополучие пошатнулось, так как отец Рахманинова был игроком. В 1881 году Онег пришлось продать. От продажи онега им удалось купить маленькую квартирку в С-Петербурге. В это время Сергей рахманинов уже учился в С-Петербургской консерватории. Ему было девять лет. Три года Сергей Наслаждался бездельем, пока тайное не стало явным. Ему грозило отчисление из консерватории по причине пропусков и подделке учебного табеля. По рекомендации Орнатской и А.Зилоти(родственник и известный музыкант) его взяли на младшее отделение при Московской консерватории в класс преподавателя Н.С. Зверева. Это означало конец беззаботной юности, разлуку с семьей и переезд в чужой город.
2. «В семействе «Зверят». (Сценическая зарисовка силами учеников).
Действующие лица: С. Рахманинов- Онгаров Ихлас
Н.С.Зверев- Тамо-оглы Нина
М. Прейсман- Хегай Алена
Л. Максимов- Котова Ольга
Первые сочинения.
Уч-ль. Рахманинов перешел в старшие курсы консерватории. У него появляется непреодолимая тяга к сочинению музыки, ведь его подбадривали старшие товарищи- Скрябин, Танеев и другие.
Первым его произведением стала экзаменационная работа, одноактная опера «алеко» по поэме А.С.Пушкины «Цыганы».
Через десять дней худ.совет признал С.Рахманинова достойным Большой Золотой медали.
«Свободный художник».
После окончания консерватории он стал давать частные уроки и писал музыку. Уже в девятнадцать лет им была написана знеменитая Прелюдия- cis-moll. Это одно из значительных его произведений. Характер лирико-патетический. В ней он передал мятежное страстное чувство и трагический пафос.
Начинаеися предельно просто- исходная тема всего из трех медленных мощных звуков в басовом регистре.
Слушание Прелюдии-cis-moll.
В той исторической обстановке она прозвучала как призыв к бунту и была встречена с огромным врсторгом. Окрыленный успехом Рахманинов берется за написание 1-ой симфонии, однако,симфония потерпела полный провал. Рахманинов впал в тяжелую депрессию. Решено было обратиться к Н.Далю, известному в то время психиатру. Лечение было усешным. Сразу после этого он создает всемирно известный II-КОНЦЕРТ для фортепиано с оркестром и посвящает его лечащему врачу.
Премьера состоялась 21 апреля 1901 года.
Этот шедевр мировой музыки принадлежит к числу самых совершенных, наиболее гармоничных и цельных произведений Рахманинова.
Характер лирико-драматический, состоит из 3-х частей.
1-я часть написана в форме сонатное allegro
Особенности - в начале «колокольное звучание»
Слушание фрагмента I-части концерта.
Заключение.
Уч-ль. В 1902 году Рахманинов женился на своей кузине Н.Сатиной. Молодые поехали в свадебное путешествие по Италии,а по приезде Рахманинов сочинил «Итальянскую польку», которую часто исполнял вместе с женой в четыре руки.
Слушание «Итальянской польки»
В ноябре 1906 года Рахманиновы покинули Россию и отправились в Германию. Затем семья переехала в США, где и окончательно обосновалась. Однако, композитор всегда помнил свою Родину и часто тосковал по ней. За рубежом С.С.Рахманинов вел бурную творческую деятельность: много гастролировал, выступал как дирижер, являетчя одним из первых композиторов записавших свои выступления на радио и студиях звукозаписи.
В конце своей жизни он говорил о своем творчестве – «В моих собственных сочинениях я никогда не делаю сознательных усилий во что бы то ни стало быть оригинальным или романтичным, или национальным, или еще каким-то. Записываю на бумагу музыку, которую слышу внутри себя, и записываю ее как можно естественнее. Я русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка – это плод моего характера, и поэтому это русская музыка. Я никогда не старался намеренно писать именно русскую музыку или музыку еще какого-либо другого рода... Единственное, что я стараюсь делать, когда сочиняю, - это заставить ее прямо и просто выражать то, что у меня на сердце...»