В музыке переплетаются чувство "Я" и чувство "Истории". Невозможно проблемно высказаться в опере, а интеллигенция имела потребность проблемно высказаться, обращались особенно в XX веке к жанру симфония - к "абсолютной музыке", философская концепционность, которой укрыта за чистым звучанием и не может быть поймана на слове. Наиболее талантливые композиторы этого времени, когда в 1991 году история будем говорить о советской музыки завершилась, естественным образом выяснилось, что в первую очередь это музыка Д.Шостаковича, С.Прокофьева, В.Мурадели о творчестве которых мы поговорим на уроке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Жанр, на котором звучит вся "Вселенная" »
Шипунова Галина Андреевна
учитель музыки
МБОУСОШ №29
город Сургут
Методическая разработка урока
"Жанр, на котором звучит вся "Вселенная"
для учащихся 7-го класса
г.Сургут 2015 г.
Введение
Работа с одарёнными детьми в условиях обычных классов складывается на основе "внутренней" дифференциации, внедрение развивающих и личностно-ориентированных методов обучения, нетрадиционных форм на уроке: уроки-семинары (на них ребята учатся выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения);урок-самостоятельного освоение новых знаний и выполнение познавательных заданий; урок-практикум (это работа с дополнительной литературой о создании музыкальных произведений, фотографиями, афишами, статьями); написание эссе-сочинения. Где учащиеся выражают свою гражданскую позицию по тому или иному вопросу. Эта форма даёт возможность эмоционально выражать свои чувства, видеть прекрасное, развивать изобразительные способности. Урок предполагает создать несколько малых групп:
свидетели - дают правдивые, и точные показания опираясь на текс изучаемого музыкального материала;
судья - следят за содержанием материала;
слушатели, зрители - анализируют глазами современной молодёжи;
секретари - оформляют деловые бумаги.
В практике учителей музыки обнаруживается стремление к поиску нового музыкального материала для построение урока. Эта работа нужна и полезна. Сопричастность ученика и учителя к тем военным событиям в симфоническом жанре, которые раскрывает музыка в Пятой симфонии С.Прокофьева, симфония-баллада "Об Отечественной войне 1941 года" №22 Н. Мясковского. Данный урок насыщен содержанием. Приёмы музыкальной деятельности - анализ произведений симфонического жанра, конкретной ситуации.
В музыке переплетаются чувство "Я" и чувство "Истории". Невозможно проблемно высказаться в опере, а интеллигенция имела потребность проблемно высказаться, обращались особенно в XX веке к жанру симфония - к "абсолютной музыке", философская концепционность, которой укрыта за чистым звучанием и не может быть поймана на слове. Наиболее талантливые композиторы этого времени, когда в 1991 году история будем говорить о советской музыки завершилась, естественным образом выяснилось, что в первую очередь это музыка Д.Шостаковича, С.Прокофьева, В.Мурадели о творчестве которых мы поговорим на уроке.
Тема урока. Обращаться к человечеству.
Цель: и пока человек формирует себя, отливает в некую форму – он образовывается.
Проблема: случайность или талант автора являются источниками рождение музыкальных произведений?
Тип урока: урок-коррекции.
Жанр: тематический.
Вид урока: урок-экскурсия.
Форма урока: фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная.
Методы: проблемно-поисковые + диалог, методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
- использование педагогических технологий: информационно-коммуникативные, технология деятельного подхода, технология учебного обучения
Задачи:
- говоря о симфонизме объяснить и разъяснить, что развитие, видоизменение, преобразование есть неотъемлемое свойство музыкального искусства;
- развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать и применять полученные ЗУН в ситуации изучаемой темы и переносить полученные выводы в повседневную жизнь;
- развитие вокально-хоровых навыков;
- уметь эмоционально глубоко воспринимать образно-смысловое содержание симфонической музыки и песни;
- воспитывать патриотизм, интерес к поиску музыкальных примеровпосвящённых событиям истории страны, чувства гордости за свою страну и осознание причастности себя к её историческому прошлому и ответственности за её будущее.
Оборудование урока и методическое обеспечение:
Компьютер и мультимедийные проектор, экран, колонки.
Презентация с использованием видео и аудио ряда: портреты С.Прокофьев, Н.Мясковский, В.Мурадели, фотовыставка: репродукции о войне, лагерь «Бухенвальд».
Раздаточный материал: текст песни для каждого ученика, карточки для рефлексии настроения, текст рефлексии содержание учебного материала урока.
Фортепиано.
Музыкальный материал: «Бухенвальдский набат» В.Мурадели слова А.Соболева в исполнении М.Магамаев и другие исполнители, можно хор, "День Победы" Д.Тухманов, "Победа" Л.Захлевного сл. М.Ясеня, симфония №5 С.Прокофьев, симфония-баллада №22 Н.Мясковский.
Ход урока
1часть.У. Здравствуйте, любители и знатоки классической музыки. Приближается день праздника 9-е Мая День Победы и мне хочется задать вопрос: какое отражение нашла Великая Отечественная война в Классической музыке, кроме песенного творчества?
Все знают 7-ю симфонию «Ленинградскую»Д.Шостаковича. Прошедшая война долгие годы является источником вдохновения для создания шедевров литературы, кино, и музыки. Не верю, что в классической музыке Великая Отечественная война оставила только этот шедевр. Вопрос, а какие ещё шедевры создали композиторы классической музыки в память о Великой Отечественной Войне, о народном подвиге?
Вопрос. С какой целью придуманы афиши?
Д.(свидетели) Афиша приглашает посетить концертный зал. Если на афише размещён симфонический оркестр и название произведения, жанр, композитор, дирижёр, время и место. Есть афиши, которые посвящены Великой Отечественной войне. Были созданы афиши и для данных произведений , которые посвящены историческому периоду войны в 1941-1945г. (можно нарисовать и ли красочно написать афиши к этим произведениям).
Симфония№2 Р.Щедрин, симфония-баллада №22 №23 №24 Н. Мясковский, симфония№2 «С колоколом» А.Хачатурян, симфония №2 В.Мурадели "Нашей борьбе и победе", симфония №5 С.Прокофьев, симфоническая «Блокада» В. Баснера, «Ритуал памяти жертв во Второй мировой войне для оркестра» А.Шнитке, симфония «Хроника блокады» Б.Тищенко.
У . Композитор – выразитель законов искусства. В музыке переплетаются чувство «Я» и чувство «Истории». Вопрос. Какой смысловой знаменатель симфонической музыки? О чём рассказывает симфония? Работаем по группам. Трудные вопросы с которыми сталкивается каждый человек. (проанализируйте по схеме сенкан. Дети самостоятельно подбирают слова-ассоциации).
Д. Первая группа:
- добро и зло;
-жизнь и смерть;
- драматичной по содержанию.
Вторая группа:
-справедливость и лицемерие;
- красота природы и красота человека;
- это - «Вселенная»!!!;
Третья группа:
- симфония это танец и песня;
- симфония может быть ярко изобразительной;
- почти зримой, как картина;
-как повесть или трагедия.
Д. (слушатели). Вот почему симфония – это искусство не только прошлого и настоящего, но и будущего. Пройдут годы, придут другие поколения музыкантов. Возможно появятся новые симфонические жанры, оркестр претерпит некоторые изменения, но симфония и симфонический оркестр – эти удивительные и бесценные достижения человеческой цивилизации- будут существовать всегда. Принося высочайшую радость, которые способны дать только общение с прекрасным – искусством.
У. А сейчас прошу обдумать и ответить на вопрос:
-Что делает музыку симфонической?
Д. Развитие - вот её ключевое начало. Развитие – главное в музыке, так же как и в жизни. Ещё развитие означает: рост, расцвет, изменение.
У. Как происходит развитие?
Д. ( небольшая презентация рисунки и фотографии).
Развитие имеет примерно три стадии, как у человека: детство-юность-зрелость. Первое – это зарождение интонации из четырёх или пяти нот. А затем наступает вторая стадия, где мы слышим с каждой минутой, как растёт зерно интонации. В третьей стадии мелодия меняет свой облик. Нечто подобное происходит и с нами. Мы меняемся с каждым годом, наши симпатии, характер, да и внешность. Изменения происходят в природе, в истории государства, войны, победы, страдания, переживания, ликование. Всё это композиторы передают подлинные истории жизни в симфонии.
У. Мы узнали, чем больше музыка имеет развитие, тем она симфонична. Развитие в симфонии не любит точного повторения.
2 этап. Формулировка проблемы.
У. Вопрос. Как композиторы применяют не точное повторение, чтобы развить темы в большие симфонические произведения? Выбрать любой приём и подготовить связный рассказ (4 мин., 5-6 предложений), объяснить, что происходит с мелодией в симфонии (работа по группам и работа с музыкальными словарями и дополнительная литература о жанре симфония, рисуют, фотографии о природе):
- секвенция, вариации, контраст тем (первая группа);
-имитация, контрапункт, канон (вторая группа);
- разрушение, динамическое развитие (третья группа).
3 этап. Защита решений и свободное обсуждение.
У. Молодцы, ребята! Да, композитор используя изумительные способы развития заставляет музыку расти. Многие заставляют свои мелодии развиваться при помощи деления на несколько частей. (Давайте нарисуем ветку и поделим её на три части …). Ребята рассуждаю, что происходит с мелодией при помощи этого приёма.
Д. Ещё заставляют свои мелодии развиваться при помощи перевёртывания тем вверх дном, или звучит задом наперёд, или в два раза скорее, и медленнее.
Вывод. Композиторы используют все различные способы развития, но используют их тогда, когда это нужно. Мы теперь имеем некоторые представления о том, что делает музыку симфонической.
У. Открывая первую страницу партитуры симфонии за любой нотой, точкой, лигой, беспокойные часы сомнений, поисков, разочарований, словом всего, что так сложно выразить словами. (вставить нужные слова в эти два предложения: вдохновенно, впечатления, самоотречённо, мечты, воспоминания).
Д.
.…… и …….., ……. становятся музыкой симфонии. Работают композиторы …….., …….., хотя на душе было нелегко.
У. Иногда симфонию хочется именовать «Песней о Земле», но разве бывают песни, звучащие более часа?
Д. В симфонии песня звучит непрерывно и, что самое главное, раскрывают содержание всего произведения.
4 этап. У. (обращая внимание детей к афише): в концерте должны прозвучать фрагменты из Двадцать второй «симфонии-баллады» подзаголовок «Об Отечественной войне 1941 года» Н.Я.Мясковский.
Что нам говорит название произведения?
Как трактуется смысл этой симфонии в общественном сознании разными поколениями слушателей? Слушание и обсуждение, рассказ, фотографии.
Д. В эвакуации в городе Нальчик Н.Мясковский написал три патриотические симфонии посвящённые Второй Отечественной войне: №22; №23; №24. Но сегодня мы остановимся на симфонии №22. Н.Мясковский сумел воплотить свои переживания суровых событий 1941 года. Из трёх частей симфонии-баллады, только финал уделяет место непосредственной звуковой картине боя.
Первая часть: вся она представляет сплошной поток песенных мелодий, не контрастирующих между собою, а скорее, дополняющих друг друга. Господствует искренняя печаль - без жгучей боли и резких контрастов
Вторая часть это "скорбное анданте". Процесс печального повествования сопровождаемая мотивами "вздохов" продиктована большими событиями всенародного значения.
Вывод. Музыка несомненно оплодотворена грозными образами войны. Двадцать вторая симфония заслуживает наименование "симфонии-песни".
У. Они оба родились в апреле, общались во время учёбы в консерватории, а затем переписывались на протяжения более сорока лет. Из многочисленных своих друзей они уважали и ценили, критиковали музыкальные произведения, но в тоже время искренне любили музыку друг друга. И у них очень совпадало ощущение нового, необходимости обновления музыкального языка. (показ фотографии, которая сделана в начале 1941г. к юбилею композиторов).
Д. Представлены два композитора: Н.Мясковский и С.Прокофьев. Этот снимок был посвящён 50-летию Прокофьева и 60-летиюМясковского.
У. Богата и многообразна жизнь сочинений С.Прокофьева. После Четвёртой композитор возвратился в страну "Симфонию" лишь четырнадцать лет спустя и вновь обрёл высочайшее вдохновение. Но его питали совсем другой мир переживаний и строй душевных чувств. Летом в 1944 году вблизи города Иваново работал композитор над Пятой симфонией.
Задача - актуализировать жизненно музыкальный опыт учащихся по осмыслению и восприятия музыкальной драматургии симфонии.
- какой образ возникает в нашем сознании? Как мелодия развивается? Как меняется звучание оркестра? (создайте "коллаж" из отдельных слов или фраз, предложений, которые раскрывают драматургию произведения).
Д. Начинается симфония торжественным запевом флейты и фагота по-русски широкая и ясная по настроению. Могучая сила музыки поистине звучит с богатырским размахом. Постепенно вырастает величавая, светоносная музыка, нарастающая в своей мощи. В заключении мелодия звучит у всего оркестра, точно апофеоз непобедимой народной силы.
Д. Вторая часть - это скерцо - противостоит, даже враждебно, миру первой части. Но ничто не может побороть могучую силу, и тени скерцо отступают перед светлой, песенной по своему складу, музыкой третьей части.
Д. В третьей части есть что-то от русской природы, среди которой сочинял композитор. Её светлые звучания исчезают в конце в дымке далёкого горизонта.
Д. Финал симфонии - это хоровод жизнерадостных мелодий, сменяющих друг друга в общей картине праздничного ликования. Именно в финале выражено настроение людей, уже видевших перед собой образ близкой, окончательной победы.
У. Премьера симфонии состоялась в Большом зале Московской консерватории 13 января 1945 года. Прокофьев вышел к оркестру, поднял дирижёрскую палочку и в это мгновение грянули залпы артиллерийского салюта в честь ещё одной победы нашей армии. Прокофьев опустил дирижёрскую палочку, вытянулся и распрямился точно в строю и вместе со всем залом прослушал до конца грозную и славную музыку салюта, а когда она стихла, нал дирижировать. Было во всём этом что-то необычное, величественное, как бы символическое, запомнившееся всем, кто присутствовал в зале.
Вопрос. Что хотел воспеть и воспел композитор в своей Пятой симфонии?
Д. В Пятой симфонии композитор воспел свободного человека и счастливого человека, его могучие силы, его благородство, его духовную чистоту. Так говорил композитор о своей симфонии. И неспроста она создавалась в годы Великой Отечественной войны.
Д. Писал русский дирижёр Г.Рождественский, что всегда включал в свои программы во время гастролей за границей симфонии Прокофьева: Пятую симфонию он дирижировал в Берлине.
5 этап. Вокальная работа.
У. Как сплетаются в песнях образы войны, образы добра и зла и борьбы за мир. Давайте составим попурри из песен и исполним: "Священная война" А. Александрова, "Бухенвальдский набат" муз. В.Мурадели сл. А.Соболева, "День Победы" Д. Тухманов.
- исполнение ( можно составить"коллаж" из фотографий к песням)
У. Прошу обдумать и ответить на любой вопрос (вопросы на карточках):
- наши исследования показали..
- урок дал мне для жизни...
- меня удивило...
- сегодня я узнал...
- я почувствовал..
- многочисленные факты свидетельствуют о...
Подведение итогов.
Д. День Победы всегда будет одним из светлых и могучих праздников нашей страны. В памяти народа никогда не сотрутся горе и страдание, которые война принесла людям.
Звучит песня "Победа" Л. Захлевного сл. М.Ясеня.
Д. Мы за мир!!!
Литература
1. Бернстайн,Л. Концерты для молодёжи. Ленинград Всесоюзное издательство "Советский композитор" 1991. - 203-227 с.
2. Прокофьев, С.С. Сергей Сергеевич Прокофьев книга для школьников., Москва "Музыка" - 1990. - 59-66 с., 78-81 с.
3.Финкелштейн, Э. Музыка от А до Я. Издательство "Композитор", Санкт-Петербург,1992 - 96-100 с.