kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Вокальное творчество В.А.Моцарта

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыка моцарта в особенности вокальная влияет на все человечество.Необходимо с детского возраста изучать и исполнять ее

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Вокальное творчество В.А.Моцарта»





Творческая мастерская «Вокальное творчество В.А. Моцарта»

Описание встречи

Слушатели познакомятся с вокальной музыкой композитора, основными этапами ее развития, о жанровом многообразии. Лектор расскажет о том, какое влияние имела вокальная музыка Моцарта на человека.

Форма встречи: творческая мастерская

Цель встречи: ознакомить учащихся с вокальными произведениями композитора, творческие работы по теме.

Задачи:

  • формирование собственного понимания «Песни Моцарта», знакомство с вокальными шедеврами композитора;

  • развитие творческих способностей в ходе разных видов деятельности;

  • воспитание эстетических чувств на примере вокальных произведений В.А.Моцарта.

Продолжительность встречи: 45 минут

Оборудование урока и раздаточный материал:

  • компьютер,

  • аудио -, видео - аппаратура,

  • раздаточный материал.













(Слушание №1 Ария Электры отрывок из оперы «Идоменей» прослушивание). Добрый день уважаемые преподаватели и учащиеся! Сегодня наша творческая мастерская посвящена вокальному творчеству великого австрийского композитора Вольфгангу Амадея Моцарта. При подготовке материала мне пришлось, прослушать несколько произведений Моцарта, а потом – без этой музыки уже было невозможно работать, с нею все становилось легко и понятно. Эту особенность музыки композитора отметил еще Д.Б. Шоу: «У Моцарта я научился выражать мысли легко и просто». 

При всей универсальности моцартовского творческого наследия, в нем выделяются 2 ведущих жанра – опера и симфония. Опера как никакой другой жанр интересовала Моцарта. Известны его слова: «Я завидую всем, кто пишет оперы. Я готов плакать, когда слышу оперную арию… Желание писать оперы – моя idеé fixe». Помимо этого Моцарт сочинил более 50 арий, ансамбли, хоры и песни. (Номер№2 Хоровая миниатюра «Дона нобис» исполнят Росина Е.А., Иванова Е.Б. и Серохвостова Аня)

Жизнь гениального австрийского композитора была трагически короткой, он родился в Зальцбурге и умер в Вене на тридцать втором году жизни. Композитор оставил огромное творческое наследие практически во всех музыкальных жанрах, которые существовали в то время. Необычайная одаренность Моцарта, его тончайший слух и уникальная музыкальная память ярко проявились и в области хорового искусства. В 11 лет он сочинил свое первое хоровое сочинение – первую часть «Пасхальной оратории».

Широкое распространение получила история о том, как четырнадцатилетний Моцарт, после двукратного прослушивания в исполнении Сикстинской капеллы сложнейшего мотета Грегорио Аллегри «Miserere», записал партитуру без помощи клавесина. Вокальную музыку Моцарта великие люди характеризуют так:

Оперы В. Моцарта – «Волшебная флейта», «Дон Жуан», «Похищение из Сераля», «Свадьба Фигаро», «Идоменей», «Милосердие Тита», «Мнимая простушка». В операх выражены передовые идеи эпохи Просвещения, им присущ реализм, яркость и контрастность образов, совершенство музыкальной драматургии и стремительное развитие действия.

Давайте прослушаем хор из оперы «Волшебная флейта» (опера зингшпиль), следует отметить изящный трехголосный мужской хор из 1 акта соль мажор «Окуда приятный и нежный тот звон», который идет вслед за солистами Паминой и Папагено. (Слушание№3).

Хор из второго акта оперы «Идоменей» «Бегите, спасайтесь» - форма простая трехчастная с солисткой Электрой в середине. Светлый ми мажор, баркарольный размер 6/8, ясные прозрачные гармонии, гармоническая фактура сочетается с имитациями, четырехголосное пение. Плавное голосоведение, так называемые слабые окончания фраз – все эти средства музыкальной выразительности направлены на создание картины мерно колышущего безмятежного моря. (Слушание №4 Зиновьев Родион)

В комической опере «Свадьба Фигаро» очень изящный, получивший широкое распространение в концертно- исполнительской практике, небольшой грациозный двухголосный женский хор из 3 действия «Мы сегодня рано встали». Хор звучит после дуэта солистов, что создает впечатление хорового припева после сольного запева. (Слушание№5 хор «Мы сегодня рано встали»)

А теперь я вам предлагаю прослушать современную инструментальную обработку этого хора, но не просто прослушать, а смастерить ритмический аккомпанемент под эту музыку (можно применить простукивание по парте, ногой, хлопки). Слушание 6

«Реквием» - последнее, уникальное в своем роде создание великого Моцарта, не только одно из лучших произведений Моцарта, но и одно из лучших созданий мировой музыкальной литературы.

Как известно, умирающий композитор писал это произведение с невероятным напряжением последних сил, но все, же не успел его завершить. Закончил «Реквием» ученик Моцарта Ф.Зюсмайер. Более или менее достоверно установлено, какая часть музыки была написана Моцартом, а какая Зюсмайером.  Основную роль в «Реквиеме» играет хор. Из 12 номеров, 9 исполняются хором, 3 номера – квартет солистов.

(Слушание №7 «Ла кримоза»)

«Пусть берут его искусство задарма,

Сколько требуется чувства и ума,

Композитор Моцарт Вольфганг, он горазд,

Сколько требуется, столько и отдаст» (Д.Самойлов).

В конце ХХ века невролог Франк Роше первым в мире обнаружил необычное влияние музыки Моцарта на физиологию людей. Физики, нейробиологи, психологи продолжают изучать «Эффект Моцарта», констатируя, что его музыка мобилизует все природные способности нашего мозга, даже у тех, кто ее не любит: после 5-минутного музыкального сеанса у слушателей заметно увеличивается концентрация внимания. 

Итак, начнем мастерить. Давайте попробуем графически изобразить арию Моцарта «Царица ночи» на листах бумаги от начала прослушивания и затем постепенно довести до кульминации, при этом необходимо опираться на мелодию арии. Можно использовать: точки, запятые, линии, кривые, круги, квадраты и т. д.. Начнем (Слушание №8 «Царица ночи).

Сегодня учащиеся подготовили песни В.А. Моцарта

9 песня «Детские игры» исполнит ученица 3 кл ВХО Гавриленко Милана пр. Иванова Е.Б.

10 песня «Жил-был на свете мальчик» исполнит ученица 5 класса Шульга София пр. Ультаракова О.М.

Итог - Все, что произошло, - результат нашего творчества. А сейчас воспользуемся приемом пятистрочного стихосложения синквейн . Ключевым словом будет являться слово «песни Моцарта».


Сочиняем синквейн.

Форум (существительное, выражающее главную тему) песни Моцарта

(два прилагательных, выражающих главную мысль) Шумная, интересная.

(три глагола, описывающие действия в рамках темы) Развлекает, развивает, веселит.

(фраза, несущая определенный смысл) Например: звучат по телевизору; понять ее могут только избранные; дают возможность реализовать себя;

Обобщение (заключение в форме существительного) мечта, искусство.

Зачитываем и анализируем.

Вокальная музыка Моцарта-….

А Моцарт лёгкими перстами…
Едва дотронулся… чуть-чуть…
И -  с сердца снят тяжёлый камень,
И так свободно дышит грудь!
Да, Моцарт лёгкими перстами,
Как ангел – веющим крылом…
Какая высь над всеми нами!
Каким простором полон Дом!
О, эти льющиеся волны – 
Потоки жизнетворных сил!
Кто б ни был . Тот, кто грудь наполнил
И светом сердце озарил.

                        З. Миркина

До свидание, до новых встреч!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Вокальное творчество В.А.Моцарта

Автор: Ультаракова Ольга Михайловна

Дата: 04.01.2017

Номер свидетельства: 375291


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства