Просмотр содержимого документа
«Вокальное творчество В.А.Моцарта»
Творческая мастерская «Вокальное творчество В.А. Моцарта»
Описание встречи
Слушатели познакомятся с вокальной музыкой композитора, основными этапами ее развития, о жанровом многообразии. Лектор расскажет о том, какое влияние имела вокальная музыка Моцарта на человека.
Форма встречи: творческая мастерская
Цель встречи: ознакомить учащихся с вокальными произведениями композитора, творческие работы по теме.
Задачи:
формирование собственного понимания «Песни Моцарта», знакомство с вокальными шедеврами композитора;
развитие творческих способностей в ходе разных видов деятельности;
воспитание эстетических чувств на примере вокальных произведений В.А.Моцарта.
Продолжительность встречи: 45 минут
Оборудование урока и раздаточный материал:
компьютер,
аудио -, видео - аппаратура,
раздаточный материал.
(Слушание №1Ария Электры отрывок из оперы «Идоменей» прослушивание). Добрый день уважаемые преподаватели и учащиеся! Сегодня наша творческая мастерская посвящена вокальному творчеству великого австрийского композитора Вольфгангу Амадея Моцарта. При подготовке материала мне пришлось, прослушать несколько произведений Моцарта, а потом – без этой музыки уже было невозможно работать, с нею все становилось легко и понятно. Эту особенность музыки композитора отметил еще Д.Б. Шоу: «У Моцарта я научился выражать мысли легко и просто».
При всей универсальности моцартовского творческого наследия, в нем выделяются 2 ведущих жанра – опера и симфония. Опера как никакой другой жанр интересовала Моцарта. Известны его слова: «Я завидую всем, кто пишет оперы. Я готов плакать, когда слышу оперную арию… Желание писать оперы – моя idеé fixe». Помимо этого Моцарт сочинил более 50 арий, ансамбли, хоры и песни. (Номер№2 Хоровая миниатюра «Дона нобис» исполнят Росина Е.А., Иванова Е.Б. и Серохвостова Аня)
Жизнь гениального австрийского композитора была трагически короткой, он родился в Зальцбурге и умер в Вене на тридцать втором году жизни. Композитор оставил огромное творческое наследие практически во всех музыкальных жанрах, которые существовали в то время. Необычайная одаренность Моцарта, его тончайший слух и уникальная музыкальная память ярко проявились и в области хорового искусства. В 11 лет он сочинил свое первое хоровое сочинение – первую часть «Пасхальной оратории».
Широкое распространение получила история о том, как четырнадцатилетний Моцарт, после двукратного прослушивания в исполнении Сикстинской капеллы сложнейшего мотета Грегорио Аллегри «Miserere», записал партитуру без помощи клавесина. Вокальную музыку Моцарта великие люди характеризуют так:
Оперы В. Моцарта – «Волшебная флейта», «Дон Жуан», «Похищение из Сераля», «Свадьба Фигаро», «Идоменей», «Милосердие Тита», «Мнимая простушка». В операх выражены передовые идеи эпохи Просвещения, им присущ реализм, яркость и контрастность образов, совершенство музыкальной драматургии и стремительное развитие действия.
Давайте прослушаем хор из оперы «Волшебная флейта» (опера зингшпиль), следует отметить изящный трехголосный мужской хор из 1 акта соль мажор «Окуда приятный и нежный тот звон», который идет вслед за солистами Паминой и Папагено. (Слушание№3).
Хор из второго акта оперы «Идоменей» «Бегите, спасайтесь» - форма простая трехчастная с солисткой Электрой в середине. Светлый ми мажор, баркарольный размер 6/8, ясные прозрачные гармонии, гармоническая фактура сочетается с имитациями, четырехголосное пение. Плавное голосоведение, так называемые слабые окончания фраз – все эти средства музыкальной выразительности направлены на создание картины мерно колышущего безмятежного моря. (Слушание №4 Зиновьев Родион)
В комической опере «Свадьба Фигаро» очень изящный, получивший широкое распространение в концертно- исполнительской практике, небольшой грациозный двухголосный женский хор из 3 действия «Мы сегодня рано встали». Хор звучит после дуэта солистов, что создает впечатление хорового припева после сольного запева. (Слушание№5 хор «Мы сегодня рано встали»)
А теперь я вам предлагаю прослушать современную инструментальную обработку этого хора, но не просто прослушать, а смастерить ритмический аккомпанемент под эту музыку (можно применить простукивание по парте, ногой, хлопки). Слушание 6
«Реквием»-последнее, уникальное в своем роде создание великого Моцарта, не только одно из лучших произведений Моцарта, но и одно из лучших созданий мировой музыкальной литературы.
Как известно, умирающий композитор писал это произведение с невероятным напряжением последних сил, но все, же не успел его завершить. Закончил «Реквием» ученик Моцарта Ф.Зюсмайер. Более или менее достоверно установлено, какая часть музыки была написана Моцартом, а какая Зюсмайером. Основную роль в «Реквиеме» играет хор. Из 12 номеров, 9 исполняются хором, 3 номера – квартет солистов.
(Слушание №7 «Ла кримоза»)
«Пусть берут его искусство задарма,
Сколько требуется чувства и ума,
Композитор Моцарт Вольфганг, он горазд,
Сколько требуется, столько и отдаст» (Д.Самойлов).
В конце ХХ века невролог Франк Роше первым в мире обнаружил необычное влияние музыки Моцарта на физиологию людей. Физики, нейробиологи, психологи продолжают изучать «Эффект Моцарта», констатируя, что его музыка мобилизует все природные способности нашего мозга, даже у тех, кто ее не любит: после 5-минутного музыкального сеанса у слушателей заметно увеличивается концентрация внимания.
Итак, начнем мастерить. Давайте попробуем графически изобразить арию Моцарта «Царица ночи» на листах бумаги от начала прослушивания и затем постепенно довести до кульминации, при этом необходимо опираться на мелодию арии. Можно использовать: точки, запятые, линии, кривые, круги, квадраты и т. д.. Начнем (Слушание №8 «Царица ночи).
Сегодня учащиеся подготовили песни В.А. Моцарта
№9 песня «Детские игры» исполнит ученица 3 кл ВХО Гавриленко Милана пр. Иванова Е.Б.
№10 песня «Жил-был на свете мальчик» исполнит ученица 5 класса Шульга София пр. Ультаракова О.М.
Итог - Все, что произошло, - результат нашего творчества. А сейчас воспользуемся приемом пятистрочного стихосложения синквейн . Ключевым словом будет являться слово «песни Моцарта».
Сочиняем синквейн.
Форум (существительное, выражающее главную тему) песни Моцарта
(два прилагательных, выражающих главную мысль) Шумная, интересная.
(три глагола, описывающие действия в рамках темы) Развлекает, развивает, веселит.
(фраза, несущая определенный смысл) Например: звучат по телевизору; понять ее могут только избранные; дают возможность реализовать себя;
Обобщение (заключение в форме существительного) мечта, искусство.
Зачитываем и анализируем.
Вокальная музыка Моцарта-….
А Моцарт лёгкими перстами… Едва дотронулся… чуть-чуть… И - с сердца снят тяжёлый камень, И так свободно дышит грудь! Да, Моцарт лёгкими перстами, Как ангел – веющим крылом… Какая высь над всеми нами! Каким простором полон Дом! О, эти льющиеся волны – Потоки жизнетворных сил! Кто б ни был . Тот, кто грудь наполнил И светом сердце озарил.