«Вокально-хоровые упражнения. Разучивание песни «Аэробика»
«Вокально-хоровые упражнения. Разучивание песни «Аэробика»
Разработкой занятия могут пользоваться педагоги дополнительного образования в Центрах творчества. Может быть использовано для проведения открытого занятия с хоровым коллективом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Оборудование: фортепиано, микрофон, музыкальный центр,раздаточный материал, ноутбук.
План занятия:
1. Организационный момент:
- музыкальное приветствие.
- проверка готовности обучающихся к занятию.
2. Сообщение темы и целей занятия.
- понятие о постановке корпуса во время пения.
- упражнения для пробуждения резонаторов: головных; б) гайморовых; в) грудных.
- упражнение на артикуляцию в стихотворной форме, произношение скороговорок.
- вокально-хоровые упражнения и распевки на развитие дикции, артикуляции, дыхания.
- исполнение песенки-попевки под аккомпонемент фортепиано с использованием приобретенных вокально-хоровых навыков.
3. Основная часть.
- просмотр видеоисполнения песни «Аэробика»;
- работа над текстом произведения и сценическим движением;
- работа с фонограммой «минус».
4. Подведение итогов занятия.
5. Организационное завершение занятия.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Музыкальное приветствиепедагога. Здравствуйте, ребята! (по гамме вверх)
Дети. Здравствуйте! (по Т35 вниз).
Сегодня у нас необычное занятие. Вы, наверное, заметили, что у нас гости. Давайте покажем, как мы умеем дружно работать.
2. Сообщение темы и целей занятия.
Педагог. Ребята, на прошлом занятии мы изучали дикцию и артикуляцию. Сегодня наша работа посвящена, закреплению знаний и умений в этом направлении.
Понятие о постановке корпуса во время пения.
Для того, чтобы красиво петь давайте все вместе повторим правило о постановки корпуса во время пения.
Если хочешь стоя петь –
Головою не вертеть
Встань красиво, подтянись
И спокойно улыбнись
Если хочешь сидя петь-
Не садись ты как медведь,
Спину выпрями скорей,
Ноги в пол упри смелей.
Молодцы! А сейчас будем выполнять упражнения - распевки. Для чего нам нужны распевки? (Ответы детей)
Педагог. Правильно, для подготовки голосового аппарата к вокально-хоровой работе.
Упражнения для пробуждения резонаторов: головных; б) гайморовых; в) грудных.
Педагог. Итак упражнения для пробуждения резонаторов: а) головных; б) гайморовых; в) грудных (для укрепления мышц голосового аппарата).
(Исполнение распевки: «м-м-м-м-м» - с закрытым ртом)
Каких резонаторов должно быть больше в пении?
(Ответы)
Правильно. Должно быть больше головных и грудных резонаторов. Объяснитепочему?
(Ответы)
Верно, для чистоты звучания тембра голоса.Вам известно, что вокальная дикция - это четкое и ясное произношение слов во время исполнения вокально-хорового произведения. Как вы думаете, от чего зависит дикция?
(От органов артикуляции).
Педагог. Правильно.Перечислите органы артикуляции.
(Нижняя челюсть, губы, язык, мягкое небо, глотка).
Упражнение на артикуляцию в стихотворной форме, произношение скороговорок.
А теперь проговорим вместе со мной текст речевого упражнения.
(Педагог раздает детям текст упражнения)
Тс, тише, слушайте ребята,
Жил великан один когда – то,
Во сне вздохнул он, что есть сил,
И мышь живую проглотил.
Ребята, давайте еще раз проговорим это упражнение, но шепотом, с выразительным произношением текста ускоряя темп)
(Дети проговаривают текст).
Молодцы! Какие скороговорки мы используем для развития артикуляции?
(От топота копыт пыль по полю летит. Рапортовал, да недорапортовал, а стал дорапортовывать - совсем зарапортовался и т.д.)
Вокально-хоровые упражнения и распевки на развитие дикции, артикуляции, дыхания.
Педагог.А теперь распевки дляартикуляции. Старайтесь четко проговаривать согласные звуки.
(Распевка: «бра-брэ-бри-бро-бру», «да-дэ-ди-до-ду», «ма-мэ-ми-мо-му»).Формируя положение «зевка» споем легко и полетно.
(Распевка: «мия-мия-мия-ро-о-о»).
Поработаем над удлинением фраз и высвобождением челюсти с активацией губ и округлением звука. Помним, что дыхание берем межреберно-диафрагматическое, исполняем легко, на зевке.
Ребята, завершая наши распевки, давайтеисполним песенку-попевку «Небылица» весело, выразительно, с чувством ритма.
(Исполнение песни-попевки)
3. Основная часть.
Знакомство с новым материалом
А сейчас поиграем в речевую игру под названием «Аты-баты, шли солдаты». Все дружно встали и приготовились маршировать при этом одна половина хора задает вопросы, а другая на них отвечает.
Физкультминутка (речевая игра с движениями и маршевой поступью-здоровье сберегающий компонент)
Аты-баты, шли солдаты, Аты-баты, на базар. Аты-баты, что купили? Аты-баты, самовар. Аты-баты, сколько стоит? Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, он какой? Аты-баты, золотой.
Просмотр видеоисполнения песни «Аэробика».
Педагог. Сегодня мы будем работать над новым произведением под названием «Аэробика». Написал её замечательный композитор Давид Тухманов, слова Юрия Энтина. Вы послушаете и посмотрите видеозапись исполнения этой песни. Во время прослушивания постарайтесь уловить настроение и проанализировать произведение.
(Прослушивание песни)
Назовите характер звучания, лад, форму построения, темп.
Работа над текстом произведенияи сценическим движением.
Педагог. Прочитаем текст и проартикулируем слова в песни.
(Педагог раздаёт текст, ведется работа над дикцией и артикуяцией).
Эта песня подвижная, ритмичная и поэтому мы добавим соответствующие движения. Смотрим и повторяем движения за мной.
(Отработка движений).
Работа с фонограммой «минус».
Педагог. А теперь постараемся исполнить песню с фонограммой «минус»
Ваша задача: внимательно прослушать вступление, настроиться на выразительное исполнение, стараться правильно интонировать мелодию, брать дыхание только после окончания фраз, исполнить песню в соответствующем эмоциональном настроении от начала до конца и добавить движения. Итак, приготовились и ….. начали!
(Исполненение песни с движениями).
4. Подведение итогов занятия.
Рефлексия.
Педагог. Что вам запомнилось на занятии? (Ответы)
Чему вы научились? Понравилась ли вам новая песня? (Ответы)
Меняется ли настроение в песне и музыкальный лад? (Ответы)
Как надо её исполнять в первых двух куплетах, а как в третьем куплете? (Ответы)
Какие бы хотели задания выполнить еще раз? (Ответы).
5. Организационное завершение занятия.
Педагог. Молодцы! На память я дарю вам волшебные воздушные шарики с рисунками и надписями о дружбе, чтобы вы домой унесли хорошее настроение и поделились им с вашими родителями! До свидания!
Используемая литература:
1. В. В. Емельянов. Основные принципы вокальной педагогики.