В музыкальном театре. Рок-опера «Преступление и наказание»
В музыкальном театре. Рок-опера «Преступление и наказание»
На этом уроке вы познакомитесь с переосмыслением романа Ф.М. Достоевского с позиции нашего современника, композитора XXI века – Эдуарда Артемьева. В рок-опере этого композитора вы услышите сочетание русских (зачастую подлинных) интонаций и различных направлений рок-музыки (от тяжелого, до балладного и даже популярного). Интерпретации одного и того же сюжета в разных видах искусства помогут вам сделать выводы об отношении героев оперы к добру и злу, добродетели и греху, смирению и гордыне. Вы сможете понаблюдать, как автор воплощает художественные образы через традиционные и новые средства художественной выразительности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«В музыкальном театре. Рок-опера «Преступление и наказание»»
В музыкальном театре. Рок-опера «Преступление и наказание»
На этом уроке вы познакомитесь с переосмыслением романа Ф.М. Достоевского с позиции нашего современника, композитора XXI века – Эдуарда Артемьева. В рок-опере этого композитора вы услышите сочетание русских (зачастую подлинных) интонаций и различных направлений рок-музыки (от тяжелого, до балладного и даже популярного). Интерпретации одного и того же сюжета в разных видах искусства помогут вам сделать выводы об отношении героев оперы к добру и злу, добродетели и греху, смирению и гордыне. Вы сможете понаблюдать, как автор воплощает художественные образы через традиционные и новые средства художественной выразительности.
Вы узнаете
Интересные факты из биографии композитора Э. Артемьева
Историю создания его рок-оперы «Преступление и наказание»
Вы научитесь
Выявлять в произведениях полистилистики элементы различных стилей, жанровые, ритмические и мелодические цитаты
Вы сможете:
Оценить актуальность русской классической литературы для современников и возможности ее интерпретации в музыке на примере рок-оперы Э. Артемьева «Преступление и наказание».
Выявить принципы драматургического развития в современном сценическом произведении
Пронаблюдать за процессом нравственного выбора героя между добром и злом, добродетелью и грехом, смирением и гордыней
Сегодня мы обратимся к творчеству современного российского композитора Эдуарда Артемьева. Его имя у многих ассоциируется с электронной музыкой, необычными звучаниями, которые вызывают удивление, восхищение, а порой и недоумение… Но при этом его композиторский стиль легко различим в современном звуковом космосе по характерному и, совершенно необъяснимому акустическому комфорту, исключительному богатству оттенков музыкального языка. Его особый образный мир, потрясающее чувство пространства поражают воображение…
В адрес музыки Артемьева раздаются признания, касающиеся различных ее сторон. Например, технической - "непонятно, как это сделано..", "в природе нет подобных тембров!"… Или эстетической - "бесконечно красиво"; а что еще важнее – духовной: "музыка как столкновение с истиной"…
Включить аудиозапись: Э.Артемьев – Мозаика
Академическое образование Артемьев получил в Московской государственной консерватории по классу композиции Юрия Шапорина. Встреча с инженером Евгением Мурзиным - создателем одного из первых в мире синтезаторов - решила его судьбу. Это произошло в 1960 году.
В 1968 на Интернациональном конгрессе электронной музыки во Флоренции Мурзин представлял свой музыкальный инструмент "АНС". Это было чудо советской электроники, которое изобретатели назвали в честь русского композитора Александра Николаевича Скрябина – по его инициалам «А», «Н», «С». Вместе с удивительным инструментом в Европу приехала и экспериментальная музыка Артемьева. После чего в итальянской прессе появилось знаменательное сообщение: "Один из ведущих центров электронного авангарда находится в Москве".
Широкую известность принесла Артемьеву его работа в кино. Он написал музыку более чем к 150 художественным фильмам, документальным и мультипликационным лентам. Среди них — три работы Андрея Тарковского: «Солярис» (1972), «Зеркало» (1975), «Сталкер» (1978), фильмы Н. Михалкова, А. Кончаловского и В. Абдрашитова.
Включить отрывки аудиозаписей: треки из фильмов Сталкер, Зеркало, Солярис
Благодаря работе в кино появились и лучшие его песни: «Полёт на дельтаплане», «Затихло где-то танго», оригинальные песни-баллады, песни-поэмы, звучащие в исполнении Валерия Леонтьева, Жанны Рождественской, Роксаны Бабаян.
Примером синтеза электронного рока и симфонической музыки является вокальный цикл Эдуарда Артемьева «Кто я?» на стихи Ю. Рытхэу, созданный по заказу певицы Жанны Рождественской.
Более 35 лет назад композитор Эдуард Артемьев начал работать над новым крупным сочинением по мотивам романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Бедный студент убивает старуху-процентщицу… Эта история как под лупой микроскопа показывает таинственный мир души человеческой… Бездонной, как пропасть греха и возвышенной, как смиренное покаяние…
Первоначальный замысел подсказал композитору режиссер Андрей Кончаловский. В соавторстве с поэтом Юрием Ряшенцевым и при участии Марка Розовского было создано либретто оперы-мистерии «Раскольников». Но по разным причинам эти невероятно одаренные люди долго не могли воплотить свой замысел в жизнь.
Менялись времена, и менялась, переписывалась концепция спектакля. По мере изменения либретто, изменилось и название. В итоге к началу XXI века под названием «Преступление и наказание» появилась современная партитура рок-оперы.
В этом сочинении отразилась вся многогранность творческой личности Артемьева: его знания в области электроники, кинематографическое мышление, безупречная консерваторская школа композиции, выдающийся мелодический талант автора популярных песен….
Произведение является ярким образцом полистилистики. Автор легко и органично сочетает электронные звучности с классическим оркестром, джазовые гармонии с фольклорными попевками, экспрессивный рок с пошловатой «попсой». Рок-оперу «Преступление и наказание» смело можно назвать энциклопедией современной музыки – так много различных течений и стилей объединила она в себе.
Однако, поставить оперу на сцене удалось лишь в 2016 году.
Время действия авторы размыли, и в нём угадываются черты и прошлого, и настоящего, а, может быть, и будущего…Изменения коснулись и партитуры: из четырёхчасового материала был собран более компактный вариант, в котором, однако, сохранены все музыкальные стили, задуманные композитором. Здесь переплетаются и рок, и фольклор и городской романс.
Лейт-мотивом через весь спектакль проходит образ шарманщиков, которые бесстрастно и нарочито просто комментируют весь ход событий. Большая часть действий происходит на Сенной площади, где кипит пёстрая, многоликая, шумная жизнь. По замыслу режиссера, «Сенная» символизирует собой всю Россию.
Характер Раскольникова за тридцать лет тоже несколько раз менялся. Артемьеву даже пришлось переписывать музыку, потому что режиссёр хотел сделать главного героя более жёстким. Раскольников - не просто бунтарь-одиночка, а революционно настроенный рэпер. Под кроватью у него сложены стопкой «Капитал» Маркса, томик Ницше и «Майн Кампф» А. Гитлера, а на стене висит плакат «Ленин-гриб», - своеобразный «привет» из эстетики лихих девяностых годов.
Противоположный полюс – это Соня Мармеладова. Образ всепрощающей любви, она является символом бесконечного страдания и самопожертвования во имя ближнего. Рок-опера звучит мощно и современно, каждая мелодия помогает максимально раскрыть характеры персонажей.
Оригинальное прочтение классического романа не только помогает молодому поколению приблизиться к одному из шедевров русской литературы - оно заставляет задуматься. Как различить добро и зло, как найти свою дорогу между смирением и гордыней…
Сколько бы ни прошло десятилетий ответы на эти вопросы придется искать каждому из нас ….
Записать определения в тетрадь:
Сонорика (от фр. Sonorite - звучность) – свойство определенного рода музыки XX века по опрерированию нетрадиционными звуками, звуковыми пятнами, наслоениями созвучий неопределённой высота
Алеаторика (от лат. Alea – случайность, жребий) – метод композиции с незакрепленным звуковым текстом. Используется принцип случайности, когда исполнитель может самому выбирать, когда ему вступить в общее звучание ансамбля, какие звуки и на какой высоте играть.
Полистилистика(от греч. - многочисленный и стиль) — намеренное сочетание в одном произведении несовместимых (или, по крайней мере, резко различных, разнородных) стилистических элементов.
Прослушаем отрывки из рок-оперы:
- баллада Шарманщика
- ария Сони
- ария Раскольникова
- видеофрагмент (Раскольников на допросе у Порфирия)
Ответьте на вопросы:
Где композитор Артемьев получил профессиональное музыкальное образование?
Как завали инженера, встреча с которым определила музыкальную судьбу Э. Артемьева?
Как назывался первый советский электронный инструмент? В честь кого он был так назван?
Перечислите фамилии отечественных кинорежиссёров, с которыми сотрудничал композитор Э. Артемьев.
Кто подсказал Артемьеву идею создать рок-оперу на сюжет Ф. М. Достоевского?
Где происходит большая часть действия спектакля?
Чей образ становится лейтмотивом спектакля? Какую смысловую нагрузку он несёт?
Домашнее задание: Найдите в интернете аудио- или видеозапись с исполнением фрагментов из оперы «Преступление и наказание». Что вы можете сказать о стилистике и инструментовке данных фрагментов? (ответ записать в тетрадь)
Дополнительно: посмотреть репортаж о премьере рок-оперы «Преступление и наказание» телеканала «Культура» по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=lUFZtJKnVo0