Урок музыки в 5 классе. «Садко – герой новгородских былин»
Урок музыки в 5 классе. «Садко – герой новгородских былин»
Цель: Создать условия для реализации личностного потенциала учащихся в процессе общения с народнопоэтическим, музыкальным и изобрази тельным искусством.
Задачи: Обучающие: Углубить знания учащихся о былинах и их героях. Продолжить знакомство с творчеством Н. А. Римского-Корсакова, на примере оперы-былины «Садко». Установление межпредметных связей (литература,ИЗО,музыка). Сформировать представление о синтезе искусств в оперном жанре. Познакомить и начать разучивание песни И. Матвиенко «Выйду в поле с конём».
Воспитывающие:Воспитание уважения к народному искусству. Приобщение учащихся к радости сотрудничества. Воспитание слушательской и исполнительской культуры.
Развивающие: Развитие коммуникативных навыков. Развитие навыков работы с книгой, умения анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы. Развитие творческих и интеллектуальных способностей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок музыки в 5 классе. «Садко – герой новгородских былин»»
Урок музыки 5 класс
Тема урока: «Садко – герой новгородских былин»
Тип урока: комбинированный
Форма проведения: урок – соревнование. Цель: Создать условия для реализации личностного потенциала учащихся в процессе общения с народнопоэтическим, музыкальным и изобрази тельным искусством.
Задачи: Обучающие: Углубить знания учащихся о былинах и их героях. Продолжить знакомство с творчеством Н. А. Римского-Корсакова, на примере оперы-былины «Садко». Установление межпредметных связей (литература,ИЗО,музыка). Сформировать представление о синтезе искусств в оперном жанре. Познакомить и начать разучивание песни И. Матвиенко «Выйду в поле с конём».
Воспитывающие:Воспитание уважения к народному искусству. Приобщение учащихся к радости сотрудничества. Воспитание слушательской и исполнительской культуры.
Развивающие: Развитие коммуникативных навыков. Развитие навыков работы с книгой, умения анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы. Развитие творческих и интеллектуальных способностей. Оборудование: мультимедийный комплекс, фортепиано. Наглядность: Презентация Учебник 5 класса Атрибуты для творческого задания (лук, копьё, меч, гусли) Видеофрагменты из оперы Опорные схемы
Музыкальный материал: Песни Садко «Заиграйте, мои гусельки», «Ой, ты тёмная дубравушка». Музыка для динамической паузы (А.Пахмутова «Богатырская наша сила»), песня В. Матвиенко «Выйду в поле с конём» (+,-)
План урока
1.Муз.приветствие. Организационный момент. 2.Актуализация знаний (блиц – турнир) 3. Активизация знаний. Слово учителя. 4. Работа с учебником в группах (составление опорных схем «Былина», «Садко» с ключевыми словами и их защита) 5.Творческое задание в группах «Ожившие картины В. Васнецова» 6. Динамическая пауза. 7.Опера – былина «Садко»
А) Композитор и герой былины
Б) Просмотр видеофрагментов из оперы
В)Музыкальный анализ – сходство и различие (работа в группах)
Вход: Песня «Богатырская наша сила». Музыкальное приветствие.
Орг. момент ( определение творческих групп и выбор спикеров, представление экспертной группы).
2.Актуализация знаний – блиц - турнир (участвует вся группа)
Вопросы для 1 группы.
1.Эпические сказания якутов? ( «Олонхо») 2.Создатель и сказитель жыра? (Жырау) 3.Песенно-поэтическое состязание акынов? (Айтыс) 4.Кёр-оглы, Ер-Таргын, Алпамыс? (Герои-батыры у тюркских народов) 5.Повествование, сказание о прошлом народа и героических подвигах богатырей? (Эпос)
Вопросы для 2 группы. 1. Странствующие актёры в Древней Руси? (Скоморохи) 2. Древнескандинавские сказания о богах и героях? (Саги) 3. Эпос у казахского народа? (Жыр) 4. Олонхосут? (Сказитель «Олонхо») 5.Сказителижыров? (Жырши)
3. Активизация знаний.У: Кто же герой нашего урока ? Слайд №1(звучит фрагмент из былины «Садко») Как во славном Нове – городе, Был Садко, весёлый молодец, Не имел он золотой казны, А имел лишь гусельки яровчаты, По пирам ходил – играл Садко, Потешал купцов, людей посадских. Постановка проблемного вопроса: В чем сходство былинных героев: богатырей и Садко. Слово учителя.Слайд №2,3,4(просмотр презентации).
4.Д: Работа в группах с учебником (составление опорной схемы) Защита своих работ.
5.У: Былины сыграли видную роль в развитии русского искусства - так русский художник В. М Васнецов своём творчестве часто обращался к сказкам, русскими былинами.
«Ожившие картины». Задание: Внимательно рассмотреть картины и оживить их (работа в группах) 1группа: «Три богатыря» 2 группа: «Гусляры» 6. Динамическая пауза (во время паузыэкспертная группа подводит первые итоги) 7.Опера- былина «Садко» Н. А. Римского- Корсакова. У: Былины вдохновляли и композиторов. Былина «Садко»- о певце-гусляре, отважном мореплавателе с юности волновала композитора. Много общего у композитора с его любимым героем Садко. Оба из Новгородской земли, мореплаватели и музыканты. Слайд№5,6,7,8,9,10,11,12,13 (просмотр презентации дальше). Просмотр видеофрагментов из оперы.
Д: Музыкальный анализ. Задание группам: 1-найти сходство в музыке. 2 – найти различие в музыке. 8. Вокально – хоровая работа. Распевка на первой фразе песни(d,e,f-moll). Разучивание 1 куплета. 9. Обобщение урока ( творческие группы высказывают свою точку зрения по проблемному вопросу). Д: Их роднит любовь к Родине и сила, сила богатырская и сила искусства. Домашнее задание: Прочитать былину «Садко». Подведение итогов (слово экспертной группе). 10. Рефлексия. У: На экране вы видите 2 смайлика. Первый или второй вы выбираете?