kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок в 5 классе. Тема:" Кюй-легенда Нар идерген"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок проходит для учащихся в 5 классе. В ходе урока рассматривается музыкальная культура казахского народа. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок в 5 классе. Тема:" Кюй-легенда Нар идерген"»

Урок в 5 классе. Тема : Как возникла легенда «Нар идерген».

Ход урока

1. Организационный момент. Психологический настрой.

Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Не мешай трудиться.
Не мешай учиться!

Игровое упражнение «Найди себе подобного».

Учащимся раздаются нота, скрипичный ключ, четвертная пауза, по которым нужно определить свою группу. Все делается молча.
Дети определяют, за какой стол они сядут, помогая друг другу жестами.

Учитель: - Я рада видеть вас снова, и думаю, что урок принесет нам радость общения друг с другом.

2.Вводная беседа. Как вы понимаете эту народную мудрость: «Народ, незнающий своей истории, не будет иметь будущего»? (Ответы детей).

Учитель: Верно. Народ, который знает историю своей родины, культуру и обычаи предков, будет процветать и жить духовно богаче.

В Казахстане по инициативе президента Н.А. Назарбаева работает программа под названием «Культурное наследие». В рамках этой программы был представлен проект «Тысяча традиционных кюев казахского народа»,презентацию которого проводил министр культуры и информации Мухта Кул-Мухамед. О проекте и о кюе проникновенное слово сказал Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев: «Кюй- вершинное, полное магии и очарования, завещанное предками священное искусство, неразрывная часть души народа с древнейших времён до наших дней. Осуществление проекта… я расцениваю как значительное событие в истории национального музыкального искусства… И убеждён в том, что это благородное искусство останется духовным достоянием и богатством нынешнего и будущих поколений, будет источником вдохновения и найдёт своё гармоничное продолжение».

3.Постановка цели урока: Главная цель урока- познакомиться с кюем-легендой «Нар идерген», что в переводе с казахского на русский означает - «Доение верблюдицы».

Тема занятия: Как возникла легенда «Нар идерген».

4.Изучение нового материала.

Учитель:- Предлагаю познакомиться с легендой. После прослушивания легенд ответьте на вопрос : « О чём говорится, какой вид тартыса здесь продемонстрирован?»

Легенда «Нар идерген».

В давние времена у одного бедного старика была верблюдица. Потеряв своего верблюжонка, верблюдица, страдая, перестала давать молоко. А для людей, живущих в ауле, молоко было средством питания, и старик извещает аульчан, что отдаст единственную дочь в жёны тому музыканту, который сумеет раздоить верблюдицу. Приходило много музыкантов. Среди них были три самых искусных: один – старик, другой – джигит, третий – мальчик. Первым дают играть старшему по возрасту – старику. Когда старый домбрист начал играть, верблюдице послышался голос её верблюжонка, и молоко поступило в вымя. Девушка почувствовала это, крепко сжала сосцы верблюдицы пальцами и сказала: «Нет молока, передайте домбру другому». Она сделала это для того, чтобы не идти замуж за старика.

Вторым стал играть джигит (слушаем). Чтобы люди не заметили её уловку, девушка выждала время и начала доить верблюдицу после того, как джигит поиграл какое-то время.

Итак, девушка, согласно договора, должна выйти замуж за джигита. До мальчика, который утомив своего коня, прискакал, чтобы участвовать в состязании, очередь не дошла и он, опечаленный, играет свой кюй «Кюйдым жандым» (слушаем). После того, как сыграли три музыканта, старик, уверенный в своём искусстве, сказал, гляда на девушку: «Светик мой! Это я раздоил верблюдицу. Если вы мне не верите, давайте ещё раз сыграем и отправимся каждый в сою сторону. Посмотрим, за кем пойдёт это бедное животное». Девушка была вынуждена согласится на это требование. Музыканты заиграли и верблюдица пошла за стариком, обнюхивая полы его чапана. Ей казалось, что именно там находится её потерянный верблюжонок. Так народ узнал, кто раздоил верблюдицу. Вернувшись, старик сказал: «Дорогая моя, никогда не обманывай. Будьте счастливы вместе!» – и старик дал благословение молодым.

(Ответы ).

Учитель:- Какие виды тартыса мы знаем? (Ответы ).

Учитель: -Итак, мы знаем три вида тартыса: первый – исполнительское мастерство, второй – композиторское мастерство, третий – повторить кюй с первого прослушивания. Какие виды тартыса прозвучали в легенде? (Ответы детей).

Игра «Угадай-ка»
Учитель
: -А сейчас я вам предлагаю игру «Угадай-ка». Услышав кюй, который сыграл старик, вы хлопаете, джигит – щёлкаете пальцами, мальчик – топаете ногами. Играем. Учитель :- Ребята, что вы сегодня узнали про тартыс.
Ответы : -Тартыс – это инструментальное состязание. 

Разминка. Звучит мелодия песни «Белый верблюжонок». Ученик показывает движения , а остальные их повторяют.

Разучивание песни «Белый верблюжонок».

Закрепление. Игра «Асык».

Учитель :- На столе расположены вопросы. Нужно бросить на них асык. И ответить на вопрос .

Вопросы по теме тартыс:

·        Что такое тартыс?

·        К какому виду относится исполнительское мастерство?

·        Кто может принимать участие в третьем виде тартыса?

·        Что демонстрирует второй вид тартыса?

·        Кто из кюйши принимал участие в тартысах?

·        Что необходимо иметь при себе участнику тартыса?

·        Как называется музыкальное произведение для тартыса?

·        Какими качествами личности должен обладать участник тартыса?

·        Какой музыкальный  инструмент используется в тартыасх?

·        Кто является победителем в кюе-тартысе «Доение верблюдицы»?
Заключительная часть

Учитель: Занятие подошло к концу. Вы сегодня были молодцы!
Домашнее задание:
Нарисовать кой-легенду «Нар идерген». До свидания ребята!


 










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок в 5 классе. Тема:" Кюй-легенда Нар идерген"

Автор: Строкаль Ирина Анатольевна

Дата: 21.05.2017

Номер свидетельства: 417357


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства