kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по сольфеджио "Путешествие в королевство Гармонии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-сказка в королевство Гармонии. В данной разработке показаны разные приемы развития гармонического слуха.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по сольфеджио "Путешествие в королевство Гармонии"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Первомайская детская школа искусств»

Первомайского района Тамбовской области









«Путешествие в королевство Гармонии»

(4 класс)




Конспект открытого урока

по сольфеджио





Подготовила:

преподаватель

Тверитнева Т.И.









р.п. Первомайский

февраль 2017 г

Цель урока: показать разные приёмы работы над развитием гармонического слуха.

Задачи:

  • знать основные закономерности гармонического языка;

  • знать теоретические правила построения аккордов;

  • владеть навыком грамотной записи аккордов;

  • уметь осуществлять гармонический анализ нотного текста;

  • владеть навыками слухового анализа.


Оборудование:

  • Фортепиано;

  • Доска с магнитами.


Наглядные пособия:

  • Цветные карточки с изображением Короля, Королевы, Принцессы и придворных.


Нотный материал:

  • «Школа игры на фортепиано» (Под общей ред. Николаева А.Н.)

4 класс ДМШ. И. Плейель. Сонатина D dur.

Ход урока


1.Организационный момент.

Эмоциональная настройка обучающихся. Преподаватель знакомит с темой урока, раздаёт стихи.


2.Беседа о гармонии.

Преподаватель:

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в сказочное путешествие. В огромной стране Музыки есть большое Королевство Гармонии. Интересно, кто живёт в этом королевстве? Давайте вспомним, что такое гармония?

Ученики:

- Это аккорды, последовательность аккордов, цепочки аккордов.

Преподаватель:

А что такое аккорд?

Ученики:

Аккорд – это сочетание трёх и более звуков.

Преподаватель:

Королевство Гармонии большое, сегодня мы перенесёмся в Замок Трёхзвучных аккордов. Вспомните, какие вы знаете аккорды из трёх звуков?

Ученики:

- Трезвучие, секстаккорд и квартсекстаккорд.

Преподаватель:

- Открываем тяжёлую дверь замка и сразу видим объявление: «Сегодня в Замке Трёхзвучных аккордов объявляется день Ре мажора».

Итак, настраиваемся, поём главные трезвучия в Ре мажоре.

(Учащиеся поют, преподаватель прикрепляет на доске цветные карточки с изображениями Короля, Королевы и Принцессы).

Преподаватель:

- Итак, Тоническое трезвучие – это Король, он правитель, он сильный, уверенный, самый главный. Доминантовое трезвучие – Королева, она подчиняется только Королю. Субдоминантовое трезвучие – Принцесса, она подчиняется и королю и королеве. А теперь поём трезвучия побочных ступеней и сразу определяем «краску» трезвучий.

(Ученики поют и определяют «краску»: II53 - минорное, III53 - минорное, VI53 - минорное, VII53 – уменьшенное).

(Преподаватель на доске прикрепляет цветные карточки с изображением разных придворных - паж, фрейлина, визирь и т.д. Вместе с детьми подбирают карточки для трезвучий II, III, VI, VII ступеней).


3.Повторение основных закономерностей гармонического языка.

Преподаватель:

- Всё королевство в сборе. Однако, можно использовать трезвучия не только в основном виде, но и в виде секстаккордов и квартсекстаккордов. Надо помнить, что сочетать аккорды нужно в определённом порядке: соблюдать плавное голосоведение и исключить ход D – S.Повторим, что такое плавное голосоведение?

Ученики:

- Общие звуки аккордов остаются на месте.

- Трезвучия применяются в обращённом виде.

4.Гармонический анализ нотного текста.

Преподаватель:

- А теперь посмотрим, в каком порядке выстроились перед нами Король, Королева и придворные замка Трёхзвучных аккордов. Гармонический анализ – определение аккордов второй половины периода в Сонатине Ре мажор, (композитор И.Плейель).

(Ученик играет на фортепиано вторую половину 1 периода Сонатины).

Преподаватель:

- По нотной записи подписываем каждый аккорд, находим кадансовый оборот.

(Ученики выполняют задание).

Преподаватель:

-Где используется каданс, из каких аккордов он состоит?



Ученики:

- Последовательность из главных трезвучий образует кадансовый оборот или каданс.

- Каданс используется для завершения всего музыкального произведения, его частей или отдельного периода. Он создаёт ощущение завершённости.

- Каданс состоит из T-S-D-T или T-S-T-D-T( Т-S-K6/4-D-T)

(Преподаватель вместе с учениками проверяют правильность выполнения гармонического анализа).

5.Слуховой анализ.

Преподаватель:

- А сейчас слуховая работа. Записать по слуху аккордовую цепочку в Ре мажоре.

(Преподаватель играет аккордовую последовательность

Т53D6VI53S6 – К64D6T53).

Преподаватель:

- Записываем бас и обозначения аккордов. Расшифровываем, исправляем ошибки, расписываем нотами и поём по голосам.

(Ученики записывают по слуху аккордовую последовательность. Поют по голосам по очереди: нижний, средний, верхний. Затем поют «змейкой»: первый аккорд – снизу вверх, второй – сверху вниз и т.д.).

6.Вокальная импровизация.

Преподаватель:

- Следующее задание: сыграть эту последовательность аккордов в жанре вальса, а мы попробуем сочинить на неё мелодию. Перед вами стихотворение, мысленно, про себя, внутренним слухом напойте мелодию на данную аккордовую последовательность.

(Один ученик играет, остальные неслышно поют – про себя).

Стихи

Мне вчера на именины

Подарили пианино

Я для папы и для мамы

Целый день играю гаммы

Преподаватель:

- Кто хотел бы показать, что получилось?

( Один ученик играет, другой поёт.

Выбираем лучший вариант).

Преподаватель:

- На этой интересной вокальной импровизации мы попрощаемся с Королевством Гармонии.


Домашнее задание:

а)на аккордовую последовательность сочинить инструментальную мелодию в разных жанрах: полька, вальс, марш;

б)написать цепочку аккордов с кадансовым оборотом в Ля мажоре.


Литература


  1. Николаев А.Н. Школа игры на фортепиано. Москва: изд-во "Музыка", 2002.


2. Тюлин Ю.Н., Привано Н.Г. Учебник гармонии.- 3-е изд., доп.- М.: Музыка,

1986


3. Фролова Ю.В. Сольфеджио 4 класс. Ростов н/Д: изд-во "Феникс", 2003.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Урок по сольфеджио "Путешествие в королевство Гармонии"

Автор: Тверитнева Татьяна Ивановна

Дата: 17.09.2018

Номер свидетельства: 477974


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства