kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок музыки в 5 классе по теме «Что за прелесть эти сказки» ( Сюита Римского-Корсакова «Шахерезада»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Постижение образного мира художественного произведения на примере первой части сюиты Н.А.Римского-Корсакова «Шахерезада».

 Задачи

 обучающие:

формировать мыслительные навыки – обобщение, умение вслушиваться в музыку;

развитие умения сравнивать, сопоставлять;

формирование навыка интеграции различных видов искусства;

развивающие:

развитие импровизации в доступных для детей формах;

создание  атмосферы творчества, при которой учащиеся самореализуются, самотворят.

воспитательные:

воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку;

воспитание грамотного слушателя;

обогощение духовной культуры обучающихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок музыки в 5 классе по теме «Что за прелесть эти сказки» ( Сюита Римского-Корсакова «Шахерезада»)»

Урок музыки в 5 классе по теме «Что за прелесть эти сказки» ( Сюита  Римского-Корсакова «Шахерезада»)

 

Шадрина Ирина Владимировна учитель музыки МБОУ «СШ № 27 имени Э.А .Хиля»

 Тип урока: комбинированный.

Цель урока: Постижение образного мира художественного произведения на примере первой части сюиты Н.А.Римского-Корсакова «Шахерезада».

 Задачи

 обучающие:

формировать мыслительные навыки – обобщение, умение вслушиваться в музыку;

развитие умения сравнивать, сопоставлять;

формирование навыка интеграции различных видов искусства;

развивающие:

развитие импровизации в доступных для детей формах;

создание  атмосферы творчества, при которой учащиеся самореализуются, самотворят.

воспитательные:

воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку;

воспитание грамотного слушателя;

обогощение духовной культуры обучающихся.

Методы: словесный (беседа, диалог), наглядно-иллюстративный, сопоставление, слушание, практический.

Планируемые результаты

Личностные – формирование эмоционального отношения к музыке за счёт создания положительно направленной атмосферы урока; различать чувства, настроения, состояния, выраженные в музыке; слушать, воспринимать, анализировать музыкальные произведения;  описывать и характеризовать музыкальные образы;  определять и правильно употреблять в речи изученные понятия;

Предметные – овладение знаниями по предмету;   устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности; общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира; элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.

Метапредметные -   развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств; ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач.

                                                                                                          

Средства обучения:                                        

1.компьютер

2. презентация « Музыкальный  – сказочник»

3. 1-ая часть сюиты «Шахерезада» (7 минут)

4. проектор

5. репродукции картин И.К.Айвазовского «Бриг «Меркурий», В бурю», «Девятый вал».

Ход урока.

1. Организационный и мотивационный этап.

Музыкальное приветствие, основанное на мажорном трезвучии (нисходящее, арпеджированное).

Уч: - Здравствуйте, ребята.                                                                                                 Обуч: - Здравствуйте, Татьяна Валентиновна.

2. Сообщение новой темы.

Уч:- Ребята, вы любите сказки?

Обуч: Да, конечно.

Уч: -А за что вы любите сказки?

Обуч: - Они интересные. В них добро побеждает зло. Они волшебные.

Уч: - А как называют человека, который сочиняет сказки?

Обуч: - Сказочник.

Уч: - Мы сегодня с вами поговорим о сказочнике, но не о том , кто сочиняет сказки и записывает их на бумаге. Мы поговорим о сказочнике, который сочиняет сказки с помощью музыки.

Звучит вступление и первая часть сюиты «Шахерезада» Н.А.Римского-Корсакова.

Уч: - Ребята, знакомо вам это произведение?

Обуч: -Это произведение называется «Шахеразада».                                             Уч:-Да, вы назвали верно- это симфоническая сюита  «Шахерезада».  Вспомним с вами – в чём особенность  жанра сюиты? Чем он отличается от других музыкальных жанров?                               

Обуч:-Это произведение, состоящее из контрастных частей или пьес.

Уч: - А кто автор этой сюиты?

Обуч: - Николай Андреевич Римский-Корсаков.

Уч: - Вот мы сегодня с вами постараемся поближе познакомиться с одной из частей сюиты, и узнаем – что же такого интересного в ней придумал композитор.

3. Актуализация знаний.

   Уч: - Давайте с вами вспомним - что мы знаем об этом композиторе? (По ходу презентации обучающиеся дают ответы о жизнедеятельности и творчестве композитора).

Презентация о творчестве Н.А.Римского-Корсакова «Музыкальный сказочник».                                                          

Обуч:- Русский композитор.

Уч: - Спасибо, Николай Андреевич Римский-Корсаков –великий русский композитор, дирижёр, педагог. Его имя носит консерватория в Санкт-Петербурге.                                              

Родился будущий композитор в городе Тихвине Новгородской губернии. Мама, Софья Васильевна, научила маленького Нику любить и почитать природу. А отец Андрей Петрович Римский – Корсаков был вице-губернатором Новгорода.                                                                                  

Уч:- Давайте с вами вспомним, где учился Николай Андреевич?

Обуч: Он учился в Морском корпусе.                                                                                                                                  Уч: - Действительно, родители хотели ,чтобы их сын стал военным  (также как его старший брат и дядя). Поэтому в 12 лет его отдают учиться в Морской корпус.                                                       

Пройдя курс обучения, гардемарин Римский-Корсаков был назначен на морскую службу на клипере «Алмаз», благодаря чему посетил ряд стран — Англию, Норвегию, Польшу, Францию, Италию, Испанию, США, Бразилию. Впечатления от морской жизни воплотились через некоторое время в морских пейзажах, которые ему удалось запечатлеть в своих произведениях с помощью музыки.                                                                            

Римского-Корсакова называют музыкальным сказочником. Почему? Давайте вспомним, с какими произведениями композитора мы с вами уже знакомы?   

Обуч: - Опера «Сказка о царе Салтане».

Уч: - Да, мы с вами слушали симфоническую картину «Три чуда» из этой оперы. Ещё?

Обуч: - Опера «Золотой петушок» 

Уч: - Хорошо. Давайте вспомним весеннюю сказку композитора.                            

 Обуч: - Опера «Снегурочка».                         

Уч: - А как называется опера о новгородском гусляре, который играл на гуслях для морского царя? И кому царевна Волхова пела свою колыбельную песню?

 Обуч: - «Садко».                                                

Уч: - Опера «Садко», молодцы ребята. Кроме этого он автор опер «Майская ночь», «Ночь перед рождеством», «Кащей бессмертный».                                       

Какие сюжеты лежат в основе произведений композитора?

Обуч: - Сказки.

Уч: -  Правильно сказки. Кто написал «Сказку о царе Салтане…», «Сказку о золотом петушке»?

Обуч:- А.С.Пушкин.

Уч: - Сказки «Снегурочка» и «Кощей бессмертный» написаны по мотивам русских народных сказок. Садко» это русская былина.

4. Слушание музыки.

А какая же музыка лежит в основе произведения, которое мы слушали в начале урока? Давайте послушаем и подумаем, похожа эта музыка на русскую музыку или в ней звучат мотивы совсем других народов. 

Звучит фрагмент сюиты.

Уч: - Что вы можете сказать о мелодии, она напоминает вам русские песни?

Обуч: - Нет, она больше напоминает восточную музыку.

 Уч: - Действительно, и это не случайно. Симфоническая сюита «Шахерезада» была сочинена  по мотивам арабских сказок «Тысяча и одна ночь».                                                                                                                                                        Вспомните ,пожалуйста, какие сказки из этого сборника вы знаете? Обуч: - «Али-Баба и сорок разбойников», «Волшебная лампа Алладина», «Синдбад – мореход».

Уч: - Эти сказки вы могли прочитать, но в этом сборнике много других замечательных сказок. Восточная тема, столь любимая русскими композиторами начиная с Глинки, получила в этом произведении совершенное воплощение. В сюите четыре части, которые объединяются общим художественным замыслом, сказочным характером и музыкальными образами. Римский-Корсаков дал произведению краткую программу: «Султан Шахриар, убежденный в коварности и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жен после первой ночи;                                                                         

но султанша Шахерезада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи, так что, побуждаемый любопытством, Шахриар постоянно откладывал ее казнь и наконец совершенно оставил свое намерение. Много чудес рассказала ему Шахерезада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ».

В сюите два контрастных образа - султан Шахрияр и мудрая Шахерезада. (Звучит вступление). Охарактеризуйте, пожалуйста, эти образы. Какими увидел и изобразил композитор эти персонажи:

  Шахрияр? (Звучит тема султана).

Обуч: -Грозный, злой, страшный, и т.д.

Уч: - Шахерезада? (Звучит тема Шахерезады).

Обуч: - Красивая, умная, находчивая и т. д.

Уч: - Эти два образа композитор показал  в конфликте и во взаимодействии. Мальчики встаньте и попробуйте с помощью мимики и жестов изобразить Шахрияра.( Мальчики изображают царя). Молодцы! А теперь девочки таким же образом покажут нам Шахерезаду. Умницы! Какой инструмент создаёт образ девушки?

Обуч: - Арфа и скрипка.

Уч: - Правильно.

5.Первичное понимание.

Уч: - И вот Шахерезада начала свою сказку… Первая часть сюиты называется «Море и корабль Синдбада». Как вы думаете, где разворачивается действие этой сказки? Что нам «рисует» музыка композитора? Что мы можем услышать в этой музыке? (звучит начало первой части сюиты).

Обуч: - Как будто плывёт корабль.

Уч: - Музыка «рисует» картину моря. Отважный Синдбад- мореход ведёт свой корабль по бескрайней морской равнине. Я сегодня хотела показать вам репродукции картин русского художника И.К.Айвазовского - художника, который на большинстве своих картин запечатлел морскую стихию. (Просмотр картин). Она может быть доброй и ласковой как на картине «Бриг «Меркурий», и страшным, беспощадным как на картинах «В бурю» и «Девятый вал».

6. Физминутка.

Уч: - Ребята, давайте представим себе, что каждый из нас – это волна. И, слушая музыку, мы попробуем показать – как двигаются волны на море. Встаньте со стульчиков, вытяните руки в стороны и под музыку мы будем качаться, изображая  волну. (Звучит фрагмент первой части сюиты  – дети имитируют движение волн).

Уч: - Ребята, мы с вами качались одинаково на протяжении  музыки или нет?

Обуч: - Нет, то сильнее, то медленнее.

Уч: - А как вы думаете – почему?

Обуч: - Потому что музыка звучала не одинаково. То громче, то тише.

Уч: - Как вы думаете – почему?

Обуч: - Потому что море было разным: сначала на море были небольшие волны, потом  разразился шторм, но затем оно стало спокойным.

Уч: - Давайте послушаем сюиту дальше. Прислушайтесь – мы слышим движение воды или нет. Не слышим. Почему?

Обуч: -  Потому что корабль пристал к берегу, и команда сошла на сушу.

Уч: - Мы слышим знакомые звуки – звучит скрипка. Мы говорили с вами о том, что во вступлении нам скрипка нарисовала образ Шахерезады, а здесь что могло произойти на берегу? Кого могла встретить команда?                   

Обуч: -  Команда встретила девушку.

Уч: -  Вероятно, да. Дальше музыка стала спокойнее? Композитор нам показывает, что все приключения Синдбада и его команды закончились?

Обуч: - Нет, музыка звучит тревожно, набирает силу.

Уч: - Как вы думаете, почему?

Обуч:- Девушка от кого- то убегает, ей  грозит опасность.

 Уч: Ребята, Синдбад и его команда помогут ей или нет? Мальчики, вы бы оставили своих девочек в беде?

 Обуч: - Нет, мы бы им помогли.

Уч: - Вот и Синдбад пришёл на помощь девушке и не оставил её в беде. И вот мы слышим, как снова бушуют волны и действие сказки вновь разворачивается на море. О чём нам хочет сказать композитор? Охарактеризуйте музыку, которая звучит.

Обуч: Тревожная, злая, страшная…

Уч: - Наверно, корабль и Синдбада кто-то преследует. Кто бы это мог быть?

Обуч: - Разбойники, чудища, пираты...

Уч: - Как вы думаете – Синдбад победил своих преследователей.

Обуч: - Да, конечно.

Уч: - А дальше музыка становится спокойной. Как закончилась наша сказка?

Обуч: - Сказка закончилась хорошо.

Уч: - Смотрите – у нас с вами в сказке получилось три части:

1-ая происходит на море;

2-ая – на берегу;

3-я – снова на море.

7.Первичное закрепление.

Уч: - Мы с вами делимся на три команды. Я даю вам карточки с планом, по которому вы должны придумать сюжет каждый своего фрагмента, и потом у нас должна получиться полная сказка. Которая называется…( как? )

Обуч: - «Море и корабль Синдбада».

 

1-ая группа. План:

1.      Что в трюмах корабля Синдбада?

2.      Что представляет собой его команда?

3.      Охарактеризуйте самого капитана.

4.      Куда плывёт корабль?

5.      Что происходит во время шторма?

6.      Как команде и капитану удалось справиться с опасностью?  

Ключевая фраза: «По морю плывёт корабль…»

 

2-я группа. План:

1.      Как команда оказалась на берегу?

2.      Что увидели матросы и Синдбад, когда оказались на суше?

3.      Кого они встретили?

4.      Что между ними произошло?

5.      Почему команде пришлось спасаться?

Ключевая фраза: «Команда оказалась на берегу…»

3-я группа. План:

1.      Как команда оказалась на корабле?

2.      Кто пытался догнать корабль?

3.      В чём причина погони?

4.      Удалось ли противнику захватить корабль?

5.      Чем закончилась сказка?

Ключева фраза: «Команда поспешила на корабль…»

 

Уч:  - Можете приступать к работе. У вас 7 минут. (Звучит фрагмент первой части сюиты, дети сочиняют свои варианты сказки).

8.Рефлексия.

 Дети читают свои сказочные фрагменты.

Уч: - Видите, ребята, какая замечательная сказка у нас получилась. Сегодня дома не мама будет вам рассказывать на ночь сказку, а вы ей или своим младшим братикам и сестричкам расскажите сказку, которую все вместе сочинили  на уроке. Оказывается вы не просто ученики, а самые настоящие сказочники.

9.Домашнее задание. Ребята, сказка намного интереснее, когда к ней есть иллюстрации. Вы дома попробуете нарисовать рисунок к этой сказке и на следующем уроке, мы послушаем музыку и посмотрим ваши иллюстрации к ней. А кто захочет, может сочинить полностью свою сказку и прочитать нам её.

6. Музыкальное прощание (нисходящее мажорное трезвучие):                                                                                                     

Уч: - До свидания.

Обуч: - До свидания.

 

Источники:

Сайт: Н.А.Римский-Корсаков – Композиторы – Презентации по музыке.900 igr/net/prezentatsii/muzyka/N.A.Rimskij-Korsakov.html.

 

Сайт: Николай Римский-Корсаков Стимфоническая сюита «Шехерезада».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шадрина Ирина Владимировна

Дата: 21.08.2024

Номер свидетельства: 655176


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства