Тема: 90 лет со дня основания академического ансамбля песни и пляски имени Александрова.
Тип урока – изучение нового материала.
Цель: Формирование представления о том, что такое «ансамбль», на примере академического ансамбля песни и пляски имени Александрова.
Задачи:
1. Образовательные
- познакомить с понятиями: ансамбль. Виды ансамблей;
- познакомить с творчеством и детищем выдающегося советского композитора А. В. Александрова.
2. Развивающие
- развитие музыкальных способностей детей в процессе слушания музыки;
- развитие интереса к музыкально-исполнительской деятельности.
- развитие образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- развитие тонкости и чуткости тембрового слуха, чувства ритма;
- развитие познавательной сферы.
3. Воспитательные
- помочь самовыражению учеников через занятия музыкальной деятельностью;
- содействовать приобретению навыков общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;
- активизировать творческие способности;
- воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.
4. Коррекционные
- совершенствование слухового внимания, памяти, мышления через слушание музыки и дальнейшее обсуждение произведения.
1.Прпедевтика учащихся к усвоению нового материала.
Цель – организовать познавательную деятельность учащихся. Сообщить тему и цели изучения нового материала, показать практическую значимость изучаемого нового материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы.
Словарная работа:
Учитель:. Анса́мбль – это французское слово «вместе». А что можно под музыку делать вместе?
Ученики: петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах.
Учитель: правильно. Ансамбль – это совместное исполнение музыки несколькими участниками.
Если в ансамбле все играют на музыкальных инструментах – это инструментальный ансамбль.
Если в ансамбле все поют – это вокальный ансамбль.
А если в ансамбле и поют, и играют на музыкальных инструментах, то это вокально-инструментальный ансамбль.
Учитель. Ребята, сколько человек может быть в ансамбле? Считаем вместе: один, два, три …
Ученики: 14
Учитель Правильно, в ансамбле не меньше 2-х исполнителей и не больше 14.
2.Сообщение нового материала.
Цель – дать учащимся конкретное представление об изучаемом вопросе. Познакомить с творчеством выдающегося советского композитора А. В. Александрова. Рассказать о создании академического ансамбля имени Александрова и о его трагической кончине.
Вид – рассказ учителя.
Учитель: - Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством выдающегося советского композитора А. В. Александрова и с его академическим хором.
Учитель: Александр Васильевич Александров
( 1883 — 1946)
Советский российский композитор, хоровой дирижёр, хормейстер, педагог. Народный артист СССР, дважды лауреат Сталинской премии, доктор искусствоведения, генерал-майор. Автор музыки Гимна СССР и Гимна Российской Федерации.
А. В. Александров родился в с. Плахино, Михайловского уезда Рязанской губернии (ныне Захаровский район Рязанской области) в бедной крестьянской семье. Песни окружали Александра с ранних лет. Сам сочинял частушки и пел в семейном хоре.
Александрову было 45 лет, когда ему предложили стать музыкальным руководителем ансамбля красноармейской песни. Восемь певцов, два танцора, баянист и чтец образовали артистическую группу. 12 октября 1928 года в ЦДКА состоялся общественный просмотр первой программы нового коллектива.
Ансамбль красноармейской песни и пляски снискал большую любовь советского народа и особенно солдат и офицеров. Армейские артисты стали желанными гостями в городах, на лагерных сборах и на пограничных заставах, отдаленных от культурных центров страны.
В годы Великой Отечественной войны самым ярким, неповторимым музыкальным произведением стала песня «Священная война» на слова В.И. Лебедева-Кумача, которая впервые прозвучала 26 июня 1941 г. на Белорусском вокзале перед солдатами, отправляющимися на фронт.
В 1943 году, когда произошел коренной перелом в ВОВ, патриотический подвиг народа нашел отражение в создании нового гимна.
Основным организатором и первым музыкальным руководителем был профессор Московской консерватории имени П. И. Чайковского, народный артист СССР, композитор, генерал – майор Александр Васильевич Александров.
С 27 ноября 1935 года - Краснознамённый ансамбль красноармейской песни и пляски СССР. К 1 декабря 1935 года коллектив вырос до 135 человек. В 1937 году штат ансамбля 247 человека, а в 1948 году - 313 человек. Современный состав насчитывал 186 человек, среди которых 9 солистов, мужской хор – 64 человека, оркестр – 38 человек, смешанная танцевальная группа – 35 человек.
Одна из традиций ансамбля – давать концерт в горячих боевых точках и навещать ветеранов боевых действий.
В репертуаре ансамбля более двух тысяч произведений.
С мая2016 г. по декабрь 2016 года директором и художественным руководителем ансамбля являлся народный артист России, генерал – лейтенант, доцент Валерий Михайлович Халилов. Ансамбль имеет очень много наград.
В Москве, 5 октября 2017 года прошёл юбилейный концерт Александровского ансамбля, посвящённый 90-летию создания коллектива в Концертном зале им. Чайковского. (Далее рассказ по слайдам).
А. В. Александров, сочетая в своём ансамбле традиции российского бытового, камерного, оперного, церковного и солдатского пения, вывел отечественное хоровое искусство на международную профессиональную сцену. Мужской полифонический хор с солистами, смешанный оркестр, состоящий из симфонических и народных инструментов, и балет ансамбля признаны и остаются одними из лучших в мире. По образцу Александровского коллектива в России и за рубежом создано и работает ряд военных музыкально-хореографических ансамблей. Им сделаны мастерские обработки десятков песен народов разных стран.
25 декабря 2016 года 68 артистов и сотрудников ансамбля, в том числе художественный руководитель генерал-лейтенант Валерий Халилов, направлялись в Сирию, чтобы выступить перед российскими военнослужащими с праздничной программой, когда их самолет потерпел крушение в районе Сочи.
Учитель: Ребята, давайте почтим память погибших в авиакатастрофе минутой молчания.
(Минута молчания).
В январе 2017 года состоялся конкурс в Ансамбль им. Александрова, в нем приняли участие около 2 тыс. певцов и танцоров. Первый концерт возрожденного коллектива под управление художественного руководителя полковника Геннадия Саченюка состоялся 23 февраля, в День защитника Отечества, в Государственном Кремлевском дворце.
Память Имя А. В. Александрова присвоено созданному им ансамблю, школе в Рязанской области, в его честь построен и назван государственный концертный зал «Александровский» (Москва).
Министерством культуры и Союзом композиторов учреждены Золотая и Серебряная медали имени А. В. Александрова за лучшие сочинения на патриотическую тему.
Министерством обороны — медаль «Генерал-майор Александр Александров»;
В ряде консерваторий установлены стипендии его имени;
На доме, где в последние годы жил композитор, установлена мемориальная доска.
3.Закрепительный этап.
Цель – сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся, выяснить, что нового узнали учащиеся на уроке.
- выводы;
- вопросы на понимание изученного материала.
3