1.Организационный момент Приветствие учителем учеников и гостей, учениками гостей урока Психологический настрой: Прозвенел звонок для нас, Все вошли мы дружно в класс, Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво, Тихо сели, спинки прямо. Все с улыбочкой вздохнем, И скорей урок начнем. – Тема сегодняшнего урока является для вас пока тайной. Ваша задача в течение урока разгадать ее. Для этого предстоит пройти путь по известному и загадочному маршруту. | Настраиваются на восприятие. | Создание рабочего настроя. |
2.Актуализация знаний Вступительная беседа: – Вспомним некоторые известные вам произведения. Проблемная ситуация: определение темы урока. Анализ музыкальных произведений Прослушивание и анализ музыкального произведений: П.И.Чайковский «Симфония № 4», П.И. Чайковского «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро». Определение музыкального жанра. | Слушание и определение жанров. Слушают, определяют состав исполнителей, характер произведений, делают выводы. | Самостоятельное определение жанров. Правильное определение музыкальных жанров. |
3.Основная часть Применение знаний на новом музыкальном материале Знакомство с произведением Д.Верди «Песенка Герцога» из оперы «Риголетто». Слушание скрипичного концерта А.Вивальди «Весна», фортепианного концерта В.А. Моцарта. | Слушают и определяют жанры, делают сравнительный анализ. | Опираясь на свой слушательский опыт, ориентируются в музыкальных жанрах. |
Здоровьесберегающие технологии Артикуляционная гимнастика. Упражнения: «Хомяк» (язык поочередно упирается в правую и левую щеки, задерживаясь в каждом положении на 3–5 секунд); «Кружок» (рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека – под верхней губой – левая щека – под нижней губой); «Лошадка» (улыбнуться, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка «лошадка цокает копытами»); «Самовар» (сжать губы, надуть щеки, удержать воздух 2–3 секуны и выпустить через губы, произнося: “Пых!”); «Толстячки-худышки» (ребенок поочередно надувает и втягивает щеки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3–5 секунд); «Пароход» (слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы»: “ы-ы-ы”); «Покусаем язык» (улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык. Покусывать кончик языка – покусывать середину языка – покусывать язык, продвигая его постепенно вперед-назад. Во время выполнения упражнения произносить: “та-та-та”); «Чистим зубы» (Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны верхних и нижних зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» нижние и верхние зубы с внутренней стороны). Дыхательная гимнастика (укрепляет дыхательные мышцы, способствует ощущению опоры на дыхании, тренирует артикуляционный аппарат; можно использовать как дыхательную гимнастику для отдыха в процессе урока). Упражнения: № 1. Короткий вдох по руке учителя и длинный замедленный выдох со счетом: 1, 2, 3, 4, 5… С каждым разом при повторении упражнения выдох удлиняется за счет увеличения ряда цифр и постепенного замедления темпа. № 2. Короткий вдох при раздвижении нижних ребер, задержка дыхания, медленный выдох со счетом. При этом дети должны стремиться сохранить нижние ребра в положении вдоха, т.е. раздвинутыми. № 3. Короткий вдох при раздвижении нижних ребер, задержка дыхания, по руке учителя с мягкой атакой звука спеть один звук в пределах зоны примарного звучания и тянуть его ровным и умеренным по силе голосом. Сначала звук продолжается 2–3 с, затем постепенно удлиняется. Нижние ребра фиксируются в положении вдоха. Логоритмическая гимнастика (форма активного отдыха для снятия напряжения после долгого сидения). Кратковременные физические упражнения под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается. | Выполняют оздоровительные упражнения для подготовки к пению и снятию эмоционального и физического напряжения. | Развитие артикуляционного, речевого, опорно-двигательного аппарата, снятие эмоциональной разрядки, утомляемости глаз. |
4.Итог урока Рефлексия –Какие произведения звучали на уроке? – Сумели ли вы определить тему нашего урока, разгадать тайну? Кроссворд: Музыкальный спектакль, сюжет которого выражается языком танца. Музыкальное произведение для инструмента-солиста и симфонического оркестра. Музыкальный спектакль, основанный на вокальном искусстве. | Отвечают на вопросы. | Закрепление пройденного материала, определение темы урока. |