Просмотр содержимого документа
«Урок-концерт "Рождественские праздники. Святки.»
Урок-концерт
Тема урока: Рождественские праздники. Святки.
Цель урока: познакомить учащихся с одним из народных обрядов, посредством музыки вызвать интерес к традициям наших предков.
Задачи:
1.Дать детям начальное представление о традициях, как источниках народной мудрости, привить интерес и бережное отношение к культурным традициям своего народа;
2.Сформировать и развить исполнительно-творческие навыки и умения на фольклорной основе;
3.развить музыкальные способности, навыки культурного восприятия музыки.
Подготовку к уроку:изображения зимы на картинах художников; портреты композиторов: П.И. Чайковского, Н. Римского-Корсакова; определения слов: святки, коляда, колядки, колядовать, обряд; музыкальный инструмент, аудиозаписи, декорации: 2 избы, колодец.
Ход урока:
Под звучание музыки учащиеся входят в класс. Ученики рассаживаются по своим местам (желательно, чтобы ребята сидели полукругом).
Звучит музыкальный фрагмент П. И. Чайковского «Декабрь. Святки» из фортепианного цикла «Времена года».
- Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили.
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подлюдны.
- Ребятя, как вы думаете, о праздниках в какое время года мы будем говорить сегодня? (ответы)
- Правильно. Зима в русской жизни издавна связывалась с рождественскими праздниками. И наш урок мы начали с произведения уже знакомого вам композитора П.И. Чайковского (показ портрета) из цикла «Времена года». Пьеса «Декабрь» имеет подзаголовок «Святки». В своей музыке композитор передает праздничную, чуть взволнованную атмосферу волшебного праздника, так любимого самим Чайковским. Вспомните, с каким его произведением мы встречались уже раньше, в этом произведении чудо происходит в рождественскую ночь? (ответы)
- Молодцы. Конечно это балет «Щелкунчик». С давних времен и до сегодняшнего дня взрослые и дети ждали чудес в зимние праздники. Ведь именно в эти дни происходит все самое чудесное.
- Многие художники, писатели, поэты и композиторы посвящали этим праздникам свои произведения. Как чудесны рождественские праздники!
- От Рождества до Крещения повсюду на Руси не прекращались гадания и праздничные гуляния. В деревне дети, подростки, парни и девушки собирались небольшими группами, переодевались в ряженых и ходили по избам колядовать.
(Заходят учащиеся наряженные ряжеными).
1 ряжен.: Вот и матушка-зима пришла,
Растворяйте ворота, Пришла коляда.
2 ряжен.: Коляда-моляда, зашла в новы ворота.
3 ряжен.: А за ней мороз через тын перерос.
4 ряжен.: Мороз не велик, да стоять не велит.
Все: Не велит мороз стоять, нам пора колядовать.
- А чтобы и вы, ребята, могли участвовать в наших колядках, мы разучим мелодию одной из колядок.
(Разучиваем с учащимися колядку. Слова написаны на доске.)
- А теперь, встанем взявшись за руки и хороводом исполним эту колядку.
(Исполнение).
- Молодцы.
Несколько ребят разыгрывают игры-колядки.
Вед.: Пойдем к дядьке Ивану, колядовать! (Идут колядовать).
- Хозяин: Пожалуйте, гости, я вас дожидался. Дом просторный, щи мои жирны.
- Хозяин: Сдобные лепешки не лезут в окошки.
(Хозяин и хозяйка угощают гостей).
1 ряжен.: Дай, бог. Тому, кто в этом дому!
2 ряжен.: Вот и каша густа, вам и мед на уста.
3 ряжен.: вам и плюшек с творогом!
Все: И детишек полный дом!
(Уходят).
Вед.: Пойдем колядовать к деду Матвею!
(Подходя к избе исполняют колядку)
1 ряжен.: Кому песни поем тому сбудется,
Тому сбудется, не минуется,
Выходи, хозяин, выходи, боярин!
(Останавливаются у дома деда Матвея и стучатся в окошко, но никто не отвечает).
Вед.: Может крепко спит дед Матвей. Давайте разбудим его пением.
(Исполняют колядку «Ой, баусень, Коляда»).
Выходит дед Матвей, зевает и подтягивается.
Дед Матвей: Кто тут орет, спать не дает?
Все: Мы- колядовщики.
Д. Матвей: И охота вам в этакий мороз с теплой печки вставать, петь. Да плясать? (Уходит в дом).
1 ряжен.: У скупого мужика (показывают на дом деда Матвея) родилась рожь хороша – колоском пуста, соломкой густа. (Все смеются).
2 ряжен. А у доброго мужика родилась рожь хороша – колоском густа, соломкой пуста.
Вед.: Пойдемте- ка лучше к Егорову двору. (Уходят).
- Казалось. Всю ночь напролет готовы были веселиться.
- Сцены народных рождественских праздников присутствуют и во многих оперных произведениях русских композиторов. Например, невозможно представить оперу Н. Римского-Корсакова (показать портрет) «Ночь перед Рождеством» без сцены колядок.
(Прослушать фрагмент произведения).
- От Рождества до Крещения повсюду не прекращались гадания и гуляния. Способов гадания было великое множество. Девушки в полночь собирались в избе и гадали).
(Разыгрывают сцену гадания: выходят девочки, садятся полукругом около стола. Перед девочками блюдце, они туда складывают разные кольца: простое, золотое, серебряное, с камушком.
- Кому какое кольцо достанется, такого и суженного жди:
Золотое – богатого
Серебряное – зажиточного
С камнем – знатного
Простое – бедного
(Девочки уходят).
- Чтобы узнать личность будущего мужа, девушка ровно в полночь отправлялась в баню, ставила перед собой зеркальце, зажигала свечку и вглядывалась в зеркальце. Считалось, что ровно в полночь в зеркальце появится образ жениха. Нередко, парни заранее прятались в пустой бане, тихонько подкрадывались сзади и заглядывали в зеркало к той девушке, которая нравилась.
(Разыгрывают действие, уходят).
- В эти ночи спасть не полагалось. Поэтому молодежь веселилась до утра. Под утро веселье выплескивалось на улицы, где также звучали песни и продолжались гадания: кто-то чужим голосом спрашивал под окном имя будущего мужа или жены, кто-то оставлял на снегу свое изображение. И так продолжалось до утра. А наутро уже кто-то выводил из ворот пару коней запряженных в сани и начинались катания.
Итог: Сегодня мы с вами побывали на одном из праздников, который пришел к нам из древней Руси, и таких праздников великое множество. Следует знать и чтить традиции и обряды наших предков, ведь в них наши истоки.