kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-концерт "Рождественские праздники. Святки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-концерт направлен на знакомство учащихся с одним из народных праздников, который пришел к нам из Др.Руси.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-концерт "Рождественские праздники. Святки.»

Урок-концерт


Тема урока: Рождественские праздники. Святки.


Цель урока: познакомить учащихся с одним из народных обрядов, посредством музыки вызвать интерес к традициям наших предков.

Задачи:

1.Дать детям начальное представление о традициях, как источниках народной мудрости, привить интерес и бережное отношение к культурным традициям своего народа;

2.Сформировать и развить исполнительно-творческие навыки и умения на фольклорной основе;

3.развить музыкальные способности, навыки культурного восприятия музыки.

Подготовку к уроку:изображения зимы на картинах художников; портреты композиторов: П.И. Чайковского, Н. Римского-Корсакова; определения слов: святки, коляда, колядки, колядовать, обряд; музыкальный инструмент, аудиозаписи, декорации: 2 избы, колодец.

Ход урока:

Под звучание музыки учащиеся входят в класс. Ученики рассаживаются по своим местам (желательно, чтобы ребята сидели полукругом).

Звучит музыкальный фрагмент П. И. Чайковского «Декабрь. Святки» из фортепианного цикла «Времена года».

- Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали;

Снег пололи; под окном

Слушали; кормили

Счетным курицу зерном;

Ярый воск топили.

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой,

Серьги изумрудны;

Расстилали белый плат

И над чашей пели в лад

Песенки подлюдны.

- Ребятя, как вы думаете, о праздниках в какое время года мы будем говорить сегодня? (ответы)

- Правильно. Зима в русской жизни издавна связывалась с рождественскими праздниками. И наш урок мы начали с произведения уже знакомого вам композитора П.И. Чайковского (показ портрета) из цикла «Времена года». Пьеса «Декабрь» имеет подзаголовок «Святки». В своей музыке композитор передает праздничную, чуть взволнованную атмосферу волшебного праздника, так любимого самим Чайковским. Вспомните, с каким его произведением мы встречались уже раньше, в этом произведении чудо происходит в рождественскую ночь? (ответы)

- Молодцы. Конечно это балет «Щелкунчик». С давних времен и до сегодняшнего дня взрослые и дети ждали чудес в зимние праздники. Ведь именно в эти дни происходит все самое чудесное.

- Многие художники, писатели, поэты и композиторы посвящали этим праздникам свои произведения. Как чудесны рождественские праздники!

- От Рождества до Крещения повсюду на Руси не прекращались гадания и праздничные гуляния. В деревне дети, подростки, парни и девушки собирались небольшими группами, переодевались в ряженых и ходили по избам колядовать.

(Заходят учащиеся наряженные ряжеными).

1 ряжен.: Вот и матушка-зима пришла,

Растворяйте ворота, Пришла коляда.

2 ряжен.: Коляда-моляда, зашла в новы ворота.

3 ряжен.: А за ней мороз через тын перерос.

4 ряжен.: Мороз не велик, да стоять не велит.

Все: Не велит мороз стоять, нам пора колядовать.

- А чтобы и вы, ребята, могли участвовать в наших колядках, мы разучим мелодию одной из колядок.



(Разучиваем с учащимися колядку. Слова написаны на доске.)

- А теперь, встанем взявшись за руки и хороводом исполним эту колядку.

(Исполнение).

- Молодцы.

Несколько ребят разыгрывают игры-колядки.

Вед.: Пойдем к дядьке Ивану, колядовать! (Идут колядовать).





- Хозяин: Пожалуйте, гости, я вас дожидался. Дом просторный, щи мои жирны.

- Хозяин: Сдобные лепешки не лезут в окошки.

(Хозяин и хозяйка угощают гостей).

1 ряжен.: Дай, бог. Тому, кто в этом дому!

2 ряжен.: Вот и каша густа, вам и мед на уста.

3 ряжен.: вам и плюшек с творогом!

Все: И детишек полный дом!

(Уходят).




Вед.: Пойдем колядовать к деду Матвею!

(Подходя к избе исполняют колядку)





1 ряжен.: Кому песни поем тому сбудется,

Тому сбудется, не минуется,

Выходи, хозяин, выходи, боярин!

(Останавливаются у дома деда Матвея и стучатся в окошко, но никто не отвечает).

Вед.: Может крепко спит дед Матвей. Давайте разбудим его пением.

(Исполняют колядку «Ой, баусень, Коляда»).

Выходит дед Матвей, зевает и подтягивается.

Дед Матвей: Кто тут орет, спать не дает?

Все: Мы- колядовщики.

Д. Матвей: И охота вам в этакий мороз с теплой печки вставать, петь. Да плясать? (Уходит в дом).

1 ряжен.: У скупого мужика (показывают на дом деда Матвея) родилась рожь хороша – колоском пуста, соломкой густа. (Все смеются).

2 ряжен. А у доброго мужика родилась рожь хороша – колоском густа, соломкой пуста.

Вед.: Пойдемте- ка лучше к Егорову двору. (Уходят).

- Казалось. Всю ночь напролет готовы были веселиться.

- Сцены народных рождественских праздников присутствуют и во многих оперных произведениях русских композиторов. Например, невозможно представить оперу Н. Римского-Корсакова (показать портрет) «Ночь перед Рождеством» без сцены колядок.

(Прослушать фрагмент произведения).

- От Рождества до Крещения повсюду не прекращались гадания и гуляния. Способов гадания было великое множество. Девушки в полночь собирались в избе и гадали).

(Разыгрывают сцену гадания: выходят девочки, садятся полукругом около стола. Перед девочками блюдце, они туда складывают разные кольца: простое, золотое, серебряное, с камушком.

Девушки не глядя достают кольца, кому – какое пропадется, кто-то радуется, кто-то огорчается).

- Кому какое кольцо достанется, такого и суженного жди:

Золотое – богатого

Серебряное – зажиточного

С камнем – знатного

Простое – бедного

(Девочки уходят).

- Чтобы узнать личность будущего мужа, девушка ровно в полночь отправлялась в баню, ставила перед собой зеркальце, зажигала свечку и вглядывалась в зеркальце. Считалось, что ровно в полночь в зеркальце появится образ жениха. Нередко, парни заранее прятались в пустой бане, тихонько подкрадывались сзади и заглядывали в зеркало к той девушке, которая нравилась.

(Разыгрывают действие, уходят).

- В эти ночи спасть не полагалось. Поэтому молодежь веселилась до утра. Под утро веселье выплескивалось на улицы, где также звучали песни и продолжались гадания: кто-то чужим голосом спрашивал под окном имя будущего мужа или жены, кто-то оставлял на снегу свое изображение. И так продолжалось до утра. А наутро уже кто-то выводил из ворот пару коней запряженных в сани и начинались катания.

Итог: Сегодня мы с вами побывали на одном из праздников, который пришел к нам из древней Руси, и таких праздников великое множество. Следует знать и чтить традиции и обряды наших предков, ведь в них наши истоки.

- На этом наш урок окончен, до свидания.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Урок-концерт "Рождественские праздники. Святки.

Автор: Егорова Светлана Сергеевна

Дата: 07.09.2017

Номер свидетельства: 427509


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства