Просмотр содержимого документа
«Урок-концерт военно-патриотической песни «Песни тоже воевали».»
Урок-концерт военно-патриотической песни «Песни тоже воевали».
Белято Е.В., старший учитель,
специалист высшей категории,
учитель музыки
Форма проведения: урок-концерт
Цель:приобщение обучающихся к героическому прошлому и настоящему своей Родины, через исполнение военно-патриотических песен; воспитывать историческую грамотность и чувство патриотизма; сохранение исторической памяти о защитниках Отечества; воспитывать сознательную личность – патриота своей Родины, способного стать на её защиту; уважение к памяти погибших на полях сражений и живущим ветеранам Великой Отечественной войны; формировать у молодежи активную жизненную позицию; познакомить учащихся с героическим прошлым нашей страны через творчество композиторов и поэтов-песенников; развивать творческие способности учащихся посредством исполнения и инсценировки военных песен. Побудить у обучающихся интерес к песням Великой Отечественной войны, узнать историю их создания, познакомиться с композиторами, которые написали эти песни ;выяснить, какие из песен до сих пор являются самыми любимыми и часто исполняемыми, разучить и исполнить наиболее популярные из них.
Задачи:
1.Показать детям бесчеловечность любой войны,уникальность каждой человеческой жизни; примеры самоотверженности, формирование ценностных ориентаций и убеждений обучающихся, на основе личностного осмысления трагических событий Великой Отечественной войны, а также событий, происходящих в нашей Республике.
2. Пробудить в детях чувство сострадания, переживания и гордости за стойкость своего народа на протяжении всех войн, с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.
3. Формировать духовно-нравственные отношения и чувство сопричастности к культурному наследию своего народа.
4.Развивать личностные качества патриота и гражданина нашего Отечества.
Обеспечение концерта: ноутбук, телевизор, музыкальный центр – караоке, мультимедийная презентация, видеоролики о Великой Отечественной войне, фонограммы военных песен, рисунки детей, военная форма.
Сценарий концерта военно-патриотической песни «Песни тоже воевали»
"Там, где переходы и завалы, Рваная колючка на столбах, Умирали наши запевалы С недопетой песней на губах."
М. Дудин
Война и песня: что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен. И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою.
От песни сердцу было тесно:
Она вела на смертный бой,
Чтобы громить врага под эту песню,
Защищая Родину собой.
Песни, написанные на фронтах Великой Отечественной войны помогали советскому солдату сражаться с ненавистным врагом, воодушевляли их на разгром врага, помогали армии и тылу. Каждая из них по-своему и по-особому дорога и памятна тем, кто их слышал и пел сам в армейском строю, на привале и просто так, для себя.
Песни военных лет… Сколько их, прекрасных и незабываемых. В них есть все: горечь отступления в первые месяцы войны и радость возвращения к своим, картины жизни солдат. Рассказы о боевых подвигах моряков и пехотинцев, летчиков и танкистов. Песни – как люди: у каждой своя биография, своя судьба. Одни умирают, едва появившись на свет, никого не растревожив. Другие вспыхнут ярко, но очень скоро угаснут. И лишь немногие долго живут и не старятся. Тем и дороги нам эти немногие, такие разные и непохожие, близкие и далекие. Таким песням посвящен наш урок-концерт «Песни тоже воевали».
Истории возникновения песен различны. Говорилось, что фронтовая песня – это винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия, что боец-песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая.
“Нам песня строить и жить помогает…” Слова эти давно уже стали крылатыми, вошли в поговорку. Думается, что с полным основанием можно сказать также, что песня помогала воевать. Во время войны песни играли значительную роль.Они помогали военным собрать силы и выиграть последний бой, они напоминали о родных и близких, ради которых надо было выжить.
22 июня 1941 года22 июня 1941 года вместе с Красной Армией и всем советским народом вступила в бой и советская песня.…С первого дня Великой Отечественной войны до победного праздничного салюта песня всегда была с солдатом. Она помогала ему преодолевать трудности и лишения фронтовой жизни, поднимала боевой дух воинов, сплачивала их. Как верный друг она не покидала фронтовика в минуту грусти, скрашивала разлуку с любимой, с родными и близкими. Она шла с солдатом в бой, вливала в него новые силы, отвагу, смелость…
Песни военных лет весьма разнообразны по своему характеру: героические и шуточные, боевые и лирические… Они распространялись очень быстро, передавались из уст в уста, нередко перелетали через линию фронта, проникая в глубокий тыл врага, в партизанские землянки.
Есть песни о войне, написанные авторами уже в мирное время. Их авторы имеют возможность как бы с “высоты” последующих лет осознать пережитое, прочувствовать войну с более масштабных временных дистанций. Большинство вокальных произведений на эту тему – это песни – воспоминания, песни – раздумья, п есни – память. В них рассказывается о далеких походах, о возвращении солдата на Родину, о боевых друзьях – однополчанах, о фронтовой дружбе.
Хорошая песня всегда была верным помощником бойца. С песней он отдыхал в короткие часы затишья, вспоминал родных и близких. Все песни, что были написаны до войны, и те, что родились в дни Великой Отечественной войны, были адресованы сердцу человека, отстаивавшего или отстаивающего честь и независимость своей Родины с оружием в руках. Как создавались эти песни? Каждая по-своему. Но есть у них нечто общее - были они написаны как стихи для чтения, а потом, переложенные на музыку, стали песнями.
«Кто сказал, что надо бросить
Песни на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне!» Ведущий 1: Великие события в жизни нашей страны остаются не только в благодарной памяти людей, но и поэтических строчках, и в звуках музыки. Песни, рожденные в годы войны, звучат и сегодня, потрясая наши сердца. Сколько их – прекрасных, незабываемых. Но та, которую пели уже на третий день войны, до сих пор вызывает слезы и сердце сжимается так, как будто это происходит с нами…
24 июня 1941 года на первой полосе газет «Известия» и «Красная звезда» были опубликованы стихи Василия Ивановича Лебедева-Кумача «Священная война».
Учитель: Перед роковым сообщением о нападении Германии на Советский Союз поэт просматривал кинохроники бомбардировок европейских городов, и, потрясенный увиденным, он написал стих. Прочитав в газете проникновенные строки, композитор Александр Васильевич Александров сочинил к ним музыку. И уже на пятый день войны перед отправляющимися на фронт солдатами, на площади Белорусского вокзала, состоялась премьера «Священной войны» в исполнении Ансамбля песни и пляски Красной Армии под руководством Александова. Отсюда, за считанные дни, зовущая к подвигам песня распространилась по всему Союзу. Прозвучавшая могучим призывом, с чеканной простотой и силой выразившая общее настроение и чувство, это песня – присяга, песня – гимн сразу была взята на вооружение армией и народом и в течение четырех лет бессменно служила делу борьбы и победы. Советское радио все годы начинало свои передачи в 6 часов утра первыми тактами этой песни.
Звучит песня «Священная война»А.Александров, сл.В.Лебедев-Кумач Учитель:Я бы с песни начала рассказ, Пусть узнают юные солдаты, Как однажды, в предрассветный час, Песни взяли в руки автоматы. Им наград не вешали на грудь, Их портретов не было в газете, Но прославлен их нелёгкий путь, И народ, воспевший песни эти!
Ученик:
Сколько песен об армии сложено, Сколько сложено песен о флоте!
Нам припомнить их в праздник положено, Да и спеть их мы тоже не против!
Ученица: В них такие слова сокровенные, Что не могут нам сердце не тронуть: Про большие дороги военные, И про парня того, с Малой Бронной!
Ученик:
Оживает история славная, Всё, что видано было и пройдено… Песня учит нас самому главному: Бесконечно любить свою Родину!
Ученица:
На земле, на морях, в поднебесье ли Песня — верный соратник Победы. Так давайте же вспомним те песни мы, Шли с которыми в бой наши деды!
Песня «О той весне» слова и музыка Елена Плотникова. Исполняет вокальная группа
Учитель: Весомый вклад в укрепление морального духа Красной Армии внесла и знаменитая «Катюша», написанная Матвеем Блантером на стихи Михаила Исаковского незадолго до войны. Миллионы людей воспринимали героиню песни, как реальную девушку. Именно из-за этой песни советские солдаты во время Второй мировой войны дали прозвище «Катюша» боевым машинам реактивной артиллерии.
Ученица:
Все мы любим душеньку Катюшу,
Любим слушать как она поет,
Из врага вытряхивает душу,
А друзьям отвагу придает.
Песня «Катюша», слова — Михаил Исаковский, музыка Матвей Блантер.
Учитель: Война шла 5 лет, и каждый год рождал все новые и новые песни. Они воспитывали ненависть к врагу, воспевали Родину, мужество, отвагу, боевую дружбу-все то, что помогало преодолеть военные трудности, которым не было числа…
Ученик:
Весь под ногами шар земной. Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной погибшие в бою.
Чем им обязан - знаю я. И пусть не только стих,
Достойна будет жизнь моя солдатской смерти их!
Песня «Последний бой» слова и музыка М. Ножкин .
Учитель: Неугасима память поколения И память тех, кого так свято чтим, Давайте, люди, встанем на мгновенье И в скорби постоим и помолчим. Минута молчания.
Учитель: Отгремели залпы победных салютов. Ушёл в историю май 1945 г. Но продолжают сниться фронтовикам военные дороги и друзья однополчане. И поют они об этом песни, песни тех далёких военных лет. Я бы с песни начала рассказ, С той, которая на всех фронтах звучала… В холод, в стужу сколько раз Эта песня всех в землянках согревала. Если песня, значит, рядом друг, Значит, смерть отступит, забоится… И казалось, нет войны вокруг, Если песня над тобой кружится!
Песня «Нам нужна одна Победа» Булата Окуджавы из к/ф «Белорусский вокзал».
Учитель: Всё дальше, всё глубже в историю уходит Великая Отечественная война, и песни, написанные в дни сражений, молодое поколение уже называет песнями наших отцов и дедов. Но появляются новые песни о войне, написанные поэтами и композиторами, которые никогда не слышали орудийной канонады, не лежали в окопах, не мёрзли в землянках, не ходили в атаку. Они родились после 1945 года. Главная идея послевоенных песен — об ответственности сегодняшнего поколения за будущее, за судьбу всего мира. Особенно дорого то, что песни приняли не только те, кто боролся за победу с оружием в руках, но и совсем молодые юноши и девушки, знакомые с войной лишь по книгам, фильмам и старым фронтовым песням. И пусть накануне праздника — Дня Победы — песни Великой Отечественной войны звучат с новой силой.
Ученик:
Солнце ярко светит, яблони цветут,
Воины седые с внуками идут.
Славные герои, Родины сыны,
Подвиги их ратные помнить мы должны!
Песня «Мой дедушка-герой!»слова Аркадия Вайнера ,музыка Натальи Вайнер.
Учитель: Главная «победная» песня родилась только через 30 лет после завершения войны. Песня «День Победы» была создана поэтом Владимиром Харитоновым и композитором Давидом Тухмановым к 30-летию великой даты. Впервые эта песня прозвучала на праздничном концерте в московском Кремле в исполнении Льва Лещенко. Конечно, 9 Мая эта песня снова будет звучать , отзываясь в наших сердцах особенно остро... Мы сейчас послушаем, как она звучала на концерте, посвященном 70-летию Победы , в Москве, на Красной площади.
Звучит песня «День Победы» Д.Тухманова, слова В.Харитонова
Учитель: Прослушивая песни о Великой Отечественной войне, мы словно переживаем чувства солдат, защищавших Родину в боях, чувства их матерей и детей, ожидавших их возвращения, и то неописуемое состояние счастья, которое испытали все жители Советского Союза 9 мая 1945 года. Ученица:
Мир – это лучшее слово на свете, Взрослые к миру стремятся и дети, Птицы, деревья, цветы на планете. Мир – это главное слово на свете!!!
Мы хотим, чтоб на нашей планете Никогда не печалились дети.
Чтоб не плакал никто, не болел, Только б хор наш ребячий звенел.
Чтоб забыла планета Земля, Что такое вражда и война!!!
Песня «Мир без войны»автор песни Екатерина Комар. Учитель: Ребята, на уроке мы увидели, что песня в годы войны вдохновляла народ на борьбу с врагом. В послевоенное время — увековечила бессмертный подвиг народа-победителя, помогала и помогает понять сущность массового героизма советских людей, постичь их характер, красоту их души. Песни тех военных лет часто звучат и в наши дни. Они помогают нам стать сильнее, мужественнее, человечнее .Хорошо, когда вы, современные дети знаете и поёте героико-патриотические песни. Всем русским людям свойственна любовь к родному краю, где они родились и выросли, к своей прекрасной Родине. Эта любовь во все века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, свое Отечество. Так будьте же достойными гражданами и патриотами своей Республики!
Учитель: Дети Мира, за руки возьмитесь! Шар земной обнять под силу вам. Войны на Земле остановите! Мир подвластен детским голосам. Милые мальчишки и девчонки, Научите взрослых мирно жить. Детские, прекрасные ручонки, Постарайтесь Мир наш сохранить. Дети наши, будьте-ка смелее! Занимайте место у руля! Станете командой вы, взрослея, Нашего Земного корабля. Поплывёт он по волнам вселенной, Счастьем, освещая всё вокруг. Ужасы уйдут поры военной, Все несчастья, беды и испуг. Станет Мир и лучше и светлее, В разноцветье милых детских глаз, Люди станут чище и добрее. Дети! Мы надеемся на вас!Песня «Родина»музыка В. Дробыш, сл. М.Гуцериев исполняют все участники концерта.
Литература: КОНЦЕПЦИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ.
Издательство: Школьная Пресса Демидова Е. И., Криворученко В. К. Патриотизм в своей идее неизменен // Знание. Понимание. Умение. – 2008. – № 6.
Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. – 2005. – № 8. – С. 17.
Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей (программы, конспекты уроков и занятий, методические рекомендации по предмету «Народная культура»). / Авторы-составители: Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова. – М.: АРКТИ, 2003.
Лебедева О. В. Патриотическое воспитание – верноподданническое или гражданское. // Педагогика. – 2003. – № 9. – С. 77-83.
Мазыкина Н. В., Монахов А. Л. Методические рекомендации по совершенствованию военно-патриотического воспитания детей и подростков. // Воспитание школьников. – 2003. – № 5. – С. 12-13.
Мазыкина Н. В., Монахов А. Л. Равнение на победу. Методические рекомендации организаторам работы по патриотическому воспитанию детей и подростков. – М.: Изд-во ЦГЛ, 2004.
Мазыкина Н. В. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности // Воспитание школьников. – 2002. – № 6. – С. 6-11.
Программа гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи: Из опыта работы Дворца творчества детей и молодежи на Миуссах (г. Москва) / Сост. и ред. Семенова Г. С. – Серия Библиотека журнала «Воспитание школьников». – М.: Школьная пресса, 2008.