kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-концерт военно-патриотической песни «Песни тоже воевали».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-концерт военно-патриотической песни «Песни тоже воевали» содержит сценарий проведения концерта, посвященного Дню Победы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-концерт военно-патриотической песни «Песни тоже воевали».»

Урок-концерт военно-патриотической песни «Песни тоже воевали».

Белято Е.В., старший учитель,

специалист высшей категории,

учитель музыки


Форма проведения: урок-концерт

Цель:приобщение обучающихся к героическому прошлому и настоящему своей Родины, через исполнение военно-патриотических песен; воспитывать историческую грамотность и чувство патриотизма; сохранение исторической памяти о защитниках Отечества; воспитывать сознательную личность – патриота своей Родины, способного стать на её защиту; уважение к памяти погибших на полях сражений и живущим ветеранам Великой Отечественной войны; формировать у молодежи активную жизненную позицию; познакомить учащихся с героическим прошлым нашей страны через творчество композиторов и поэтов-песенников; развивать творческие способности учащихся посредством исполнения и инсценировки военных песен. Побудить у обучающихся интерес к песням Великой Отечественной войны, узнать историю их создания, познакомиться с композиторами, которые написали эти песни ;выяснить, какие из песен до сих пор являются самыми любимыми и часто исполняемыми, разучить и исполнить наиболее популярные из них.

Задачи:

1.Показать детям бесчеловечность любой войны,уникальность каждой человеческой жизни; примеры самоотверженности, формирование ценностных ориентаций и убеждений обучающихся, на основе личностного осмысления трагических событий Великой Отечественной войны, а также событий, происходящих в нашей Республике.

2. Пробудить в детях чувство сострадания, переживания и гордости за стойкость своего народа на протяжении всех войн, с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.

3. Формировать духовно-нравственные отношения и чувство сопричастности к культурному наследию своего народа.

4.Развивать личностные качества патриота и гражданина нашего Отечества.

Обеспечение концерта: ноутбук, телевизор, музыкальный центр – караоке, мультимедийная презентация, видеоролики о Великой Отечественной войне, фонограммы военных песен, рисунки детей, военная форма.










Сценарий концерта военно-патриотической песни «Песни тоже воевали»



"Там, где переходы и завалы,
Рваная колючка на столбах,
Умирали наши запевалы
С недопетой песней на губах."

М. Дудин

Война и песня: что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен. И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою.

От песни сердцу было тесно:

Она вела на смертный бой,

Чтобы громить врага под эту песню,

Защищая Родину собой.

Песни, написанные на фронтах Великой Отечественной войны помогали советскому солдату сражаться с ненавистным врагом, воодушевляли их на разгром врага, помогали армии и тылу. Каждая из них по-своему и по-особому дорога и памятна тем, кто их слышал и пел сам в армейском строю, на привале и просто так, для себя.

Песни военных лет… Сколько их, прекрасных и незабываемых. В них есть все: горечь отступления в первые месяцы войны и радость возвращения к своим, картины жизни солдат. Рассказы о боевых подвигах моряков и пехотинцев, летчиков и танкистов. Песни – как люди: у каждой своя биография, своя судьба. Одни умирают, едва появившись на свет, никого не растревожив. Другие вспыхнут ярко, но очень скоро угаснут. И лишь немногие долго живут и не старятся. Тем и дороги нам эти немногие, такие разные и непохожие, близкие и далекие. Таким песням посвящен наш урок-концерт «Песни тоже воевали».

Истории возникновения песен различны. Говорилось, что фронтовая песня – это винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия, что боец-песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая.

“Нам песня строить и жить помогает…” Слова эти давно уже стали крылатыми, вошли в поговорку. Думается, что с полным основанием можно сказать также, что песня помогала воевать. Во время войны песни играли значительную роль.Они помогали военным собрать силы и выиграть последний бой, они напоминали о родных и близких, ради которых надо было выжить.

22 июня 1941 года22 июня 1941 года вместе с Красной Армией и всем советским народом вступила в бой и советская песня.…С первого дня Великой Отечественной войны до победного праздничного салюта песня всегда была с солдатом. Она помогала ему преодолевать трудности и лишения фронтовой жизни, поднимала боевой дух воинов, сплачивала их. Как верный друг она не покидала фронтовика в минуту грусти, скрашивала разлуку с любимой, с родными и близкими. Она шла с солдатом в бой, вливала в него новые силы, отвагу, смелость…

Песни военных лет весьма разнообразны по своему характеру: героические и шуточные, боевые и лирические… Они распространялись очень быстро, передавались из уст в уста, нередко перелетали через линию фронта, проникая в глубокий тыл врага, в партизанские землянки.

Есть песни о войне, написанные авторами уже в мирное время. Их авторы имеют возможность как бы с “высоты” последующих лет осознать пережитое, прочувствовать войну с более масштабных временных дистанций. Большинство вокальных произведений на эту тему – это песни – воспоминания, песни – раздумья, п есни – память. В них рассказывается о далеких походах, о возвращении солдата на Родину, о боевых друзьях – однополчанах, о фронтовой дружбе.

Хорошая песня всегда была верным помощником бойца. С песней он отдыхал в короткие часы затишья, вспоминал родных и близких. Все песни, что были написаны до войны, и те, что родились в дни Великой Отечественной войны, были адресованы сердцу человека, отстаивавшего или отстаивающего честь и независимость своей Родины с оружием в руках. Как создавались эти песни? Каждая по-своему. Но есть у них нечто общее - были они написаны как стихи для чтения, а потом, переложенные на музыку, стали песнями.



«Кто сказал, что надо бросить

Песни на войне?

После боя сердце просит

Музыки вдвойне!» Ведущий 1: Великие события в жизни нашей страны остаются не только в благодарной памяти людей, но и поэтических строчках, и в звуках музыки. Песни, рожденные в годы войны, звучат и сегодня, потрясая наши сердца. Сколько их – прекрасных, незабываемых. Но та, которую пели уже на третий день войны, до сих пор вызывает слезы и сердце сжимается так, как будто это происходит с нами…

24 июня 1941 года на первой полосе газет «Известия» и «Красная звезда» были опубликованы стихи Василия Ивановича Лебедева-Кумача «Священная война».

Учитель: Перед роковым сообщением о нападении Германии на Советский Союз поэт просматривал кинохроники бомбардировок европейских городов, и, потрясенный увиденным, он написал стих. Прочитав в газете проникновенные строки, композитор Александр Васильевич Александров сочинил к ним музыку. И уже на пятый день войны перед отправляющимися на фронт солдатами, на площади Белорусского вокзала, состоялась премьера «Священной войны» в исполнении Ансамбля песни и пляски Красной Армии под руководством Александова. Отсюда, за считанные дни, зовущая к подвигам песня распространилась по всему Союзу. Прозвучавшая могучим призывом, с чеканной простотой и силой выразившая общее настроение и чувство, это песня – присяга, песня – гимн сразу была взята на вооружение армией и народом и в течение четырех лет бессменно служила делу борьбы и победы. Советское радио все годы начинало свои передачи в 6 часов утра первыми тактами этой песни.

Звучит песня «Священная война»А.Александров, сл.В.Лебедев-Кумач
Учитель:Я бы с песни начала рассказ,
Пусть узнают юные солдаты,
Как однажды, в предрассветный час,
Песни взяли в руки автоматы.
Им наград не вешали на грудь,
Их портретов не было в газете,
Но прославлен их нелёгкий путь,
И народ, воспевший песни эти!

Ученик:

Сколько песен об армии сложено,
Сколько сложено песен о флоте!

Нам припомнить их в праздник положено,
Да и спеть их мы тоже не против!

Ученица:
В них такие слова сокровенные,
Что не могут нам сердце не тронуть:
Про большие дороги военные,
И про парня того, с Малой Бронной!

Ученик:

Оживает история славная,
Всё, что видано было и пройдено…
Песня учит нас самому главному:
Бесконечно любить свою Родину!

Ученица:

На земле, на морях, в поднебесье ли
Песня — верный соратник Победы.
Так давайте же вспомним те песни мы,
Шли с которыми в бой наши деды!

Песня «О той весне» слова и музыка Елена Плотникова. Исполняет вокальная группа

Учитель: Весомый вклад в укрепление морального духа Красной Армии внесла и знаменитая «Катюша», написанная Матвеем Блантером на стихи Михаила Исаковского незадолго до войны. Миллионы людей воспринимали героиню песни, как реальную девушку. Именно из-за этой песни советские солдаты во время Второй мировой войны дали прозвище «Катюша» боевым машинам реактивной артиллерии.


Ученица:

Все мы любим душеньку Катюшу,

Любим слушать как она поет,

Из врага вытряхивает душу,

А друзьям отвагу придает.

Песня «Катюша», слова — Михаил Исаковский, музыка Матвей Блантер.


Учитель: Война шла 5 лет, и каждый год рождал все новые и новые песни. Они воспитывали ненависть к врагу, воспевали Родину, мужество, отвагу, боевую дружбу-все то, что помогало преодолеть военные трудности, которым не было числа…


Ученик:

Весь под ногами шар земной. Живу. Дышу. Пою.

Но в памяти всегда со мной погибшие в бою.

Чем им обязан - знаю я. И пусть не только стих,

Достойна будет жизнь моя солдатской смерти их!

Песня «Последний бой» слова и музыка М. Ножкин .

Учитель: Неугасима память поколения
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.
Минута молчания.

Учитель: Отгремели залпы победных салютов. Ушёл в историю май 1945 г. Но продолжают сниться фронтовикам военные дороги и друзья однополчане. И поют они об этом песни, песни тех далёких военных лет.
Я бы с песни начала рассказ,
С той, которая на всех фронтах звучала…
В холод, в стужу сколько раз
Эта песня всех в землянках согревала.
Если песня, значит, рядом друг,
Значит, смерть отступит, забоится…
И казалось, нет войны вокруг,
Если песня над тобой кружится!

Песня «Нам нужна одна Победа» Булата Окуджавы из к/ф «Белорусский вокзал».

Учитель: Всё дальше, всё глубже в историю уходит Великая Отечественная война, и песни, написанные в дни сражений, молодое поколение уже называет песнями наших отцов и дедов. Но появляются новые песни о войне, написанные поэтами и композиторами, которые никогда не слышали орудийной канонады, не лежали в окопах, не мёрзли в землянках, не ходили в атаку. Они родились после 1945 года.
Главная идея послевоенных песен — об ответственности сегодняшнего поколения за будущее, за судьбу всего мира. Особенно дорого то, что песни приняли не только те, кто боролся за победу с оружием в руках, но и совсем молодые юноши и девушки, знакомые с войной лишь по книгам, фильмам и старым фронтовым песням. И пусть накануне праздника — Дня Победы — песни Великой Отечественной войны звучат с новой силой.

Ученик:

Солнце ярко светит, яблони цветут,

Воины седые с внуками идут.

Славные герои, Родины сыны,

Подвиги их ратные помнить мы должны!

Песня «Мой дедушка-герой!» слова Аркадия Вайнера ,музыка Натальи Вайнер.

Учитель: Главная «победная» песня родилась только через 30 лет после завершения войны. Песня «День Победы» была создана поэтом Владимиром Харитоновым и композитором Давидом Тухмановым к 30-летию великой даты. Впервые эта песня прозвучала на праздничном концерте в московском Кремле в исполнении Льва Лещенко. Конечно, 9 Мая эта песня снова будет звучать , отзываясь в наших сердцах особенно остро... Мы сейчас послушаем, как она звучала на концерте, посвященном 70-летию Победы , в Москве, на Красной площади.

Звучит песня «День Победы» Д.Тухманова, слова В.Харитонова

Учитель: Прослушивая песни о Великой Отечественной войне, мы словно переживаем чувства солдат, защищавших Родину в боях, чувства их матерей и детей, ожидавших их возвращения, и то неописуемое состояние счастья, которое испытали все жители Советского Союза 9 мая 1945 года.
Ученица:

Мир – это лучшее слово на свете,
Взрослые к миру стремятся и дети,
Птицы, деревья, цветы на планете.
Мир – это главное слово на свете!!!

Мы хотим, чтоб на нашей планете
Никогда не печалились дети.

Чтоб не плакал никто, не болел,
Только б хор наш ребячий звенел.

Чтоб забыла планета Земля,
Что такое вражда и война!!!

Песня «Мир без войны» автор песни Екатерина Комар. Учитель: Ребята, на уроке мы увидели, что песня в годы войны вдохновляла народ на борьбу с врагом. В послевоенное время — увековечила бессмертный подвиг народа-победителя, помогала и помогает понять сущность массового героизма советских людей, постичь их характер, красоту их души. Песни тех военных лет часто звучат и в наши дни. Они помогают нам стать сильнее, мужественнее, человечнее .Хорошо, когда вы, современные дети знаете и поёте героико-патриотические песни. Всем русским людям свойственна любовь к родному краю, где они родились и выросли, к своей прекрасной Родине. Эта любовь во все века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, свое Отечество. Так будьте же достойными гражданами и патриотами своей Республики!

Учитель: Дети Мира, за руки возьмитесь! 
Шар земной обнять под силу вам. 
Войны на Земле остановите! 
Мир подвластен детским голосам. 
Милые мальчишки и девчонки, 
Научите взрослых мирно жить. 
Детские, прекрасные ручонки, 
Постарайтесь Мир наш сохранить. Дети наши, будьте-ка смелее! 
Занимайте место у руля
Станете командой вы, взрослея, 
Нашего Земного корабля. 
Поплывёт он по волнам вселенной, 
Счастьем, освещая всё вокруг. 
Ужасы уйдут поры военной, 
Все несчастья, беды и испуг. Станет Мир и лучше и светлее, 
В разноцветье милых детских глаз, 
Люди станут чище и добрее. Дети! Мы надеемся на вас!Песня «Родина» музыка В. Дробыш, сл. М.Гуцериев исполняют все участники концерта.

Литература: КОНЦЕПЦИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ.

Издательство: Школьная Пресса Демидова Е. И., Криворученко В. К. Патриотизм в своей идее неизменен // Знание. Понимание. Умение. – 2008. – № 6.

Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. – 2005. – № 8. – С. 17.

Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей (программы, конспекты уроков и занятий, методические рекомендации по предмету «Народная культура»). / Авторы-составители: Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова. – М.: АРКТИ, 2003.

Лебедева О. В. Патриотическое воспитание – верноподданническое или гражданское. // Педагогика. – 2003. – № 9. – С. 77-83.

Мазыкина Н. В., Монахов А. Л. Методические рекомендации по совершенствованию военно-патриотического воспитания детей и подростков. // Воспитание школьников. – 2003. – № 5. – С. 12-13.

Мазыкина Н. В., Монахов А. Л. Равнение на победу. Методические рекомендации организаторам работы по патриотическому воспитанию детей и подростков. – М.: Изд-во ЦГЛ, 2004.

Мазыкина Н. В. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности // Воспитание школьников. – 2002. – № 6. – С. 6-11.

Программа гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи: Из опыта работы Дворца творчества детей и молодежи на Миуссах (г. Москва) / Сост. и ред. Семенова Г. С. – Серия Библиотека журнала «Воспитание школьников». – М.: Школьная пресса, 2008.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок-концерт военно-патриотической песни «Песни тоже воевали».

Автор: Белято Елена Витальевна

Дата: 17.11.2022

Номер свидетельства: 617606


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства