Дети: стулья, ноты со словами «Песни кота Леопольда»
План урока.
Введение.
Вдох носом.
Дыхание животом
Мягкий ровный выдох при образовании звука.
Распевание (все звуки в одной позиции).
Разучивание 1 куплета «Песни кота Леопольда»
Заключение.
Ход урока.
Учитель сидит за инструментом, дети сидят на стульях полукругом.
Учитель объявляет тему сегодняшнего урока. Сегодня мы с вами поучимся как правильно дышать при пении.
Представим себе, что всё наше тело музыкальный инструмент. Давайте посмотрим, как устроены музыкальные инструменты.
Фортепиано. Большой пустой корпус, внутри натянуты струны на крепкие металлические крепления. Ударяем молоточками по струнам, при помощи клавиш, и идёт звук. Это клавишный инструмент.
Гитара. Тоже большой пустой корпус и струны натянуты на прочные крепления. Ударяем пальцами по струнам и идёт звук.
Когда мы поём, мы сами становимся музыкальным инструментом. Для этого нужно подготовить наш инструмент для работы.
Петь можно сидя, можно стоя. Если человек сам себе аккомпанирует на фортепиано и поёт, то он сидит. Или гитарист сидит на стуле в кругу друзей, играет на гитаре и поёт. Хор и солисты на концертах поют стоя. Поэтому надо уметь петь и стоя, и сидя.
Показываем, как правильно сесть на стульчик - на краешек стула, ноги перпендикулярно полу, спина прямая, представляя, что кто-то нас тянет за волосы вверх, руки свободно на коленях, выправляем внутри нашу голосовую флейточку. Наши струны это голосовые связки. Корпус для формирования красивого звука это наш рот. На сколько он будет открыт, т.е. пустой, тем сочнее и громче будет звук. Резонаторы – это наши зубы, губы, щёки, нёбо.
Вдох носом.
Дыхание берём носом. Почему?
При вдохе носом гортань автоматически опускается вниз и связки освобождаются, им ничего не мешает, чтобы они могли свободно колебаться как струны. Воздух набираем в живот. После вдоха мы немного задерживаем дыхание, и посылаем из живота воздух на связки, который заставляет связки колебаться и получается звук.
Дыхание животом.
«Надуть мячик в животе». Берём дыхание носом, мягко, опуская гортань, выпучивая живот, задерживаем дыхание. Фиксируем внимание на том, чтобы плечи при вдохе не поднимались.
«Мячик лопнул». Медленно выпускаем воздух на звук «ш-ш-ш», живот подтягиваем к спине до конца. Фиксируем внимание на том, чтобы при выдохе спина оставалась ровной и плечи не опускались вперёд.
«Насос». Резко выдыхаем, втягивая в себя на звук «с-с-с», закрываем рот, резко расслабляем живот и воздух сам автоматически снова наполняет живот. Этого воздуха достаточно для пения. Лишний воздух не нужен, иначе при пении возникает шип. Спина остаётся ровной, работаем только животом.
Навык мягкого ровного длительного выдоха при пении.
«Горячий суп». Держим перед собой ладошку, представляя, что на ладошке тарелка с борщом. Берём воздух медленно носом и животом, губы в трубочку, дуем холодным воздухом очень медленно и ровно, чтобы суп не брызнул на одежду).
«Морозное стекло». Представим, что ладошка это покрытое инеем стекло и дуем на него горячим воздухом. Во рту делаем купол, дыхание берём резко носом и резко дышим на ладонь).
«Гудят провода». Мягко берём дыхание носом, делаем во рту купол, губы в трубочку, на звук «ре» гудим ровно, тихо, долго, медленно выпуская воздух. Используем цепное дыхание, следим за вдохом, чтобы во время вдоха закрывался рот и расслаблялся живот. Во время извлечения звука, чтобы живот напрягался и притягивался к спине. При выполнении этого упражнения развиваемнавыки посадки во время пения, ровного бесшумного дыхания, ровного и длительного ведения звука, чистого унисона, одинаковой певческой позиции, контроля над звучанием, образного мышления.
«Провода качаются». Опеваем ноту «ре» по полутонам вверх и вниз и поднимем упражнение каждый раз на пол тона. После смены высоты звука правильно берём дыхание.
Погудим как провода стоя. Контролируем вдох и выдох животом.
Споём другие звуки в таком же положении рта, как звук «У». Для этого сделаем во рту купол, губы оставим в трубочку, положим ладошки на щёки ближе к губам, чтобы трубочка у нас не убегала. Поём «У-ЙЕЭ-ЙЯА-ЙЁО-ЙИЫ». Контролируем вдох и выдох животом.
Скачёк на квинту и нисходящее движение вниз на слоги «МИ-ЙЯА-А-А-А-А-А-А»
Разучивание 1 куплета «Песни Кота Лепольда»
- показ песни учителем;
- анализ содержания и характера песни;
- показ учителем первой строчки песни, в медленном темпе утрируя произношение звуков.
- дети 3 раза повторяют, копируя учителя.
- показ 2 строчки учителем и повторение детьми;
- соединение 2х строчек учителем и повторение детьми, контролируя правильный вдох и выдох.