Группа: 6 класс Тема урока: «Повторение: Септаккорды». Цель урока: Актуализация знаний по темам «Хроматизмы» и «Построение хроматической гаммы», и на их основе - формирование и развитие первичных практических умений и навыков применения этих знаний в стандартных ситуациях, септаккорды, обращения, разрешения. Задачи урока: Образовательные: 1. Проконтролировать степень усвоения понятий: «хроматизм: проходящий и вспомогательный», «правила нотирования хроматической гаммы», изученных и сформированных на предыдущих уроках. 2. Продолжить формирование навыков беглого построения мажорного и минорного видов хроматической гаммы. 3. Обеспечить практическое освоение специальных знаний через комплекс заданий междисциплинарного характера: -анализ на слух; - пение общеинструктивных подготовительных упражнений, - запись музыкального диктанта. 4. Актуализировать знания учащихся по теме «Септаккорды» Воспитательные: 1. Эстетические: задачи обогащения кругозора личности и воспитания ее музыкального вкуса. 2. Трудовые: задачи воспитания навыков осознанного слухового восприятия музыкальных примеров, а также внимания к качеству выполнения заданий. Воспитание активности, работоспособности, умения работать в команде (группе). 3. Мировоззренческие: содействовать в ходе урока формированию осознания детьми причинно-следственных связей и отношений теории и практики, интеграции образовательных дисциплин музыкального цикла, привлекая при этом: - содержательных аспект учебных заданий, - расстановку смысловых акцентов.
Развивающие: 1. Развитие познавательных интересов путем внедрения в урок: - эмоционально привлекательных заданий - современных дидактических и технических средств обучения. 2. Специальные задания нацелены на развитие интеллектуальных способностей, мыслительных умений, переноса знаний и умений в новые ситуации. 3. Развитие способностей и дарований учащихся с учетом их индивидуального актуального состояния и специализации через специальный подбор и дифференциацию заданий. Оформление, оборудование и инвентарь: Урок проводится в просторном, специально оформленном и подготовленном классном помещение с фортепиано. Для группы учащихся оборудуются рабочие места за столами. Для присутствующих гостей стулья располагаются полукругом. Всем учащимся и гостям раздаются специально подготовленные ксерокопированные материалы для наглядного представления инструктивных упражнений и фрагментов художественного творчества. Подготовлены схематические изображения общеинструктивных упражнений, выполняемых группой. На столе у преподавателя: карточки с заданием (см. в Приложение). Ход урока: • Открытие кратким вступительным словом для разъяснения методических основ, целей, формы проведения урока, • Знакомство с учащимися и характеристика данной группы, • Эмоциональный настрой детей на активную работу. I. Разминка - повторение сформированных ранее опорных ЗУНов задача: закрепление навыка беглого определения на слух 1. Определение на слух аккордов вне лада: мажорное трезвучие, Д7, уменьшенное трезвучие, минорное трезвучие, увеличенное трезвучие, Д2. 2. Пение 12 аккордов (Б5з, М5з, Б6, М6, Б64, М64, Д7): а) вверх от звука «d» хором, б) вниз - индивидуально. задача: «вхождение» в лад, актуализация навыков и умений. 3а) Пение звукорядов ладов от звука «d» , ↓ ↑ - натуральный мажор ↓ - гармонический минор ↑ - мелодический минор ↓ - натуральный мажор ↑ - гармонический мажор ↓ - гармонический минор II. Актуализация знаний учащихся по предыдущей теме урока «Хроматическая гамма в мажоре и миноре» 1. Практическая реализация усвоенных правил построения хроматической гаммы. Работа по карточкам: построить хроматическую гамму в мажоре и миноре, найти ошибки в написании хроматической гаммы в мажоре и миноре. Проверка выполнения задания осуществляется путем взаимопроверки. III. Ладоинтонационная работа в D - dur 1. Пение упражнений на интонирование - Пение упражнений из пособия «Изучения метроритма на уроках сольфеджио» - Пение упражнений Зебряк «Интолнационные упражнения на уроках сольфеджио» стр.14 упр.36 IV. Диктант. 1. Написание музыкального из сборника «Занимательные диктанты» Калинина. V. Актуализация знаний по теме септаккорды. - проверка теоретических знаний по данной теме. - Из трех звучащих септаккордов определить Д7. - обращения септаккорда; - анализ на слух; - построение септаккорда в тональности; - разрешить Д7 в мажорную и минорную тональность. VI. Завершающий этап урока 1. Обратная связь: что удалось или не удалось и каковы причины. 2. Домашнее задание: Калинина стр.23,№3 Использованная литература: О.Л.Берак «Школа ритма» учебно – методическое пособие по сольфеджио ч.1 и ч.3. 2007г. Калинина «Музыкальные занимательные диктанты» 2005 г. Стеблякова «Теория музыки. Правила. Таблицы. Задания» Учебно-методическое пособие по сольфеджио для ДМШ и ДШИ. 2008г. Стеблякова «Изучение метро-ритма на уроках сольфеджио» учебно-методическое пособие по сольфеджио для ДМШ иДШИ. Белова «Нотная грамота» учебно-методическое пособие. Зебряк «Интонационные упражнения на уроках сольфеджио».
|