Образы добра и зла в опере М.И. Глинки "Руслан и Людмила"
1.Мотивация, самоопределение к деятельности. |
Учитель: Здравствуйте ребята. Скажите пожалуйста, а вы любите читать? Что вы читаете? Как вы относитесь к сказкам? Какие сказки вы знаете? Дети: Учитель: Я прочитаю первые строки очень известной поэмы, а угадайте к какому поэту принадлежат эти строки?
У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом… Учитель: Ребята, чьи это стихи? Дети: Пушкина. Учитель: Музыкой можно передать это настроение? Какая музыка может звучать под эти стихи? И какими музыкальными инструментами? |
|
Учитель: Давайте посмотрим отрывок из сказки. Дети: узнают какая сказка.. (вывешиваем опорные слова) | Опорные слова Руслан Людмила |
Учитель: Давайте вспомним какие музыкально выразительные средства есть у композитора. Дети перечисляют: |
наглядное пособие Ромашка |
Учитель: Так зачем нам нужны сказки? Чему они нас учат? Дети: различать добро и зло и ….. Учитель: на маркерной доске расположены слова с названием человеческих качеств. Их необходимо разделит на две группы (дети выходят, распределяют группы в два столбика) Как можно назвать эти группы.. Дети: мужество, бесстрашие, ярость, злость, зависть, достоинство, агрессивность, благородство, подлость, нежность, забота, грубость ,жадност. | Опорные слова ДОБРО ЗЛО Работа на магнитной доске |
Учитель: проверяем, есть спорный момент. ЯРОСТЬ – куда определяем? Значит добро ни всегда белое и пушистое. Оно может быть с кулаками. Если не взять мечь, и не биться на смерть с половцами, то добро проиграет. Еще раз прочитайте положительные (добрые) качества. К какому персонажу эти качества можем отнести? ДЕТИ: к Руслану, Учитель: И отрицательные качества. К какому персонажу они относяться? Дети: К Черномору. | |
Учитель: Сейчас послушайте два момента из определите где представлены добрые качества, а где злые. Дети: Дети угадывают. | Слушаем: |
Постановка учебной задачи. |
Учитель: Значит мы можем на слух определить какие человеческие качества передает музыка. При помощи чего? Дети: При помощи музыкально выразительных средств. Так какова тема урока? Передача добра и зла через музыкально выразительные срезства на примере оперы Глинка Руслан и Людмила. Какова цель нашего урока? Найти музыкально выразительные средства. | |
Построение проекта |
Для того чтобы достичь цели что надо сделать. Составит план. Из каких пунктов он состоит 1.Работа с информацией, 2.Сопостовляем сравниваем, 3. Делаем вывод. | |
Самостоятельная работа в группах |
Учитель: Мы сейчас делимся на группы и работаем с таблицами. У нас есть ария Руслана – яркая характеристика его человеческих качеств и характеристика Черномора, в лице симфонического оркестра. Ведь ему не дали право голоса. Его характеризует оркестр. | Работа с таблицами А3 |
Слушаем арию Руслана | Выполняют самостоятельно первую сторону таблицы |
Слушаем тему Черномора | Выполняют вторую сторону таблицы |
| |
Учитель: Руководителей групп я прошу выйти и показать свои результаты. У всех так получилось? Молодцы!! | Проверяем самостоятельную работу |
Учитель: А давайте соединим во едино литературное содержание, музыкально выразительные средства и визуальную картинку. (Учащимся предлагается видеоряд, из которого они должны выбрать репродукции, соответствующие музыкальному образу Руслана,Черномора и расположить их в последовательности, соответствующей характеру музыки) | Слушаем ещё раз с визуальным сопровождением |
Проверочная работа |
Учитель: Мы сейчас послушаем несколько симфонических композиций, а вы попробуйте соотнести их к добру или злу. Дети слушаю три музыкальных номера. | Графический диктант |
Рефлексия деятельности |
Учитель: Ребята, какая была цель нашего уроке? Дети: найти музыкально выразительные средства для характеристики добра и зла. Учитель: Кто из вас испытывал сложности? Как вы оцениваете свою деятельность? | |
Музыка помогает понять чувства и состояние героя.
Музыкальная тема арии Руслана | Какими чувствами наполнена музыка главного героя | Какие музыкальные средства использовал композитор |
«Дай Перун булатный меч мне по руке богатырской. Закаленный в битвах меч в роковую бурю | Решимость, храбрость, отважность. | Маршевая, решительная Энергичная, мажерный лад. |
«О, Людмила, Лель сулил мне радость. Сердце верит, что пройдет ненастье. Что спечённый род отдаст мне и любовь твою и ласки. И усеет жизнь мою цветами. Нет, не долго Лель….» | Нежно, ласково, задушевно. | Распевно, спокойный медленный темп, мажорный лад. Оркестр сопровождает голос. |