kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок музыки в 7 классе "Я знаю над собой симфоний власть"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Познакомить учащихся с выдающимся произведением классической музыки, определить его историческую роль. Задачи: -Обучающие: закрепить знания о музыкальном жанре-симфония. Определить общественно-политической роли «Симфонии №7» Д.Д.Шостаковича в годы ВОвойны. Развивающие: развивать образное и творческое мышление учащихся, умение высказывать свои мысли и суждения. Воспитывающие: воспитывать в детях чувство патриотизма, гордости за свой народ, его национальную стойкость в борьбе с силами зла.

Просмотр содержимого документа
«Урок музыки в 7 классе "Я знаю над собой симфоний власть"»

Симфония №7

Я знаю над собой

симфоний власть…

С.Данилов


Цель: Познакомить учащихся с выдающимся произведением классической музыки, определить его историческую роль.

Задачи:

-Обучающие: закрепить знания о музыкальном жанре-симфония. Определить общественно-политической роли «Симфонии №7» Д.Д.Шостаковича в годы ВОвойны.

Развивающие: развивать образное и творческое мышление учащихся, умение высказывать свои мысли и суждения.

Воспитывающие: воспитывать в детях чувство патриотизма, гордости за свой народ, его национальную стойкость в борьбе с силами зла.


Оформление доски: тема урока, портреты Д.Д. Шостаковича, Л.Бетховена, фотографии с выступлениями музыкантов в годы Великой Отечественной Войны.

Оборудование: проектор, экран, компьютер, диск со слайдами; фортепиано, ноты песен; тексты песен у учащихся.

Музыкальный материал:

Слова А.Соболева музыка В.Мурадели «Бухенвальдский набат»

Видеофрагмент «Бухенвальд»

Д.Шостакович «Симфония №7» 1 часть

Слова М.Матусовского музыка В.Соловьёва-Седого «Баллада о солдате»

Слова Р.Гамзатова музыка Я.Френкеля «Журавли»

Слова И.Резника музыка Э.Ханок «Служить России»

Ход урока.

Слайд1

У. Ребята, наверное вы обратили внимание на эпиграф, написанный на доске. Как вы думаете, о каком музыкальном жанре пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

Уч-ся: О симфонии.

У. Ребята, а что такое симфония?

Уч-ся: Музыкальный жанр, в переводе с греческого означает созвучие.

У. Кто из композиторов обращался к этому жанру?

-Уч-ся: П.Чайковский, В.Моцарт, С.Прокофьев, А.Бородин.

Сколько частей обычно имеет симфония?

Уч-ся: Четыре, иногда пять. Первая часть пишется обычно в форме сонатного аллегро, вторая часть бывает медленной, в темпе анданте или адажио, третья часть имеет танцевальный характер – менуэт или скерцо, и четвёртая часть – финал, подводящий общий итог.

Как вы думаете, если симфонии имеют общую форму построения, то они похожи между собой по содержанию?

-Уч-ся: Нет. Они все разные.

Правильно, ребята. Стоит вам хоть раз послушать Симфонии Бетховена или Моцарта, вы их уже никогда не спутаете с симфониями Чайковского или Прокофьева.

У. Симфонии каких композиторов вам запомнились больше всего?

-Уч-ся: ( П.Чайковский «Симфония№6», А.Бородин «Богатырская симфония №2», Л.Бетховен «Симфония №5», Моцарт «Симфония №40»).

У. Скажите, ребята, а для чего нужны симфонии?

-Уч-ся: (чтобы люди их слушали, находили в них утешение, музыка симфоний помогает людям в трудной ситуации)

Слайд2

У. Очень хорошо о симфонии сказал П.Чайковский: «Симфония – самая лирическая из всех музыкальных форм, не должна ли она выражать всё то, для чего нет слов, но что просится из души и что хочет быть высказано?». И его шесть симфоний – гениальное тому доказательство.

Слайд3 (Ю.Фучик)

У. А девиз Л.Бетховена: «Через борьбу к победе!» - очень чётко выражен в его Пятой симфонии. Вспомните имя чешского писателя антифашиста Ю.Фучика, замученного в фашистских застенках в годы В.О.войны. В своих дневниках, чудом до нас дошедших, он писал: «Мы поём. Поём когда нам взгрустнётся, поём, когда выдаётся солнечный денёк… поём для утешения и поём от радости, как люди поют испокон веков и будут петь, пока существует жизнь. А рядом с песней был Бетховен. И далее «…Утренний привет из соседней камеры: оттуда выстукивают два такта из Бетховена торжественнее, чем обычно, и стены предают их тоже в ином, необычном тоне».

У. – А вот ещё случай, и снова симфония Л.Бетховена.

Слайд4 (Ланжевен)

В мае 1942 года французский физик профессор Ланжевен не смог прочитать свою очередную лекцию: накануне передали ему найденную на железнодорожном полотне скомканную записку от дочери, которая сообщала, что её везут в Освенцим, а мужа, любимого ученика Ланжевена, фашисты расстреляли. В аудитории стояла напряжённая тишина…

- Пожалуйста, поставьте патефонную пластинку.

- Какую?

- Девятую симфонию Бетховена.

Он слушал, закрыв глаза, приложив руки к вискам своим обычным жестом. Музыка кончилась. Он поднялся. Глаза его были полны слёз.

- Больше я ничего не могу сказать вам сегодня.

И он ушёл. (М.Шаскольская «Ф.Жолио – Кюри»)


Девятая симфония Бетховена! Одно из величайших творений мировой музыки! Это о ней русский композитор С.И.Танеев сказал, что если бы на землю спустились инопланетяне, пожелавшие за один час познакомиться с человечеством, то им следовало бы послушать только эту музыку.

У. Ребята, в этом отрывке прозвучало слово «Освенцим». Что оно означает?

Уч-ся: Это название концлагеря, в котором фашисты мучили и убивали людей.

У. Композитор В.Мурадели побывал в этом лагере смерти. Мрачные печи крематория, кучи обуви, среди которой много детской, огромное помещение, заполненное волосами людей – всё это потрясло композитора.

Но самое сильное впечатление композитор получил в одной из камер, где он увидел огрызок карандаши и жёлтую обёрточную бумагу, на которой узник Освенцима писал симфоническую поэму, поэму о жизни и свободе. Но поэма так и осталась незаконченной. Композитору захотелось подхватить как эстафету совести эту недопетую песню композитора-антифашиста. Так появилась на свет песня «Бухенвальдский набат», написанная на стихи А.Соболева, над которой мы начали работу на прошлом уроке.

Слайд5 (Мурадели, Соболев)

Вокально-хоровая работа над третьим куплетом. Исполнение песни.


А.Соболев, В.Мурадели «Бухенвальдский набат» - исполнение

Слайд 6 Просмотр водеофрагмента «Бухенвальд»

Слайд 7 (Шостакович)

У. Симфония являет ся одним из наиболее трудных жанров для композитора, проверкой его мастерства, зрелости.

Мастером симфонии по праву можно назвать композитора Д.Шостаковича.

Симфоническое творчество Д.Шостаковича, кажущееся на первый взгляд сложным, становится понятным и узнаваемым по современным ритмам, интонация маршей, бытовых танцев, революционных гимнов.

“Музыка Шостаковича – это мир глубоких… мыслей…,

это гимн человеку…,

это протест против жестокости…,

это исповедь художника

это летопись нашей жизни…”. (Р.Щедрин)

Слайд 8 (7 симфония)

Его Седьмая симфония, называемая Ленинградской, стала не только музыкальным шедевром, но и крупнейшим общественно-политическим событием.


Композитор работал над ней в суровые дни обороны Ленинграда, когда город был лишен света и топлива, когда воздушные налёты продолжались по несколько часов, когда от голода выпадало из рук перо. После ночных дежурств, потрясённый трагедией родного города, Шостакович работал с лихорадочной быстротой.

Шостакович закончил Симфонию №7 в Куйбышеве, куда был эвакуирован. Здесь же впервые симфония и прозвучала 5 марта 1942 года, а 29 марта - в Москве. Симфония транслировалась на всю страну. Тогда и возникла идея исполнения её в Ленинграде.


- Возможно ли такое – симфония в блокадном Ленинграде? Да, возможно.

Послушайте о том, в каких условиях шла подготовка этого мероприятия.

Слайд9

1 уч-ся: (сообщение)

Люди умирали с голоду. В день получали “125 блокадных грамм с огнём и кровью пополам”. Замёрзли водопроводные и канализационные трубы, жители остались без воды – её можно было брать только из Невы. Перестали работать электростанции, в домах погас свет.

Слайд 10

По радио было объявлено о регистрации оставшихся в живых музыкантов филармонии – их набралось всего 28 человек. Один приковылял в филармонию самостоятельно, других вели под руки. Флейтиста привезли на санках – у него не двигались ноги. Дирижер Элиасберг, шатающийся от слабости, обходил госпитали в поисках музыкантов.

Слайд 11

Разыскали и созвали всех бывших в городе музыкантов и ещё тех, кто играл в армейских и флотских фронтовых оркестрах под Ленинградом, хотя на передовой каждый человек был на вес золота.

Слайд12

2 уч-ся: Первая репетиция симфонии - это самая удивительная репетиция в истории мировой музыки. Восемьдесят измождённых людей смотрели друг на друга полными слёз глазами и гордились, что не только выжили в эту страшную блокадную зиму, но и играли.

Слайд 13

Всего пятнадцать минут длилась первая репетиция, на большее не хватило сил, но всем стало ясно – оркестру быть. Музыканты стали получать дополнительно горячие обеды.

Слайд 14,15

В воскресенье, 9 августа 1942 года, состоялась незабываемая премьера. Зал был полон – очереди за билетами были длиннее, чем в булочные. Все восемьдесят минут пока в зале Ленинградской филармонии звучала музыка, не объявляли воздушной тревоги.

- Почему это стало возможным, можно ответить стихотворением Николая Савкова, участника тех событий. Он написал стихи о “людях города-фронта” слушающих музыку Шостаковича.

Слайд 16

И не знали они,

что когда в знак начала

Дирижёрская палочка поднялась-

Над краем передним

как гром, величаво

Другая симфония раздалась:

Симфония

наших гвардейских пушек,

Чтоб враг по городу

бить не стал,

Чтоб город

Седьмую симфонию слушал!

И в зале – шквал,

и на фронте – шквал…

Слайд 17

3 уч-ся: В течение всего дня артиллерия вела ожесточённый обстрел вражеских батарей, буквально не давая немцам поднять головы. Операцией “Шквал” называлась операция артиллеристов. А артиллеристы её ещё называли – “Артиллерийская симфония”.

Слайд 18

До мельчайших деталей была разработана партитура огненной “симфонии”. В течение июля проводилось уточнение координат фашистских батарей, наблюдательных пунктов, узлов связи, штабов, дополнительно завозились снаряды.

У. Мы сегодня познакомимся с первой частью симфонии, которая рисует непосредственное столкновение двух сил – войны и мира и построена в сонатной форме.


- Что такое сонатная форма?

Уч-ся: Сонатная форма состоит из 3 разделов: экспозиции, разработки, репризы, которые обрамляются вступлением и кодой. Сонатная форма основана на контрасте основных тем экспозиции - главной и побочной.


У. - Схватку советского народа с фашизмом Шостакович раскрыл как борьбу двух миров: мира и войны, добра и зла. Картины мира и войны возникают и развёртываются в симфонии по законам остро конфликтной драматургии.

Вспомним 2 темы экспозиции – главная тема и побочная.

Слушание экспозиции


У. Какой образ рисует главная тема? Каков её характер?


Уч-ся: Музыка героическая и величественная, энергичная, маршеобразная, мужественная звучит у струнных, рисует образ героического народа.


У. - Какая по характеру побочная партия?

Уч-ся: Мелодия лирическая, певучая, светлая, тихая, плавная, спокойная. Мелодия у скрипок, а фон - альты и виолончели. Это показ мирной жизни нашего народа.


У. - В чем особенность построения экспозиции?

Уч-ся: Особенность построения экспозиции заключается в том, что хотя главная и побочная партии контрастны, но нет противопоставления их. Они , дополняя друг друга, рисуют образ Родины.

У. – А что следует за экспозицией в сонатной форме?

Уч-ся: Разработка.

У. Разработки нет, так как нет противопоставления тем в экспозиции. Что появляется вместо разработки?

Уч-ся: Дальше идёт тема фашистского нашествия.

Звучит тема фашистского нашествия (видео)


Звук.

Лёгкий далёкий звук,

Вдруг

Переходящий в стук,

Мягкий игривый стук,

Вдруг

Переходящий в шаг,

Мерный тяжёлый шаг,

Вдруг

Шумом сплошным в ушах

За каблуком каблук

Тысяч чужых сапог

Тысячью страшных мук

Через родной порог,

Жизнь обращая в прах -

ВРАГ! (Из поэмы Л.Болеславского «Шостакович»


У. В какой форме написан эпизод нашествия?

Уч-ся: В форме вариации.

У. А что это за форма?

Уч-ся: Где главная тема повторяется несколько раз и каждый раз с изменениями. Тема вариаций звучит 11 раз. Музыка изображает надвигающуюся вражескую лавину.

У. Что противостоит теме нашествия?

Уч-ся: “Тема сопротивления” противостоит теме нашествия и строится на интонациях главной и побочной партий. Образу фашистов противостоит образ Родины.

У. - Какой следующий раздел в сонатной форме?

Уч-ся: Реприза

У. - В чём необычность построения репризы?

Уч-ся: Музыка изменилась, она передает скорбь, страдание и в тоже время протест против зла. Звучит как реквием павшим, но не побежденным героям.

У. -Чем завершается 1 часть симфонии?

Уч-ся: Первая часть завершается кодой.

У. - Какой образ рисует музыка?

Уч-ся: Тема главной партии звучит тихо, певуче у скрипок, как воспоминание и мечта о мире.

У.- Когда смолк последний аккорд, в зале наступила тишина. И в этой тишине подбежала к эстраде совсем ещё молодая девушка с огромным букетом цветов. Она протянула его Карлу Ильичу Элиасбергу, дирижёру оркестра.

Исполнение симфонии в такое трудное время было свидетельством огромного мужества и патриотизма ленинградцев. После исполнения зарубежные дирижёры наперебой просили прислать им партитуру. Только за период с 1942 по 1943 год симфония была исполнена только в Америке 62 раза. А один из видных американских критиков писал: «Какой дьявол может победить народ, способный создавать музыку, подобную этой».


А американский дирижёр С Кнусевицкий сказал: «Моё глубокое убеждение, что со времени Бетховена ещё не было композитора, который мог бы с такой силой внушения разговаривать с массами”.


У. Тяжёлой и страшной была война. Сколько страданий она принесла нашему народу, сколько человеческих жизней унесла, сколько симфоний не дописано, сколько песен не допето. Давайте помнить тех, кто «мечом и песней» сражался за нашу Родину. Споём песню

Слайд 19

«Баллада о солдате» - исполнение

У. Ребята, а как вы считаете, нашей Республики, нашего Городовиковского района война коснулась?

Уч-ся: (Фашисты находились на территории нашего района со 2 августа 1942 года по 21 января 1943 года). Грабили население, уничтожали здания, сожгли богатейшую библиотеку сельскохозяйственного техникума, угнали в рабство 354 жителя нашего района.

У. - Война коснулась всех и каждого человека. И сегодня нет такой семьи, чьи деды и прадеды не были бы на той войне. Отважно сражались с фашистами и наши земляки. За мужество, героизм и военное мастерство, проявленные на фронтах Великой Отечественной войны, несколько тысяч бойцов, командиров нашей республики были награждены боевыми орденами и медалями Союза ССР. 23 из них удостоены высокого звания Героя Советского Союза.


У.- Ребята, сколько воинов нашего района получили высокое звание Героя Советского Союза?

Слайд 20

Уч-ся: ( 4 – Г.М. Лазарев, Ф.Г. Попов, Б.М. Хечиев, И.Е. Зигуненко).

У. В память о всех погибших воинах давайте исполним ещё одну песню

Слайд 21-24

Сл. Р.Гамзатова муз. Я.Френкеля «Журавли» - исполнение

У.М.: - Наш урок приближается к окончанию. Мне бы хотелось узнать, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

Уч-ся: (Меня потрясли слайды Бухенвальда. Я теперь понимаю, что такое фашизм и сколько крови пришлось пролить, чтобы победить это зло).

(Я восхищаюсь симфонией Шостаковича. Она мне очень понравилась.)

(Мы должны помнить о тех, кто защищал нашу землю и отдал жизнь за наше будущее.)


У.Наш урок мы начали с песни «Бухенвальдский набат». Вспомните, какими словами заканчивается песня?

Уч-ся: Люди мира, будьте зорче втрое,
Берегите мир, берегите мир!
Берегите,
Берегите,
Берегите мир!

Слайд25

У. Мир-это утро, полное света и надежды.

Мир – это цветущие сады и колосящиеся нивы.

Мир – это гул тракторов и комбайнов.

Мир – это школьный звонок, это школа, в окнах которой голубое небо и яркое солнце.

Мир – это жизнь.

Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.
Пускай во всем, чем жизнь полна,
Во всем, что сердцу мило,
Нам будет памятка дана
О том, что в мире было.
Затем, чтоб этого забыть
Не смели поколенья.
Затем, чтоб нам счастливей быть,
А счастье — не в забвенье!

У. – Нам нельзя забывать ту войну и ту музыку, которая родилась в годы войны. Музыку, которая звучала, когда гремели пушки. Музыку, которая помогала нашим солдатам идти тяжёлыми фронтовыми дорогами. . Музыку, которая пела сотнями струн – Победа придёт! Потому что не может не победить страна, где люди идут в бой с песней в сердце, где созданы могучие симфонии, потрясающие мир!

И в завершение урока исполним песню

«Служить России».



















































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Урок музыки в 7 классе "Я знаю над собой симфоний власть"

Автор: Зубко Людмила Васильевна

Дата: 22.04.2015

Номер свидетельства: 204777

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Презентация к уроку музыки в 7 классе "Я знаю над собой симфоний власть" "
    ["seo_title"] => string(76) "priezientatsiia-k-uroku-muzyki-v-7-klassie-ia-znaiu-nad-soboi-simfonii-vlast"
    ["file_id"] => string(6) "204784"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1429723178"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства