Урок музыки в 4 классе "Музыкуальные инструменты России"
Урок музыки в 4 классе "Музыкуальные инструменты России"
Урок посвящен изучению народных музыкальных инструментов России, показывает их самобытность и место в жизни русского человека, знакомит с приёмами исполнительского развития в народной музыке, дети учатся различать тембры музыкальных инструментов и запоминать их названия, откликаться на изменение характера музыки и средств музыкальной выразительности различными приемами игры на музыкальных инструментах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок музыки в 4 классе "Музыкуальные инструменты России" »
Урок по музыке для 4 класса по теме:
«Музыкальные инструменты России»
Цель урока: Ввести детей в мир народных музыкальных инструментов России, показать их самобытность и место в жизни русского человека, познакомить с приёмами исполнительского развития в народной музыке. Задачи: Обучающие: 1.Учить различать тембры музыкальных инструментов, запоминать их названия. 2.Обучать навыкам исполнения музык и по несложным оркестровым партитурам используя музыкальные инструменты (ложки, трещотка, свирели, рожок). 3.Откликаться на изменение характера музыки и средств музыкальной выразительности различными приёмами игры на музыкальных инструментах. Развивающие: 1. Развивать у детей тембровый и ритмический слух, исполнительское мастерство. 2. Развивать у учащихся осознание значимости коллективного исполнения музыки, при этом, не умаляя значения личного вклада каждого исполнителя. 3. Развивать их логическое мышление, память, умение работать в группе и индивидуально. Воспитательные: 1.Через народное устное творчество (сказку), формировать интерес к русской музыкальной культуре. 2. Воспитывать любовь и уважение к традициям и истории своей страны.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Используемые учебники и учебные пособия: Учебник «Музыка» для 4 класса авторы: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.- М.: изд-во «Просвещение», 2011.
Используемая методическая литература: Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М.: Владос, 2000; Ивановский Ю.А. Занимательная музыка. Ростов н/Д, Феникс, 2005; Шорникова М. Музыкальная литература. Ростов н/Д, Феникс, 2005.
Используемое оборудование: Мультимедийное оборудование с проектором, компьютер, музыкальные инструменты (ложки, трещотка, свирели, рожок).
1. Организационный. Вход детей под музыку «Полянка» в исполнении оркестра русских народных инструментов. 2. Актуализация знаний. У.: Дорогие ребята! В начале нашего урока вы услышали русскую народную музыку. Русский народ – самый талантливый в мире. Сколько красивых песен сочинили русские люди, сколько придумали и смастерили музыкальных инструментов, а сколько волшебных русских сказок знаем мы с вами! Сегодняшний урок мы с вами проведем с музыкальной сказкой, герои которой будут не совсем обычные - это музыкальные инструменты. У.: Называется она так: «Сказка про то, как умные и полезные вещи стали музыкальными инструментами ». Эта сказка поможет нам в изучении темы нашего урока: «Музыкальные инструменты России». На нашем уроке вы не только услышите сказку, но и познакомитесь с названиями народных музыкальных инструментов, услышите их голоса, а также научитесь играть на них.
3.Объяснение нового материала.
У.: Прежде чем начать рассказывать сказку, давайте разделимся на 3 команды. Назовем мы наши команды названиями тех инструментов, с которыми сегодня познакомимся.1 - «Ложки», им мы раздадим ложки, 2- «Рубель и трещотки», им тоже в руки дадим их инструмент, и 3- «Рожок», они получают его в свою команду. Я рассказываю сказку ,а вы слушаете и соревнуетесь.
1 Конкурс называется «Сообщение» -домашняя заготовка.( Команды заранее готовят сообщение о скоморохах, о гуслях и о балалайке.)
2 Конкурс капитанов называется «Артист» (Выбираются капитаны, им сразу же дается задание: во время сказки нужно вовремя вставить фразы, которые написаны на листках. Задача, как можно артистичней произнести их и в нужное время. Поэтому каждая команда внимательно слушает сказку. Команды получают несколько строчек ,написанных на листке(деление по рядам).
3 Конкурс «Оркестровая партитура» 4 Конкурс «Вариация»
Оцениваться конкурсы будут смайликами. Какая команда наберет больше всех улыбающихся смайликов, та и выиграла.
У.: Итак… сказка начинается. Давно это было. Жили - поживали себе в небольшой деревушке в деревянной избушке умные и полезные вещи: ложки деревянные, рубель, трещотка и рожок. Жили они в большой дружной семье. С раннего утра и до позднего вечера умные и полезные вещи трудились, не покладая рук вместе со своими хозяевами. Деревянные ложки варили на кухне щи да кашу, а потом кормили всю семью вкусным обедом. Рубель - помогал хозяйке дома стирать и гладить бельё, чтобы все в семье были чистыми и опрятными. Рожок – вместе с хозяином дома ранним утром выгонял стадо коров и овец на луг, а вечером, своим громким голосом созывал всё стадо домой. Трещотка – охраняла сады и огороды от непрошенных птиц, чтобы они не испортили урожай плодов и ягод. Так и жили они все вместе до поры до времени. Примечание: во время рассказа учитель показывает эти музыкальные шумовые инструменты и знакомит обучающихся с их тембрами (голосами). У.: Однажды в той деревушке появились скоморохи. А вы знаете кто такие скоморохи? (Сообщение команды)1 команда.
Так в старинные времена на Руси называли бродячих артистов, певцов и музыкантов. Скоморохи шли по улице с весёлой песней. Вся деревня собралась, чтобы посмотреть на весёлое представление скоморохов. У.: В руках скоморохов пели, звенели, бренчали и играли музыкальные инструменты. Были среди них гусли и балалайка.
А вы знаете что это за инструменты?
Сообщения-справки детей (краткий рассказ об этих народных инструментах) 2 и 3 команды. У.: Умные и полезные вещи остались дома, но и до них, доносились звуки задорной музыки и весёлые песни скоморохов, потешавших народ. Вскоре наступил вечер, и скоморохи попросились переночевать к хозяевам той самой избушки, в которой жили умные и полезные вещи. После ужина, когда гости и хозяева уснули, вещи решили поговорить с музыкальными инструментами. (Конкурс капитанов)
1 команда «Ложки» «Как вам живётся у своих хозяев скоморохов?» - спросили деревянные ложки у музыкальных инструментов. У.:«Весело живётся», - ответила балалайка, весёлая болтунья. «Везде бываем, песней звонкой народ потешаем». 2 команда «Трещотка и рубель» «А мы, никогда дальше своей деревни не бывали», - отозвались трещотка и рубель. У.: Тут в разговор вступили гусли. «За песни да за пляски весёлые любят нас на Руси. Везде встречают, да привечают. Мы, своей музыкой, людям радость приносим!».
3 команда «Рожок» «Ой!», - воскликнул рожок. «Как бы и нам, хотелось тоже всем людямрадость приносить».
У.: «Так давайте вместе с нами по белу свету путешествовать. Вместе, у нас ещё веселей да лучше музыка звучать станет» - пропели гусли и балалайка. Так и решили умные и полезные вещи стать музыкальными инструментами, чтобы не только пользу людям приносить, но и радость им дарить. С тех самых пор, путешествуют они вместе большой дружной семьёй. И семья их стала называться – оркестром русских народных музыкальных инструментов. Давно уже нет на свете ни той деревушки, ни деревянной избушки, ни скоморохов, а музыка в исполнении русских народных инструментов продолжает звучать и приносить радость всем, кто её слышит. А вы, ребята, слышали голоса музыкальных инструментов в оркестре? (Ответы детей).
У.: А сказка наша продолжается. Не сразу научились музыкальным премудростям в оркестре рубель, ложки, трещотка и рожок. Узнали они, что все инструменты разговаривают между собой на особом языке. А называется тот язык – оркестровая партитура.
Следующий конкурс «Оркестровая партитура».
У.:Если, музыкальный инструмент не научится разговаривать и понимать этот язык, то музыка не получится красивой и ладной. Мы можем с вами сами в этом убедиться! Будем сами исполнять народную музыку.
У.: Попробуйте поиграть на своих инструментах. Прислушайтесь, как звучат их голоса. (Дети играют сначала одним инструментом (по командам), затем все одновременно) У.:У каждого инструмента в оркестре своя мелодия. Если музыкант будет играть по оркестровой партитуре свою мелодию точно, то он не будет мешать остальным музыкантам. Соединяясь вместе, все мелодии создадут в музыке красоту и созвучие. Посмотрите, как выглядит партитура в записи. Примечание:учитель поясняет ученикам особенности записи музыки в партитуре на примере русской народной песни «Василек». Разучивает с ребятами ритмический аккомпанемент: сначала отдельно с каждым « музыкантом», а затем, со всеми вместе. 4. Игра на музыкальных шумовых инструментах по ритмической партитуре. Примечание: используется запись р.н.п. «Василек» в исполнении оркестра русских народных инструментов. В исполнении музыки участвуют ученики, играющие на ложках, свирели, рожке, трещотках. У.: Музыканты - народ творческий. Каждый раз, исполняя музыкальную мелодию, они старались немного изменить её, добавив в неё новые музыкальные краски. Для этого они использовали голоса ранее не звучавших инструментов, изменяли ритмическое сопровождение мелодии, исполнял её в разных регистрах. Давайте и мы, попробуем исполнить нашу мелодию ещё раз, но по-другому, внеся в неё изменения. У.:Такое повторное исполнение мелодии с изменениями в музыке, называется - вариацией. Следующий конкурс« Вариация » Примечание: р.н.п. «Василек» исполняется ещё раз с изменениями. 5.Рефлексия. Закрепление полученных знаний. У.: Ребята! Вы сегодня познакомились с русскими народными музыкальными инструментами. Узнали историю их появления и значения в жизни человека, услышали их голоса, научились играть на них с использованием оркестровой партитуры. А теперь, я предлагаю вам вспомнить, как называются музыкальные инструменты, о которых мы с вами говорили на уроке.
У.: Какие бы вопросы вы хотели задать друг другу по теме урока? (Каждая команда придумывает вопрос по пройденной на уроке теме и задает его другой). Проверкой для вас станет музыкальное лото-загадка. На ваших партах лежит набор картинок с изображением русских народных музыкальных инструментов. На экране появятся загадки о них, а вы отвечайте поднятием картинки-ответа на эти загадки. Примечание: Участвуют все команды.
6.Заключительный этап.
У.: Наш сказочный урок подошёл к своему завершению. У нас у команд одинаковое количество смайликов, а это значит победила дружба, но ведь и не могло быть иначе, т.к. сказки хорошо заканчиваются. Сказка сегодня была весь урок с нами. Она рассказывала нам об оркестре русских народных музыкальных инструментов, учила понимать особый язык музыкальных инструментов – оркестровую партитуру. Сказка помогла вам в соревновании, научила исполнять музыку по-разному, с вариациями, т.е. каждый раз добавляя нечто новое в её звучание. С помощью сказки вы научились слушать и понимать музыку, быть внимательнее и добрее по отношению друг к другу, и мне кажется, что мы должны сказать сказке сегодня «спасибо» за то, что она нас многому научила. А что может быть лучше, чем песня в вашем исполнении? Исполняется песня «Свирель да рожок» У.:Спасибо всем ребятам за замечательное исполнение песни. За урок ставлю всем пятерки. Домашнее задание: нарисовать любой русский народный инструмент. Наш урок окончен. До новых встреч со сказкой! Примечание: Дети выходят из класса под музыку в исполнении оркестра русских народных инструментов.