kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок музыки в 3 классе "Опера "Снегурочка". Полна чудес могучая природа".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование у учащихся представления о связи музыки с природой,

правдивого её отображения в музыкальных произведениях.

 Задачи:

          Дидактическая – раскрыть возможности музыки, передать изобразительными интонациями голоса птиц, шум бегущих ручьев, раскаты грома, звуки природы и ее очарования на примере оперы «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова, песни о природе.

          Развивающая - развивать логическое мышление, навык элементарного анализа музыкального произведения.

          Воспитательная – воспитание патриотизма, самосознания, музыкального вкуса, культуры слушания музыки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок музыки в 3 классе "Опера "Снегурочка". Полна чудес могучая природа". »

                                                                 

Тема: Опера «Снегурочка». Полна чудес могучая природа.

Класс: 3 класс


Цель: формирование у учащихся представления о связи музыки с природой,

правдивого её отображения в музыкальных произведениях.

 Задачи:

          Дидактическая – раскрыть возможности музыки, передать изобразительными интонациями голоса птиц, шум бегущих ручьев, раскаты грома, звуки природы и ее очарования на примере оперы «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова, песни о природе.

          Развивающая - развивать логическое мышление, навык элементарного анализа музыкального произведения.

          Воспитательная – воспитание патриотизма, самосознания, музыкального вкуса, культуры слушания музыки.

 

                                                  Ход урока

1. Организационный этап.

На этом уроке мы познакомимся с музыкой, рисующей картины природы.

Музыка часто вызывает в нашем воображении разные картины природы.

Природа и искусство  неразделимы одно от другого, потому что природа с детства и навсегда входит в жизнь каждого человека.

 

2. Начало урока.

                               Природа вошла в русское искусство так, как входит она

                               в нашу жизнь. Без природы искусство задохнулось бы,  

                               как мы сами задыхаемся, когда подолгу бываем от

                               природы  оторваны.

                                                                                 Д.Кабалевский

Вспомните музыку, изображавшую картины природы.

(Э.Григ «Утро», «Заход солнца» и др.)

 

3.Актуализация знаний.

Среди всех русских композиторов никто так не любил природу, никто так хорошо не знал и не чувствовал её, никто не умел так изумительно передать её красоту в музыке, как Николай Андреевич Римский-Корсаков.

 

 

4. Изучение нового материала.

Рассказ о творчестве композитора Н.А.Римского-Корсакова (1844-1908)..

Еще мальчиком, полюбив море, Римский-Корсаков поступает учиться в Морской корпус, по окончании которого совершает кругосветное плавание, ставшее источником творческой фантазии на многие годы.

 Сблизившись с М.А. Балакиревым – профессиональным композитором, современником Н.А.Римского-Корсакова, молодой офицер овладевает основами композиторского мастерства, входит в кружок «Могучая кучка».

Римский-Корсаков – создатель15 опер (9 написаны на сказочный сюжет), очень разнообразных по содержанию: «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Кащей бессмертный», «Золотой петушок», «Снегурочка», «Царская невеста» и другие.

 Из других сочинений наибольшую художественную ценность представляют романсы (всего 79). Римский – Корсаков в музыке выразил веру в торжество добра и красоты.

На нашем уроке речь пойдёт об опере «Снегурочка».

 Сам автор оперы вспоминал о ней так: «Не было для меня на свете лучшего сюжета, чем «Снегурочка». Ни одно сочинение до сих пор не давалось мне с такой лёгкостью и скоростью, как «Снегурочка». Всего два с половиной месяца потребовалось композитору для написания этой оперы.

«Это именно весенняя сказка – со всей красотой, поэзией весны, всей теплотой, всем благоуханием», - писал об опере композитор А.П. Бородин

 А сейчас познакомимся с сюжетом оперы «Снегурочка». У вас на столах лежат карточки, каждый читает отрывок, а затем рассказывает всем остальным.
     Действие оперы происходит в выдуманном царстве берендеев, где господствует только добро и справедливость. Сказочные персонажи оперы – царь Берендей. Купава, Лель, Мизгирь, Снегурочка, Весна, Мороз и другие  - наделены человеческими чертами.      Итак, назовите главных героев оперы - Снегурочка, Лель, Купава, Мизгирь. Сегодня мы познакомимся с музыкальной характеристикой двух персонажей – Снегурочки и Леля.
Снегурочка – она какая?

- Как вы думаете, какими музыкальными средствами композитор нарисовал ее?

Образ Снегурочки сложен и интересен тем, что здесь реальность переплетается со сказкой.

 Перед тем как познакомиться с арией Снегурочки, необходимо вспомнить, что такое ария?

(Ария – песенная музыка, выражающая мысли и чувства действующего лица оперного спектакля).

Учитель предлагает учащимся попытаться представить музыку арии Снегурочки

- Какой должен быть характер этой музыки?

- Какому голосу следует поручить исполнение?

- Каким по характеру должно быть звучание инструментов?

 - Послушайте Арию Снегурочки из оперы «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова.

 - О чем поет Снегурочка? Что манит её к людям?

(Людские песни, человеческие радости).

 - И вот слушает она «людские песни», пытается войти в человеческую жизнь.

В песне пастушка Леля слышит она  призыв к веселой, счастливой, незнакомой ей жизни и идёт навстречу этой жизни.

 Слушание и анализ «Песня Леля». 

- Музыка выразительная или изобразительная? (изобразительная).

- В какой форме построена песня Леля? (куплетно-вариационная форма).

- Какой деревянный духовой инструмент подражает наигрышу  пастушьего рожка? (кларнет).

- Какой инструмент изображает раскат грома? (литавры).

Звучание скрипок – пиццикато (дождь).

-  В песне Леля удивительным образом сочетается простота с огромным музыкальным богатством.

- Как вы думаете, почему Римский-Корсаков написал песню для Леля, а для Снегурочки – арию объясните свой ответ.

 (Так как Лель – пастух, из народа, то и жанр для его изображения используется простой, народный – песня, а Снегурочка – сложный, сказочный персонаж, она отличается от деревенских девушек, поэтому и для ее характеристики используется более сложный жанр – ария).

- Как вы думаете, чего лишилась бы русская музыка, если бы Римский-Корсаков так и остался моряком?
(Лишилась бы сказочности, выразительности, красоты).
Но мы-то с вами понимаем, почему море так манило его. Наверное, каждый, кто хоть раз побывал на море, не может его забыть, а тот, кто не был – всю жизнь мечтает о нем. Я предлагаю спеть песню о море.

5. Разучивание песни (по выбору учителя)

6. Контроль знаний.

Вымышленное царство берендеев – это воплощение народной мечты о справедливости, свободной, радостной и прекрасной жизни. Добро и красота, верность естественным законам природы – вот основа жизни берендеев. И правда «Снегурочки» заключается в торжестве законов жизни, в прославлении могучей природы – источника жизни люби, в прославлении народного искусства

7. Рефлексия.

Музыка, звучащая на уроке, красива, потому что рассказывает нам о красоте природы, а, следовательно, и о красоте жизни.

 8. Домашнее задание.  




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок музыки в 3 классе "Опера "Снегурочка". Полна чудес могучая природа".

Автор: Васильева Ольга Васильевна

Дата: 23.08.2015

Номер свидетельства: 226453


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства