ГКОУ « Урюпинская школа –интернат для детей сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей имени генерал –лейтенанта С.И.Горшкова»
Методическая разработка
урока музыки для учащихся 7 класса
Выполнила:
Куракина Татьяна Петровна,
учитель музыки 1 квалификационной категории.
Урюпинск 2014г.
Тема урока: «Противоборство музыкальных образов в одном
произведении»
Тип урока: Углубление знаний.
Программа: «Музыка» В. О. Усачева, Л.В. Школяр (Образовательная система «Начальная школа 21 века»)
Цель урока: показать, основной конфликт и основную идею произведения.
Проектируемые результаты (по уровням):Базовый –научатся слушать, анализировать музыку, определяя в чем столкновение музыкальных образов. Повышенный:- определять на слух главную партию, побочную партию ,коду.
Музыкальный материал: Л.Бетховен .Увертюра «Эгмонт», «Кино идет» .
Дидактические средства:- презентация на тему : «Л.Бетховен. Увертюра «Эгмонт».
Сценарий урока ( по этапам)
1 этап урока. Вступление. Самоопределение деятельности.
Задача этапа: Включить учащихся в учебную деятельность.
Организовать деятельность учащихся для определения темы
Урока.
У: Ребята, на наших уроках мы всегда говорим о чем? Слушаем что?
Д: Говорим о музыке, слушаем музыку.
У: Верно. Ну и прежде, чем говорить о музыке, давайте вспомним:
-Что такое музыка?
-(музыка-это сама жизнь, которая подвластна законам жизни. существует, развивается и воздействует на людей).
-Что мы слушали на прошлом уроке?
Д: Л. Бетховен «Эгмонт»
У: О чем рассказывает композитор в увертюре «Эгмонт»?
_Назовите главных героев этой увертюры?
Д: Эгмонт, нидерландский народ, испанские завоеватели.
У: Верно.
Чтобы разобраться в драматургии увертюры «Эгмонт», давайте вспомним музыкальный словарь:
Ритм, динамика, темп-это……………………………………………………………
Пользуясь богатейшими возможностями………………………,композитор создает………………,в который вкладывает…………………………………..
Стоклновение музыкальных образов- это…………………………………
Верно, и коли муз.драматургия –это столкновение (а в сегодняшнем случае противоборство),музыкальных образов ,то как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить?
Д: о противоборстве музыкальных образов в одном произведении.
У: Правильно. Тема нашего урока так и звучит: «Противоборство музыкальных образов в одном произведении» ,и цель нашего урока увидеть ЭТОт на примере уже знакомого нам произведения «Эгмонт» Л.Бетховена.
Поэтому какие мы ставим перед собой задачи?
Д:
1)Выделить музыкальные образы?
2)Охарактеризовать музыкальные образы
3)Сравнить: в чем их противоборство?
2 этап урока: Экспозиция. Формулировка проблемы
Задачи: В чем заключается драматургия произведения «Эгмонт»
Познавательные УД: постановка и формулировка проблемы.
У: Ребята, давайте прослушаем проанализируем 1 –ю тему
Слушание:
У: Что вы слышите в этой музыке?
Слушание: (звучит образ испанского владычества. Аккордовое изложение, темп медленный, напоминает испанский танец-шествие –сарабанду)
-О чем своей музыкой рассказывает композитор?
Д: об испанских завоевателях. Мощное оркестровое звучание, медленный темп, говорят о силе, мощи .
У: Какой музыкальный образ заложен в этой теме? 1.(образ испанского завоевателя)
2)А теперь в следующем фрагменте определите музыкальный образ.
Слушание: (звучит 2.образ нидерландского народа. Что мы слышим? Стонущие интонации, интонации вздохов.
У: Какой музыкальный образ вы слышите в этой музыке?2. (образ нидерландского, угнетенного народа)Почему? Что этим хотел сказать Бетховен? (Композитор дает понять- угнетенный народ собирает силы и от стонов переходит к борьбе)
Слушание:
В чем заключается драматургия этого произведения?
Вывод учащиеся делают сами: «Драматургия заключена в остром столкновении двух образов».
2.повторное слушание увертюры.
3 этап: Разработка. Кульминация. Решение учебной задачи.
Задача: зафиксировать новые понятия.
Познавательные УД: извлечение из музыкального произведения необходимой информации.
И так, мы усвоили, что музыкальная драматургия-это столкновение –противоборство музыкальных образов, образующих динамику музыкального звучания.
2. У: Ребята, а в современной музыке тоже прослеживается музыкальная драматургия. И когда мы поем и слушаем эту музыку ,мы порой об этом даже не задумываемся…..
Давайте споем песню «Кино идет….», и определим какие здесь прослеживаются музыкальные образы, и в чем их противоборство?
Исполнение: (текст на экране)
-Ребята, изменилось и настроение в запеве и припеве?
Д: В куплете темп медленный, маршевый, характер строгий, трагичный. Запечатлен образ войны ..А с чем у вас ассоциируется образ войны?(ветеран,воин,……….плач.крик,взрывы…) А в припеве характер мелодичный ,лиричный, плавный, мы слышим образ воспоминания. А с чем он у вас ассоциируется? ( с современниками….с такими же мальчишками и девчонками как вы……)
У:Так в чем же заключается драматургия в песне «Кино идет»?
Д: Музыкальная драматургия песни «Кино идет…» в противоборстве образов войны и воспоминания.
У: А сейчас проанализировав муз.драматургию песни ,давайте споем ее в характере .
Исполнение с презентацией.
4 этап .Рефлексия.
Задача этапа: зафиксировать изученное на уроке, исполнение и анализ вокального материала; обсудить собственную деятельность на уроке; записать домашнее задание.
И так, ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке?
-Какой сюжет увертюры «Эгмонт»?
-В чем драматургия «Эгмонт»? (в столкновении двух образов)-
-Какие чувства вызвала у вас эта музыка?
-какой вид работы вам больше понравился?
-Оценки.( Оценочный лист? Или просто устно сказать оценки????)
Домашнее задание: Нарисовать один и запомнившихся музыкальных образов.