kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок музыки 4 класс. Празднование праздников " Масленица" и "Цаган Сар"

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Вызвать осознанное отношение к праздникам  – «Масленица» « Цаган Сар»; выявить связь с жизнью.
  • Развивать способности «внутреннего слуха», т.е. способность «внутри себя» мысленно услышать то, что в данный момент не слышим, и «внутреннего зрения», т.е. способность «внутри себя»» мысленно увидеть то, что в данный момент не видим (всматриваясь в произведения изобразительного искусства, мы можем внутренним слухом «услышать» ту или иную музыку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок музыки 4 класс. Празднование праздников " Масленица" и "Цаган Сар" »

Урок музыки 4 класс

Тема : Музыка моего народа

с использованием ИКТ

разработан на основе программы «Музыка» (автор Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева)



Цели:

  • Вызвать осознанное отношение к праздникам – «Масленица» « Цаган Сар»; выявить связь с жизнью.

  • Развивать способности «внутреннего слуха», т.е. способность «внутри себя» мысленно услышать то, что в данный момент не слышим, и «внутреннего зрения», т.е. способность «внутри себя»» мысленно увидеть то, что в данный момент не видим (всматриваясь в произведения изобразительного искусства, мы можем внутренним слухом «услышать» ту или иную музыку.

Задачи:

  1. Знакомство с историей возникновения праздника – Масленица и Цаган Сар;

  2. Погружение детей в атмосферу праздничных гуляний с помощью различных видов искусства:

  • музыки (П.И. Чайковский «Времена года. Февраль»). РНП « А мы масленицу провожаем», КНП « Цаган Сар»

  • поэзии (А. Сокерин «Февраль»)

  • живописи (Б. Кустодиев «Масленица»)

  1. Развивать эстетическое чувство на примере высокохудожественных произведений искусства; развивать творческие способности, воображение, память.

  2. Воспитывать уважение к традициям своего народа.

Оборудование: Магнитофон, репродукция картины Б. Кустодиева «Масленица», произведение П.И. Чайковского «Времена года. Февраль», А. Сокерин, сборник стихов.





Ход урока

I. Организационный момент.

Звучит музыка.

Приветствие учащихся. Я рада всех видеть на этом уроке в эти последние зимние дни.



II. Основная тема урока.

Слово учителя: Зима подошла к концу, но, несмотря на это она нам подарила различные праздники. Назовите их?

(Новый год, Рождество, Святки, Старый Новый год, Крещение Руси, Татьянин день, День святого Валентина, 23 февраля – День защитников Отечества, масленица , Цаган Сар).

– Посмотрите, сколько праздников!

Несмотря на то, что они следуют друг за другом смысл каждого, традиции проведения и значение разные.

На сегодняшнем уроке, мы познакомимся с очень большими и веселыми праздниками, которые отмечаются почти в одно и то же время, и узнаем какое значение они имеют в жизни человека. А о каких праздниках сегодня пойдет речь, я думаю, вы все без труда догадаетесь из стихотворения тобольского поэта А. Сокерина «Февраль»

Февраль. Свирепо свищут вьюги,
Сугробы снежные растут,
Но очень скоро, ветры с юга
Весну на крыльях принесут.

Он переменчивым бывает,
Он – ветродуй и зимобор,
Ветрами зиму выдувает
И с ней ведет упрямо спор.

Он бокогрей. С утра морозит,
А в полдень пригревает бок,
Февраль весну уже ворожит,
Февраль – зимы последний срок.

У крыш, хрустальной бахромою,
Сосульки длинные висят,
Прощаясь с матушкой – зимою,
Синички радостно свистят.

И воробьи повеселели,
Уже чирикают смелей,
А на пригорке, возле ели,
Снег зимний стаял до корней.

И оживились в стаях галки,
Уже недолго до весны,
В домах проворные хозяйки,
Пекут на масленку блины.

- « Масленица» и « Цаган Сар».

- До прихода этих праздников мы должны разучить с вами песни посвященные этим праздникам. Но сначала давайте послушаем . как отмечаются эти праздники.

(Слайд 1)

Масленица – самый любимый, весёлый и разгульный праздник, так как длился целую неделю. Целую неделю народ провожает надоевшую зиму, ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, песни, пляски.

Возник он в глубокой древности. Начиналась масленица за неделю перед Великим постом или за 7 недель до Пасхи.

Это последняя неделя перед постом, когда можно есть молоко, яйца, сыр. Всё же главное угощение – блины, круглые, румяные, горячие символизируют солнце, которое восходит всё раньше и раньше, удлиняя день, приближая весну и лето. На наших столах блины, а в центральной России помимо блинов, использовали и другие символы солнца – горящие колеса, спускаемые с гор.

Также из соломы мастерили чучело масленицы. Соломенное чучело, олицетворяющее злую, суровую, подчас голодную для многих крестьянских семей зиму везли на окраину села, пели, плясали вокруг него, блинами закликали на двор весну-красну, а в конце праздника чучело Зимы- масленицы сжигали на костре. Но перед сжиганием припоминали, что зима принесла не только морозы, метели, вьюги, простуды, но и различные зимние забавы: увлекательные катанья на лыжах и коньках, на сноубордах. Новогодние праздники, за елку, подарки, зимние каникулы. Поэтому зиму-масленицу хоть и провожали со двора, но с большим почетом и уважением. Называлась она в разных регионах по-разному: честная, широкая, веселая, объедуха, однако все же чаще – просто масленица или сырная неделя.

– Когда в этом году будет  Масленица?

(Слайд 2).

Каждый день масленицы имел своё название и значение: Сейчас об этом нам расскажут ваши одноклассники.

Звучит музыка.

1-й ученик: 1 день (понедельник) – Встреча масленицы.

(Слайд 3)

Понедельник (первый день) – «встреча масленицы». В этот день встречают масленицу, встречали масленицу всегда сытостью и довольством. Чем богаче масленицу праздновали, тем богаче год будет.

Изготавливали и наряжали куклу-чучело.

2-й ученик- 2 день (вторник) – Заигрыши.

(Слайд 4)

Второй день масляной недели назывался Заигрыши. Конечно, тут вспоминались все зимние игры и потехи, строились снежные и ледяные крепости. Родственники ходили, друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища.

– Я хочу показать вам одну из игр, которую использовали на масляной неделе) – Игра «Петушки».

3-й ученик- 3 день (среда) – Лакомка.

(Слайд 5)

-Но вот наступил третий день масляной недели. По мне, так он лучше всех. Одно название чего стоит – лакомка. Сколько услад готовилось по домам, не перечесть. За одним столом сто и двести разных блюд и закусок – и блины, и пироги, и вареники, и шанежки, и крендельки.

Но кто-то все же в этот радостный день был на особом счету. Кто же это? Зять. В этот день зятья (папы) приходят на блины к тёщам – маминым мамам. У милой тещи блины подаются с икрой, грибами, творогом, яйцами, луком. По поводу такого угощения гости нередко по-доброму шутили: Где блины, там и мы…

Учитель: – Ребята, а вы умеете печь блины?

– Кто знает, как пекут блины? (Ингредиенты).

На Руси каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов, и держала его в секрете. У меня от вас секретов нет, и в конце урока я всем подарю свой рецепт приготовления блинов.

– Кто не знает, тот узнает из песни «Блины».

Разучивание и исполнение песни «Блины»

4 – й ученик -4 день (четверг) – Разгул.

(Слайд 6)

Следующий день – самый пик праздника. С четверга масленичный разгул развертывался во всю ширь: с погремушками, с бубнами, балалайками, разгуливали по ярмарке ряженые. Всем миром, в качестве участников или активных заинтересованных зрителей, выходили на кулачные бои, спускали всю злость и ярость, накопившуюся за год.

Игра «Кулочки»

5й ученик- 5 день (пятница) – Тёщины вечеринки.

(Слайд 7)

-Вот и пришел пятый день – тещины вечеринки. Здесь, наоборот, зять тещу к себе приглашает, блинами угощает, да не просто так, а если будет приглашение, и чем сильнее зазывал зять тещу, тем больше оказывал ей почета и уважения.

6 й- ученик 6 день (суббота) – Золовкины посиделки.

(Слайд 8)

Суббота. Что делать, опять идти в гости? Увы. День так и назывался Золовкины посиделки. Кстати, золовок, т.е. сестер мужа могло быть много: пять или десять… Невестка приходит и дарит золовкам подарки.

7 й – ученик 7 день (воскресенье) – Проводы или прощеное воскресенье.

(Слайд 9)

Настало воскресенье или прощеный день. В этот день все люди просили друг у друга прощение за ранее нанесенные обиды и старались не держать в своем сердце никакого зла. К этому дню чучело из соломы и тряпок несли через всю деревню, а к вечеру всем миром сжигали чучело масленицы – символ холода и мрака, а пепел развеивали по полю, чтобы был хороший урожай.

В этот день заканчивается обжорство и веселье,

Учитель: Вот и перелистали мы все 7 листков короткого календаря. Прошла неделя. Отгуляла честная пятница. А завтра? Завтра первый день Великого поста.

Пришло время с Масленицей проститься
И друг другу повиниться
Все обиды и ссоры простить,
Чтоб красиво и честно зажить.

Мы продолжим с вами разучивание песни « Масленица»

- Давайте вспомним , о чем эта песня?

( о празднике, о встрече масленице)

Сейчас мы исполним с вами три куплета, которые вы уже знаете

( разучивание песни)

Учитель: У калмыков первый месяц весны назван по цвету молока» Белым месяцем». История праздника « Цаган Сар» захватывающая и оригинальная. Давайте послушаем с вами ребят, которые расскажут нам об этом.

1й- ученик- ведущий: В давние , давние времена . когда калмыки жили в степях к западу от Монголии, пришло на землю великое зло в виде ужасного демона мусса. Многие батыры сражались с великим злом, но Мусс был бессмертен. И кинули ойраты клич во все концы Джунгарии.

Ойраты: Кто победит злого мусса и принесет счастье народу.

Ведущий: Тогда появилась в одном из хотонов красавица Ноган дяреин Гегян.

Ноган: -Я перехитрю Мусса и убью его.

Ведущий Демон чудовище , увидев красавицу Ноган , влюбился в неё.

Мусс: О, прекрасная дева будь моей женой!

Ведущий: Стали они жить вместе, и через год родился у них ребенок Монгас. Ноган Дяркин сумела узнать, что душа находится в трех птицах и трех сундуках. Отыскав их, Ноган уничтожила мусса.

Окн Тенгри:- « Окон Ноган уничтожив Мусса ты не убила зло, оно теперь в его сыне Мангасе. Я убью его.

Ведущий : Долго билась Окн Тенгри с Мангасом не могла победить его. Тогда грозная богиня спросила её:

Окн: - « Ноган скажи, где его душа?»

Ноган : - Она в ямке между лопаток.

Ведущий: Победа Окн Тенгри свершилось над Мангасом. С тех пор в этот день наши предки стали праздновать как благополучный выход из зимы и начало весны.

1-й ученик: Раньше говорили. В этот день все, от молодо до велико должны были, как можно больше попробовать блюда из молока.

Учитель: Ну, вот ребята мы услышали очень интересную историю праздника, а сейчас давайте, исполним с вами песню « Цаган Сар» которую вы уже знаете.

( Исполнение песни « Цаган Сар»)

Обобщение: V. Итог урока.

Домашнее задание – рисунки к теме нашего урока, можете изобразить масленичные гуляния, блины, а кто-то и напишет свой рецепт приготовления блинов (я специально оставила место в классе для ваших работ место).

– Вам урок понравился?

– Ребята, вы меня очень порадовали на уроке. Большое спасибо.

Я приготовила вам подарки:

  1. Такие веселые смайлики, в виде солнышка. При выходе из класса оставьте свой смайлик мне на память по своему настроению – или он улыбается, или грустит. У меня вот такой смайлик -

  2. Рецепт блинов, борцоков, сами блины и борцоки. Я знаю, у вас будет классный час, там вы и продолжите масленичные гуляния.

Урок закончен. Большое спасибо всем за работу.



III. Репродукция картины Б.М. Кустодиева.

Не только писатели, поэты, но и художники и композиторы старались передать свои впечатления об этом веселом русском празднике.

Я предлагаю вашему вниманию репродукцию картины Б.М.Кустодиева «Масленица».

Внимательно вглядитесь в эту картину.

(Слайд 10)

– Что вы видите на картине?

(Картина очень пестрая с резкими контрастами, вместе с тем очень цельная. Обратите внимание, как мастерски художник объединил разные детали – люди, тройки, театральное представление в одно единое целое. Фоном для действия служит белый снег зимнего пейзажа, контрастом ему – яркие, сочные краски народного гуляния).

– Если внимательно вслушаться в эту картину- Эта картина звучит или она безмолвна?

– Что вы услышали?

(Шум разноголосой праздничной толпы, народные наигрыши, которые исполняет гармонист, песни, перезвон бубенцов под дугой лихой тройки, голоса артистов и музыку балагана – кукольного театра, голоса людей, несущиеся со сцены кукольного театра).

– Какую бы вы написали музыку к этой картине, если бы были композиторами? (веселую, задорную, легкую, быструю)

– Я включу небольшое музыкальное произведение.

– Созвучна ли эта музыка по своему настроению репродукции Б.Кустодиева? Внимательно слушайте.

V. Итог урока.

Домашнее задание – рисунки к теме нашего урока, можете изобразить масленичные гуляния, блины, а кто-то и напишет свой рецепт приготовления блинов (я специально оставила место в классе для ваших работ место).

– Вам урок понравился?

– Ребята, вы меня очень порадовали на уроке. Большое спасибо.

Я приготовила вам подарки:

  1. Такие веселые смайлики, в виде солнышка. При выходе из класса оставьте свой смайлик мне на память по своему настроению – или он улыбается, или грустит. У меня вот такой смайлик -

  2. Рецепт блинов, сами блины. Я знаю, у вас будет классный час, там вы и продолжите масленичные гуляния.

Урок закончен. Большое спасибо всем за работу.

(Слайд 12)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок музыки 4 класс. Празднование праздников " Масленица" и "Цаган Сар"

Автор: Лещенко Елена Вениаминовна

Дата: 26.10.2015

Номер свидетельства: 243861


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства