Урок-исследование на тему: «В мире музыки. Музыкальные инструменты. Работа со звуком и видео»
Урок-исследование на тему: «В мире музыки. Музыкальные инструменты. Работа со звуком и видео»
Тема урока: В мире музыки.Музыкальные инструменты.Работа со звуком и видео».
Цели и задачи:
Музыка:
Образовательные задачи:
продолжить знакомство с разновидностями музыкальных инструментов (ударные, духовые, струнные, клавишные), историей их создания и приемами игры на них; видами оркестров;
овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (слушание музыки, хоровое пение, игра на элементарных музыкальных инструментах, нотная грамота ),с помощью ИКТ;
способствовать развитию вокально-хоровых навыков в процессе пения под фонограмму;
знакомство с музыкой композиторов А.Вивальди, Абреу, Д.Ласта
Развивающие задачи:
развивать тембровое восприятие и чувство ритма ;
развивать музыкальное мышление, музыкально-эстетический вкус, творческие способности учащихся;
развитие познавательного интереса к предмету «Музыкальное искусство».
Воспитательные задачи:
воспитание музыкальной культуры учащихся;
патриотическое воспитание;
способствовать формированию потребности в общении с музыкой.
ИНФОРМАТИКА:
Образовательные задачи:
уметь воспроизводить музыку и видео файлы в компьютерной программе Windows Media;
знать основные форматы мультимедийных файлов. Развивающие задачи:
развитие познавательного интереса к предмету через музыкальное восприятие;
развитие основных навыков и умений использования компьютерных программ и ИКТ;
формирование навыков применения правильной терминологии по предмету.
Воспитательные задачи:
создание в классе творческой обстановки,
привитие интереса к предмету «Информатика и ИКТ»;
приобщение учащихся к современным технологиям.
Практические умения на уроках информатики
Учащиеся должны уметь и научиться:
1. Настраивать главное и контекстное меню;
2. Ориентироваться в настройке основных объектов, используя Строку меню, Панель инструментов.
Тип урока : интегрированный урок.
Вид урока: урок-исследование
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Урок-исследование на тему: «В мире музыки. Музыкальные инструменты. Работа со звуком и видео».
Объект исследования: музыкальные инструменты.
Урок проведен в 7-Б классе
24.11.2015 г
учителями:
музыкального искусства - Белято Е.В.,
информатики и ИКТ- Погожих А.Н.
Донецк 2015 г.
Тема урока: В мире музыки .Музыкальные инструменты .Работа со звуком и видео».
Цели и задачи:
Музыка:
Образовательные задачи:
продолжить знакомство с разновидностями музыкальных инструментов (ударные, духовые, струнные, клавишные), историей их создания и приемами игры на них; видами оркестров;
овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (слушание музыки , хоровое пение, игра на элементарных музыкальных инструментах, нотная грамота ) ,с помощью ИКТ;
способствовать развитию вокально-хоровых навыков в процессе пения под фонограмму;
знакомство с музыкой композиторов А.Вивальди, Абреу, Д.Ласта
Развивающие задачи:
развивать тембровое восприятие и чувство ритма ;
развивать музыкальное мышление, музыкально-эстетический вкус, творческие способности учащихся;
развитие познавательного интереса к предмету «Музыкальное искусство».
Воспитательные задачи:
воспитание музыкальной культуры учащихся;
патриотическое воспитание;
способствовать формированию потребности в общении с музыкой.
ИНФОРМАТИКА:
Образовательные задачи:
уметь воспроизводить музыку и видео файлы в компьютерной программе Windows Media;
знать основные форматы мультимедийных файлов. Развивающие задачи:
развитие познавательного интереса к предмету через музыкальное восприятие;
развитие основных навыков и умений использования компьютерных программ и ИКТ;
формирование навыков применения правильной терминологии по предмету.
Воспитательные задачи:
создание в классе творческой обстановки,
привитие интереса к предмету «Информатика и ИКТ»;
приобщение учащихся к современным технологиям.
Практические умения на уроках информатики
Учащиеся должны уметь и научиться:
Настраивать главное и контекстное меню;
Ориентироваться в настройке основных объектов, используя Строку меню, Панель инструментов.
Тип урока : интегрированныйурок.
Вид урока: урок-исследование
Оборудование: компьютеры( для учащихся),ноутбук(для учителя),проектор, мультимедийный экран, музыкальные инструменты, презентация на тему «Музыкальные инструменты»,….
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЯД:
“Зима” из цикла «Времена года», композитор А. Вивальди, «Тико -Тико»,композитор Абреу, «Одинокий пастух» Джеймс Ласт, «Любимая школа» А. Ермолов, «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» О. Митяев.
Ход урока
I. Подготовительная часть урока.
1.1.Организационный момент.
Музыкальное приветствие :исполнение Гимна школы «Любимая школа» А. Ермолов (СЛАЙД№1)
II. Основная часть урока .
2.1. Вступительное слово учителей музыки и информатики.
(СЛАЙД№2)
Учитель музыки .Сегодня у нас необычный урок и проводим мы его в кабинете информатики. Урок музыки и информатики тесно переплетёт между собой эти две важные науки. Взаимосвязь музыки и литературы, музыки и изобразительного искусства мы рассматривали на уроках довольно таки часто. И сегодня, ребята, вы первооткрыватели нового союза – «Музыкальное искусство-Информатика и ИКТ». Мы не случайно обратились к этому предмету, т.к. именно ИКТ помогут нам раскрыть тему нашего урока и исследовать объект - музыкальные инструменты.
2.2 Сообщение темы и цели урока
Учитель музыки : Тема нашего урока: «В мире музыки. Музыкальные инструменты.
Учитель информатики: Работа со звуком и видео.
(СЛАЙД№3)
Учитель музыки:
Цели и задачи урока:
продолжить знакомство с разновидностями музыкальных инструментов (ударные, духовые, струнные, клавишные), историей их создания и приемами игры на них; видами оркестров;
овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (слушание музыки , хоровое пение, игра на элементарных музыкальных инструментах, нотная грамота ) ,с помощью ИКТ;
способствовать развитию вокально-хоровых навыков в процессе пения под фонограмму;
знакомство с музыкой композиторов А. Вивальди, Абреу, Д.Ласта;
развивать тембровое восприятие и чувство ритма , творческие способности;
воспитание музыкальной культуры.
Учитель информатики:
уметь воспроизводить музыку и видео файлы в компьютерной программе Windows Media;
знать основные форматы мультимедийных файлов;
развитие познавательного интереса к предмету через музыкальное восприятие;
развитие основных навыков и умений использования компьютерных программ и ИКТ.
2.3.Актуализация опорных знаний.
(СЛАЙД№4)
Учитель музыки:
Музыка - один из древнейших видов искусства. Давайте вспомним, как рождались первые звуки, первые музыкальные инструменты. Из истории первых музыкальных инструментов
(На фоне музыки Джеймса Ласта «Одинокий пастух»)
Человек с древних времен неразрывно связан с природой, с окружающими его звуками. Шелест листвы, завывание ветра, шум дождя, стук капель воды. Первобытные охотники проявляли себя с помощью жеста, затем стали подражать крикам птиц. В ритуальных танцах появился ритм, который сопровождался стуком бамбуковых стеблей друг о друга. Позднее появился панцирь черепахи, обтянутый кожей животного, он служил барабаном. Рога животных стали использовать как рупор, затем в качестве охотничьего рога. Струнные инструменты, вероятно, возникли из охотничьего лука. Всё это говорит о том, что первые музыкальные инструменты были предельно просты и изготавливались из того материала, который был у человека под рукой.
Вы слушали прекрасную музыку композитора Джеймса Ласта «Одинокий пастух» ,которая исполнена на одном из древнейших инструментов-флейте Пана.
А сейчас послушаем, что расскажет нам Академия занимательных наук о первых музыкальных инструментах.
(СЛАЙД№5)Видео. Академия занимательных наук о первых музыкальных инструментах.
(СЛАЙД№6) Музыкальные инструменты симфонического оркестра.
Ребята, мы на уроках знакомились со многими музыкальными инструментами. Давайте вспомним и назовем некоторые из них.
Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Что такое оркестр? ( Коллектив музыкантов, играющих на музыкальных инструментах) .Какие виды оркестров вы знаете?(оркестр народных инструментов, духовой, эстрадный, камерный).Какие группы инструментов симфонического оркестра вы знаете? Назовите. (Струнные, духовые, ударные). На какие группы подразделяются духовые инструменты? (деревянные и медные). Какие еще инструменты вы знаете? Клавишные: рояль, пианино, баян, аккордеон и другие.
Давайте проверим, сможете ли вы определить музыкальный инструмент по звучанию, по его тембру?
(СЛАЙД №7)Видео «Музыкальная угадайка»
2.4.Изучение нового материала
(СЛАЙД №8)
Учитель информатики: Чтобы более подробно узнать о музыкальных инструментах, исследовать их, мы с ребятами использовали форматы аудио и видео файлов для поиска музыкальной информации в интернете. Ребята сейчас расскажут вам, какие технологии они для этого использовали.
(СЛАЙД №9)Технические средства мультимедиа для работы со звуком.
Учитель информатики: А сейчас предлагаю вам угадать, о каких музыкальных инструментах пойдет речь.
(СЛАЙД №10)Загадка о скрипке
(СЛАЙД №11)Форматы
Чиликина Настя рассказывает о том, какие файлы она использовала, чтобы предоставить нам информацию о скрипке.
(СЛАЙД №12)Видео «Академия занимательных наук о скрипке»
(СЛАЙД №13) «Зима» из цикла «Времена года» Антонио Вивальди(слушание)
(СЛАЙД №14)Загадка об органе.
Наша лаборатория посетила филармонию, чтобы познакомиться поближе с «королем музыкальных инструментов»- органом.
(СЛАЙД №15) Видео «Работа мини-лаборатории в филармонии»
(СЛАЙД № 16)Формат
Потапенко Татьяна рассказывает о том, какие файлы она использовала, чтобы предоставить нам информацию об органе.
(СЛАЙД№ 17)Видео «Тайна одной вещи»-орган
(СЛАЙД №18)Загадка про барабан
(СЛАЙД №19)Формат МР 4
Ищенко Никита рассказывает о том, какие файлы она использовал, чтобы предоставить нам информацию о барабане.
(СЛАЙД№20)Видео Мультфильм « Фиксики. Барабан»
Учитель музыки: Спасибо, ребята, и Анастасия Николаевна, за предоставленную познавательную информацию о музыкальных инструментах. Мы будем и дальше с вами сотрудничать, чтобы пополнять свои знания о музыке.
(СЛАЙД №21) В настоящее время с помощью компьютера один музыкант может извлекать звуки, производимые целым оркестром, однако ничто так не завораживает, как оркестр из сотни музыкантов слаженно исполняющих «живую» музыку.
(СЛАЙД №22) Мы тоже попробуем с вами, с помощью несложных музыкальных инструментов, под руководством дирижера оркестра народных инструментов Александра Ивановича, который будет нам аккомпанировать на баяне, исполнить веселую инструментальную пьесу бразильского композитора Абреу «Тико-Тико».
Шумовой оркестр исполнение «Тико-Тико» Абреу.
(СЛАЙД №22)
Учитель информатики: Играть на музыкальных инструментах вы можете и на компьютере.
Учитель музыки: А, чтобы научиться играть на музыкальных инструментах, нужно знать ноты.
Учитель информатики: Повторить их нам поможет компьютерная игра «Учим ноты».
Компьютерная игра «Учим ноты»
(СЛАЙД №23)
Учитель музыки: Вот так музыка подружила нас сегодня с информатикой. Здорово, что мы здесь сегодня собрались? Давайте об этом споем.
Исполнение караоке песни Олега Митяева «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»
(СЛАЙД №24)
III. Заключительная часть урока
3.1.Подведение итогов.
Учитель музыки: Как появились первые музыкальные инструменты? Что такое оркестр? Какие группы музыкальных инструментов симфонического оркестра вы знаете? С какими инструментами мы познакомились на уроке более подробно? Какие музыкальные произведения прозвучали на уроке?
Учитель информатики: С какими форматами файлов мы познакомились на уроке? Какие технические средства мультимедиа использовались для работы со звуком и видео?
(СЛАЙД №26)
3.2.Рефлексия .
Учитель музыки: Что больше всего запомнилось и понравилось в уроке?
Учитель информатики:
Ребята, перед вамисмайлики. Вам предлагается удалить те , которые не отражают ваше настроение . По оставшимся смайликам видно, какое настроение осталось у ребят после проведения этого урока.