Просмотр содержимого документа
«Цифровые образовательные ресурсы, как средство повышения музыкально-творческих компетенций обучающихся.»
Департамент образования Администрации города Ноябрьска
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа микрорайона Вынгапуровский»
муниципального образования город Ноябрьск
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Подготовила: учитель музыки
Шорина Р.Х.
2022-2023гг.
Современный учебный процесс нельзя представить без качественного обеспечения цифровыми образовательными ресурсами. В последнее время в учебном процессе активно используются: электронные учебные пособия, средства компьютерного моделирования, Интернет-сайты, тренажеры, обучающие программы и другие электронные средства.
Проблеме использования цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе посвящены труды авторов: Д. С. Шапиева, Р. Н. Абалуеваи др.,условия для успешного развития музыкально-творческих компетенций обучающихся в своих научных работах исследовали Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина, А. Шаяхметова.
Таким образом, особую значимость приобретают вопросы создания качественных цифровых образовательных ресурсов для формирования музыкально-творческих компетенций обучающихся, что позволит улучшить качество обучения и реализовать учебный процесс в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов.
Цифровые образовательные ресурсы – это информационно-программное, технически организационное обеспечение, средства электронных изданий в сети Интернет. При использовании цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе наиболее применимы следующие методы: метод проектов, метод информационного ресурса, метод демонстрационных примеров. Цифровые образовательные ресурсы целиком состоят из визуально-звукового контента, отличительная особенность цифрового ресурса от печатного издания – ни видео, ни анимацию (мультфильм), ни звук увидеть, услышать невозможно. Определенное достоинство цифровых образовательных ресурсов состоит в том, что они обеспечивают личностно-ориентированное обучение.
Музыкально-творческие компетенции – это готовность к творческой деятельности, направленная на музыкальное творчество, которое находится в единстве с высоким уровнем музыкальных способностей и музыкального развития, которые позволяют достигнуть прогрессивных социально-личностно значимых творческих результатов в одном или нескольких видах деятельности .Центральной составной частью музыкально-творческой компетенции являются виды деятельности обучающихся на уроке: вокально-хоровая деятельность, слушание музыкальных произведений композиторов классиков, владение музыкальной грамотностью; игра на музыкальных инструментах; оценка успешности (рефлексия).
В ближайшем будущем, согласно проекту «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», будет полностью разработан и реализован комплект цифровых образовательных ресурсов по развитию музыкально-творческих компетенций обучающихся, также подробно описаны технологии и методы их применения на уроках музыки.
В комплект цифровых образовательных ресурсов, используемых на моих уроках музыки входят:
Видеоролики, видеоматериалы, презентации мировых программных музыкальных произведений разных жанров, постановок: опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической музыки; документальные фрагменты о жизненном пути и творчестве композиторов-классиков.Происходит активизация процесса восприятия учащихся и запоминания информации с помощью ярких образов.
Наглядно-демонстрационные материалы (синтезированный зрительный ряд): портреты композиторов-классиков, артистов и музыкально-творческих коллективов, исполняющих произведения мировой музыкальной классики, народной и духовной музыки, современные сочинения; нотные пособия, материалы из музеев композиторов, исполнителей, фрагменты рукописей музыкальных произведений; репродукции произведений изобразительного искусства (живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, графика. иконопись и др.); документальные и художественные фотографии. Во время демонстрации материала у учащихся есть возможность более полному анализу учебного материала, основанного на формировании межпредметных связей, а также практической направленностью; адекватного отношения к художественным и музыкальным ценностям.
Текстовые документы (электронные учебники): доступные, ёмкие, выразительные информативные тексты, раскрывающие содержание предлагаемых для восприятия фрагментов музыкальных и художественных образов; отрывки стихотворений, прозы, созвучные музыке; и др. Применение такого вида ЦОР успешно формирует эстетически-нравственный фон урока, развивает вербальную (словесную) характеристику музыкального произведения).
Интерактивно-творческие, контрольные задания для обучающихся; вопросы, диагностические тесты, проблемные ситуации, информационные буклеты, проекты которые направлены на закрепление учебного курса, выполняющие функцию контроля за качеством развития музыкальной культуры школьника.
Звуко и видеозаписи: Песенный репертуар для учащихся, фонограммы песен, песен-караоке. Исполнение песен с использованием фонограмм обогащает творческий потенциал учащихся, способствует проявлению вокальной и ритмической импровизации.
Тренажеры для музыкантов. Развивают различные музыкальные навыки по следующим режимам: музыкальный диктант, угадай ноту, мажор-минор, интервалы. В рамках функционирования есть возможность прохождения онлайн - курсов и авторских по темам.
С применением цифровых образовательных ресурсов на уроках музыки усиливается положительная мотивация учащихся, активизируется их познавательная, музыкально-творческая деятельность. Уроки с использованием цифровых образовательных ресурсовпроходят на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, обеспечивается наглядность, визуализация, привлечение большого количества дидактического материала, тем самым повышается объем выполнения работы на уроке, обеспечивается высокая степень дифференциации, индивидуализации обучения. Учебный процесс, с применением цифровых образовательных ресурсов направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности, способствует повышению качества образования, увеличивает возможность проведения интегрированных уроков музыки, повышает результативность проектной деятельности, а также совместной медиапроектной деятельности педагога и обучающихся.
На уроках музыкиактивно применяюинтерактивные урокиРоссийской электронной школы.Они включают в себя короткие видеоролики с лекцией учителя, задачи и упражнения для закрепления полученных знаний и отработки навыков, а также проверочные задания для контроля усвоения материала по музыке . Упражнения и задачи можно проходить неограниченное количество раз, они не предполагают оценивания и уж тем более фиксации оценок. Проверочные задания не подразумевают повторного прохождения – система фиксирует результаты их выполнения зарегистрированными пользователями и на этой основе формируется статистика успеваемости ученика.
Видеоролики с лекциями учителей дополняются иллюстрациями, фрагментами из документальных и художественных фильмов, аудиофайлами, копиями архивных документов и т.п.
Дополнительные материалы к урокам предоставлены партнёрами «Российской электронной школы» и доступны только зарегистрированным пользователям. Все указанные материалы используются исключительно в образовательных целях в полном соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Можно использовать образовательные ресурсы «Российской электронной школы» не только как дополнительный материал при организации занятий в классе, но и как способ перенять опыт и наработки других коллег. Содержание дидактических и методических материалов полностью соответствует федеральным государственным образовательным стандартам и примерным основным образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования. Вы можете рекомендовать своим ученикам посещение интерактивных уроков и дополнительные материалы электронной школы для повышения качества их знаний. Комплексный подход к обучению будет способствовать успешному освоению школьной программы и позволит добиться высокой успеваемости.
Домашние задания для закрепленияизученных тем по музыке задаю по возможности как на сайте РЭШ, так и на платформеCORE.
Автопроверка тестов на данной платформе поможет учителю снизить свои временные затраты.
Все элементы урока можно корректировать, перемещать, удалять и добавлять что-то своё. Нужна будет регистрация на онлайн-платформе CORE, если её ещё нет.
Например, Предлагаемое домашнее задание - тест, связанный с темой Опера "Порги и Бесс" 8 класс , создан на платформе CORE и соответствует УМК «Музыка. Сергеева Г.П. 8 класс».
Регулярно использую в работе сайт-Проект"Образовательные тесты".Тесты предназначены для начальной, средней и основной школы.
Все тесты интерактивные. Проверять результаты не надо, компьютер все сделает сам и выдаст процент правильно решенных заданий. Учителю необходимо только определить, сколько процентов надо набрать ученику для оценки. Можно составлять и свои собственные тесты.
Создавая тест, сами выбираете типы заданий и уровни сложности.
Например, предлагаемый тест по теме "Авторская песня" 6 класс по ссылке:
Успешное развитие музыкально-творческих компетенций обучающихся возможно только тогда, когда учебный процесс организован как интенсивная интеллектуальная деятельность каждого ребенка с учетом его особенностей и возможностей с использованием различных современных средств.
Таким образом, цифровые образовательные ресурсы – эффективная составляющая всех направлений деятельности современного учителя, способствующая оптимизации и интеграции учебной деятельности. Дополняя широкий спектр педагогических технологий, они помогают решить вопросы формирования общей коммуникативной компетенции как условия успешной социализации обучающихся.