Конспект урока в 4 классе по программе Г. П. Сергеевой. В уроке используется презентация, раздаточный красочный материал, предусмотрены работа в парах, определение темы урока и задач учащимися, что соответствует ФГОС.Во время входа учащихся в класс звучит оень красивая и запоминающаяся мелодия из мюзикла "Лукоморье".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Три чуда"-конспект урока по музыке в 4 классе»
Тема урока: Три чуда.
Раздел: День ,полный событий
Тип урока: Комбинированный урок
Форма урока: урок – путешествие.
Цель урока: Сформировать представление о музыкальных образах героев сказки А. С. Пушкина на примере творчества Н. А. Римского-Корсакова. Выявить связь музыки с другими видами искусств.
Используемые учебники и учебные пособия:
1.Учебник «Музыка» для 4 класса Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. –М.: изд.
«Просвещение», 2013
2.фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 4 класс»
Используемая методическая литература:
1. Белобородова В.К. Методика музыкального образования. М., “Академия”, 2002 г.
2.Раздаточный материал,
- раздаточный материал (3 варианта текста из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане»);
-задание для слушания музыкального фрагмента «Три чуда» - иллюстрации, карточки с инструментами;
-тест «Проверь себя» (для работы в парах и самостоятельной индивидуальной работы).
Музыкальный материал: «Три чуда». Вступление ко 2 действию оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова; музыкальные картинки к опере «Сказка о царе Салтане».
Используемое оборудование:
Персональный компьютер
Мультимедийная презентация (в формате Microsoft Powerpoint);
Музыкальный центр;
Текст песни «Там, на неведомых дорожках»
Портреты А. С. Пушкина, Н.А. Римского-Корсакова;
Аудиозаписи для музыкального ряда.
Наглядныепособия:
Картинки музыкальных инструментов
Рисунки детей
Мультимедийная презентация
Краткое описание:
Урок по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной в 4 классе, Нн котором учащиеся знакомятся с творчеством (сказкой) А.С.Пушкина во взаимосвязи с музыкой русских композиторов (Н. А. Римского- Корсакова), созвучной сказкам А.Пушкина.
При планировании данного урока учитывались возрастные особенности учащихся, имеющиеся представления и знания по программе.
Урок предполагает формирование у учащихся способности воспринимать музыку как искусство, выразительное по своей природе, представления о связи музыки с литературой и с другими видами искусства, знания выразительных средств музыки и понимания изобразительности в музыке.
Задачи:
Образовательные:
Сформировать у обучающихся представление о взаимодействии музыкального и поэтического образа героев сказки А.С. Пушкина.
Уметь сопоставлять музыкальные образы в звучании различных инструментов.
Расширить знания о тембровой окраске инструментов симфонического оркестра;
Формировать умение анализировать, сравнивать тембровое звучание групп симфонического оркестра;
Формировать умение анализировать, сравнивать тембровое звучание групп симфонического оркестра;
Развивающие:
Развивать интерес к искусству; вокально-хоровые навыки, тембровый слух;
Развитие навыков музыкального восприятия произведений.
Развитие мышления школьников в процессе анализа музыкальных образов.
Развитие умения личностной оценки музыки звучащей на уроке и вне школы.
Формирование УУД
Воспитательные:
Воспитывать интерес к сказочным произведениям в литературе и музыке;
Создавать атмосферу творческой активности и сотрудничества учащихся в группах.
Планируемые результаты:
Предметные
Знакомство с оперой Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»;
Формирование у учащихся понимание регистра, тембра.
Умение сопоставлять музыкальные образы в звучании различных инструментов симфонического оркестра.
Метапредметные (УУД)
Личностные
Развивать вокально-хоровые навыки учащихся через песенный материал урока;
Развивать творческое начало в размышлениях о музыке;
Развивать способность вслушиваться в характер музыки, размышлять и анализировать; Развивать ассоциативное мышление, устанавливая интонационно-образные связи музыки с литературой, изобразительным искусством,;
Развивать внимание, память, воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру, инициативу и самостоятельность детей.
Регулятивные
Развитие умения анализировать, сравнивать, выделять главное;
Проводить самооценку и самоанализ;
Понимать учебную задачу урока;
Познавательные
Побуждать детей к адекватной самооценке своей деятельности на уроке;
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные
Умение слушать и понимать речь других;
Умение работать в группах;
Умение высказывать свои мысли в устной форме;
Умение вести диалог с позиции: Ученик-Ученик, Учитель-ученик, Ученик-Учитель.
Технологии:
личностно-ориентированные
здоровье-сберегающие
дифференцированные
игровые
элементы ТДМ
План урока
1.Орг. момент. Активизация внимания.
2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме урока.
3. Открытие новых знаний.
4. Вокальная работа.
5. Закрепление знаний и умений учащихся по изучаемому материалу.
6. Проверка усвоения нового материала.
7. Рефлексия урока.
Методы.
Метод драматургии урока как урока искусства.
Метод создания "композиции" в форме диалога, раскрывающего интонационно-образное содержание музыкального искусства, музыкальных произведений.
Метод использования широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства.
У:Добрый день, ребята! Я очень рада вас видеть, и думаю, что музыка, под которую вы вошли в класс, передала нам замечательное настроение.
Актуализация опорных знаний учащихся по теме урока:
У: Сегодня мы с вами продолжим увлекательное путешествие по страницам музыкального альбома, посвященного творчеству Пушкина и откроем его новую страницу.
Напомните мне ребята, как называется наш альбом?
Д: «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»
У: Какое место называл поэт «приютом спокойствия, трудов и вдохновенья?»
Д:Село Михайловское.
У: Да, именно в селе Михайловском появились его замечательные произведения среди которых поэмы, сказки и многие стихотворения.
Формулирование темы , цели урока.
У:Давайте вместе с вами попробуем определить чему будет посвящена новая страница альбома и постараемся определить тему урока?
Вспомните песню под которую вы входили в класс. Она прозвучала не случайно. Вам наверное каждому хорошо известны строки из этой песни. Скажите, где вы слышали строки из этой песни?
Д: В сказке Руслан и Людмила.
У:А теперь взгляните на экран. (Слайд 2) Рассмотрите внимательно, что на ней изображено и попробуйте дать ей название.
Д:Сказки Пушкина.
У: Может из вас кто-нибудь догадался, чему будет посвящена страница музыкального альбома?
Д: Сказкам Пушкина.
У:Так как мы озаглавим тему нашего урока?
У: Ребята в одном из писем своему брату А.А написал:«Знаешь ли мои занятия? До обеда пишу записки, обедаю поздно, после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки – Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»Не правда ли замечательные строки? И я предлагаю фразой из этого письма озаглавить тему нашего урока. (Слайд 3)
Учитель записывает тему урока на доске.
У: - Назовите известные вам сказки русского поэта А.С. Пушкина.
Д - "Сказка о царе Салтане", "Сказка о золотом петушке", "Сказка о попе и о работнике Балде", "Сказка о рыбаке и рыбке", "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях", "Руслан и Людмила".
У:Молодцы ребята.
- Сегодня мы отправимся в мир сказок. Но все сказки мы не сможем рассмотреть, а вот с одной из них мы познакомимся поближе. А поможет нам в этом произведение всем вам хорошо известного музыкального сказочника. И имя его?
Д: Н. А. Римский-Корсаков.( Слайд 4)
У:Почему его называли музыкальным сказочником?
У: Я еще раз вам напомню, что Композитор написал много музыкальных произведений на тему русских сказок и былин. У него целых 15 опер!!!.С какими операми Р-К мы с вами уже знакомы?
Д:Снегурочка, Садко, Золотой петушок.
У: А вот с какой сегодня сказкой мы встретимся, я предлагаю вам самим назвать, прослушав отрывок из сказки:
"Остров на море лежит, Град на острове стоит С златоглавыми церквами, С теремами да садами. Стены с частыми зубцами. И за белыми стенами Блещут маковки церквей И святых монастырей. Город новый, златоглавый, Пристань с крепкою заставой. Разом пушки запалили, В колокольни зазвонили :."
У:Ребята, вы узнали эту сказку?
Д:"Сказка о царе Салтане".
У:Совершенно верно. Р-К
У:Хорошо. А скажите мне, чтобы вы хотели нового узнать на уроке? Давайте поставим задачи на урок:
Ответы:
1.Познакомиться с музыкой из оперы?
2.Как Р-К с помощью музыки изобразил героев сказки в музыке?
3.Сможет ли музыка изобразить образы героев сказки Пушкина?
4.Открытие новых знаний.
Прежде чем начать путешествие, проведем небольшую разминку., которая называется “Хорошее настроение!”: Встаньте,приготовьте ладошки и трите их друг об друга, мысленно образуя клубочек, а теперь сильно стряхните его и представьте, что клубочек укатился, а вместе с ним “укатились”, ушли все наши неприятности, отрицательные эмоции, переживания. А теперь улыбнулись друг другу и с хорошим настроением отправляемся в путь!
Попевка: Мы шагаем по полям
По тропинкам и лугам.
Вместе дружно, мы идем
Скоро в сказку, попадем.
У:Очень хорошо.
Итак, опера Н.А.Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане» приглашает нас в гости, чтобы поближе познакомимся с самыми яркими фрагментами оперы. В опере Римского – Корсакова сюжет такой же, как и в сказке.
У: Скажите, пожалуйста, чем отличается сказка от других жанров?
-Есть чудо.
- Молодцы ребята. Сколько чудес в сказке Пушкина?(3)
Назовите их. (белка, 33 богатыря, царевна-лебедь).
Один из самых знаменитых фрагментов оперы – симфоническая картина «Три чуда». В опере Н. А. Римского-Корсакова у каждого чуда - своя музыкальная тема – яркая картинка, только раскрашенная не красками, а звуками.
А как вы думаете, а кто будет исполнять симфоническую картину? (симфонический оркестр)
Работа с рабочей тетрадью.
Откройте Рабочие тетради на стр. и напомните группы симфонического оркестра.
Ответы детей.
Давайте дадим слово музыке и послушаем музыкальный фрагмент, а затем ответим на вопрос, какую сказочную картину нарисовал композитор? Прослушайте начало симфонической картины, и обведите карандашом ту картину, которую, по вашему мнению, изображает музыка.
Слушание вступления к симфонической картине «Три чуда».
Д - Варианты ответов. Сказочный город. Праздничный перезвон колоколов, залпы пушек, оживление толпы ит.д.
У - Действительно эта картина сказочного Города Чудо- Леденец.
А как вы определили это? Что натолкнуло вас на этот ответ?
Характер мелодии, инструменты.
У: Молодцы, теперь мы знакомимся с первым чудом – Белкой. (Слайд 5) И я предлагаю вам побыть немного композиторами. А напомните мне, что использует композитор для изображения образа в музыке?
Д:Музыкальные средства.
У: Взгляните на цветик-семицветик и вспомните их.
Работа в группе по два человека.
Сейчас вы работаете в паре.
Вы прослушаете фрагмент поэтического текста и подберите музыкальные средства для этого героя.
У вас есть листы композиторов. Вам нужно выбрать те средства, которые как вы считаете наиболее подходят к образу одного из чудес. Слушаем, выбираем и отмечаем.
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом:
Белка в нем живет ручная,
Да чудесница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет;
А орешки не простые,
Скорлупы-то золотые.
Ядра - чистый изумруд;
Белку холят, берегут.
Ребята работают в паре.
Молодцы ребята. А теперь мы послушаем с вами, совпадает ли выбранный вами характер героя с тем, что задумал композитор Римский-Корсаков.
(Слайд 6)
Дети слушают тему Белочки.
Музыкально-интонационный анализ прослушанной музыки.
Итак. Давайте проверим совпал ли ваш замысел с замыслом композитора?
Какая мелодия легла в основу темы Белочки?
Как звучала мелодия? - Легко, отрывисто, подвижно
В каком регистре поет белочка.
Музыка была одинаковая или менялась? (менялась).
Может кто-то из вас вспомнит, как называется музыкальная форма, где главная мелодия звучит несколько раз, но с изменениями?
Что хотелось больше: петь или танцевать? (И петь и танцевать). Какой же характер песенный и танцевальный. Молодцы.
Какие инструменты вы услышали в этом фрагменте оперы?
Я думаю, что ваш первый опыт композиторский удался.
Тему белки мы можем услышать и в хоре гостей из оперы " Сказка о царе Салтане", Ребята давайте попробуем разучить главную мелодию хора из оперы «Сказка о царе Салтане». Откройте учебники на стр.50. И найдите нотную запись главной мелодии.
Но прежде, чем начать петь, я предлагаю вам проговорить слова, и обратите внимание на ритм. Везде ли он равномерный или есть пунктирный? Если да, то на каких словах?
Сядьте пожалуйста удобно, руки положите на колени, спину выпрямите.
Проговорим слова:
«Не в саду, не в огороде,
А в Кремле при всем народе
Белка песенки поет
Да орешки все грызет…»
Я предлагаю спеть ее, но прежде хочу обратить ваше внимание на звуковедение. Как звучит мелодия плавно или отрывисто? Почему? Что хотел этим подчеркнуть?
Сейчас мы поем, но не просто поем, а будем дирижировать. Приготовьте правую руку, мы начинаем (пластическое интонирование).
Пропевание мелодии темы Белочки с ориентацией на нотную запись.
А вот и второе чудо. (Слайд 7)
Слушаем поэтический текст.(Я читаю текст)
Ребята, а кто такие богатыри? (защитники Родины).
А зачем они нужны? (Чтобы защищать Родину).
А какой характер у богатыря? (Смелый, решительный, мужественный, дисциплинированный).
Море вскипает, бушует, плещет, и постепенно из него появляются богатыри.
Итак, вы снова композиторы.
Не забудьте выбрать инструмент, для изображения мощи богатырей.
Дети работают в группах.
Дети слушают тему второго чуда.
Музыкально- интонационный анализ прослушанного фрагмента: (Слайд 8)
На что похожа эта музыка?
Конечно же на марш - торжественный, величественный.
В каком регистре звучал марш?
Какой группе инструментов доверил Р-К изобразить богатырскую поступь?
Молодцы ребята. Вы справились со своей задачей, и у нас антракт.
И наконец самое красивое третье чудо. Послушаем как описал его поэт. (Слайд 9)
Посмотрите, как художник изобразил Царевну - Лебедя при помощи красок. Какая она?
- Красивая, волшебная, таинственная…
Царевна эта необычайная, волшебная. Это и человек , и птица. Лебедь – это удивительно красивая и грациозная птица,
Какими инструментами вы бы изобразили Царевну? В каком регистре?
Работа в группах
Напомните мне, что происходит с Царевной Лебедь?
Она превращается в Царевну.
Послушайте как Царевну – Лебедя изобразил Н. А. Римский – Корсаков и обозначьте момент превращения лебедя в птицу.
Слушание фрагмента из оперы.
Музыкально-интонационный анализ.
Молодцы! А как вы догадались? (Музыка зазвучала громче, шире, взволнованно ) какой же характер – песенный.
Совпало ли ваше воображение композиторским ?
Физминутка Ребята вы наверное устали немного, ведб нелегкая эта работ быть композитором. Я Предлагаю вам встать и размяться чуть-чуть.(Ковырялочка, Марш, Крылья).
5. Закрепление знаний и умений учащихся по изучаемому материалу.
Ребята! С чем мы сегодня познакомились?
- Молодцы ребята! Итак, ребята, вот мы и познакомились с музыкальными образами героев сказки «Сказка о царе Салтане». Чтобы нарисовать яркий неповторимый портрет героя, композитор находит особые характерные средства. (Мы ведь не перепутаем Царевну-Лебедя с богатырями).
Скажите, а музыкальные образы чудес и поэтические созвучны друг другу по характеру?
Д - Да.
А при помощи чего изображались в опере герои?
Назовите знакомые вам инструменты, звучание которых вы услышали в опере.
Какие инструменты звучали в высоком регистре, а какие в низком?
6. Проверка усвоения нового материала.
1. Какого композитора называют музыкальным сказочником?
2. Назовите сказку, у которой мы были сегодня в гостях?
3. Какой народной мелодией композитор озвучил белочку?
Сопоставление инструмента и образа.(Картинки)
У - А теперь мы вернемся к задаче, которую наметили в начале урока.
Можно ли рассказать сказку о царе Салтане на музыкальном языке так, чтобы точно обрисованные образы персонажей передали пушкинскую атмосферу "сказочных чудес"? Обладает ли музыка выразительностью и изобразительностью?
Д - Музыка может передать выразительность литературных образов и изобразить окружающую обстановку.
7. Вокально-хоровая работа.
Ребята, в каждой сказке есть хорошая, добрая песня. У нас с вами такая песня тоже есть: исполнение песни «Сказки гуляют по свету»
7. Рефлексия урока.
Молодцы, ребята! Ребята, вам понравился наш урок? С какими героями мы познакомились, что узнали нового?
По моему, вы сегодня очень постарались. Проявили себя, как настоящие слушатели и исполнители и композиторы. Сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили нашу работу на уроке.
Довольны ли вы своими ответами? Какое у вас сейчас настроение? (Поднимают солнышки)
Вы оценили работу и позвольте мне сделать это.
8.Домашнее задание: Наше путешествие подошло к концу, но сказка не заканчивается. Вы можете встречаться с ней в хороших добрых книгах. А я приготовила для вас вот такое творческое задание. Выполняя его, вы будете вспоминать моменты нашего сказочного урока.
Дома вы попробуете себя и в роли художников: изобразите красками то, что изобразил Н.Римский-Корсаков в музыке. Нарисуйте рисунок к наиболее понравившемуся фрагменту или музыкальной теме героев «Три чуда», и мы оформим очередную выставку.
Урок окончен, спасибо вам за искренность, до свидания!