Формирование духовной культуры, эмоциональное воспитание учащихся средствами музыки Абая Кунанбаева и Вольфганга Амадея Моцарта.
Воспитание гуманистической культуры межнациональных отношений поликультурной личности, духовно-нравственной культуры учащихся, высокой гражданственности и патриотизма, развитие эмоционально-личностного переживания учащихся через приобщение к высокохудожественным образцам казахского национального и западно-европейского искусства.
Знакомство с биографией и творчеством А. Кунанбаева и В. А. Моцарта.
Развитие музыкально-художественного мышления через постижение учащимися интонационного, национального своеобразия музыки композиторов.
Обобщённый анализ музыкальных произведений. Определение понятий: рондо, рефрен, лад, динамическая нюансировка.
Развитие вокально-хоровой культуры учащихся (певческая установка, дыхание, звуковедение, дикция, пение в унисон, приёмы звуковедения legato, staccato). Развитие слушательской культуры, культуры ответов; культуры личностного переживания в искусстве, развитие ассоциативного мышления учащихся; развитие эстетического мышления детей через постижение интонационного своеобразия казахской музыки и музыки европейского типа; обогащение общего и эстетического кругозора.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема жизнелюбия в творчестве Абая и Моцарта»
ТЕМА ЖИЗНЕЛЮБИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ АБАЯ И МОЦАРТА.
Цели и задачи урока: Формирование духовной культуры, эмоциональное воспитание учащихся средствами музыки Абая Кунанбаева и Вольфганга Амадея Моцарта.
Воспитание гуманистической культуры межнациональных отношений поликультурной личности, духовно-нравственной культуры учащихся, высокой гражданственности и патриотизма, развитие эмоционально-личностного переживания учащихся через приобщение к высокохудожественным образцам казахского национального и западно-европейского искусства.
Знакомство с биографией и творчеством А.Кунанбаева и В.А.Моцарта.
Развитие музыкально-художественного мышления через постижение учащимися интонационного, национального своеобразия музыки композиторов.
Обобщённый анализ музыкальных произведений. Определение понятий: рондо, рефрен, лад, динамическая нюансировка.
Развитие вокально-хоровой культуры учащихся (певческая установка, дыхание, звуковедение, дикция, пение в унисон, приёмы звуковедения legato, staccato). Развитие слушательской культуры, культуры ответов; культуры личностного переживания в искусстве, развитие ассоциативного мышления учащихся; развитие эстетического мышления детей через постижение интонационного своеобразия казахской музыки и музыки европейского типа; обогащение общего и эстетического кругозора.
Форма урока: Урок-открытие.
Межпредметные связи: Музыка, история, география.
Оборудование: Музыкальный центр, проигрыватель, CD диски, пластинки, портреты композиторов, фортепиано.
«Тоска по весне» муз. В.А.Моцарта, сл. К.Овербека.
«Рондо в турецком стиле» из сонаты для фо-но №11 a moll В.А.Моцарта.
«Лакримоза» из «Реквиема» В.А.Моцарта.
Ход урока: 1) Музыкальное приветствие: «С добрым утром, школьники!»-«Здравствуйте, учитель»
2) Распевка: а) «Мы пойдём наверх-побежали вниз».
б) на гласные А-Э-И-О-У- legato и staccato – по звукам5/3 и 6/4.
3) Прослушать 1 куплет песни Абая «Айтым сәлем, қаламқас».
Беседа с учениками:
Ребята, сейчас мы с вами прослушали отрывок из песни «Айтым сәлем, қаламқас», которой уже около 150 лет, а написал её знаменитый казахский композитор, поэт, великий мыслитель и просветитель, известный акын казахского народа Абай Кунанбаев.
Абай родился в 1845 году в семье богатого феодала, старейшины рода Тобыкты – Кунанбая. При рождении Абай получил официальное имя – Ибрагим, но горячо его
любившая мать заменила это имя на ласковое- Абай, что значит «осмотрительный, осторожный, вдумчивый». Это имя так и осталось с ним на всю жизнь.
Первоначальное образование Абай получил у аульного муллы, а позже отец отправил его в Семипалатинское духовное училище-медресе. Обучаясь в медресе, Абай нарушает устав, тайком посещает русскую школу и самостоятельно изучает русский язык. Но отец не даёт ему закончить образование в медресе – возвращает домой для того, чтобы готовить его к будущей деятельности главы рода. Так постепенно Абай Кунанбаев становится мастером ораторской речи, участвует в решении родовых споров, становится справедливым судьёй.
Но разочаровавшись в своей способности использовать свою должность на благо народа –
оставляет её и решает всего себя посвятить творчеству, хотя всю его жизнь к нему постоянно обращались люди с просьбой разобраться в сложных спорных вопросах. К нему приезжали за советом даже из самых отдалённых аулов.
Постоянно растёт уважение народа к Абаю, становятся очень популярны его стихи и песни. Всего он написал около 50 песен лирического жанра – задушевных, искренних. Хотя он не знал нот – его песни передавались из уст в уста, от отцов к детям из поколения в поколение и сохранились до сегодняшнего дня. Вот как высказал своё отношение к жанру песни Абай:
Двери в мир открыла песня для тебя,
Песня провожает в землю прах скорбя.
Песня – вечный спутник радости земли.
Ты внимай ей чутко и цени, любя!
Если слово звучно, если мысль верна,
Не отвергнуть песни, песня век жива!..
На творчество Абая оказала большое влияние русская музыка и литература. Русские друзья познакомили его с творчеством знаменитых русских поэтов А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, И.А.Крылова. Стихи этих и других поэтов Абай перевёл на казахский язык. Также Абай проявлял интерес к творчеству русских композиторов М.И.Глинки, А.Л.Гурилёва,А.Г.Рубинштейна и др.
И вот однажды Абай услышал песню «Горные вершины», музыку к которой написал А.Рубинштейн, слова немецкого поэта Гёте в переводе М.Ю.Лермонтова – эта песня настолько овладела сердцем Абая, что он перевёл слова песни на казахский язык и написал к ним свою музыку. Песня называется «Қараңғы тұнде тау қалғып». Сейчас в моём исполнении вы услышите отрывки из этих песен.
4) Исполнение учителем песен: а) «Горные вершины» муз. А.Рубинштейна, сл. Гёте
(перевод М.Ю.Лермонтова)
б) «Қаранғы тұнде тау қалғып» муз. и сл. Абая.
Беседа с учениками:
- В каком ладу звучат песни? (1- в мажоре,2- в миноре)
- Каковы особенности этих песен, есть ли у них что-либо общее, или они совершенно
разные?(они разные, т.к. в первой слышны интонации русской песенности, а во второй-
казахской; но в них и много общего: задушевность, мелодичность, неторопливый темп)
- Что вам нарисовало ваше воображение, когда вы слушали песни?(величие гор, их
красота).
Слово учителя:
А сейчас мы познакомимся наверное с самой популярной песней Абая, которая является
вершиной творчества композитора. И известна она не только в Казахстане, но и во многих странах мира – эта песня «Көзімнің қарасы»(Ты зрачок глаз моих); эту песню Абай посвятил своей любимой девушке Токжан, с которой он был разлучён, т.к. её выдали замуж, а 15 летнего Абая женили на другой по велению его жестокого отца, но любовь к Токжан Абай пронёс через всю свою жизнь. В этой песне он воспевает красоту девушки, говорит о том, что ни один человек не останется равнодушным увидев её.
Сейчас мы услышим «Қөзімнің қарасы» в исполнении знаменитого казахстанского певца Алибека Днишева.
5) Звучит «Қөзімнің қарасы» Абая в исполнении А.Днишева.
Слово учителя:
Такую песню мог написать человек, который очень любил жизнь во всех её проявлениях.
А сейчас откройте учебник на странице 57 и приступим к разучиванию 1 куплета этой песни.
6) Разучивание 1 куплета песни «Қөзімнің қарасы» Абая.
Слово учителя:
Абай Кунанбаев прожил долгую, полную горестей жизнь(он прожил 59 лет). Ему довелось пережить двух своих самых талантливых и горячо любимых сыновей- Абиша и Магавьи, которые так же, как и их отец, стремились своей деятельностью принести большую пользу своему народу. Эти удары судьбы, а также постоянную травлю завистливых степных правителей, которые не могли смириться с растущей популярностью поэта, Абай пережить не смог. Он умер, но весь прогрессивный мир хранит память о нём. Во многих городах мира, не говоря уже о Казахстане, установлены памятники этому великому композитору, поэту, мыслителю и просветителю – в Москве (Россия), в Берлине (Германия), в Дели (Индия), в Каире (Египет) и др.
А сейчас мы мысленно из Казахстана перенесёмся в старинный красивый австрийский город Зальцбург, расположенный на живописном берегу реки Зальцах, где в 1756 году родился великий композитор Вольфганг Амадей Моцарт. Ему так же как и Абаю при рождении было дано другое имя – Иоганн Хризостом Вольфганг Теофиль Моцарт. А родные звали его просто – Вольфганг или Амадей (Амадей - означает возлюбленный богом). Детство Моцарта было необычным: уже в 4 года он мог повторить за своей старшей сестрой Анной-Марией, тоже одарённой музыкантшей, маленькие пьесы, моментально их запоминая. В 4 года он уже сочиняет свои первые произведения. Вот что пишет в своём письме к сестре Вольфганга Амадея друг семьи Моцартов музыкант Шахтнер, вспоминая детство композитора: «Однажды в четверг, после службы, я шёл с господином папа к вам домой; мы застали четырёхлетнего Вольфгангерля, когда он возился с пером.
Папа: Что ты делаешь?
Вольфганг: Концерт для клавира, первая часть скоро будет готова.
Папа: Дай посмотреть.
Вольфганг: Ещё не готово.
Папа: Позволь посмотреть, ну и хорош, должно быть, концерт.
Папа отнял у него и показал мне пачкотню из нот, которые по большей части были написаны поверх размазанных чернилами клякс (маленький Вольфгангерль по неразумению всякий раз окунал перо в чернильницу до дна, поэтому, как только он подносил перо к бумаге, у него обязательно получалась клякса, но он был уже наготове,
решительно проводил поверх ладонью и размазывал всё, а затем снова продолжал писать по этому); сначала мы засмеялись над этой очевидной галиматьёй, но тут папа обратил внимание на главное, на ноты, на композицию, он долгое время оставался неподвижным и рассматривал лист, наконец из его глаз полились слёзы изумления и радости. «Смотрите, господин Шахтнер,- сказал он, - как всё сочинено верно и по правилам, только это нельзя использовать, ибо сие столь исключительно трудно, что ни один человек не был бы в состоянии сыграть оное». Вольфгангерль вмешался: «Потому что это – концерт, нужно упражняться до тех пор, пока не получится, смотрите, это должно идти так!». Он заиграл, но сумел показать ровно столько, чтобы мы могли узнать, чего он хотел. Он имел тогда представление о том, как играют концерт, и всё равно сие было чудом».
К шести годам маленький музыкант уже играл настолько хорошо, что мог исполнять очень сложные произведения. Родителям не приходилось упрашивать сына сесть за инструмент, наоборот, они уговаривали его прекратить занятия, чтобы он не переутомился. Моцарт прекрасно играл на скрипке, органе и клавесине.
В 6 лет отец повёз маленького Амадея в путешествие по городам Европы с целью показать всему миру своего гениального сына. Поездка продолжалась 3 года. Везде музыканта встречали с восхищением и восторгом. Но многие сомневались, что столь молодому музыканту, исполняющему такие сложные произведения, всего 6 лет.
И вот однажды на одном из концертов Моцарт увидел выбежавшую кошку, он тут же бросил играть, выскочил из-за клавесина и кинулся её догонять. Тут уж ни у кого не оставалось сомнений в том, что перед ними действительно маленький мальчик, готовый поиграть и позабавиться как любой ребёнок.
А сейчас мы с вами исполним песню Моцарта на слова Овербека «Тоска по весне»
Исполнение песни В.А.Моцарта «Тоска по весне» на слова Овербека.
Беседа с учениками:
- Какова главная мысль песни? (все времена года по-своему хороши)
- А можно ли сказать, что в этой песне так же, как и у Абая, прослеживается тема
жизнелюбия? (да, тот человек, который любит природу в любое время года – любит
жизнь)
Слово учителя:
За всю свою жизнь Моцарт написал около 700 различных произведений. Одно из известных своих произведений «Рондо в турецком стиле» из сонаты a dur Моцарт написал в то время, когда в Европе появился и стал популярен новый инструмент- большой барабан, изобретённый в Турции. Запомните: рондо- это музыкальная форма, в которой основная тема звучит несколько раз, чередуясь с другими темами. Основная тема называется – рефрен. Сейчас мы с вами прослушаем «Рондо в турецком стиле», а вы обратите внимание – сколько в нём частей?
Прослушать «Рондо в турецком стиле» В.А.Моцарта.
Беседа с учениками:
- Итак, сколько же частей в произведении? (3 части с припевом, припев придаёт
произведению черты рондо).
- Что композитор хотел нам показать в этом произведении («изобразить» звучание
турецкого барабана на фортепьяно).
- Что можно сказать о характере всей пьесы? (танцевальная, праздничная, весёлая)
Слово учителя:
Почти обо всей музыке Моцарта можно сказать, что она солнечная, праздничная, жизнерадостная. И хотя самому композитору жилось очень нелегко, всю жизнь он бедствовал, иногда у его семьи не было денег даже на обед, т.к. богатые вельможи или директора театров, которые заказывали у него музыку, очень мало за неё платили, а иногда вообще забывали за неё заплатить. Но всем своим творчеством композитор нёс радость людям и музыкой как бы хотел сказать им: «Радуйтесь жизни, радуйтесь каждому лучику солнца, каждой травинке, каждому дуновению ветерка – ведь жизнь так прекрасна!»
И только одно произведение Моцарта невозможно слушать без слёз – это «Реквием». Как-то раз к Моцарту пришёл человек, одетый во всё чёрное, не захотевший назвать своё имя, и заказал ему «Реквием» (реквием – это хоровое произведение траурного характера, исполняющееся в церкви в память умершего). Как потом выяснилось, это был слуга одного графа. Граф хотел исполнить произведение по случаю смерти жены, выдав его за своё собственное сочинение. Таинственные обстоятельства такого заказа сильно поразили воображение уже больного в то время композитора. Его жена Констанца заметила, что во время работы над «Реквиемом» у Моцарта резко ухудшилось здоровье. Моцарт не мог отделаться от мысли, что «Реквием» он пишет для собственных похорон… И действительно, Моцарт не успел дописать это произведение, его дописывали друзья и ученики. Сейчас прозвучит самая короткая, но самая прекрасная часть «Реквиема». Она называется латинским словом «Лакримоза», что означает «слёзы» (хор поёт: «это день слёз»).
Прослушать «Лакримоза» из «Реквиема» В.А Моцарта.
Слово учителя:
Умер Моцарт очень рано – в 35 лет, но за свою недолгую жизнь он успел столько вложить в свою музыку! Быть может вы слышали, существует такое понятие: «эффект Моцарта». Дело в том, что музыка Моцарта обладает «чудодейственными» свойствами; можно сказать, что воздействие любой классической музыки на человека загадочно. Но наука уже доказала, что музыка Моцарта благотворно воздействует на мозг человека: она усиливает мозговую активность, повышает математические способности, под музыку Моцарта быстрее идёт усвоение чужого языка. Музыка оказывает и лечебное действие, в качестве примера можно привести знаменитого французского актёра Жерара Депардье.
Депардье очень сильно заикался и из-за этого плохо говорил. Так вот доктор посоветовал ему каждый день по 2 часа слушать оперу Моцарта «Волшебная флейта», и через некоторое время Депардье совершенно исцелился от своей болезни. Я вам тоже советую почаще слушать дома классическую музыку и особенно музыку Моцарта.
И в заключение урока давайте ещё раз повнимательнее вглядимся в портреты Абая и Моцарта – смотрите, с какой теплотой светятся их глаза, какая доброта сквозит в каждой чёрточке их лица. Глядя на их лица, мы можем с уверенностью сказать, что природа не могла их наделить другой внешностью, т.к. люди, написавшие такие добрые, светлые, жизнелюбивые произведения, должны выглядеть именно так! И несмотря на то, что эти композиторы жили в разных частях света, в разных эпохах, их сближает тематика их произведений – жизнелюбие.
Прошли уже многие годы после смерти двух прекрасных композиторов, но интерес к их творчеству не угас. И сколько бы ещё не прошло десятилетий и даже веков, у человечества не исчезнет желание возвращаться к произведениям двух гениев Абая и Моцарта. Потому что в каждом из своих произведений они оставили частичку своей души. И как верно сказал поэт и критик Фёдор Глинка(брат М.И.Глинки):
Следы исчезнут поколений,
Но жив талант, бессмертен гений!
Крепковская С.А, учитель музыки
Новомихайловской средней школы, Мамлютского района