Тематическое планирование урока музыки « Балетное искусство Казахстана»
Тематическое планирование урока музыки « Балетное искусство Казахстана»
Я посвятила свою жизнь профессии учитель. Для меня это не просто работа, а любимое дело. Вот уже 28 лет я каждый день вижу глаза своих любимых учеников, от них я заряжаюсь позитивной энергией и добрым настроем к окружающему миру. С удовольствием уделяю свободное время на совершенствование знаний о своем предмете.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование урока музыки « Балетное искусство Казахстана»»
Тема урока: «Европейское искусство классического танца. Балет» 5 класс
Цель урока: формирование целостного представления у школьников о балете; углубить знания учащихся об истории развития и формирования балета как самостоятельного вида искусства.
Задачи урока:
Повысить компетентность школьников в вопросах музыкального искусства.
Пробудить желание у ребёнка к постоянному общению с музыкой, как одной из составляющих духовной культуры человечества.
Развивать навыки импровизации и творчества.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование урока:
Компьютер и экран
Музыкальный инструмент баян
Слайды, отображающие фрагменты балета
Музыкальный материал:
Курмангазы Кюй «Сары Арка»
Курмангазы Кюй «Балбыраун»
Таттимбет Кюй «Сылқылдақ»
Ыхлас Кюй «Қасқыр»
Даулеткерей Кюй «Көроғлы»
Д. Нурпеисова Кюй «Бұлбұл»
Ход урока
1. Организационный момент
Вход детей в класс. Построение класса, приветствие, постановка целей и задач
Учитель: Дорогие ребята. Сегодня мы с вами познакомимся с историей развития одного из красивейших жанров музыки – балетом. Но прежде мне хочется у вас спросить : «Что такое музыка» ( Ответы детей)
Учитель: Совершенно верно. Мы с вами с первого класса знаем легенду о птице – музыке , которая , пролетая над землёй осыпала землю своими разноцветными пёрышками и одаривала людей различными талантами. А в своём дворце она творила волшебство, объединяя различные виды искусств и создавая чудесные музыкальные произведения. И я думаю, что хорошим началом нашего урока будет песня, которая так и называется «Птица – музыка», авторами которой являются М. Пляцковский и Е. Ботяров.
Учитель: Дорогие ребята. Мы с вами знаем, что музыка бывает народной и профессиональной, т.е. композиторской . На прошлом уроке мы с вами познакомились с казахской народной инструментальной музыкой. Давайте повторим пройденный материал и вспомним …
Как называется инструментальная пьеса , исполняемая казахскими народными инструментами :домбра, кобыз , сыбызғы? ( Кюй)
Как называют создателей и исполнителей кюев ? (Кюйши)
Какие стили исполнения инструментальной музыки существуют? (Токпе, шертпе).
А теперь назовите мне представителей казахской инструментальной музыки.(Ответы детей)
Ребята, мы знаем, что каждый из них создал множество кюев, и мы СС этими произведениями знакомы. Я хочу вам предложить сейчас музыкальную викторину, чтобы вы прослушали и вспомнили эти произведения.
Музыкальная викторина ( 5 минут)
Учитель: На экране написаны известные композиторы-кюйши, а напротив – названия кюев. Вам необходимо соединить стрелками , какое произведение кому принадлежит
Курмангазы Кюй «Сары Арка»
Таттимбет Кюй «Сылқылдақ»
Ыхлас Кюй «Қасқыр»
Даулеткерей Кюй «Көроғлы»
Д. Нурпеисова Кюй «Бұлбұл»
Курмангазы Кюй «Балбыраун»
3. Изложение нового материала.( Лекция учителя сопровождается презентацией).
Учитель: Изучая инструментальную музыку, мы с вами вспоминали, какие ещё жанры есть в музыке, Давайте мы их повторим. (Дети отвечают.)
Основные жанры музыки:
Вокальный жанр (песни , романс)
Инструментальный жанр
Симфонический жанр
Оперный жанр
Балетный жанр
Учитель: Ну вот мы с вами и подошли к новой теме. И разговор мы с вами поведём о балетном жанре или просто о балете.
Ребята, а может быть кто – нибудь из вас знает, что такое балет?( Ответы учащихся)
Учитель: Балет – это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица танцую и через мимику, жесты и танец передают содержание. Родина балета – Италия. Балету около 500 лет.Об этом свидетельсвуют рисунки известных художников того времени.
Термин «балет» появился в XVI веке (от итальянского balletto — танцевать). Но означал он тогда не спектакль, а лишь танцевальный эпизод, передающий определенное настроение. Такие «балеты» состояли обычно из мало связанных между собой «выходов» персонажей — чаще всего героев греческих мифов. После таких «выходов» начинался общий танец — «большой балет» соединяюший в себе музыку , декорации , пантомиму , поэзию , драму и даже танцы на лошадях.
В них поначалу участвовали короли и придворные особы, а спектакли почти не отличались от дворцовых представлений. Танцевали уже упоминавшиеся медленные менуэты, гавоты и паваны. Маски, тяжелые платья и туфли на высоких каблуках мешали женщинам выполнять сложные движения. Поэтому мужские танцы отличались тогда большей грациозностью и изяществом.
Во второй половине XVI века , заимствованный из Италии, во Франции расцветает придворный балет как пышное торжественное зрелище, благодаря королеве Екатерине Медичи.
В Россию балет проникает и начинает распространяться при Петре I в нач. XVIII в.
Постепенно в балетном искусстве сложились строгие правила и традиции. И коснулись они прежде всего одежды.Вскоре под влиянием моды женский балетный костюм стал значительно легче и свободнее, под ним угадывались линии тела. Танцовщицы отказались от обуви на каблуке, заменив ее на легкие бескаблучные туфельки. Менее громоздким стал и мужской костюм. Каждое новшество делало танцы осмысленнее, а танцевальную технику — выше.
С того времени костюмы танцоров придерживаются строгой традиции : короткая пышная юбка балерины называется “пачка” . Мужчины и женщины одевают трико . Обувь у балерин - пуанты , у мужчин - мягкая балетная обувь .
Пуанты позволяли балерине танцевать на пальцах , что делало ее выступление более грациозным и легким .
Обучение движениям в классическом балете – позиции для ног, рук и кистей рук ведётся на французском языке. Во всех балетных школах мира обучение начинается с 9 лет. Шаг в балете называется “па”.
Драматургия балета делится на действие и картины .
Ведущая танцовщица называется прима -балерина .
Исполнитель мужской партии танцор или артист .
В основе каждого балета лежит какая- либо история, но танцующие не говорят ни слова. Они «показывают» её с помощью мимики( жестов) и танца. Сюжет в балете называется «либретто».
Над спектаклем работает целый коллектив: сценарист, композитор, хореограф, костюмер и др. А кроме главных героев в спектакле участвуют ещё целая группа танцоров - кордебалет или ансамбль.
В балете, также как и в опере есть ряд отдельных музыкальных номеров, исполняемых главными героями. Особенно красиво и грациозно исполняется дуэтный танец главных героев и называется он «па - де-де»
За всю историю развития балета многими композиторами были созданы настоящие шедевры балетного искусства .Среди них:
«Жизель» ( А.Адан)
«Лебединое озеро» (П.И.Чайковский)
«Щелкунчик» (П.И.Чайковский)
«Спящая красавица» (П.И.Чайковский)
«Раймонда» (И.Глазунов)
«Ромео и Джульетта» (С.Прокофьев)
«Спартак» (А.Хачатурян)
Современный балет стал более совершенным в Х Х веке. Движения артистов стали более свободными, раскованными, с элементами импровизации. Выдающимися балеринами ХХ века являются Айседора Дункан,Галина Уланова , Анна Павлова , Майя Плисецкая